Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:49, реферат
Цель данной работы – дать краткую историческую справку развитие керамики .
Перед собой я поставила следующие задачи :
Выделить основные понятия .
Определить периодизацию развития керамики .
Изучить особенности возникновения и развития промысла в России.
МУРМАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И
НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
Историческая справка.
по дисциплине «История изобразительной деятельности»
на тему:
История развития керамики
Студентки IV курса
Мурманск
2010г.
Введение
В узком смысле слово керамика
обозначает глину, прошедшую
Цель данной работы – дать краткую историческую справку развитие керамики .
Перед собой я поставила следующие задачи :
Содержание
Глава
I. Из истории развития керамики
1.1.
Основные понятия
1.2.
Возникновение и развитие
1.2.1
Древнейшая керамика
1.2.2.Античная
керамика
1.2.3.Западноевропейская
керамика
1.3.
Возникновение и развитие
1.3.1.Керамическая
посуда древней Руси
1.3.2.Керамика
России: Дымковская игрушка
1.3.3Гжель
1.3.4.
Абашевская игрушка
1.3.5.Керамика
России: Скопинский промысел
Список
литературы
Глава
I. Из истории развития керамики
1.1.
Основные понятия
Глина,
обожженная в костре - первый искусственный
материал, полученный человеком. Свойства
этого материала раскрывались человеку
постепенно. До сих пор треть человечества
живет в глинобитных хилишах.
И это не считая домов из обожженных
кирпичей. Из шины делают не только стены,
но и поды с крышами. Чтобы повысить
прочность такого глинобитного пола,
его время от времени поливают
соленой водой. Впервые появившиеся
в Месопотамии клинописные
Японские гончары вплоть до XX века обвивали сосуды тесьмой, спдетеной из рисовой соломы. В печи при обжиге солома выгорала, оставляя характерный орнамент. Вдавливали древние мастера в еще сырой сосуд хлебные колосья, отдельные зернышки, раковины, ягодки хвойных деревьев (в Японии такая керамика даже имеет особое название - «сосновоигольчатая»).
Позже для тиснения стали изготавливать специальные деревянные палочки с узорами-штампиками на торцах. Сегодня сосуды с такими простенькими узорами-ямочками археологи называют «ямочной керамикой». Иногда же гончар наносил орнамент на изделие просто пальцами. Такие пальцевые защипы по краям сосудов характерны для скифской керамики .
При использовании гончарного круга узор на сосуд легче наносить гравировкой - прочерчивакием заостренными палочками. Часто для этого использовали прихотливо вырезанные гребенки. Применяли для украшения и напепные узоры из глиняных жгутиков, шариков, пластинок.
Все
вышеописанные способы
Другим способом гладкого декорирования является роспись ангобами глиняным сметанообразным раствором. Если мастера подбирали для росписи «живую глину», то окраска всего изделия выходила приглушенной. И общая цветовая гамма получалась теплой (кирпичный, красно-коричневый, серый, желтый цвета). Смешивая натуральные ангобы между собой, получали тончайшие оттенки. Для получения же холодных (синих, зеленых) и черных ангобов добавляли в них соли различных металлов.
При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество - керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь kid) горн. Сегодня для этого используют электрические муфельные печи.
Превращение
глины в керамику происходит при
температуре 500 - 900° С. И чем ниже
температура обжига, тем дольше идет
процесс. До сих пор в Средней
Азии, Африке, Америке народные мастера
ведут обжиг на кострах. Изделия
ставятся в несколько ярусов на кирпичи
прямо на землю и обкладываются
со всех сторон дровами. Такой обжиг
длится от 8 часов до нескольких суток.
В специальном же гончарном горке,
где удается довести
Виды керамики
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.
Фарфор
имеет плотный спекшийся
Фаянс
имеет пористый белый черепок
с желтоватым оттенком, пористость
черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости
изделия из фаянса полностью покрываются
бесцветной глазурью невысокой термостойкости.
Фаянс применяется для
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.
Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Гончарная
керамика имеет черепок красно-
По
способу приготовления
Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав, и все важнейшие свойства керамики . За редким исключением спекание кристаллических фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся из эвтектических расплавов. В зависимости от состава керамической массы и температуры обжига в фарфоровых, стеатитовых плотно спекшихся изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40—50% по массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллических фаз (например, кварца в фарфоре) сближаются, а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механическая прочность и плотность. Спекание некоторых видов технической керамики (например, корундовой, бериллиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объемной диффузии и пластического течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спекание в твердых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и при более высоких температурах, чем спекание с участием жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в производстве технической керамики на основе чистых окислов и тому подобных материалов. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах.
Рассмотрим основные понятия используемые в керамике
Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (глинистые минералы), но может содержать и песчаные и карбонатные частицы.
Керамика (др. греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Шликер (нем. Schlicker) — используемая в производстве фарфора кашеобразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером. В настоящее время шликером называют водные суспензии составов на основе глины, используемые для формования керамических изделий методом литья в пористые, как правило, гипсовые формы. Типичная влажность шликера для литья фарфора - 30-33%, для литья фаянсa - 33-37%, шликеры на основе красножгущихся глин могут иметь влажность и более 40%. Чем меньше влажность шликера, тем быстрее происходит формирование слоя керамической массы на поверхности гипсовой формы, тем меньше усадка при сушке и деформация изделий. Для приготовления шликера с низкой влажностью в его состав вводят дефлоккулянты (разжижители) - жидкое стекло, кальцинированную соду, углещелочной реагент - в количестве 0,1-0,5%.