Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа
Цель данной работы – исследование истории и предпосылки возникновения этого направления в искусстве.
Задачами будут выступать раскрытие основной идеи французского классицизма; характеристика основных черт культуры в различных направлениях архитектуре, литературе, живописи, скульптуре; творчество наиболее ярких представителей искусства того времени.
Введение………………………………………………………………………………………...
3
История возникновения и предпосылки развития французского классицизма………...
6
Архитектура французского классицизма………………………………………………….
18
Политическое положение Франции в XVII веке. Связь с искусством живописи………
24
Классицизм века Людовика XIV в скульптуре…………………………………………...
26
5. Направления французского классицизма в литературе. Французские литераторы и их творчество………………………………………………………………………………………..
29
Заключение…………………………………………………
Зародившийся в начале XVII в. классицизм становится ведущим направлением уже во второй четверти этого столетия. Художникам-классицистам так же, как и реалистам, близки передовые идеи этой эпохи. В их живописи отразилось ясное мировосприятие и представление о человеке как личности, достойной уважения и восхищения. В то же время классицисты не стремились передать в своих картинах окружающую их реальную действительность. Жизнь представала в их картинах облагороженной, а люди — идеальными и героизированными. Главными темами произведений художников-классицистов стали эпизоды из античной истории, мифологии, а также библейские сюжеты. Большинство живописных приемов заимствовалось из античного искусства. Не приветствовалось все индивидуальное и обыденное: живописцы стремились к созданию обобщенных и типичных образов. Классицизм первой половины XVII в. выражал стремления наиболее просвещенных слоев французского общества, считающих разум высшим критерием всего прекрасного в реальной жизни и в искусстве.
Крупнейшим мастером классицизма в живописи стал Никола Пуссен, наряду с Пуссеном, был Клод Лоррен, работавший в пейзажном жанре.
В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности.
Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Большинство идеальных фигур французской скульптуры этого времени все же оставляет впечатление некоторой намеренности и манерности, но тем безупречнее является пластическое портретное искусство Франции, Лучшие французские скульптурные произведения XVIII века - портретные бюсты, дышащие изумительной свежестью и жизненностью. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью.
Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704-1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, - и в то же время "инициатором" нового искусства ваяния XVIII столетия. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе "Крещение Христа" в Сен Рош в Париже. Из его превосходных, дышащих индивидуальной душевной жизнью портретных бюстов, отметим бюсты актрисы Клерон во французском театре, Реомюра в Ботаническом саду и архитектора Габриеля в Лувре.
Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655-1726 гг.), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705-1765) принадлежит наполовину к римской школе. Закончив образование в академии вечного города, он исполнял фигуры святых и надгробные памятники для римских церквей, но в 1747 г. вернулся в Париж, где явилось его лучшее произведение - выполненный из мрамора и бронзы надгробный памятник аббата де Герзи в Сен Сюльпис. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности.
Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698-1762), друг графа Кайлюса, идеалы которого он стремился осуществить. Его называют французским Фидием. От своего первого учителя Гильома Кусту он заимствовал больше плавной прелести в смысле французского XVIII столетия, чем вообще принято думать. Его восхитительный, оживленный мраморный Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса, находящийся в Лувре, стоял первоначально в круглом садовом павильоне Малого Трианона. Его лучшее произведение - водоем на улице Гренелль в Париже. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми "Времена года" по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского "Фидия". Великолепная, пропорциональная конная статуя Людовика XV работы Бушардона, украшающая Площадь Согласия, сохранилась только в виде маленькой бронзовой модели в Лувре.
С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714-1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Натуральная жизнь и искусственная оживленность, непосредственное восприятие и изысканная намеренность сочетаются в его искусстве. Удивительно натурально умеет он передавать нежную жизнь поверхности кожи, а некоторые мотивы движений в его произведениях шаловливо отражают дух времени. Первое мраморное произведение, выполненное им в Париже по возвращении из Рима, миловидный, оживленный душою и телом Меркурий, застегивающий сандалии, остается и теперь его шедевром. Один экземпляр стоит в Лувре, другой, с соответствующей статуей Венеры, в Потсдамском замке. Его мраморные группы "Любовь и Дружба" и "Мальчик с клеткой" в Лувре дышат прелестью жанра. Самые прекрасные мадонны его, с несколько внешним оживлением, украшают церкви Сен Эсташ и Сен Сюльпис в Париже. Из его полных жизни портретов следует отметить бронзовый бюст Дидро и мраморный бюст маршала Саксонского в Лувре. Статуя Людовика XV Пигалля в Реймсе заменена новой; сохранились только фигуры на цоколе, представляющие Францию в виде прекрасной молодой женщины и торговлю в виде мужчины индивидуального вида и полного жизни. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде совершенно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. В свои поздние годы этот мастер выполнил мощные надгробные памятники со множеством приличных для них аллегорических фигур, из числа которых памятник графа Гаркур в парижской Нотр-Дам всех страшнее представляет ужасы смерти, памятник маркграфа Людвига Вильгельма в приходской церкви в Баден-Бадене является наиболее барочным по своему общему впечатлению, но всех славнее памятник маршала Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге, целиком рассчитанный на живописное впечатление и отличающийся обилием символических фигур и мощью фигуры полководца, сходящего твердым, полным жизненной силы шагом с высоты жизни в могилу. Надгробные памятники, в роде памятника Мазарини работы Куазево и Ришелье работы Жирардона, остались далеко позади этих произведений, и, еще в дни нашей молодости заклейменные как безвкусица, теперь снова превозносятся за свою бьющую через край силу.
Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710-1795) является в своих мраморных произведениях, "Купальщице" и "Диане" Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Этьен-Морис Фальконе (1716-1791; книга Эдм. Гильдебрандта), из луврских произведений которого "Божок любви" отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная "Купальщица" (1757) все же несколько жеманна, "Милон Кротонский" превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г.), изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.
Важную роль во французской скульптуре играли далее Каффиери, из которых Жак Каффиери (1678-1755) был ловким декоративным и искусным портретным мастером. Из его сыновей Филипп Каффиери Младший (1714-1744) - мастер известных серебряных украшений собора Байё, а Жан Жак Каффиери (1725-1792), автор нежного и плавного, с оживлением склонившегося над урной, речного бога, известен главным образом своими портретами. Из бюстов, украшающих галереи Французского театра, семь - его работы. Особенно выразительны бюсты Ла Шоссе, Ротру и Жана Батиста Руссо (Приложение ).
Классицизм рассматривали как направление, ориентирующееся на античное искусство, черпающее свои идеи из «Поэтики» Аристотеля. Также его определяют как литературу эпохи абсолютной монархии, воплощающей идеологию абсолютизма.Черты классицизма присущи поэме Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674).[1]
Выдающееся значение для истории французской литературы имела именно эта дидактическая поэма в четырех песнях. Она является наиболее полным выражением положений новоклассической школы. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен цениться «bon sens» — разум, которому подчиняются фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия обязана быть понятна всем, однако легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность. Стиль обязан сохранять изящество, быть высоким, но оставаться простым, без вычурности.
Среди главных тенденций классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения мысли, строгую подчиненность правилам, равнение на высокие античные образцы. Зарождение и распространение этого направления связано с влиянием рационалистической философии Рене Декарта.
Классицизм - одно из самых теоретически обоснованных литературных направлений. Теория классицизма не сводится только к стихотворному трактату Буало «Поэтическое искусство», хотя, безусловно, в первую очередь опирается на него и на «Поэтику» Аристотеля.
Классицизм был одной из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких сто летий. Строгий отбор, упорядочивание, стройность композиции являлись для писателей попыткой художественного преодоления хаоса и противоречий действительности. Огромная роль приписывалась силе разума, возможности «рассудком вознестись над завистью и злобой». Эта литература не стеснялась дидактики и руководствовалась принципом Горация «поучать, развлекая».
Художественная концепция
«Мыслю — следовательно, существую» — это выражение Декарта играет в текстах этого периода роль не только интеллектуального, но и этического принципа.
Это художественное течение выработало свою иерархию жанров. Согласно ей существуют «высшие» (эпопея, ода, трагедия) и «низшие» (комедия, сатира, басня) жанры. Причем «низшие» жанры желательно «облагородить» — убрать из них фарсовую грубость и непристойность.
Подчинение строгим правилам руководит стилистикой классицизма во всем — например, в драматическом жанре должно строго соблюдаться правило «триединства» времени, места и действия.
Поэтика классицизма стремится к ясному выражению главной мысли. Она отказывается от изощренности, метафорической усложненности, стилистических украшений. Особое значение имеют драматические произведения и сам театр. Ведь, согласно общей установке, он способен наиболее полно и органично развлекать и одновременно прививать моральные принципы, исправлять нравы.
Развиваются и прозаические жанры: афоризмы (максимы), характеры. К жанру романа теоретики и практики классицизма относились с подозрением, он казался слишком чувствительным и личностным. А в классицизме общественное должно было преобладать над личным. Однако появившийся в более позднее время психологический шедевр Мари Мадлен де Лафайет «Принцесса Клевская» (1678) многие специалисты считают образцом классицистического романа.
Юную героиню выдают замуж за принца Клевского. Девушка, влюбленная в другого человека, смиренно принимает выбор родителей и хранит верность уважаемому, но нелюбимому мужу даже после его смерти. Этот роман был экранизирован в XX в. - и даже дважды.
В художественной практике классицисты предпочитают многословию — лаконичность, туманности и сложности выражения — простоту и ясность. Классицизм отвергает все экстравагантное, необычное, выходящее за рамки общепринятого. Основным законом является художественное правдоподобие. Не правда, а именно правдоподобие. Оно коренным образом отличается от безыскусно правдивого отражения жизни, от исторической или личной правды. Закон классицизма - литература описывает явления не в том виде, в каком они являются, но в том виде, в каком они могли бы быть или должны были быть, писали литературные критики. Правдоподобие связано с понятием нравственной нормы, благопристойности.
Характерным примером может явиться та же «Принцесса Клевская».
В одном из писем мадам де Лафайет утверждала, что «Принцесса Клевская» - не основанный на вымысле роман, а слегка подправленные мемуары. Чета де Клев была вымышлена. Однако предполагают, что сюжет имеет в основе реальные события: Анна д'Эсте, жена Франсуа де Гиза, любила герцога Немурского, призналась мужу в своей страсти и после его смерти вышла замуж за герцога. В отличие от реальной Анны, не пожелавшей отказаться от своего чувства, мадам де Лафайет, согласно законам классицизма, заставила свою героиню отказать герцогу Немур-скому.
Характеры в литературе этого периода строятся на выделении одной доминирующей (главной) черты, что способствует их превращению в универсальные общечеловеческие типы.
В эпоху Просвещения особое значение получает гражданский и интеллектуальный характер конфликта, его дидактико-моралистический пафос.
Жан Батист Мольер (1622-1673)
Настоящее имя Мольера — Жан Батист Поклен. Он родился в Париже и был крещен 15 января 1622 г. Его отец Жан Поклен и оба деда были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя смог получить должность королевского обойщика и камердинера короля, дела его шли прекрасно. Мать будущего драматурга, Мари Крессе, умерла совсем молодой.
Жан Поклен видел в своем первенце Жане Батисте преемника фамильной придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку дело не требовало особых знаний, Жан Батист к девяти годам едва научился читать и писать. Однако дед, уважающий грамоту и науку, настоял на том, чтобы мальчика отдали в Клермонский иезуитский колледж, где он учился в 1631-1639 гг. В то время это было лучшее учебное заведение в Париже. Программа включала древние языки, естественные науки, философию, латинскую словесность. Этих знаний любознательному Жану Батисту хватило, чтобы читать в подлиннике римского комедиографа Плавта, Теренция, других античных авторов. По собственному желанию он сделал стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей». Мольер получил диплом лиценциата права и даже выступал несколько раз в суде как адвокат.