История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:48, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование истории возникновения и становления Санагинского дацана и его роли в духовной жизни местного населения.

Содержание

Глава I
1.1 Распространение буддизма в Бурятии....................................................9 стр.
1.2 Формирование института хамбо-лам………………………………….14 стр.
Глава II
2.1 Санагинский (Булакский) дацан как центр распространения
буддизма в Закамне…………………………………………………………23 стр.
2.2 Структура и культовая специализация
храмового комплекса Санагинского (Булакского) дацана ……………....30 стр.
2.3 Санагинский дацан в начале XX века………………………………...33 стр.
2.4 История возрождения Санагинского дацана…………………………38 стр.
Глава III…………………………………………………………………….41 стр.
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованной литературы…………………………………....
Примечание……………………………………………………………….....
Приложения…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Максара ПРАВКА.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Согчин  дуган (24 х 24 метров), который был освящен в 1882 году, в народе прозвали Саган дасан (Белый дацан), в отличие от Шойрын дуган (деревянной постройки, покрашенной в красный цвет -  Улан дасан).

     Ламы, которые заканчивали обучение в  больших монастырях Монголии, Тибета, привозили с собой священные  сутры, статуэтки.

     Вокруг  этих главных дуганов были построены  и другие дуганы разного назначения:

     Жyд Джуд) дуган. В нем проводились хуралы жуд.

     Диваажанай  дуган. В этом дугане читались молитвы по усопшим. Стены дугана были расписаны сценами из  загробной жизни, когда после смерти человека душа блуждает в поисках своего нового рождения.

     Номой дуган (8 х 8 метров) – книгохранилище. На пятиярусных полках бережно хранились такие философские сутры, как “Ганжуур”, “Данжуур”, которые печатались с включением “девяти драгоценностей” (на медных, бронзовых пластинах текст наносился золотом, серебром, украшался драгоценными камнями) и в обычном исполнении. Было много книг по родословной, истории, собраний произведений фольклора, переводная литература и т. д.

     Майдари дуган  (6 х 6 метров), где проводились молебны в честь грядущего Будды. При дугане был амбар, где хранились статуи Майдари, искусно сделанные Конь и Слон (“Майдариин шальдяахан” - повозки с установленными божницами: одна с “Конем”, другая со “Слоном”. Изначально  Майдари возили на “Коне”, а когда дацан достиг вершины своего развития, стали возить на “Слоне”), на которых вокруг дацана возили Майдари.

     Впоследствии  амбар был перевезен на заставу, где до сих пор стоит.

     В Мамбын дугане  (двухэтажный, 12 х 12 метров) прием вели эмчи – ламы – лекари. Своим искусством врачевания прославились многие эмчи – ламы маарамбы. Особенной известностью пользовались маарамба Даржаа и его сыновья Дагба и Догдон [Санжитов, 1973, с. 12].

     После войны в Санагу приезжал профессор, доктор медицины из Ленинграда и расспрашивал про Даржаа маарамбу, интересовался его книгами и хирургическими инструментами. Он рассказывал, что на фронте оперировал раненого солдата с удивительной ногой: его берцовая кость некогда разбитая, была сращена необычным, уникальным  образом. Солдат и рассказал о давнишней операции, которую сделал ему лама Санагинского дацана. Профессор очень сокрушался, что земляки не смогли уберечь  такого уникального хирурга, сохранить его бесценные книги, рукописи [Cубанов, 1965, с. 3].

     Средний сын Даржаа маарамбы Дагба маарамба также искусно оперировал, удалял разные опухоли, правил голову и т. д.

     Младшего  сына Догдона, прославившегося своим  искусством врачевания, арестовали в  Монголии.

     Слава об искусном лекаре Бабууе Шойдон габжи  распространилась во все уголки Иркутской области. По словам Иннокентия Николаева, который пролежал по болезни долгие 18 лет, его возили и в Санкт-Петербург, и в Берлин, но никакого улучшения  не добились. А Шойдон габжи вылечил его тремя лекарствами тан (лекарства, приготовленные из трав) и тремя тун (лекарства животного происхождения).

     Также пользовались славой маарамбы  Юhэдэйн Хайдаб, Ваандан Тогмитов, Дамдин Дашинимаев, Юhэдэйн Жамса.

     Дуйнхор дуган (18 х 18 метров) имел свой цам – мистерию, которую показывали летом. Цам пользовался огромной популярностью среди населения.

     Цанид дуган (16 х 16 метров). В этом дугане ламы вели философские диспуты.

     Мааниин дуган -  восьмистенное здание находилось в предгорье северной уулы (горы) дацана. В дугане красовалась большая бронзовая  статуя АрьяаБалы (Авалокитешвары), каждый день читались мани. В последние годы дуганом бессменно заведовал лобан-унзад Мааниин Сандан.

     Линхын  дуганлетний дуган  находился в местности Зyyн Буха к востоку от дацана. Здесь читались молитвы, когда проводились летние тайлаганы, праздники, Сурхарбаан.

     На  пожертвование утатуйского богача Тубаана Ошорой китайские мастера  возвели субурган Джарун Хашора. Но, к сожалению, времена уже настали  не те и освятили субурган тайно.

     В предгорьях северной уулы были воздвигнуты семь субурганов – ступ Бурхан багши, еще два остались недостроенными.          

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Санагинский дацан в начале XX века.

     Со  второй половины 20-х годов начались карательные меры против религии. Еще на заре Советской власти религия была объявлена “опиумом для народа”. И с 20-х годов начались гонения на служителей культа. Эта бесчеловечная политика огненным смерчем прошлась по судьбам людей, целых народов, сметая вековые обычаи, традиции, верования, искусство, культуру…

     После национализации дацанов в 1926 году в 1930-1931 годах в Закамне были закрыты  два дацана и один дуган, в них  было запрещено проводить богослужения. С этого времени начались репрессивные процессы против лиц буддийского  духовенства. В начале 30-х годов в Закаменском аймаке были созданы следственные дела по отношению лам и крестьянства. Поводом послужило имевшее место недовольство буддийского духовенства и части крестьян, вызванное высоким налогообложением лам, закрытием дацанов, разрушение храмовых зданий, насильственной коллективизацией крестьянских хозяйств. В такой обстановке развертывалась политическая компания вокруг дацанов, и возникло так называемое “Санагинское дело”11 .

     В январе 1930 года началась широкая кампания против духовенства этого дацана. Она мотивировалась тем, что ламы самых высоких духовных степеней во главе с ширетуем совместно с местными  кулаками и некоторой частью бывших казаков стали заниматься антисоветской деятельностью, препятствовали росту колхозов, торпедировали активность бедняцко-середняцких хозяйств, используя предрассудки и фанатизм верующих, распространяли антисоветские слухи.

     Этой  же Санагинской организации приписывались  формирование ячеек в улусах, отправка своих уполномоченных в Утато-Далахайский, Шара-Азаргинский, Модонкульский, Цаган-Моринский сомоны, стремление установить связи с Сартоло-Булакским, Дерестуйским, Гусиноозерским дацанами, а также дацанами Тункинского аймака, направление своего эмиссара к представителю буддийского совета Бурятии Агвану Доржиеву с поручением рассказать о положении ламства Закамны и получении у него необходимых указаний и  инструкций12. Далее утверждалось что в Мыло – Бортойском и Цаган-Моринском сомонах обнаружена группа, руководимая бывшим родовым головой Мыло-Бортоя Цыбикжапом Цырендоржиевым и ширетуем  Гунзеном Доржиевым. В итоге было возбуждено уголовное дело на 100 человек, из которых осуждены 7413.

     Вскоре  за «Санагинским делом»  началась широкая  кампания по разоблачению Цеже-Бургултайской  ламско-кулацкой организации, центром которой стал Бургултайский дацан. Тогда в составе священнослужителей  этого дацана имелись ламы высоких духовных санов – аграмбы Буянта Банзаракцаев, Данзан Мухаров, ширетуй Данзан Иринчинов, его заместитель Шойдон Шагдуров-Зайсанов и др. Группа лам Бургултайского дацана во главе с ширетуем обвинялась в проведении нелегальных собраний с участием  представителей кулачества Улекчинского, Хуртагинского, Бургуйского и Цакирского сомонов.

     По  Цеже-Буругултайскому делу было подвергнуто  аресту более 100 человек. Из них 20 человек были отпущены на свободу  по подписке  о не выезде с места жительства, несколько дел было прекращено и передано в другое производство.  

     А. И. Солженицын в своей книге “Архипелаг ГУЛАГ” пишет, что в лагерях содержалось  более 35 тысяч бурят, а ФСБ по Республике Бурятия сообщает, что располагают данными о 19 тысячах уголовных дел и, что расстреляно 4300 человек. На II съезде народов Бурятии было оглашено , что из 46 буддийских дацанов было репрессировано 10 тысяч лам. Прежде всего арестовывали самых ученых, просвещенных лам, которые имели огромное влияние и авторитет среди населения. Их обвиняли в антигосударственной деятельности, в шпионаже в пользу “мировой буржуазии”, в “панмонголизме” и т. д.  Этапом отправляли в Иркутскую, Верхнеудинскую  (Саган турмэ – Белая тюрьма), Кяхтинскую тюрьмы. Избежавшие расстрела и чудом оставшиеся в живых ламы в последствии погибали в лагерях ГУЛАГа в невыносимых условиях в Красноярском крае, на Колыме, на строительстве Беломорканала (до сих пор старики вспоминают: “Хоер далай холболгын ехэ барилга дээрэ хосороо”). А сколько их погибло у себя на родине. Лам не достигших шестидесяти лет, выгоняли на принудительные работы на строительство дорог и возведение многочисленных мостов (Санага – Цаган-Морин, Далахай – Сонгино, Удалха – Темник, Санага – Цакир). Сколько возле этих дорог безымянных могил, никто не считал. Простым людям не разрешали и приближаться к ним, сразу объявляли “контрой” и присоединяли к невольникам [Балдаев, 1977, с. 4].

     4 мая 1930 года было принято постановление об окончательной ликвидации религиозных вероисповеданий: буддизм, шаманизм, христианства в Сибири. Если раньше подвергались преследованиям известные ламы со званиями, то с этого времени под молот репрессий попадают и хувараки. Потом стали ссылать и простых верующих, которые не хотели расставаться с верой. Чтобы придать хоть какую-нибудь законность, было сфабриковано так называемое “Санагинское дело”. К концу первой половины тридцатых годов в дацане осталось 7-8 стариков и те под давлением местных властей, написали заявление об отказе от службы в дацане.

     Когда вышло окончательное решение  о закрытии дацана, в Санагу приехал  уполномоченный Цыден Бармитов (Муухайн  Цыден, родом  из Хуртаги). Под его  строгим руководством  спустили с крыш дуганов ганжир, хорло, статуэтки косуль и т. д. Дуганы из которых к тому времени уже были вынесены все богатства, окончательно закрыли и опечатали.

     В то время (Это было во время Сагаалгана – Саган – сарта) вдруг раздался громкий взрыв: родник Номтогола выбросил  высоко наверх огромный поток воды и глыбы земли. Потом уже в следующем году такой же взрыв сотряс всю долину, в различные музеи, хранилища. Очень многое, что не смогли вывезти, было предано огню [Санжитов, 1982, с. 6].

     В архиве дацана имеются копии документов из Национального архива Республики Бурятия: отчет Санага-Булагского дацана за 1841 г.; акт проверки и оценки имущества Санагинского дацана от 3 апреля 1928 г.; список богослужебной литературы Санага – Булагского дацана, составленный 14 августа 1928.; опись построек религиозного культа Санага – Булауского  дацана, составленная 12 сентября 1928 г.; письмо директора Бурятского областного антирелигиозного музея в Бур. ЦИК от 22 апреля 1936 г. об обеспечении хранения культового имущества в закрытом Санагинском дацане; выписка из протокола №61 заседания Президиума ЦИК БМАССР от 17 мая 1936 г. о закрытии Санагинского дацана.

     Все здания дацана были разобраны и перевезены. Потом их использовали под различные  цели: школы, клубы, кошары… А Согчин дуган (Белый дацан) взорвали. Современники вспоминают, что было несколько страшных взрывов, содрогающих всю землю в округе, как на настоящей войне.

     Так вместе с людьми были уничтожены веками формировавшиеся культура, искусство, подорвана вера. Но без веры не может быть и жизни, и в конце Великой отечественной войны было получено разрешение, построить один дацан в Бурят – Монгольской АССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 История возрождения Санагинского дацана.

     В начале 90-х годов прокуратура, органы государственной безопасности Бурятии  вновь вернулись к этим делам, провели тщательную дополнительную проверку уголовных архивных материалов с целью полной реабилитации всех незаконно осужденных людей и восстановление их добрых имен.

     С того же времени началось возрождение  закаменских дацанов. Зачинателем движения восстановления Санагинского дацана был глава закаменских буддистов Р. Д. Зундуев. Осенью 1990 года в Санаге в маленьком дугане прошло богослужение, в трех километрах от села началось строительство нового здания дацана. В его возведение внесли свой вклад общественность и население многих сел. В конце 1991 года был вновь возрожден Санагинский дацан Даша-Пунцоглинг, настоятелем которого стал Р.Д. Зундуев.

Информация о работе История возникновения и становления Санагинского дацана Даша-Пунцоглинг хиид