Идеи французского классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование истории и предпосылки возникновения этого направления в искусстве.
Задачами будут выступать раскрытие основной идеи французского классицизма; характеристика основных черт культуры в различных направлениях архитектуре, литературе, живописи, скульптуре; творчество наиболее ярких представителей искусства того времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...
3
История возникновения и предпосылки развития французского классицизма………...
6
Архитектура французского классицизма………………………………………………….
18
Политическое положение Франции в XVII веке. Связь с искусством живописи………
24
Классицизм века Людовика XIV в скульптуре…………………………………………...
26
5. Направления французского классицизма в литературе. Французские литераторы и их творчество………………………………………………………………………………………..
29
Заключение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

МОЯ контрольная работа.docx

— 110.43 Кб (Скачать)

Как стихотворец Вольтер более  склонен к поэзии дидактической, к рассуждению в стихах, к изложению в поэтической форме своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).

Один из противников Вольтера метко  прозвал его Прометеем, низвергающим власть земных и небесных богов. Идеи его чаще всего подхватывались революционными ветрами. Поэтому монархи относились к его последователям, свободолюбивым «вольтерьянцам», крайне подозрительно и даже враждебно.

Из философской сокровищницы Вольтера

• Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли  крови защищать ваше право высказать  вашу собственную точку зрения.

• Гордость людей низких состоит в  том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.

• Не бедность невыносима — невыносимо презрение. Я могу обходиться без  всего, но я хочу, чтобы об этом не знали.

• Торжество разума заключается в  том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет.

• Затянувшаяся дискуссия означает, что  обе стороны не правы.

• Оптимизм — это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо.

• Медленная рука времени сглаживает горы.

• Ни на что не годится тот, кто годится  только для себя.

• Платье (одежда) внушает глупцам  уважение.

• Чем более мы размышляем, тем более  убеждаемся, что ничего не знаем.

• Бесконечно маленькие люди имеют  бесконечно великую гордость.

• Кто ограничивает свои желания, тот  всегда достаточно богат.

• Всякое желание есть зачаток новой  скорби...

• Старость создана для того, чтобы  получать огорчения, но она должна быть довольно благоразумна для того, чтобы  переносить их безропотно.

• Свобода объявлять свои мысли  составляет существенное право гражданина.

• Никогда не бывает великих дел  без великих препятствий.

• Труд устраняет скуку, порок и  нищету.

Философская проза

От дидактической поэзии наметился естественный переход  к поучительной прозе. Перу Вольтера принадлежат философские романы «Видение Бабука», «Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид», «Сказка о вавилонской принцессе» и некоторые другие.

В этих романах много  приключений, путешествий, экзотики. Однако в такой заманчивой «упаковке» Вольтер  развивает перед читателем свою главную идею о слепой судьбе. Единственная мудрость, заключающаяся в убеждении познавшего все превратности Кандида, это то, человек призван «возделывать свой огород» или, как эту мысль выражает другое лицо повести, что «необходимо работать, не размышляя».

Великий циник не одобряет оптимистических воззрений. По его мнению, оптимизм - это всего лишь счастливая слепота, которая обернется горьким или смиренным в лучшем случае прозрением.

Как для всех деятелей эпохи  Просвещения, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а  лишь средством продвижения в  массы своих идей. Соответственно этой установке, его творчество в высшей степени рассудочно и публицистично.

Общественное течение  в России, известное под названием  вольтерианства, было очень популярно вследствие переписки Вольтера с Екатериной II. Однако она своих вольнолюбцев держала железной рукой в бархатной перчатке.Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции.

В 1792 г., во время представления  его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным  фригийским колпаком — символом Свободы. [10]

 

 

 

 

Заключение  

Французский классицизм -  художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармонического целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII - начала XIX вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма наметились уже во второй половине XVI в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно - в сочинениях Дж. П. Беллори (XVII в.), а также в эстетических нормативах академистов болонской школы. Однако в XVII в. классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно формировался и классицизм XVIII в., ставший общеевропейским стилем. Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили философские идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. Придавая огромное значение общественно - воспитательной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественного правил, строгую иерархию жанров - от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королевских. Академий - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).         Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, мастера классицизма принципиально отъединяли иллюзорное пространство от реального. Градостроительство классицизма XVII в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах городов-крепостей) концепции "идеального города", создало свой тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль). Во второй половине XVIII в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства XVIII - начало XIX вв.         

Тектонической ясности архитектуры  классицизма отвечает чёткая разграниченность планов в скульптуре и живописи. Пластика классицизма, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм. Момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластической замкнутости и спокойной статуарности. В живописи классицизма основные элементы формы - линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой линеарности); локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый - для ближнего, зелёный - для среднего, голубой - для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.         

Основоположником и крупнейшим мастером классицизма XVII в. был французский художник Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью философско-этического содержания, гармоничностью ритмического строя и колорита. Высокое развитие в живописи классицизма XVII в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о "золотом веке" человечества. Формирование классицизма во французской архитектуре связано с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII в. - восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Со второй половины XVII в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля - архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). В XVII - начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант, и в "палладианской" архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. окончательно сложился национальный вариант английского классицизма. Перекрёстные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца XVII - начала XVIII вв. (архитектор Н. Тессин Младший).         

В середине XVIII в. принципы классицизма  преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обращение  к "естественности" выдвигало  требование конструктивной оправданности  ордерных элементов композиции, в  интерьере - разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным  окружением дома становилась пейзажная  среда "английского" парка. Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало  бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (расколки Геркуланума, Помпеи и др.); свой вклад в теорию классицизма  внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции. Во французском классицизме XVIII в. определились новые архитектурные типы: изысканно- интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь (архитекторы Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). Гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудона, в мифологической живописи Ж. М. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера. Канун Великой французской революции (1789-94) породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Б. Пиранези) послужили отправной точкой для поздней фазы классицизма - ампира. Живопись революционного направления французского классицизма представлена мужественным драматизмом исторических и портретных образов Ж. Л. Давида. В годы империи Наполеона I в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен). Живопись позднего классицизма, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Ж. О. Д. Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное искусство. Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь  в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец современного и гармонического искусства. По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам», и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность.

Каждому жанру соответствовала  своя тематика (подбор тем),  и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось.

Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма  были трагедии, поэмы и оды.

В ходе работы были раскрыты характерные черты французского классицизма в различных направления искусства, таких как живопись, скульптура, архитектура и литература. История  возникновения данного направления во многом была связана с политическим положением Франции того времени. Немаловажную роль также сыграли творцы в литературе, живописи, архитектуре.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Буало Никола / Поэтическое искусство / М.: Худож. лит., 1957
  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / поред. Н.О.   Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003
  3. Малышева Е.М. Культурология. История мировой культуры. – М.: «Айрис-пресс», 2004
  4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М: Издательский центр «Академия» , 2004
  5. Смирнов А.А. / Классицизм как культурная парадигма Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. / Серия «Symposium». Выпуск 17. — СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 
  6. Культура нового времени. Классицизм//Электронная публикация http://www.countries.ru/library/newtime/classizm.htm
  7. Гачев Г. Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Образ, метод, характер. М., 1962. С. 229
  8. Литературная энциклопедия: Алфавитная часть // Электронная публикация http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-2721.htm
  9. Классицизм. Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» // Электронная публикация http://letopisi.ru/index.php
  10. Хаткина Н.В. Мировая литература от античности до Ренессанса «Чистейшей прелести чистейший образец» французский классицизм/ электорнная версия - http://antique-lit.niv.ru
  11. Архитектура классицизма во Франции / электронная версия / http://www.arhitekto.ru
  12. Русская и мировая живопись великих художников / http://www.arhitekto.ru

Информация о работе Идеи французского классицизма