Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:48, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.
Глава I
1.1 Распространение буддизма в Бурятии....................................................9 стр.
1.2 Формирование института хамбо-лам………………………………….14 стр.
Глава II
2.1 Санагинский (Булакский) дацан как центр распространения
буддизма в Закамне…………………………………………………………23 стр.
2.2 Структура и культовая специализация
храмового комплекса Санагинского (Булакского) дацана ……………....30 стр.
2.3 Санагинский дацан в начале XX века………………………………...33 стр.
2.4 История возрождения Санагинского дацана…………………………38 стр.
Глава III…………………………………………………………………….41 стр.
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованной литературы…………………………………....
Примечание……………………………………………………………….....
Приложения…………………………………………………………………
Необходимо отметить, что в проникновении и распространении буддизма в Закамне решающую роль сыграл Санагинский дацан, который считался в верхнем приходе Бурятии вторым крупным после Тамчинского (Хамбинского) дацана. Здесь в отдельные периоды религиозную службу несли 900 – 920 лам.
В 1867 году освящен новый Шойрын (Чойро) дуган (18 х 24 метров), где ламы, уже получившие звание гэбши, стали получать высшее образование, и становились габжи и аграмба.
Согчин дуган (24 х 24 метров), который был освящен в 1882 году, в народе прозвали Саган дасан (Белый дацан).
Жyд Джуд) дуган. В нем проводились хуралы жуд.
Диваажанай дуган. В этом дугане читались молитвы по усопшим. Стены дугана были расписаны сценами из загробной жизни, когда после смерти человека душа блуждает в поисках своего нового рождения.
Номой дуган (8 х 8 метров) – книгохранилище. На пятиярусных полках бережно хранились такие философские сутры, как “Ганжуур”, “Данжуур”, которые печатались с включением “девяти драгоценностей” (на медных, бронзовых пластинах текст наносился золотом, серебром, украшался драгоценными камнями) и в обычном исполнении. Было много книг по родословной, истории, собраний произведений фольклора, переводная литература и т. д.
Майдари дуган (6 х 6 метров), где проводились молебны в честь грядущего Будды. При дугане был амбар, где хранились статуи Майдари, искусно сделанные Конь и Слон (“Майдариин шальдяахан” - повозки с установленными божницами: одна с “Конем”, другая со “Слоном”. Изначально Майдари возили на “Коне”, а когда дацан достиг вершины своего развития, стали возить на “Слоне”), на которых вокруг дацана возили Майдари.
В Мамбын дугане (двухэтажный, 12 х 12 метров) прием вели эмчи – ламы – лекари.
Дуйнхор дуган (18 х 18 метров) имел свой цам – мистерию, которую показывали летом. Цам пользовался огромной популярностью среди населения.
Цанид дуган (16 х 16 метров). В этом дугане ламы вели философские диспуты.
Мааниин дуган - восьмистенное здание находилось в предгорье северной уулы (горы) дацана. В дугане красовалась большая бронзовая статуя Арьяа – Балы (Авалокитешвары), каждый день читались, мани.
Линхын дуган – летний дуган находился в местности Зyyн Буха к востоку от дацана. Здесь читались молитвы, когда проводились летние тайлаганы, праздники, Сурхарбаан.
В предгорьях северной уулы были воздвигнуты семь субурганов – ступ Бурхан багши, еще два остались недостроенными.
Таким образом, анализ материалов по истории возникновения и развития Санагинского дацана Даша – Пунцоглинг показывает, что, несмотря на изменения, обусловленные временной и территориальной протяженностью, глубинные основы не исчезли бесследно.
Немаловажной
для меня является задача не только
познавательно –
БИБЛИОГРАФИЯ
Примечания
1. Палласом П-С. Путешествие по различным провинциям Российского государства. – СПб., 1773-1778. – Т.III, кн. 1, с. 135.
2. Дашиев Д.Б. Ксилографическое книгопечатание в Забайкалье // 250-летие официального признания буддизма в России. Материалы научной конференции. – Улан-Удэ, 1991; Гармаева Х.Ж. О первоначальной истории книгопечатания в бурятских дацанах // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. – Улан-Удэ, 2002; Сазыкин А.Г. Раннепечатные бурятские ксилографированные издания в собраниях монгольского фонда Института востоковедения АН СССР // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. X. 1987.
3. Жуковская Н.Л. К вопросе о награде, полученной Дамба Даржа Заяевым от императрицы Екатерины II // Мир буддийской культуры.- Чита, 2001; Чимитдоржиев Ш.Б., Пурбуева Ц.П. Дамба-Даржа Заяев – первый бандидо-хамбо лама бурятских дацанов // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1995.
4. Буддизм. 1992. №1
5. Буряадай туухэ бэшэгууд. –Улан-Удэ. 1995.
6. Румянцев А. Интервью писателя //Правда Бурятии. 1990. – 22 февраля.
7. Чимитдоржиев Ш. Б. Востоковедные исследования в Бурятии //Народы Азии и Африки. – 1980. №2.
8. Ламаизм в Бурятии в XVIII – нач. XX вв. Новосиб., 1983 – с. 142
9. Гармаев Б. Ш., Доржиев Б. Ш. Захааминай дасангууд //Ажалай туг.- 1993.- 19 марта.
10. Там же. – с. 31.
11. Там же – с. 142.
12. Бабуев С. Санагын дасан //Знамя труда. – 1991.- 20 июня.
13. Доржиев Б. Закаменские дацаны //Знамя труда. 1990. – 9 января
Информация о работе История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид