История развития керамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:49, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать краткую историческую справку развитие керамики .

Перед собой я поставила следующие задачи :

Выделить основные понятия .
Определить периодизацию развития керамики .
Изучить особенности возникновения и развития промысла в России.

Работа содержит 1 файл

рефрррр.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

     В советское время гжельские предприятия  изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные  детали. В 1972 году создано объединение "Гжель", на основе шести маленьких  производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатывали  новые образцы. Были созданы полностью  новые формы изделий. Живопись стала  более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.

     Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия  интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

     Гжель - это композиция народного искусства  и художества. В производстве фарфора  Гжель следует за старыми Российскими  традициями в искусстве народа. Мастера  Гжели расписывают каждое изделие  только вручную. У Гжели собственный  стиль - синие и голубые узоры  и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который  в ходе технологического процесса приобретает  характерный для Гжели синий  цвет.

     Опытные мастера-модельщики на специальных  станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя  стойками и деревянной рейкой для  упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается  рабочая форма для отливки  изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются  путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает  влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

     Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает  окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет  создавать множество вариантов  одного и того же декоративного мотива. 

     1.3.4. Абашевская игрушка 
 

     Село  Абашево Пензенской области - старинное  русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными  корнями.

     Впервые село Абашево упоминается в писцовых книгах Шацкого уезда 1616 года. Село барское, владельцами его были исторические личности: царский стольник Иван Пыжов, князь Голицын.

     Особенно  прославили село Абашево мастеровые люди - горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В XIX - XX вв. Абашево было ведущим гончарным  центром России.

     Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались  в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко  традиционны: из поколения в поколение  повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Занималось этим 162 хозяйства.

     Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые  династии гончаров и дудочников.

     В старину изделия из глины в  Абашеве обжигали в горнах - сооружениях  округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Мастер залезал  в горн, а его жена подавала ему  сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали "каланчиками" (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или  дубовыми дровами. После окончания  обжига традиционно пекли картошку.

     Лечебная  глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил.

     Все игрушки-свистульки изготавливаются  индивидуально и являются оберегом.

     Чудесная  Абашевская игрушка не оставляет  разнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных  жителей.13 
 

     1.3.5.Керамика России: Скопинский промысел 
 

     Скопинский  гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства  на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в  больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

     Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя  скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.

     Скопинский  гончарный промысел развивался как  и многие другие в России, производя  гончарную посуду для крестьянского  быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине  появилась отрасль, прославившая его  далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов  и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в  виде диковинного зверя или с  фигурами птиц, рыб и животных.

     "Ничего  равного этим произведениям русского  народного искусства мы не  видим среди скульптурных, посудных  изделий других народов", - так  оценивал изделия скопинских  мастеров конца XIX - начало XX веков  один из крупнейших русских  искусствоведов А.Салтыков.

               Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.

     Достаточно  быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских гончаров стали  пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии, Рязанских - Художественного  и Историко-архитектурного музея-заповедника  может ознакомиться с прекрасными  коллекциями скопинских работ конца XIX - начала XX века.

     В 1902 и 1913 годах скопинские изделия  экспонировались на кустарных выставках  и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.

     Скопинский  промысел всегда отличался широким  ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями  сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами  делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными  штампиками и стеками по сырой  глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались  цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

     В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.

     В начале XX века в городе насчитывалось  около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.

     Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить  до наших дней исконно русские  традиции, неповторимый народный колорит  уникальной скопинской керамики, но и  продолжить их развитие, создавать  новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.

     По  достоинству оценен труд скопинских мастеров. Среди них есть заслуженные  художники - Голованова Татьяна и  Лощинина Татьяна, заслуженные работники  культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

     Изделия скопинских мастеров экспонируются  на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.

     Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков  для цветов.

     Фигурная  скопинская керамика различными тиражами выпускается на участке массовой продукции способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы  с последующей ручной доработкой. На этом участке в большом ассортименте выпускаются цветочные горшки емкостью от 0.5 до 25 литров, всевозможные декоративные вазы для оформления интерьеров помещений.

     На  скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская  работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив  промысла всегда охотно откликается  на нужды заказчика. Сегодня фабрика  успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и  с заказчиками из отдаленных регионов страны. Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для  туристических организаций. Оригинальные изделия скопинского художественного  промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей  истории скопинской керамики, проводятся экскурсии.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс ,1979. -165 с.
  2. Акунова, Л.Ф., Крапивин ,В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий./ Л.Ф. Акунова, В.А . Крапивин .- М.: Дом, 1984.-97 с.
  3. Третьяков, Ю.Д., Керамика - материал будущего./ Ю.Д . Третьяков .- М.: Знание, 1987. 48 с.
  4. Третьяков, Ю.Д., Лепис, Х.Л. Химия и технология твердофазных материалов./ Ю.Д Третьяков,. Х.Л Лепис. - М.: МГУ, 1985. -256 с.
  5. Шевченко ,В.Я., Баринов ,С.М. Техническая керамика. / В.Я Шевченко, С.М Баринов- М.: Наука, 1993.- 187 с.
  6. Реми , Г.  Курс неорганической химии ./ Г. Реми. – М.: «Мир» , 1972.-270 с.
  7. «Энциклопедический словарь юного химика»/ Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1982.

Информация о работе История развития керамики