Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:35, дипломная работа
Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким образом, можно выделить элементы организационной культуры. Организационная культура включает в себя ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы-то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности организации они разделяют. Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.
Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».
Задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной культуры
- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере
- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре
- изучить технология проектирования в социальной культуре
- рассмотреть опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма
- разработать проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»
Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретико-методологические аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6
1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной культуры…………..….6
1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16
II. Проектная деятельность по формированию корпоративной культуры………………………………………………………………………...35
2.1. Сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре…………………………………………………………………………..35
2.2. Технология проектирования в социальной культуре………………….....60
2.3. Опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма…….84
III. Проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98
Завершение……………………………………………………………………120
Список используемой литературы…………………………………………126
Глоссарий ………………………………………………………………………….
Социум как явление, предмет
анализа и объект проектирования
можно представить в виде базисных
социальных субъектов (социальных групп,
организаций, институтов), которые являются
универсальными, типичными и устойчивыми
общественными образованиями, а
также процессов "социальной механики",
т.е. социальных взаимодействий, отношений.
Исходными характеристиками при
анализе социологической
Культура как результат
представляет собой совокупность традиций,
норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых
систем, характерных для социальной
общности (в широком смысле этого
слова - включая этнос, нацию, общество)
и выполняющих функции
“Социальное" и
"культурное" растворены друг
в друге, ибо в любом
Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:
Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего "национального мира". Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность - это активность смысло- и ценностно-ориентированная.
Учитывая условность обозначенных
выше оппозиций, их преимущественно
теоретико-познавательный характер, попробуем,
с одной стороны, найти то общее,
что связывает эти понятия-
Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории "деятельность"; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию "социального", ибо культура как процесс "живет" в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура "застывает" в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная деятельность".
Отношение понятий, составляющих
категорию "социально-культурная деятельность",
носит характер взаимодополняемости,
что позволяет отнести ее к
разряду таких
В качестве субъектов культурной
деятельности можно рассматривать
личность, социальную группу или общность,
регион, общество, человечество в целом.
Каждый из этих уровней можно характеризовать
преимущественно в контексте
социологической или
Таблица 2.
Социальные и культурные аспекты.
Социальный аспект |
Культурологический аспект |
1.Личность как носитель |
1.Личность как носитель “ |
2.Социальная общность (объединение, организация, движение), как социальный институт, субъект социальных отношений. |
2.Социальная общность как |
3.Регион как |
3.Регион как совокупность |
4.Общество как сложная |
4.Общество (нация) как носитель
духовной целостности и |
5.Человечество как |
5.Человечество как совокупность национальных кульур. |
На каждом уровне развитие и функционирование субъекта подчиняется своим закономерностям. Однако их автономность относительна - закономерности различных уровней взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Субъект более сложной организации "снимает" специфику предыдущего уровня, который становится элементом нового системного образования. Так, например, личностные различия пренебрегаются при анализе социально-культурных и этнокультурных групп и общностей, региона как целостного культурного образования. Типичность и специфичность этнических и социальных общностей, а также территориальная индивидуальность "снимается" в национальной культуре, которая складывается из этих элементов, но является по сути надиндивидуальным (и надэтническим) образованием, живущим по своим законам, не сводимым к закономерностям функционирования составляющих ее личностей, этносов, регионов. С другой стороны, качественное изменение элементов любого из уровней воздействует на состояние всей системы "культура - социум".
Технология разработки социально-культурных проектов и программ предполагает предварительное определение границ проектирования - так же как и при строительстве канала его границы одновременно являются и условиями его существования - если их нет, теряется и смысл канала.
В своих феноменологических проявлениях культура не имеет четко очерченных в пространстве и во времени границ. Поэтому начнем с общего определения понятия культура, чтобы затем вычленить ту ее часть, которую можно и нужно рассматривать в качестве объекта проектирования.
Суть культуры проясняет
ее понимание как специфической
формы концентрации идеально-духовной
энергии человека и человечества,
особого качественного “
Рассмотрим эти грани и срезы культуры в контексте задач проектирования.
1. Культура как процесс
(и качество) человеческой деятельности.
На этом уровне культура
Сущность культурной деятельности
заключается в ее “улучшающем”
характере всех составляющих человеческого
бытия. В процессе культурной деятельности
человек стремится к
Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и “планку” культурной деятельности в целом. Вот почему эта категория используется и для обозначения особой сферы духовного производства (высшей, совершенной и этом смысле наиболее “культурной”), и для указания на качество культурной деятельности, на “технику” приближения к идеалу: искусство риторики, общения, любви, искусство демократии, свободы и т.д.
Особенностью культуры как процесса человеческой деятельности заключается в том, что культура здесь ответственна не столько за что, сколько за как. В этой связи следует отметить, что процесс культурной деятельности, характеризуемый, в основном, его технологическими качествами, может быть безразличным в ее результатам. Можно довести до высочайшей культуры технологию обмана (искусство мошенника), уничтожения человека (например, восточные техники в руках преступника). Даже само искусство, обеспокоенное проблемой как, превращает форму в самоцель и становится безразличным к своему содержанию (искусство для искусства). Эта тенденция отчетливо обнаруживается в ХХ веке, который демонстрирует нам переакцентировку всей продуктивной практики общества с вопроса что на вопрос как. Результатом и свидетельством такой переакцентировки можно считать появление авангардизма, формалистических направлений искусства (кубизма, футуризма, абстракционизма, экспрессионизма и др.). Поэтому смысловую, содержательную сторону культурной деятельности задают другие уровни (или срезы) культуры, и прежде всего ее духовно-нравственные основания.
Естественное и свободное развитие неинституциональных пластов культуры (прежде всего, самодеятельного движения во всех его разновидностях и модификациях, свобода культурного самоопределения личности, социальных групп) – это ведущий условие саморегуляции и саморазвития культуры в целом. Исторический опыт показывает, что авторитарные монологические модели культуры непреложно обнаруживали тенденцию к стагнации, регрессу, превращению культуры в один из придатков тоталитарного государства.
Многообразие