История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:48, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.

Содержание

Глава I
1.1 Распространение буддизма в Бурятии....................................................9 стр.
1.2 Формирование института хамбо-лам………………………………….14 стр.
Глава II
2.1 Санагинский (Булакский) дацан как центр распространения
буддизма в Закамне…………………………………………………………23 стр.
2.2 Структура и культовая специализация
храмового комплекса Санагинского (Булакского) дацана ……………....30 стр.
2.3 Санагинский дацан в начале XX века………………………………...33 стр.
2.4 История возрождения Санагинского дацана…………………………38 стр.
Глава III…………………………………………………………………….41 стр.
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованной литературы…………………………………....
Примечание……………………………………………………………….....
Приложения…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Максара ПРАВКА.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Необходимо  отметить, что в проникновении  и распространении  буддизма в Закамне решающую роль сыграл Санагинский дацан, который считался в верхнем приходе Бурятии вторым крупным после Тамчинского (Хамбинского) дацана. Здесь в отдельные периоды религиозную службу несли  900 – 920 лам.

     В 1867 году освящен новый Шойрын (Чойро) дуган (18 х 24 метров), где ламы, уже получившие звание гэбши, стали получать высшее образование, и становились габжи и аграмба.

       Согчин дуган (24 х 24 метров), который был освящен в 1882 году, в народе прозвали Саган дасан (Белый дацан).

     Жyд Джуд) дуган. В нем проводились хуралы жуд.

     Диваажанай  дуган. В этом дугане читались молитвы по усопшим. Стены дугана были расписаны сценами из  загробной жизни, когда после смерти человека душа блуждает в поисках своего нового рождения.

     Номой дуган (8 х 8 метров) – книгохранилище. На пятиярусных полках бережно хранились такие философские сутры, как “Ганжуур”, “Данжуур”, которые печатались с включением “девяти драгоценностей” (на медных, бронзовых пластинах текст наносился золотом, серебром, украшался драгоценными камнями) и в обычном исполнении. Было много книг по родословной, истории, собраний произведений фольклора, переводная литература и т. д.

     Майдари дуган  (6 х 6 метров), где проводились молебны в честь грядущего Будды. При дугане был амбар, где хранились статуи Майдари, искусно сделанные Конь и Слон (“Майдариин шальдяахан” - повозки с установленными божницами: одна с “Конем”, другая со “Слоном”. Изначально  Майдари возили на “Коне”, а когда дацан достиг вершины своего развития, стали возить на “Слоне”), на которых вокруг дацана возили Майдари.

     В Мамбын дугане  (двухэтажный, 12 х 12 метров) прием вели эмчи – ламы – лекари.

     Дуйнхор дуган (18 х 18 метров) имел свой цам – мистерию, которую показывали летом. Цам пользовался огромной популярностью среди населения.

     Цанид дуган (16 х 16 метров). В этом дугане ламы вели философские диспуты.

     Мааниин дуган -  восьмистенное здание находилось в предгорье северной уулы (горы) дацана. В дугане красовалась большая бронзовая статуя Арьяа – Балы (Авалокитешвары), каждый день читались, мани.

     Линхын  дуганлетний дуган  находился в местности Зyyн Буха к востоку от дацана. Здесь читались молитвы, когда проводились летние тайлаганы, праздники, Сурхарбаан.

     В предгорьях северной уулы были воздвигнуты  семь субурганов – ступ Бурхан багши, еще два остались недостроенными.

              Таким образом, анализ материалов по истории возникновения и развития Санагинского дацана Даша – Пунцоглинг показывает, что, несмотря на изменения, обусловленные временной и территориальной протяженностью, глубинные основы не исчезли бесследно.

     Немаловажной  для меня является задача не только познавательно – просветительного характера, но и помощь, а практическом осмыслении традиций, обрядов бурят  молодежью и всеми, кого интересует эта тема.  И  надеюсь, что в какой-то мере работой внесу свою ленту  в это благородное и нужное дело.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЯ 

