История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:48, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.

Содержание

Глава I
1.1 Распространение буддизма в Бурятии....................................................9 стр.
1.2 Формирование института хамбо-лам………………………………….14 стр.
Глава II
2.1 Санагинский (Булакский) дацан как центр распространения
буддизма в Закамне…………………………………………………………23 стр.
2.2 Структура и культовая специализация
храмового комплекса Санагинского (Булакского) дацана ……………....30 стр.
2.3 Санагинский дацан в начале XX века………………………………...33 стр.
2.4 История возрождения Санагинского дацана…………………………38 стр.
Глава III…………………………………………………………………….41 стр.
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованной литературы…………………………………....
Примечание……………………………………………………………….....
Приложения…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Максара ПРАВКА.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО ВОСТОЧНО - СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

     Кафедра теории и истории  НХК 
 
 
 
 
 
 
 
 

История возникновения и становления Санагинского(Булакского) дацана Даша-Пунцоглинг хиид 

     Дипломный проект 
 
 
 
 

                                                     Выполнил: студент 5 курса ФК 653 гр. о/о

                                                               

    Научный руководитель: к.и.н. Неманова Э.А. 
 
 
 

Улан-Удэ

2006г.

     Содержание 

  Введение…………………………………………………………………...3 стр. 

Глава I

1.1 Распространение буддизма в Бурятии....................................................9 стр. 

1.2 Формирование института хамбо-лам………………………………….14 стр. 

Глава II

2.1 Санагинский (Булакский) дацан как центр распространения

буддизма  в Закамне…………………………………………………………23 стр. 

2.2 Структура и культовая специализация

храмового комплекса Санагинского (Булакского) дацана ……………....30 стр. 

2.3 Санагинский   дацан в начале XX века………………………………...33 стр. 

2.4  История  возрождения Санагинского дацана…………………………38 стр. 

Глава III…………………………………………………………………….41 стр. 

Заключение………………………………………………………………..…  

Список  использованной литературы………………………………….... 

Примечание………………………………………………………………..... 

Приложения………………………………………………………………… 

     ЗАМЕЧАНИЯ –

  1. Поработать над второй главой, подумай над структурой,
  2. Почему нет ссылок на приложение (в котором должны быть фото и рисунки) в обяз.
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность исследования данной темы  обусловлена растущим интересом мирового сообщества к буддизму и возведению исторически сложившихся культовых сооружений: храмов, монастырей. В самобытной национальной культуре Бурятии, связанной с буддийской религией, остается много неизученных явлений, несмотря на многолетние системные исследования различных сторон бурятского ламаизма. В связи с этим становятся актуальными исследования, восполняющие историю развития и становления памятников буддийского зодчества в разных регионах расселения.  

     С 90-х годов XX  века в России начался процесс «национально-культурного возрождения», в данном контексте республика Бурятия привлекает внимание восстановлением буддийских святынь, реставрационными работами и строительством новых храмов. Актуальность исследования обусловлена потребностью современного общества в закреплении духовных традиций и передаче их новому поколению. Дацаны, являясь кладом духовной культуры, имеют огромное значение в процессе укрепления моральных норм и ценностей. Духовная, культурная деятельность человека – весьма многогранный процесс, охватывающий широкий круг различных проблем. Она касается развития просвещения народного творчества, культурно-просветительной работы. В том числе и деятельность духовных организаций. 

     Представляется  актуальным исследование роли и значения Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг Закаменского района, как официального  центра в развитии духовной жизни бурятского общества.

     Актуальность  работы заключается также в необходимости  исследовательской реконструкции  полной истории формирования буддийской культуры Бурятии, сохранения адекватной базы ее интеллектуального содержания, использования объективных ценностей наследия в современной культурной жизни народа.

     Историография и степень изученности  темы.

     Бурятский буддизм как объект исследования имеет весьма обширную библиографию, существуют многочисленные исследования историков, этнографов, религиоведов, философов, филологов и других специалистов. Литература по дореволюционной истории буддийской церкви в Бурятии незначительна.

     Существующая  литература по этому вопросу представляет собой в основном журнальные и газетные статьи. Кроме специальных журнальных и газетных статей высказывания о буддизме разбросаны в записках современников - путешественников, ученых, писателей, политических ссыльных, общественных деятелей и т. п.

     Эти отрывочные сведения в совокупности всех материалов имеют большую ценность, но в целом они не дают общей картины по истории буддизма и его историко-культурном значении в жизни бурятского населения для научного исследования.

     В связи с деятельностью Российской Академии Наук проводятся научные исследования на территории Восточной Сибири; один из первых сведений о бурятских юртовых-храмах и дацанах – бурятских буддийских монастырей приводятся академиком П-С. Палласом [Паллас, 1773, с. 135]. Этнографический материал личных фондов Г.-Д. Нацова, Б.Жигмидона, собранный в начале XX века, содержит описание буддийских храмов, а также предметов культа и проведение обрядов1. Следующая работа по буддийским монастырям выходит только в 1963 году [Ленхобоев, Герасимова, 1963, с. 147]. Авторами Г.Ленхобоевым и К.М. Герасимовой приводятся имена народных бурятских мастеров, этапы возведения бурятских храмов.

     Что касается вопросов истории буддизма в Бурятии, то в 1970-е гг. появляется ряд изданий, которые дают в целом  положительную оценку научно-просветительской деятельности буддийского духовенства в Бурятии. Так, “Очерки истории культуры Бурятии”. (Т. 2. Улан-Удэ, 1974) являющиеся совместным трудом российских ученых и ученых Бурятии, внесли весомый вклад в исследование истории и культуры родного края.

