Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:48, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.
Глава I
1.1 Распространение буддизма в Бурятии....................................................9 стр.
1.2 Формирование института хамбо-лам………………………………….14 стр.
Глава II
2.1 Санагинский (Булакский) дацан как центр распространения
буддизма в Закамне…………………………………………………………23 стр.
2.2 Структура и культовая специализация
храмового комплекса Санагинского (Булакского) дацана ……………....30 стр.
2.3 Санагинский дацан в начале XX века………………………………...33 стр.
2.4 История возрождения Санагинского дацана…………………………38 стр.
Глава III…………………………………………………………………….41 стр.
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованной литературы…………………………………....
Примечание……………………………………………………………….....
Приложения…………………………………………………………………
ФГОУ ВПО ВОСТОЧНО - СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кафедра
теории и истории
НХК
История
возникновения и становления
Санагинского(Булакского)
дацана Даша-Пунцоглинг
хиид
Дипломный
проект
Выполнил: студент 5 курса ФК 653 гр. о/о
Научный руководитель:
к.и.н. Неманова Э.А.
Улан-Удэ
2006г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I
1.1 Распространение
буддизма в Бурятии.......................
1.2 Формирование
института хамбо-лам………………………………….14
стр.
Глава II
2.1 Санагинский (Булакский) дацан как центр распространения
буддизма
в Закамне………………………………………………………
2.2 Структура и культовая специализация
храмового
комплекса Санагинского (Булакского)
дацана ……………....30 стр.
2.3 Санагинский
дацан в начале XX века………………………………...33
стр.
2.4 История
возрождения Санагинского дацана…………………………38
стр.
Глава
III…………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………....
Примечание……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ЗАМЕЧАНИЯ –
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы обусловлена растущим интересом мирового сообщества к буддизму и возведению исторически сложившихся культовых сооружений: храмов, монастырей. В самобытной национальной культуре Бурятии, связанной с буддийской религией, остается много неизученных явлений, несмотря на многолетние системные исследования различных сторон бурятского ламаизма. В связи с этим становятся актуальными исследования, восполняющие историю развития и становления памятников буддийского зодчества в разных регионах расселения.
С 90-х годов XX века в России начался процесс «национально-культурного возрождения», в данном контексте республика Бурятия привлекает внимание восстановлением буддийских святынь, реставрационными работами и строительством новых храмов. Актуальность исследования обусловлена потребностью современного общества в закреплении духовных традиций и передаче их новому поколению. Дацаны, являясь кладом духовной культуры, имеют огромное значение в процессе укрепления моральных норм и ценностей. Духовная, культурная деятельность человека – весьма многогранный процесс, охватывающий широкий круг различных проблем. Она касается развития просвещения народного творчества, культурно-просветительной работы. В том числе и деятельность духовных организаций.
Представляется актуальным исследование роли и значения Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг Закаменского района, как официального центра в развитии духовной жизни бурятского общества.
Актуальность
работы заключается также в
Историография и степень изученности темы.
Бурятский буддизм как объект исследования имеет весьма обширную библиографию, существуют многочисленные исследования историков, этнографов, религиоведов, философов, филологов и других специалистов. Литература по дореволюционной истории буддийской церкви в Бурятии незначительна.
Существующая литература по этому вопросу представляет собой в основном журнальные и газетные статьи. Кроме специальных журнальных и газетных статей высказывания о буддизме разбросаны в записках современников - путешественников, ученых, писателей, политических ссыльных, общественных деятелей и т. п.
Эти отрывочные сведения в совокупности всех материалов имеют большую ценность, но в целом они не дают общей картины по истории буддизма и его историко-культурном значении в жизни бурятского населения для научного исследования.
В
связи с деятельностью
Что касается вопросов истории буддизма в Бурятии, то в 1970-е гг. появляется ряд изданий, которые дают в целом положительную оценку научно-просветительской деятельности буддийского духовенства в Бурятии. Так, “Очерки истории культуры Бурятии”. (Т. 2. Улан-Удэ, 1974) являющиеся совместным трудом российских ученых и ученых Бурятии, внесли весомый вклад в исследование истории и культуры родного края.
В работе В. Б. Цыбикжапова “Ламаизм в Бурятии (опыт этно-социологического анализа)” (Л., 1978).
