История развития керамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:49, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать краткую историческую справку развитие керамики .

Перед собой я поставила следующие задачи :

Выделить основные понятия .
Определить периодизацию развития керамики .
Изучить особенности возникновения и развития промысла в России.

Работа содержит 1 файл

рефрррр.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

     Естественно, что в античности появляются мифы, рассказывающие о том, как боги вылепили первых людей. Одним из таких мифов  стала история о Пандоре ( греч. "всем одаренная"). Эту женщину  слепила из гаины Афина и обжег  в огне Гефест, чтобы отомстить  людям за огонь, украденный для них  Прометеем. Став женой Эпнметея. она, из женского любопытства, открыла данный ей на сохранение пифос (большой яйцевидный сосуд для хранения зерна). Из него вырвались все беды человеческого  рода и лишь маленькая надежда  осталась под крышкой сосуда. Так  через ремесло и миф вошли  в культуру керамические сосуды.

     Керамика в античности - это не только сосуды. Долгое время мастера Коринфа изготовляли для всей Греции плоские керамические плиты, которыми облицовывали стены зданий и храмов. Их чаще всего украшали объемным рельефом. Сюда же, в храмы греки приносили керамические таблички с обещаниями богам (лаг. vodvue - посвященный богам). Широко была распространена в античном мире крутая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой маленький городок Танагра. Здесь в III в. до н.э. достнгао расцвета искусство маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток ( итал. terra cotta - жженая земля). Они изображали сцены из жизни и либо служили детскими игрушками, либо опускались в могилу.

     Керамика  для обычного горожанина часто заменяла дорогие изделия из металла. А  многие бытовые вещи делались в античности исключительно из глины (веретена ткацких  станков, рыболовные грузила, ульи и  т.д.).

     В Афинах керамическим производством  занимался целый квартал гончаров. Он находился в северо-западной части города и частично располагался за городской стеной, близ большого некрополя - официального захоронения павших на войне афинян. Сосуды, изготовлявшиеся здесь, использовались и в быту, и в ритуальных целях. Технология была настолько проста, что часто использовался детский труд. Это позволяло организовывать как небольшие семейные мастерские, так и крупные производства со множеством рабов. Изготовление керамики было столь широко налажено, что название квартала (Керамик) стало названием для всех изделий из глины.

     Постепенно  сложились три способа изготовления керамических сосудов. Самым древним была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился гончарный круг. а затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с помощью формовочных штампов (негативов). Естественно менялся и характер оформления сосуда. И если при первом способе оформление еще хаотично и слабо зависит от формы сосуда, в для второго характерны ярусные росписи, то дня третьего способа рельефные украшения.8

     Сама  же форма сосуда очень рано начала восприниматься как человекоподобная (антропоморфная). Человек ощущал сосуд  как маленькое вместилище, в отличие  от большого вместилища - дома или города. В античности основным содержимым керамических сосудов было вино - кровь земли.

     Естественно, что орнамент, их украшавший, так или иначе соответствовал этому назначению - быть вместилищем души земли на разных стадиях (именно в крови тогда "видели" душу). Правда, сегодня до нас не дошли многочисленные бытовые вазы. Мы знаем лишь самые дорогие образцы, сделанные особо прочно и, главным образом, из этрусских захоронений.

     Уже в ранней античности мы застаем огромное разнообразие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения зерна использовались огромные 2-х  метровые пифосы, которые закалывали в землю на глубину, превышающую  человеческий рост. Так в жарких условкхх лучше было сохранять продукты. А с другой стороны, в быту использовали крошечные чашечки с тоненькими, практически прозрачными стенками. Сегодня их метко называют "яичной скорлупой". Здесь в росписи  преобладают белая, черная, красная  и синяя краски.

     Иготовление изделий из глины прошло долгий очень  путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования керамики. Художественные произведения разных времен и народов  настолько отличаются орнаментацией  и формами, что в большинстве  случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся. В то время как  египтяне, халдеи, персы и др. восточные  народы предпочитали в своей живописи яркие остеклованные краски, и  их художественные керамические изделия, относящиеся даже к отдаленнейшим  периодам, покрыты глазурью и разрисованы  эмалевыми красками простейшего  состава, - в древней Греции и Этрурии  не знали ни глазури, ни цветных эмалей.

     Расцвету  керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на острове  Крит, одного из ведущих центров  Эгейской культуры. До нас дошли  критские сосуды разных периодов, расписной  декор их очень разнообразен. Чаще всего роспись отличал живой динамичный ритм, свободная плавность рисунка. К числу наиболее известных и совершенных относятся вазы стиля «камарес» (так называется пещера, где они были найдены), с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком (разновидность флюсного ангоба), по которому белой и красной красками нанесены крупные, очень своеобразные узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных в мягко круглящиеся овалы (около 1800 г. до н. э.). Известна и ваза так называемого морского стиля из Гурнии (середина II тыс. до н. э.), форма которой несколько расплывчатая, текучая, подчиненная росписи, изображающей большого осьминога, словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него - водоросли и кораллы. Образ морской стихий дается зеленоватыми тонами фона росписи.

     В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов  художественного ремесла. Своего расцвета она достигает в VI-V вв. до н. э. Изделия  греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали  всюду большое влияние на местную  продукцию. Ведущее место среди  греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие  вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой  глины, для росписи использовался  только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных  эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях  роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных - темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его  красноватый цвет - это естественный цвет глиняного черепка).

     В зависимости от назначения были разработаны  разные типы сосудов. Кратер имел широкое  горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик - плоская чаша с двумя ручками - из него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху лекиф с одной ручкой предназначался для хранения масла при погребальных церемониях. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора - ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся  для хранения масла и вина. Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины.

     Во  второй половине VI века первенство в  керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на ан-пгчяом рынке более 2(Х) лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль - традиционно черные фигуры на фоне естественной окраски обожженной глины. На еще сырой сосуд краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными (складки одежды, ветки деревьев), процарапывали стадом. Затем сосуд закладывали в  печь. В определенный момент все  отверстия в печи закрывали, происходила  реакция и сосуд становился черным. Затем температуру в печи понижали, отверстая открывали. Окрашенные места  оставались черными, а неокрашенные становились красными Так краска закреплялась на поверхности сосуда.

     На  чернофигурных сосудах расписывали  не всю поверхность, а лишь выделенные поля. отграничивая их орнаментальными  бордюрами. При этом, вся поверхность  сосуда заливалась теперь блестящим, зеркальным лаком. Афинский сосуд уже перестал таить в своей глубине неведомое, все больше становясь отражением реальной жизни. А вскоре на керамике появились и первые подписи гончаров и вазолисцев. Так постепенно забывался  изначальный смысл керамического  сосуда и он из ритуала уходил в  искусство.9 
 

     1.2.3.Западноевропейская  керамика 
 

     В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения. Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности  из мавританской части Испании. Под  влиянием испанских керамических изделий  с оловянной глазурью, известных  как испано-мавританские изделия (центр  изготовления — Валенсия), в конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино, Губбио) стало интенсивно развиваться  производство подобной керамики, но уже  под названием «майолика». Покрытие изделий белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для  росписи. В свою очередь, итальянская  майолика оказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а  также Франции (особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс».

     Попытки получения своего, европейского фарфора  начались уже в XV веке. Известно, что  в 1470 году венецианский мастер Анцуокпо изготовил просвечивающий керамический сосуд. Полвека спустя его соотечественник, изготовитель зеркал Петпнгер. заявил, что может делать настоящий китайский  порцеллан, А во Флоренции при дворе Фраическо Медичи в конце XVI века удалось получить «мягкий фарфор», который позднее окрестили «Медичи-порцелданом». Изделие из него было прозрачным, но желтоватым. На него. поверх декора из синего кобальта и маргаицово-фиолетового растительного орнамента наносили блестящую свинцовую глазурь. Тогда же была получена и имитация фарфора - особый род непрозрачного стекла, но очень непрочного и боящегося обжига.

     Керамика  Кастелли XVI-XVIII веков ассоциируется  с Провинцией Терамо, Областью Абруццо, Музеем керамики Кастелли, Музеем искусства  Барбелла (Киети), Национальным музеем Абруццо (Аквила), Собранием Фуски (Кастелли), Собранием Терренья, Собранием Джакомини (Рим), СобранияемЧерулли Ирелли (Терамо), Генеральным консульством Итальянской  республики в Санкт-Петербурге, Тогово-промышленной и сельскохозяйственной палатой  Терамо.

     Кастелли - небольшой итальянский городок  в горах Терамо в области Абруццо. Именно там, на протяжении трех столетий в XVI, XVII и XVIII веках была создана удивительная по своей росписи разнообразная  майолика, которая могла поспорить  с продукцией таких прославленных  майоликовых производств Италии как Урбино, Фаэнца, Дерута, Кастель-Дуранте, Пезаро, Монтелупо.

     Майолика  Кастелли - это фармацевтическая посуда - кувшины, альбарелли, вазы, служившие  вместилищем для лекарственных  трав и снадобий, а также украшавшие интерьеры аптек.

     В 1980-х годах было сделано открытие, что в Кастелли создавались удивительные произведения искусства уже в XVI веке. В результате раскопок в этом городе выяснилось, что именно здесь  было изготовлено блистательное "семейство" фармацевтических ваз, кувшинов и альбарелли (цилиндрических сосудов) Орсини-Колонна, находящихся в крупнейших музеях мира.

     На  многих декорах изображен медведь, символизирующий семейство Орсини, обнимающий колонну - герб семьи Колонна. Это явилось одним из самых  замечательных открытий в археологии XX столетия. Яркая роспись этой керамики соседствует обычно с надписями  названий лекарств, Данная группа майолики по типологии была объединена вокруг вазы из Британского музея, на которой  хранившихся в этих сосудах. Роспись  покрывает почти всю их поверхность.

     Здесь изображались часто святые, герои  римской истории, погрудные женские  и мужские портреты. Необычный  стиль керамики Кастелли носит на себе черты влияния итальянской  и немецкой гравюры XV-XVI века, которую  местные мастера использовали иногда как образцы для росписи.

     Кроме аптекарской майолики огромный интерес  представляют керамические плитки города Кастелли. Здесь находится церковь  Сан-Донато, потолок которой декорирован  изразцами, исполненными в экспрессивной  манере, сходной с росписью ваз  Орсини-Колонна. Роспись, как ваз, так  и изразцов церкви Сан-Донато в значительной степени принадлежит семье местных  керамистов Помпеи, в том числе  Орацио Помпеи.

     В XVII столетии в росписи фармацевтической майолики Кастелли некоторые керамисты  большое место уделяли белому фону, который дает майолика, меньшее  пространство они отводили росписи. Беднее стала красочная палитра, выдержанная в охристых, синих  и зеленых тонах. Такая манера декора получила название "компендиарио".

     Позднее в Кастелли был выработан новый, несколько акварельный по своей  тональности стиль росписи. Круг изображаемых сюжетов обогатился жанровыми  сценами из повседневной сельской жизни  и очень тонко исполненными пейзажами, обычно с античными руинами. От красочных  ренессансных майолик керамические изделия Кастелли XVII и XVIII веков отличаются светлыми бледными тонами, которые, несмотря на некоторую блеклость, производят гармоническое впечатление. Интересным мастером этого времени был Антонио  Лолло. Наибольшие художественные достижения принадлежат в XVII и XVIII столетиях семьями Груэ, Джентилле и Капеллети, на протяжении двух создававших майолику в Кастелли.10 
 

Информация о работе История развития керамики