Корпоративная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким образом, можно выделить элементы организационной культуры. Организационная культура включает в себя ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы-то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности организации они разделяют. Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.
Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».
Задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной культуры
- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере
- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре
- изучить технология проектирования в социальной культуре
- рассмотреть опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма
- разработать проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретико-методологические аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6
1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной культуры…………..….6
1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16
II. Проектная деятельность по формированию корпоративной культуры………………………………………………………………………...35
2.1. Сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре…………………………………………………………………………..35
2.2. Технология проектирования в социальной культуре………………….....60
2.3. Опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма…….84
III. Проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98
Завершение……………………………………………………………………120
Список используемой литературы…………………………………………126
Глоссарий ………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

даша ПЕРЕ.docx

— 241.74 Кб (Скачать)

Традиционно этот уровень  рассматривался чуть ли не единственным, особенно в методологии и технологии региональной культурной политики. Сегодня его ресурсы во многом исчерпаны - как в силу значительного ухудшения материальной базы культуры (и отсутствия перспектив ее улучшения в обозримом будущем), так и в связи с новым видением возможностей, функций, и задач инфраструктуры в контексте целевой ориентации как федеральных, так и региональных культурных программ.

Культурная инфраструктура представлена конкретной номенклатурой  предприятий, учреждений и организаций. Поэтому здесь возможны нормативы, подлежащие планированию и соответствующему проектному обеспечению. Проектные решения в сфере развития инфраструктуры могут включать: 33

- совершенствование и  переориентацию деятельности традиционных  отраслевых учреждений в соответствии  с сегодняшними задачами культурной  политики;

- создание новых типов  учреждений и институтов, способствующих  решению задач культурного развития  территории (например, проекты центров  традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-культурных центров  и т.п.).

Учитывая, что культурная инфраструктура – это важнейший  элемент социально-культурной среды  обитания человека, в качестве критериев  определения нормативов ее развития необходимо рассматривать соответствие культурной инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и этнокультурной структуре населения; а также  меру доступности объектов инфраструктуры основным социальным группам и категориям населения.

Проектные решения в сфере  развития инфраструктуры (как самостоятельные, так и в рамках культурной программы) могут включать:

- Создание социально-педагогических  и культурных центров, сочетающих  досуговые, воспитательные и трудовые  функции; 

- Инициирование и поддержка  учреждений, способствующих снятию  социальной напряженности (политклубов, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров и т.п.).

- Создание специализированных  центров местной культуры –  народных музеев, музеев частных  коллекций, домашних библиотек,  выставок и др.

- Реставрация нежилого  фонда, пригодного для организации  культурно-досуговых учреждений  или их филиалов (в том числе  и путем привлечения населения к достройке и дооборудованию помещений и территорий, пригодных для создания различного рода культурно-досуговых центров).

Стратегическая цель этих проектных мероприятий – обеспечить реальный доступ к культурным ценностям  всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать  реальностью альтернативность социально-культурных программ.

В качестве самостоятельного направления проектной деятельности по отношению к инфраструктуре можно  рассматривать развитие индустрии  досуга, что требует другого рода проектных решений и соответствующих  мероприятий (в частности, насыщение  рынка товарами спортивно-культурного  назначения, оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг; строительство  аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров; создание условий для качественной организации  культурного досуга на различных  уровнях: квартира – жилой дом  – двор – микрорайон – район  – город, что в итоге даст каждому  жителю возможность широкого выбора форм, видов и содержания проведения свободного времени в зависимости  от интересов, физического состояния, материальных возможностей и т.д.).

На всех уровнях проектирования развития культурной инфраструктуры основной целью здесь является создание условий, стимулирующих культурную деятельность индивидов, социальных категорий и  групп населения, приведение культурной инфраструктуры в нормативное и  функционально-содержательное соответствие тем новым задачам, которые возникают  сегодня в связи с наиболее острыми социальными и личностными  проблемами. От способности учреждений культуры и досуга хотя бы частично решить эти проблемы зависит социальное самочувствие человека, его “оседлость”. Развитие инфраструктуры в данном случае выступает в качестве условия  и средства совершенствования социально-культурной жизни.

Для решения сугубо прикладных задач социально-культурного проектирования мы вводим еще один уровень - территориальный, при котором конкретный регион (территория) рассматривается как многоуровневая среда существования и развития культуры и одновременно как объект культурной политики и проектирования.34

Понятие регион в данном случае употребляется в нескольких значениях. Прежде всего - как административная единица (и это естественно, ибо  социально-культурная программа должна иметь субъекта ответственности - вполне определенную государственную структуру, несущую ответственность за ее реализацию). Но для реализации средового подхода  в проектировании (подробно его суть будет раскрыта в главе, посвященной  технологии анализа ситуации) нужны  другие характеристики региональности, ибо административное деление не всегда соответствует реальной регионализации. Дополнительными (а в содержательном плане - основными) составляющими региональности являются:

- Ландшафтно-экологическая  локализованность жизнедеятельности человека, имеющая пространственно-временную, материальную и энергетическую выраженность.

