История развития керамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:49, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать краткую историческую справку развитие керамики .

Перед собой я поставила следующие задачи :

Выделить основные понятия .
Определить периодизацию развития керамики .
Изучить особенности возникновения и развития промысла в России.

Работа содержит 1 файл

рефрррр.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

     1.3. Возникновение и развитие промысла  в России 

     1.3.1.Керамическая посуда древней Руси 

     Самые древние глинянные черепки, выполненные  в технике черно-лощенной дымленной  керамики, были найдены при раскопках  в районе села Трепилье Полтавской области и датируются 5 - 6 тыс. летием до нашей эры. Их изучение археологами  позволило сделать вывод, что  в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипильской. Можно  лишь предположить когда был впервые  раскручен гончарный круг , но с  уверенностью можно сказать - его  бег неостановлен до сих пор.

     Помимо  своей функциональности эта посуда несет в себе глубокий эмоциональный  заряд, служит примером эстетического  воспитания молодого поколения..  

     Изделия постепенно (в течении 3 – 4 недель) высушиваются, декорируются и обжигаются в туннельных печах твердыми породами древесины (бук, граб, дуб и т.д.) при высокой  температуре. Процесс обжига длится от 2 до 3 суток, при этом учитываются  погодные условия, состояния древесины, количество загрузки изделий в печь. Одним из самых ответственных  моментов в процессе обжига является момент запечатки печи, после которого происходит задымление.

     Горшок - ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) –  округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой  горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в  царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все  время его существования и  была хорошо приспособлена для приготовления  еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном  уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а  сбоку. Горшок, поставленный на под  печи, обкладывался вокруг нижней части  дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

     Горшок  Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного  горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются  так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка. 

     Горшок  для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела  волнистую каёмку и непосредственно  ручку для снятия с печи.

     Гусятница - керамическая утварь для жарения  мяса, рыбы, картофеля, приготовления  запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду  с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок  для сливания жира. Латка могла  быть с ручкой и без нее. Ручка  была прямой, короткой, полой. В нее  обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку  устанавливали в печь.

     Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото  дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы  и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

     Кондюшка, кондея - то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это  чаша, небольшого размера, из дерева или  глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

     Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции  кружки. Псковская губерния.

     Кацея - в старину жаровня, по объяснению азбуковников, "судина до каждения". Кацеи в старину делались с  ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское "кацати" - брызгать водою.

     Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

     Ендова - низкая, большая керамическая, луженая  братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и  кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне  зовут ендовой и деревянную, высокую  посудину, жбан, коновку.11 
 

     1.3.2.Керамика России: Дымковская игрушка 
 

     Дымковская  игрушка, пожалуй, один из самых старинных  промыслов России. Он возник из любви  к гончарной традиции вятских  земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе  Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам  в кринолинах, сказочные, бытовые  сцены.

     Художественное  своеобразие Дымковской игрушки  определяется массивной лаконичной пластикой, подчeркнутой гармоничной  декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента.

     Дымковская  игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной  пластической формой, обобщeнностью  силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.

     В образах краснощeких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весeлых каруселях продолжают жить трeхсотлетние традиции дымковского  искусства, бережно сохраняется  архаика древних образцов.

     Дымковская  вятская игрушка давно стала  народной скульптурой. Отличие этого  художественного промысла от других народных промыслов России состоит  в том, что каждая игрушка - это  авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре. Традиционно  промысел дымковской игрупки не имеет  серийного поточного производства.

     Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными  полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

     Свистульки  имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна  некоторая ирония, с которой мастера  их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные  штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго  до праздника. Эта работа считалась  исключительно женской.

     В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным  свистом. Магическое значение празднества  утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности  основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в  нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже  мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

     Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый  цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры  несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски –  сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

     Игрушки эти очень просты. В фигурке  барыни выделяется голова в кокошнике  да юбка - колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и  на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козeл очень похожи между  собой, а отличаются друг от друга  только формой рогов.

     Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают  палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между  собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают  и обжигают, а затем покрывают  белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелeный, жeлто-оранжевый  цвета.

     Каждая  дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

     Сегодня дымковскую игрушку может попробовать  изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия. 
 
 
 

     1.3.3Гжель 

     Гжель - это название живописного подмосковного  региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня  невероятно популярно. С ним ассоциируется  красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в  России, но и за ее пределами. Гжельские  изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой  фантазией и гармоничностью, высоким  профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр  русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.12

     Сколько же лет этому русскому народному  промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование  здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская  земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я  белизною превосходнее". С тех  пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.

     На  протяжении столетий гжельские крестьяне  изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия  из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские  мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали  полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглизурной краской, наносимой  кистью, с графической прорисовкой  деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

     Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское  искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения  промысла и поиском своего образного  языка. Для этого потребовались  годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

     Высокого  художественного уровня Гжельская  керамика достигла во 2-й половине 18 века, когда производившиеся до середины века "чёрные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются  майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки и т.д.), с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщёнными  лепными фигурками, отмеченными  богатством фантазии и остротой видения  народных мастеров.

     С начала 19 в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность  полуфаянса - "бронзовый товар" с нарядным золотистым люстром). В 1830-40 в Гжели была сосредоточена почти  половина всех фарфорофаянсовых предприятий  России.

     В 19 в. художественное своеобразие сохраняют  украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс и выпускавшуюся мелкими  крестьянскими мастерскими фарфор - так называемый лубок (красочная  дешёвая чайная посуда, полные народного  юмора жанровые фигурки по лубочным картинкам).

Информация о работе История развития керамики