     
  1.   Бабуев С.Д. Из родословных Закаменских бурят. Закаменск, 1993.
  2. Бабуев С. – Санагын дасан // Знамя труда, 1991. – 20 июня.
  3. Багданов М. Н. – Очерки истории Бурят – монгольского народа. Верхнеудинск, 1926.
  4. Батын З.Б. Эволюция строительства дацанов у бурят. Л., 1969.
  5. Болхоев Д. – Цанага // Знамя труда, 1977. – 7 ноября.
  6. Галданова Г. Р. Закаменские буряты: историко-этнографические очерки (вторая половина XIX –первая половина XXвв.). Новосиб, 1993.
  7. Гармаев Б. Ш. Доржиев Б. Ш.- Захааминай дасангууд. //Ажалай туг, 1993. – 19 марта.
  8. Герасимова К. М. – Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства. Улан-Удэ, 1964.
  9. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. – Улан-Удэ, 1957.
  10. Гончиков М. – Санагын дасан арабнайлагдаа //Ажалай туг, 1991. – 20 октября.
  11. Дамдин Ш – Алтан дэвтэр. Улан – Батор, 1959.
  12. Доржиев Б. Ш. Закамна. Исторический очерк. – Улан-Удэ, 1993.
  13. Доржиев Б. Из истории Закамны //Знамя труда. Закаменск,1989.-28 дек.
  14. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII- нач. XIX вв. Новосибирск, 1974.
  15. Кудрявцев Ф.А.  История бурят-монгольского народа от XVII в. до 60-х гг. XIX в.: Очерки. М.-Л., 1940.
  16. Ламаизм в Бурятии  в 18 нач. 20 в. Новосиб, 1983.
  17. Митыпова Г.С. Ацагатский дацан. История, события и люди. Улан-Удэ, 1995.
  18. Мурашкин В.П. Система проведения хуралов в бурятско-монгольской традиции // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.
  19. Очиров Б., Очирова Ц-Х. Некоторые материалы, касающиеся жизни и деятельности первого бурятского хамбо-ламы Д-Д. Заяева. Улан-Удэ, 2000.
  20. Паллас П-С. Путешествие по различным провинциям Российского государства. СПб., 1773.
  21. Позднеев А.М.. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Улан-Удэ, 2000.
  22. Пубаев Р. Е. Буддологические исследования в Бурятии. Улан – Удэ, 1982.
  23. Ринчино Л. Л. О роли буддизма в этнокультурной истории бурят-монголов. Улан- Удэ, 1991.
  24. Санжитов С. Преображенное село Санага Закаменского района //Знамя труда. Закаменск, 1982 – 6 июля.
  25. Субанов Ц. Закамна раньше и теперь //Знамя труда. Закаменск,1965-7 ноября.
  26. Тиваненко А. Закаменский район //Правда Бурятии,  1991. 12 ноября.
  27. Традиции новации духовной жизни общества. М, 1986.
  28. Турунов А. Прошлое бурят-монгольской народности: Популярный историко-этнологический  очерк.- Иркутск, 1922.
  29. Урзабаев Д. Новь Санагинской долины //Знамя труда. Закаменск, 1972 - 28 ноября.
  30. Ухтомский Э. Из области ламаизма. К походу англичан в Тибет. СПб., 1904.
  31. Цыбенов Б. Д. Распространение буддизма в Бурятии. Улан-Удэ, 2000.
  32. Цыремпилов В. Б. Распространение буддизма в Монголии. Улан-Удэ, 1991.
  33. Чимитдоржиев Ш.Б. Была ли цивилизация у бурят? Улан-Удэ, 1996.
  34. Чимитдоржиев Ш. Б. Востоковедные исследования //Развитие науки в Бурятии. Улан-Удэ, 1989.
  35. Чимитдоржин Г.Г. Иволгинский дацан: история, события, люди Улан-Удэ, 2001.
  36. Чимитдоржин, 2004 Чимитдоржин Г.Г. Введение // Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандито Хамбо лам. 1764-2004 гг.  Улан-Удэ, 2004.
  37. Шагдуров Д. Подвижники веры из Санаги, //Правда Бурятии. 1997. 23 января.
  38. Шойдорова Я. О восстановлении буддийского дацана в селе Санага, Закаменского района.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Примечания

     1. Палласом П-С. Путешествие по различным провинциям Российского государства. – СПб., 1773-1778. – Т.III, кн. 1, с. 135.

     2. Дашиев Д.Б. Ксилографическое книгопечатание в Забайкалье // 250-летие официального признания буддизма в России. Материалы научной конференции. – Улан-Удэ, 1991; Гармаева Х.Ж. О первоначальной истории книгопечатания в бурятских дацанах // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. – Улан-Удэ, 2002; Сазыкин А.Г. Раннепечатные бурятские ксилографированные издания в собраниях монгольского фонда Института востоковедения АН СССР // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. X. 1987.

     3. Жуковская Н.Л. К вопросе о награде, полученной Дамба Даржа Заяевым от императрицы Екатерины II // Мир буддийской культуры.- Чита, 2001; Чимитдоржиев Ш.Б., Пурбуева Ц.П. Дамба-Даржа Заяев – первый бандидо-хамбо лама бурятских дацанов // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1995.

     4. Буддизм. 1992. №1

     5.  Буряадай туухэ бэшэгууд. –Улан-Удэ. 1995.

     6.  Румянцев А. Интервью писателя //Правда Бурятии. 1990. – 22 февраля.

     7. Чимитдоржиев Ш. Б. Востоковедные исследования в Бурятии //Народы Азии и Африки. – 1980. №2.

     8.  Ламаизм в Бурятии в XVIII – нач. XX вв. Новосиб., 1983 – с. 142

     9. Гармаев Б. Ш., Доржиев Б. Ш. Захааминай дасангууд //Ажалай туг.- 1993.- 19 марта.

     10.  Там же. – с. 31.

     11.  Там же – с. 142.

     12.  Бабуев С. Санагын дасан //Знамя труда. – 1991.- 20 июня.

     13. Доржиев Б. Закаменские дацаны //Знамя труда. 1990. – 9 января

Информация о работе История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид