Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:49, реферат
Цель данной работы – дать краткую историческую справку развитие керамики .
Перед собой я поставила следующие задачи :
Выделить основные понятия .
Определить периодизацию развития керамики .
Изучить особенности возникновения и развития промысла в России.
Ангоб - вид декоративного огнеупорного покрытия для керамики, не имеющее блика. Обычно используется для маскировки темного цвета черепка. Ангоб может быть белым и цветным.4
ГЛАЗУРЬ — это стекловидное покрытие на керамике, защищающее ее от внешних воздействий и служащее одновременно украшением. Современные промышленные глазури обычно бесцветны и прозрачны (например, на фарфоровой посуде) или окрашены и непрозрачны (на кафеле). Но посетив любой музей искусства, можно убедиться, что глазури обладают гораздо более широким «репертуаром» визуальных эффектов. Глазури на древних египетских амулетах сияют голубизной столь же ярко, как и в тот день, когда их извлекли из обжиговой печи. Совершенно не поблекли сцены, изображенные на древнегреческих вазах, покрытых красной и черной поливной глазурью. Яркие трехцветные свинцовые глазури, «светящийся» селадон и фарфор свидетельствуют о вкусе и могуществе китайского императорского двора.
Гончарный
круг — станок для формовки посуды
и керамических изделий, позволяющий
использовать инерцию вращения для
создания формы изделий и повышения
производительности труда. Ручной гончарный
круг одной рукой вращают на вертикальной
оси и формируют изделие другой
рукой. Ножной гончарный круг приводят
в движение с помощью махового
колеса, расположенного внизу, которое
вращают ногами.
1.2.
Возникновение и развитие
1.2.1
Древнейшая керамика
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Уже в эпоху неолита широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.5
В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамические статуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот же период керамика используется как строительный материал.
В
бронзовом веке в государствах Междуречья
и Египта ремесленники стали использовать
гончарный круг, изготовление керамики
становится наследственной профессией.
Благодаря открытию глазури пористые
сосуды становились
Египтяне
раньше других народов средиземного
бассейна развили свою керамику. Одним
из древнейших производств в Египте
было гончарное: глиняные горшки из грубой,
плохо перемешенной глины дошли
до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия
до н. э.). Изготовление керамической посуды
началось, как и в современном
Египте, с размешивания ногами глины,
политой водой, к которой иногда
добавляли мелкорубленую солому
- для уменьшения вязкости глины, скорейшего
высыхания и предотвращения при
этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка
сосудов в неолитический и
додинастический периоды
В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечев-кой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.
Живопись на стенах гробниц в Фивах и Мемфисе, относящаяся к эпохе за 3000 лет до нашей эры, изображает различные приемы при обработке и формовке глины, в сущности те же, что и нынешние. Древнейшие египетские сосуды сделаны из грубой массы, тя-желых форм, но уже далеко превосходят качеством находки из примитивных гробниц западной Европы. Позднее масса становится тонкой, однородной, формы разнообразятся, но мало характерны, напоминая в зародыше античные греческие формы, представляющие как бы изящную и законченную разработку этих грубых моделей. Орнаменты гравированы или рельефны. Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, час-то с головами животных, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги и т. д.
Древнейшие
египетские кирпичи, желтого цвета,
найдены в пирамидах Мемфиса;
они высушены на солнце, но всетаки
хорошо сохранились. Кроме них, были
черные кирпичи из смеси глины
с рубленой соломой. Обоженые кирпичи
появились около 2800 лет до нашей
эры. Позднее на кирпичах для пирамид
выдавливалось рельефом имя фараона
посредством деревянного
Самая
примитивная коричневая керамика, часто
с темными пятнами в результате
пло-хого обжига, изготовлялась во все
периоды. Хорошего красного тона сосудов
достигали высокой температурой
при бездымном обжиге в заключительный
стадии или облицовкой из жидкой красной
(железистой) глины. Черные сосуды получали,
зарывая их раскален-ными после обжига
в мякину, которая тлела от соприкосновения
с ними и сильно дымила. Чтобы
сделать у красных сосудов
черный верх или внутренние стенки,
коптящей мякиной покрывали только
эти части. До обжига на сосуды могли
накладывать светлую глину, разведенную
водой, которая не только повышала водонепроницаемость,
но и придавала им после обжига
желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный
белой глиной, и роспись красновато-
Египетские изделия можно разделить на несколько видов:
1.
матовые, серой или черной
2.
очень твердые, иногда
3.
изделия с символическими
4.
изделия из твердой, очень
Эта глазурь или эмаль, очень мягкая, состоит из щелочного силиката с небольшим содержанием окиси меди, а в зеленой, кроме того, констатировано содержание свинца. Весьма вероятно, для глазуровки служило распространенное у египтян медное стекло. Изделия эти неправильно называют «египетским фарфором». Их масса является, смотря, по силе обжига, то пористой, то сплошной, вроде каменной. Наконец встречаются вещи, покрытые белой глазурью, в которой с большим искусством и отчетливостью инкрустированы миниатюрные орнаменты из эмали черного, синего, фиолетового, зеленого, желтого и даже красного цветов.6
Из «египетского фарфора» готовились чаще всего статуэтки религиозного и погребального значения. Из Древнего Египта ведет начало украшения стен зданий эмалированными плитками (изразцами). В развалинах храма РамзесаIII (Felel-Jchoudi близ Мемфиса) стены одного здания, выстроенного из сырого кирпича, были облицованы изразцами, расписанными цветными эмалями и сложенными в большие рельефные изображения человеческих фигур. В самом Мемфисе находили остатки эмалированных плит. Для разных периодов мож-но выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской - керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем.
Уже
с древнейших времен египетские мастера
стремились каждый предмет ремесленного
производства по мере возможности превратить
в произведение искусства, внося
в предметы домашнего обихода
и повседневного быта элементы красоты
и изящества. Сперва появилась окраска
сосуда красным гематитом, а затем
по красному фону гончар-художник рисовал
белые перекрещивающиеся линии,
своего рода грубый и примитивный
узор, который, возможно, являлся отдаленным
воспоминанием техники
Постепенно
также в доисторическую эпоху
появляются и более разнообразные
узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник
и волнообразные линии. В частности,
в этих двух последних формах или
элементах орнамента можно
Наконец, изучение египетской керамики свидетельствует, что уже в архаическую эпоху торговые связи соединяли Египет с соседними странами, в частности с Палестиной и Сирией. Так, например, было установлено, что сосуды с ручками (амфориски), украшенные красно-коричневыми полосками, далее, сосуды в форме животных и птиц, наконец, сосуды с волнообразными ручками, которые появляются в Египте в начале «второй цивилизации», встречаются не только в Египте, но и в Сирии, которые, очевидно, уже в те отдаленные времена были связаны нитями внешней торговли.
Глина
была дешевым и распространенным
материалом в Древнем Египте. Из
глины, как мы видели, египтяне делали
сосуды самой различной формы. Помимо
этого, глина, как мы говорили выше,
имела большое применение и в
строительном деле. Из глины египтяне
начиная с доисторической эпохи
делали кирпич. До периода Нового царства
египтяне почти исключительно
Начиная
с периода Нового царства египтяне
стали обжигать кирпич в специальных
печах. Фрески из гробницы Рехмира времени
Нового царства дают нам некоторое
представление о способах изготовления
кирпича. Надписи, помещенные тут же, указывают
на то, что кирпич изготовляли «пленные,
приведенные его величеством для работ
над храмом бога Амона», - одно из ярких
свидетельств рабовладельческого характера
хозяйства Древнего Египта.7
1.2.2.Античная
керамика
В
древности любой предмет