Корпоративная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким образом, можно выделить элементы организационной культуры. Организационная культура включает в себя ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы-то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности организации они разделяют. Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.
Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».
Задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной культуры
- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере
- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре
- изучить технология проектирования в социальной культуре
- рассмотреть опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма
- разработать проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретико-методологические аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6
1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной культуры…………..….6
1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16
II. Проектная деятельность по формированию корпоративной культуры………………………………………………………………………...35
2.1. Сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре…………………………………………………………………………..35
2.2. Технология проектирования в социальной культуре………………….....60
2.3. Опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма…….84
III. Проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98
Завершение……………………………………………………………………120
Список используемой литературы…………………………………………126
Глоссарий ………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

даша ПЕРЕ.docx

— 241.74 Кб (Скачать)

      Полная идентификация специалиста социально-культурной деятельности с организацией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации социально-культурной деятельности становятся индивидуальными ценностями специалиста, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем специалист продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости от того, находится ли он в рамках данной организации социально-культурной сферы или трудиться в другом месте. Более того, такой сотрудник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании.

 

 

II. Проектная деятельность  по формированию корпоративной  культуры

2.1. Сущность и  основные принципы проектирования  в  социальной культуре

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими  методами целенаправленных социокультурных  изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный  и диагностический подходы, характерные  для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется  нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над  диагнозом ситуации и реальной оценкой  имеющихся ресурсов, поэтому общая  стратегия программы оказывается  слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации. 28

Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное  образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

- создание условий для  развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных  сферах его жизнедеятельности  путем оптимизации его связей  с социокультурной средой, разрешения  или минимизации проблем, характеризующих  неблагоприятные обстоятельства  его жизнедеятельности, активизации  совместной деятельности людей  по поддержанию культурной среды  в пригодном для жизни состоянии,  ее конструктивному изменению  собственными усилиями;

- обеспечения благоприятных  условий для саморазвития культурной  жизни посредством стимулирования  механизмов самоорганизации, осмысленного  сочетания и поддержки исторически  сформировавшихся и новых социокультурных  технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

- анализ ситуации, т.е.  всесторонняя диагностика проблем  и четкое определением их источника и характера;

- поиск и разработка  вариантов решений рассматриваемой  проблемы (на индивидуальном и  социальном уровнях) с учетом  имеющихся ресурсов и оценка  возможных последствий реализации  каждого из вариантов;

- выбор наиболее оптимального  решения (т.е. социально приемлемых  и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые  изменения в объектной области  проектирования) и его проектное  оформление;

- разработка организационных  форм внедрения проекта в социальную  практику и условий, обеспечивающих  реализацию проекта в материально-техническом,  финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив. 29

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть  программы, представляющая собой форму  конкретизации и содержательного  наполнения приоритетных направлений  развития социокультурной жизни  территории;

б) как самостоятельный  вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект - это как бы локальная  программа, ориентированная на преодоление  или профилактику различного рода проблем  путем содержательных и структурных  изменений в социокультурной  среде и в основных сферах жизнедеятельности  личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации  его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне  способов их разрешения, проекты могут  быть типовыми и уникальными. Если типовые  воспроизводимы в других ситуациях  с небольшой корректировкой в  соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и  объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

Важнейшим структурным элементом  технологии проектирования является исследовательская  деятельность, поскольку именно проектировщик  должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или  иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности  личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

Причем, исследовательская  процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей  с помощью социологического исследования или контент-анализа прессы. Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое  проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они как бы подлежат искусственному расчленению и последующей “сборке” в целевой и содержательной части проекта.

Таблица 1.

Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом.

Проблематизация

Целеполагание

Инструментализация

Проблемы

Цели

Задачи

Методы (мероприятия и содержание деятельности

Форма организации

исполнителей и аудитории

Ресурсы (средства)

Развертывающаяся система действий

 

Таким образом, проблематизации, целеполагание и инструментализация (т.е. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структура и алгоритм проектной деятельности.

Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления  наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и  должен быть ориентирован проект. В  качестве единицы анализа могут  выступать:30

1. Ситуация, характеризующая  совокупность обстоятельств и  условий функционирования общества  в целом; 

2. Локальная ситуация, радиус  которой совпадает с той или  иной территориально-административной  единицей (регион, город, район, поселение);

3. Ситуация, обусловленная  вполне конкретными обстоятельствами  и условиями жизнедеятельности  определенной социальной категории  или группы населения. Специфика  этого уровня функционирования  социокультурного субъекта фиксируется  понятием “жизненная ситуация”,  которая рассматривается как  своеобразная теоретическая конструкция,  позволяющая высветить взаимосвязь  социальных и индивидуальных  факторов, детерминирующих деятельность  и поведение людей в проблемной  ситуации.

Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта  или программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства  регионов России, решаются в рамках Федеральных программ. Специфические  региональные проблемы актуализируют  программы соответствующего радиуса  действия. Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой  установкой локальных проектов.

Целевое обоснование проекта  или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе: 31

а) приоритетных сфер (или  областей) проектирования;

Информация о работе Корпоративная культура