- Архитектурно-планировочная  (или пространственно-предметная) среда  проживания человека - рукотворная  часть человеческого окружения. 

- Социально-инфраструктурную  составляющую региональности следует понимать как совокупность структурно и функционально взаимосвязанных сфер и форм жизнедеятельности: место проживания и труда, системы обслуживания, досуга, массовой информации (это так называемая первичная социокультурная среда обитания человека).

- Этнокультурная составляющая  региональности выражается в многообразии населяющих конкретную территорию этнических групп.

- Существенной характеристикой  региона является его историко-культурный  потенциал.

Все составляющие региона  взаимозависимы, взаимосвязаны - человек, его культура, характер жизнедеятельности  неразрывно связаны со средой обитания, ее природным и историко-культурным содержанием.

Социокультурное проектирование - это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Поэтому чрезвычайно важны некие исходные положения, которые определяют общие ориентиры и мировоззренческие рамки проектной деятельности.

Социально-культурный проект представляет собой целевой блок, который реализуется через систему  практических мероприятий. В основе генерирования идеи проекта и  разработки условий и способов его  воплощения лежит система принципов, т.е. основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих  оснований и наиболее общих нормативов проектной деятельности.

К числу ведущих принципов  социокультурного проектирования относятся:

1. Принцип “критического  порога модификации”, предполагающий  учет границ и возможностей  управляемости объекта проектирования (который одновременно является  субъектом самоорганизации и  саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такой модификации.

В основе этого мировоззренческого принципа лежит синергетическая  идея, определяющая возможности и  пределы вмешательства в функционирование социально-культурных систем: всякая сложноорганизованная система потенциально содержит в  себе некое множество путей развития, отвечающих ее природе. Следовательно, вмешательство в систему ограничивается возможным спектром ее развития - сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, не вытекающие из внутренней логики самой системы. Главное - понять собственные тенденции и механизмы саморазвития системы и способствовать их раскрытию. Хаос выступает механизмом самоорганизации и самодостраивания структуры системы, обеспечивая баланс ее сохранения и изменения. Выход из хаоса можно ускорить путем резонансного возбуждения желаемых и реализуемых в данной системе структур.

Следовательно, смысл проектирования заключается не в жестком управлении культурными процессами или развитии культуры в смысле отрасли, инфраструктуры, но в поддержке самоорганизующейся социально-культурной среды, для которой  культура есть имманентный, универсальный  и пронизывающий ее компонент.

Данный принцип можно  рассматривать как стратегическую задачу региональных культурных программ, смысл которых заключается в  создании системы условий, оптимизирующих процессы саморазвития и самоорганизации  всех субъектов социально-культурной жизни территории.

2. Принцип оптимизации  “зоны ближайшего развития”  личности - социокультурной среды  ее обитания.

Как уже отмечалось, ведущая  целевая ориентация проектирования заключается в разработке условий, способствующих саморазвитию социально-культурного  субъекта (личности, общности, общества в целом) посредством решения  или предупреждения проблем, характеризующих  неблагоприятные обстоятельства его  жизнедеятельности. В этой связи  существенным аспектом содержательной части проекта является оптимизация  непосредственной среды обитания человека, создание избыточных социальных условий, стимулирующих личностное развитие. Известно, что богатство индивидуальности определяется наличием множества своеобразных социокультурных ниш, которые служат формой востребования личностного  потенциала. И это вполне закономерно, ибо лишь творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом, гарантирует “приращение” и накопление культурных ценностей, их сохранение и развитие.35

Теоретической основой данного  принципа служит культурно-историческая концепция развития личности как  опосредованного общением процесса освоения и присвоения индивидом  ценностей культуры. В рамках культурно-исторической концепции развития личности, богатство  индивидуальности определяется и обеспечивается влиянием исторически развивающейся  культуры; успешность социализации и  индивидуализации личности задается ее социально-культурным контекстом, а  в качестве объекта оптимизации  данных процессов рассматривается  зона ближайшего развития - социально-культурная среда как ведущее пространство обитания человека, условие формирования и реализации его потенциалов.

В этой связи чрезвычайно  актуальной задачей проектирования является оптимизация зоны ближайшего развития, которую следует рассматривать  как жизненно важное для полноценного развития личности культурное пространство - “вместилище” специфического культурного  содержания: сложившихся формы общения, духовных ценностей, семиотики и  семантики архитектуры, значимых событий, символов. Культурная среда - это “дом” повседневного обитания человека. Она многомерна и динамична, пульсирует и дышит, как живой организм. В этом пространстве сильны восходящие и нисходящие токи и энергетические импульсы. Оно может выполнять как собирательную функцию, так и рассеивающую, уменьшая степень притяжения между субъектами, его составляющими. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в другое измерение - духовный мир личности, образ жизни человека. Смысловые и символические составляющие культурного пространства неизбежно играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство семейной близости, родственности составляющих его людей, мотивируют поведение людей в широком спектре - “от преданной любви до безразличия, от искреннего почитания до надругательства, от благолепия до варварства”.

Информация о работе Корпоративная культура