Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:35, дипломная работа
Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким образом, можно выделить элементы организационной культуры. Организационная культура включает в себя ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы-то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности организации они разделяют. Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.
Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».
Задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной культуры
- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере
- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре
- изучить технология проектирования в социальной культуре
- рассмотреть опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма
- разработать проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»
Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретико-методологические аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6
1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной культуры…………..….6
1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16
II. Проектная деятельность по формированию корпоративной культуры………………………………………………………………………...35
2.1. Сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре…………………………………………………………………………..35
2.2. Технология проектирования в социальной культуре………………….....60
2.3. Опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма…….84
III. Проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98
Завершение……………………………………………………………………120
Список используемой литературы…………………………………………126
Глоссарий ………………………………………………………………………….
В процессе разработки программы очень важно найти оптимальное соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, т.е. материальную и духовную среду обитания человека, условие его развития и самореализации. Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции). Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.
С другой стороны, культура
(культурная деятельность) является условием
и средством решения проблем
и задач, находящихся в других
плоскостях социального и индивидуального
бытия. Проекты такого типа в качестве
своей конечной цели предполагают оптимизацию
процессов жизнедеятельности (человека,
социальной группы, региона и т.д.),
а культура выступает в качестве
средства, условия такой оптимизации.
Например, создание условий для возрождения
и развития народных ремесел и
промыслов может частично решить
проблему занятости. Художественное объединение
может стать средством решения
социально-психологических
Приоритетные
области проектирования - это наиболее значимые в социальном
и личностном плане сферы социально-культурной
жизни (и соответствующие им виды деятельности),
характеризующиеся максимальной концентрацией
проблем и обладающие возможностями и
ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.
Выявление приоритетных направлений проектирования
осуществляется, преимущественно, путем
анализа ситуации, характеризующей совокупность
обстоятельств и условий функционирования
общества в целом и локальной ситуации,
фиксирующей социальные, социально-демографические
и социально-культурные проблемы конкретной
территориально-
Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”.
Проблемная ситуация в
данном случае имеет четко выраженного
социально-культурного субъекта - носителя
определенного рода проблем, которому
и адресуется проект. Ее границы
фиксируют территориальную, социально-демографическую,
этническую, профессиональную или возрастную
общность, которая переживает определенное
неблагополучие в экономической, политической,
образовательной или социально-
В процессе проектирования
необходимо учесть основные параметры,
характеризующие специфику
- проблемы, носителем которых является данная общность;
- социально-культурные
- знания, умения и навыки,
которыми владеют члены
- ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть: 32
1. Органы принятия решений
в сфере культуры, чьи функции
связаны с обеспечением
2. Государственные и
3. Общественность, группирующаяся
вокруг конкретных программ, проектов,
для которой участие в их
реализации является способом
культурного наполнения жизни,
служит объединяющим и
Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:
- для сохранения жизнеспособных
ценностей и явлений культуры
прошлого, характерных для всех
составляющих социокультурной
- освоения и активного
использования в актуальном
Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:
- выявление, поощрение
и тиражирование лучших идей
и технологий оптимального
- освоение эффективных
с позиции социальной и
- оснащение находящегося
в проблемной ситуации
Технология социокультурного
проектирования предполагает определенную
мировоззренческую установку
В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:
Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
Во втором типе проектов
доминирующей задачей является экспорт
собственных культурных образцов (ценностей,
норм, технологий) в “чужой” культурный
контекст, который благодаря этому
модифицируется, “искусственно” преобразуется.
Примером такого рода проектной практики
могут служить современные
В культурологической и социально-педагогической
литературе все многообразие индивидуальной
и социальной активности в сфере
культуры характеризуется категорией
"социально-культурная деятельность",
которая обозначает как различные
феномены социальной и культурной жизни,
так и специальные технологии.
В этой связи необходимо более
четко представить себе ту реальность,
которая должна стать предметом
практической деятельности (и прежде
всего - проектирования) для широкого
спектра профессий социально-
Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.