Появляются общетеоретические труды по истории, истории буддистского искусства и философии буддизма: С.А. Токарева “Ранние формы религии” (М., 1964), Ю.А. Левады “Социальная природа религии” (М., 1964). К.М. Герасимовой “Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций” (Улан-Удэ, 1971).
В 80-е годы выходит ряд статей и монографий Л.Г. Минерта, представляющая фундаментальное исследование бурятских буддийских храмов [Соктоева, 1988, с. 200].
На рубеже 1980-90 гг. в связи с изменением общественно-политической ситуации в стране, сопровождающейся процессами возрастания интереса к духовному наследию своего народа и возрождения утраченных культурных ценностей, в отечественной историографии, в частности, в историографии по буддизму начинается новый этап. Появляются исследования, в которых дается объективная оценка деятельности буддийской церкви, ее драматической истории.
В работах 90-х годов XX века можно отметить исследование Г.Г. Чимитдоржин «Иволгинский дацан: история, события, люди» [Чимтдоржин, 2001, с. 150].
Появляются работы, посвященные изучению отдельных дацанов на территории России. Это книги и статьи А. И. Андреева “Буддийская святыня Петрограда” (Улан-Удэ, 1992),
В 1992 г. вышла из печати работа Л.Л. Абаевой «Культ гор и буддизм в Бурятии.
Вопросам дацанского книгопечатания посвящены отдельные публикации Д.Б. Дашиева, Х.Ж. Гармаевой, А.Г. Сазыкина2
Популярное вероучение бурятского буддизма по тибетским и монгольским текстам исследовал Д. Б. Дашиев в диссертационной работе “Бурятская дидактическая литература: проблемы жанрового состава” (Улан-Удэ, 1997).
Жизни и деятельности первого бурятского Пандидо-хамбо-ламы уделено внимание в статьях Н.Л. Жуковской, Ш.Б. Чимитдоржиева и Ц.П. Пурбуевой3.
В 1992 г. коллектив авторов: Л.Л. Абаева, В.П. Андреев, Э.П. Бахаев и др., под общей редакцией Н.Л. Жуковской опубликовал словарь “Буддизм” (М., 1992). в котором наряду с основными понятиями, категориями и явлениями буддизма приведены краткие статьи о наиболее крупных монастырях бурят, основные современные религиозные направления, праздники и обряды.
В статьях Ш. Б. Чимитдоржиева, Г. Р. Галдановой, А. В. Дамдинова из сборника “Бурятский буддизм: история и идеология” (Улан-Удэ, 1997) освещаются некоторые аспекты истории буддизма в Бурятии, такие как его проникновение, функционирование, взаимодействие с местной традицией и русской культурой.
В 1999 году вышла из печати работа Г.Л. Санжиева и Е.Г. Санжиевой «Бурятия: История (XVII – XIX вв.)» (Улан-Удэ, 1999), в которой изложена история общественно-политического, социально-экономического, культурного, демографического развития Бурятии и ее народов за рассматриваемые три столетия. Специальная глава посвящена распространению буддизма в Бурятии.
Таким
образом, в 90-е гг. наметилась тенденция
более глубокого и
Уровень
современных исследований требует
привлечения дополнительного
Таким образом, представляются весьма актуальными вопросы углубленного изучения истории буддийских монастырей Бурятии и их роли в общественной жизни бурят.
Цель работы. Целью настоящей работы является комплексное исследование истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.
Исходя из поставленной цели, нами определены следующие задачи исследования:
Объектом исследования данной работы является Санагинский дацан Даша – Пунцоглинг хиид Закаменского района Республики Бурятия.
Предмет исследования: Предметом исследования определена история формирования храмового комплекса Санагинского дацана, деятельность его духовенства и роль в распространении и утверждении ламаизма в Забайкалье как официального центра буддийской церкви Бурятии, а также существующие обряды, верования которые связаны с историей дацана.
Методы исследования: При анализе проблем, связанных с особенностями распространения и укрепления ламаизма в Забайкалье, применялась совокупность методов, в числе которых основными были следующие:
Источниковая база исследования. Большой блок составили фундаментальные работы по истории и философии буддизма: А.М. Позднеева, Н.К., Г.Ц. Цыбикова, К.М. Герасимовой.
Информация о работе История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид