Корпоративная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким образом, можно выделить элементы организационной культуры. Организационная культура включает в себя ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы-то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности организации они разделяют. Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.
Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».
Задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной культуры
- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере
- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре
- изучить технология проектирования в социальной культуре
- рассмотреть опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма
- разработать проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретико-методологические аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6
1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной культуры…………..….6
1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16
II. Проектная деятельность по формированию корпоративной культуры………………………………………………………………………...35
2.1. Сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре…………………………………………………………………………..35
2.2. Технология проектирования в социальной культуре………………….....60
2.3. Опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма…….84
III. Проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98
Завершение……………………………………………………………………120
Список используемой литературы…………………………………………126
Глоссарий ………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

даша ПЕРЕ.docx

— 241.74 Кб (Скачать)
ify;text-indent:35pt;line-height:18pt">б) категорий населения  и социальных групп, которым будет  адресован проект.

В процессе разработки программы  очень важно найти оптимальное  соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к  культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, т.е. материальную и духовную среду обитания человека, условие  его развития и самореализации. Проектное  мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции). Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем  и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального  бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию  процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения  и развития народных ремесел и  промыслов может частично решить проблему занятости. Художественное объединение  может стать средством решения  социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия. Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

Приоритетные  области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”.

Проблемная ситуация в  данном случае имеет четко выраженного  социально-культурного субъекта - носителя определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы  фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой  общности:

- проблемы, носителем которых  является данная общность;

- социально-культурные особенности  (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное  взаимодействие в общности;

- знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности  и которые могут быть использованы  в качестве средства разрешения  проблемной ситуации;

- ресурсы, потенциально  доступные членам общности и  которые можно задействовать  в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу  целевому блоку предполагаемую систему  действий, состоит в выявлении  необходимых для решения задач  ресурсов (средств), определении методов  достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации  усилий субъектов, задействованных  в процессе реализации проекта.

Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия  служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они  фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые  для реализации целей и задач  каждого этапа.

Практические мероприятия  могут быть направлены непосредственно  на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления  проекта. Например, в содержании проекта  предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и  задачами проекта, но необходимые для  его финансового обеспечения (благотворительные  вечера, аукционы, платные услуги и  т.д.), формирования благоприятного общественного  мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции  и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения  могут планироваться опросы общественного  мнения.

В рамках конкретного проекта  содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками  учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально  владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта  используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

Кроме специалистов, владеющих  технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и  реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть: 32

1. Органы принятия решений  в сфере культуры, чьи функции  связаны с обеспечением разработки  программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией. 

2. Государственные и негосударственные  учреждения и организации, научные  и экспертные советы, способные  взять на себя ответственность  за разработку, научное обоснование,  квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив  с точки зрения целесообразности  их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).

3. Общественность, группирующаяся  вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их  реализации является способом  культурного наполнения жизни,  служит объединяющим и социализирующим  фактором.

Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые  представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение  инновационных элементов.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство  культуры обеспечивается созданием  условий, необходимых:

- для сохранения жизнеспособных  ценностей и явлений культуры  прошлого, характерных для всех  составляющих социокультурной среды.

- освоения и активного  использования в актуальном пространстве  жизнедеятельности культурного  наследия (элементов предметной  среды прошлого, жизнеспособных  традиционных нравов, обычаев, ритуалов  и т.д.).

Целенаправленная поддержка  культурных инноваций в рамках проекта  предполагает:

- выявление, поощрение  и тиражирование лучших идей  и технологий оптимального существования  в сегодняшней социокультурной  ситуации;

- освоение эффективных  с позиции социальной и личностной  значимости новых форм ролевых  и неформальных связей между  людьми, способов эффективного межличностного  взаимодействия;

- оснащение находящегося  в проблемной ситуации человека  современными знаниями из различных  областей науки, позволяющими  ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение  по отношению к объекту проектной  деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих  от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия - как с  точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции  проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая  становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит  в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного  ареала региона - объекта внедрения  проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт  собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культурный контекст, который благодаря этому  модифицируется, “искусственно” преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии  сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния “чужой” культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере  культуры характеризуется категорией "социально-культурная деятельность", которая обозначает как различные  феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи необходимо более  четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом  практической деятельности (и прежде всего - проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как  относительно автономные друг от друга  реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Информация о работе Корпоративная культура