     В работе В. Б. Цыбикжапова “Ламаизм в  Бурятии (опыт этно-социологического анализа)” (Л., 1978).

     Появляются  общетеоретические труды по истории, истории буддистского искусства  и философии буддизма: С.А. Токарева “Ранние формы религии” (М., 1964), Ю.А. Левады “Социальная природа религии” (М., 1964). К.М. Герасимовой “Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций” (Улан-Удэ, 1971).

     В 80-е годы выходит ряд статей и  монографий Л.Г. Минерта, представляющая фундаментальное исследование бурятских буддийских храмов [Соктоева, 1988, с. 200].

     На  рубеже 1980-90 гг. в связи с изменением общественно-политической ситуации в  стране,  сопровождающейся процессами возрастания интереса к духовному  наследию своего народа и возрождения  утраченных культурных ценностей, в отечественной историографии, в частности, в историографии по буддизму начинается новый этап. Появляются исследования, в которых дается объективная оценка деятельности буддийской церкви, ее драматической истории.

     В работах 90-х годов XX века можно отметить исследование Г.Г. Чимитдоржин «Иволгинский дацан: история, события, люди» [Чимтдоржин, 2001, с. 150]. 

     Появляются работы, посвященные изучению отдельных дацанов на территории России. Это книги и статьи А. И. Андреева “Буддийская святыня Петрограда” (Улан-Удэ, 1992),

     В 1992 г. вышла из печати работа Л.Л. Абаевой  «Культ гор и буддизм в Бурятии.

     Вопросам  дацанского книгопечатания посвящены  отдельные публикации Д.Б. Дашиева, Х.Ж. Гармаевой, А.Г. Сазыкина2

     Популярное  вероучение бурятского буддизма по тибетским и монгольским текстам исследовал Д. Б. Дашиев в диссертационной работе  “Бурятская дидактическая литература: проблемы жанрового состава” (Улан-Удэ, 1997).

     Жизни и деятельности первого бурятского Пандидо-хамбо-ламы уделено внимание в статьях Н.Л. Жуковской, Ш.Б. Чимитдоржиева и Ц.П. Пурбуевой3.

     В 1992 г. коллектив авторов: Л.Л. Абаева, В.П. Андреев, Э.П. Бахаев и др., под  общей редакцией Н.Л. Жуковской  опубликовал словарь “Буддизм” (М., 1992). в котором наряду с основными  понятиями, категориями и явлениями буддизма приведены краткие статьи о наиболее крупных монастырях бурят, основные современные религиозные направления, праздники и обряды.

     В статьях Ш. Б. Чимитдоржиева, Г. Р. Галдановой, А. В. Дамдинова из сборника “Бурятский буддизм: история и идеология” (Улан-Удэ, 1997) освещаются некоторые аспекты истории буддизма в Бурятии, такие как его проникновение, функционирование, взаимодействие с местной традицией и русской культурой.

     В 1999 году вышла из печати работа Г.Л. Санжиева и Е.Г. Санжиевой «Бурятия: История (XVII – XIX вв.)» (Улан-Удэ, 1999), в которой изложена история общественно-политического, социально-экономического, культурного, демографического развития Бурятии и ее народов за рассматриваемые три столетия. Специальная глава посвящена распространению буддизма в Бурятии.

     Таким образом, в 90-е гг. наметилась тенденция  более глубокого и всестороннего  изучения истории буддизма в России.

     Уровень современных исследований требует  привлечения дополнительного круга  источников - новых архивных сведений, современной научной интерпретации опубликованных и неопубликованных материалов и исследований из других отраслей знания (архитектуры, живописи, книжного дела, психологии и социологии, языкознания).

     Таким образом, представляются весьма актуальными вопросы углубленного изучения истории буддийских монастырей Бурятии и их роли в общественной жизни бурят.

     Цель работы. Целью настоящей работы является комплексное исследование  истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.

     Исходя  из поставленной цели, нами определены следующие задачи исследования:

  • изучение истории распространения буддизма в Забайкалье;
  • характеристика деятельности духовенства Санагинского дацана;
  • освещение роли дацанов Закаменского района в духовной и общественно-политической жизни населения Бурятии;
  • выявление и реконструкция былого архитектурного облика храмового комплекса Санагинского дацана;

     Объектом  исследования данной работы является Санагинский дацан Даша – Пунцоглинг хиид Закаменского района Республики Бурятия.

     Предмет исследования: Предметом исследования определена история формирования храмового комплекса Санагинского  дацана, деятельность его духовенства и роль в распространении и утверждении ламаизма в Забайкалье как официального  центра буддийской церкви Бурятии, а также существующие обряды, верования которые связаны с историей дацана.

     Методы  исследования: При анализе проблем, связанных с особенностями распространения и укрепления ламаизма в Забайкалье, применялась совокупность методов, в числе которых основными были следующие:

  • исторический метод, который позволяет рассматривать изучаемые явления в развитии;
  • сравнительно-исторический метод как разновидность исторического, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в историческом развитии Санагинского дацана и роли его духовенства в общей структуре бурятской буддийской церкви;
  • метод работы с архивными источниками, принятый в современном источниковедении: отбор, систематизация, комплексный анализ и сравнение имеющих непосредственное либо косвенное отношение к теме исследования материалов;

     Источниковая  база исследования. Большой блок составили фундаментальные работы по истории и философии буддизма: А.М. Позднеева, Н.К., Г.Ц. Цыбикова, К.М. Герасимовой. 

Информация о работе История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид