Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа
Цель данной работы – исследование истории и предпосылки возникновения этого направления в искусстве.
Задачами будут выступать раскрытие основной идеи французского классицизма; характеристика основных черт культуры в различных направлениях архитектуре, литературе, живописи, скульптуре; творчество наиболее ярких представителей искусства того времени.
Введение………………………………………………………………………………………...
3
История возникновения и предпосылки развития французского классицизма………...
6
Архитектура французского классицизма………………………………………………….
18
Политическое положение Франции в XVII веке. Связь с искусством живописи………
24
Классицизм века Людовика XIV в скульптуре…………………………………………...
26
5. Направления французского классицизма в литературе. Французские литераторы и их творчество………………………………………………………………………………………..
29
Заключение…………………………………………………
Расцвет первого периода классицизма
относится ко второй половине XVII века.
Выдвинутые буржуазной идеологией концепции
философского рационализма и классицизма
абсолютизм в лице Людовика XIV берет
в качестве официальной государственной
доктрины. Эти концепции полностью
подчиняются воле короля, служат средством
его прославления как высшего
олицетворения нации, объединяемой
на началах разумного
Восточный фасад Лувра был создан в результате сопоставления двух проектов - приехавшего в Париж из Италии Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) и француза Клода Перро (Claude Perrault) (1613-1688). Предпочтение было отдано проекту Перро (осуществлен в 1667 году), где в отличие от барочного беспокойства и тектонической двойственности проекта Бернини, протяженный фасад (длина 170,5 м) имеет ясную ордерную структуру с огромной двухэтажной галереей, прерываемой в центре и по бокам симметричными ризалитами. Спаренные колонны коринфского ордера (высота 12,32 метра) несут крупный, по-классически разработанный антаблемент, завершенный аттиком и балюстрадой. Основание трактовано в виде гладкого цокольного этажа, в разработке которого, как и в элементах ордера, подчеркнуты конструктивные функции основной несущей опоры здания. Чёткий, ритмический и пропорциональный строй основан на простых отношениях и модульности, причем за исходную величину (модуль) принят, как и в классических канонах, нижний диаметр колонн. Размеры здания по высоте (27,7 метра) и общий крупный масштаб композиции, рассчитанные на создание парадной площади перед фасадом, придают зданию величественность и необходимую для королевского дворца репрезентативность. При этом весь строй композиции отличается архитектурной логикой, геометричностью, художественным рационализмом.
Ансамбль Версаля (Chateau de Versailles,1661-1708 гг.) - вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозного комплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец - фокус, в котором сходятся ось парка - с одной стороны, а с другой - три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м.), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портики играют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в целостную осевую композицию.
Ось дворца служит главным дисциплинирующим
фактором преобразования ландшафта. Символизируя
безграничную волю царствующего владельца
страны, она подчиняет себе элементы
геометризованной природы, чередующиеся
в строгом порядке с
Присущий барокко и Древнему
Риму принцип осевого пространства
реализуется здесь в
Идея «преобразованной
природы» соответствовала новому образу
жизни монарха и знати. Она
привела и к новым
Андре Ленотру (Andre Le Notre) (1613-1700) - творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей. Во второй половине XVIII века была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине XIX в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3 км. Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) (1646-1708) в конце XVII-начале XVIII века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К их числу относятся круглая площадь Побед (Place des Victoires), прямоугольная Вандомская площадь (Place Vendome), комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором. Французский классицизм второй половины XVII в. воспринял градостроительные достижения ренессанса и особенно барокко, развив и применив их в более грандиозных масштабах.
В XVIII веке, в период царствования
Людовика XV (1715-1774) во французской архитектуре,
как и в других видах искусства,
получил развитие стиль рококо, который
являлся формальным продолжением живописных
тенденций барокко. Своеобразие
этого близкого к барокко и
вычурного по своим формам стиля
проявилось главным образом во внутреннем
убранстве, что отвечало роскошной
и расточительной жизни королевского
двора. Парадные залы приобрели более
уютный, но и более вычурный характер.
В архитектурной отделке
В середине XVIII века классовые
противоречия во Франции продолжали
углубляться. Третье сословие — буржуазия
являлась активной движущей силой в
происходивших социальных процессах.
Так же как и в других странах,
восходящий класс занят был разработкой
своей идеологической системы. Эта
система была связана с философией
просвещения. Процессы, происходившие
во французской культуре, и в частности
архитектуре, были общими с теми, которые
протекали в Италии. Отмечается всеобщее
увлечение античностью. Усиливается
интерес к древнегреческой
Вторая половина XVIII и первая треть XIX века во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его широкое распространение в странах Европы.
Стремление использовать античные образцы было реализовано в начале XIX в., когда в Париже возникла большая часть крупных построек с ясностью ордерных членений и композиции в стиле классицизма, а их воздействие было усилено градостроительным решением. Они стали художественным завершением парижского диаметра, создали главные ориентиры на плане и в силуэте центра города и композиционно замкнули перспективы улиц. К античности больше всего приблизилась церковь Мадлен, строившаяся, начиная с 1764 г., по проекту П. Контана де Иври и завершенная архитектором П. Виньоном в период с 1806 по 1842 гг. в виде «греческого» храмового сооружения периптериального типа. Одновременно сооружаются колонна на Вандомской площади в подражание колонне Траяна в Риме и Триумфальная арка на площади Звезды, построенная в 1806—1836 гг. по проекту архитектора Ж.Ф. Шальгрена. Наподобие римских триумфальных арок она имеет скульптурное оформление (Марсельеза), выполненное скульптором Ф. Рюдом. Так, французский классицизм уже в самом начале своего развития стал стилем памятников, выражением представительности и императорского могущества Наполеона, что и нашло отражение в другом названии этого стиля — ампир.
Классицизм внес изменения
в планировочную и
Идеи классицизма творчески развивали, сохраняя при этом стилевую чистоту, Ш. Персье и П. Ф. Фонтэн, которые, будучи архитекторами императорского двора, наиболее стали видными представителями нового стиля. Они участвовали в перестройке Лувра, спроектировали арку Победы на площади Карусель (1806 г.) и многочисленные парадные интерьеры. Им удалось добиться единства решений целых улиц. Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже.
Со временем классицизм
перерождается в чистый академизм,
теряет способность реагировать
на возникновение новых
С периодом зрелого классицизма
связаны идеальные проекты
В то время как в других странах Западной Европы господствовало барокко, во Франции большую роль играл классицизм — направление, представители которого обратились к искусству античности и Возрождения.
В начале XVII в. Франция, истощенная
гражданскими войнами, вступила в эпоху
укрепления абсолютизма. Абсолютная монархия,
достигшая своего расцвета при Людовике
XIV, стала решающей силой в борьбе с феодализмом
и главным двигателем торговли и промышленности.
В середине XVII в. Франция являлась едва
ли не самой крупной торговой державой.
Относительная стабильность на политической
арене и развитие экономики сопровождались
подъемом в культурной жизни страны. Значительный
шаг на пути прогресса сделала французская
наука, в частности физика, математика
и философия. Большой успех имело учение
Декарта, утверждавшего, что разум — главное
средство познания истины. Отсюда идет
свойственный французской литературе
и изобразительному искусству рационализм,
особенно характерный для классицизма.
В первой четверти XVII в. самыми крупными мастерами во Франции были иностранцы (главным образом фламандцы).
Лишь в начале второй четверти XVII столетия Франция выдвинула собственных замечательных представителей изобразительного искусства.
Главой придворного искусства
и ведущим представителем французского
барокко в первой половине XVII в. был
Симон Вуэ. Живописному мастерству Вуэ
учился в Италии, поэтому в его живописи
прослеживается влияние Караваджо и болонских
мастеров. Вернувшись из Италии на родину,
Вуэ стал придворным художником. Для своих
нарядных и эффектных полотен он использовал
мифологические и библейские сюжеты («Геракл
среди богов Олимпа», «Мучение св. Евстафия»).
Картинам свойственны излишняя усложненность
композиции, чрезмерная яркость колорита,
идеализированность образов. Полотна
и декоративные росписи Вуэ пользовались
в то время огромной популярностью. Живописцу
подражали многие французские художники,
его учениками были такие известные в
дальнейшем мастера, как П.Миньяр, Ш. Лебрен
и Э. Лесюер.
Наряду с барочным искусством, процветавшим
в столице, французские провинции выдвинули
художников, главным методом которых был
реализм. Одним из крупнейших реалистов
первой половины XVII в. стал Жак Калло, прославившийся
как талантливый рисовальщик и гравер.
Хотя у него много произведений с религиозной
тематикой, основное место в творчестве
мастера занимают картины на бытовые сюжеты.
Таковы его графические серии «Каприччи»,
«Горбуны», «Нищие».
Многие французские художники
первой половины XVII в. обратились к караваджизму.
Среди них Жан Валантен, Жорж де Латур.
Большую роль в развитии реализма в первой
половине XVII в. сыграли братья Ленен —
Антуан, Луи и Матье. Центральное место
в их творчестве занимала жанровая тематика.
Старший Антуан писал главным образом
групповые портреты и сцены из жизни мелких
буржуа и крестьян. Младший Матье начал
свой творческий путь с картин, изображающих
быт крестьянства. Надолго переживший
своих братьев Матье Ленен позднее стал
одним из самых популярных портретистов.
Средний брат, Луи Ленен, по праву входит в число самых знаменитых французских живописцев XVII в. Именно он стал основоположником крестьянского жанра во французском искусстве.
Черты реалистического искусства в первой половине XVII в. нашли отражение и в портретной живописи, ярким представителем которой был Филипп де Шампень, фламандец по происхождению. Создатель религиозных композиций и декоративных росписей, Шампень тем не менее прославился как талантливый портретист, создавший реалистичные и строгие портреты кардинала Ришелье и Арно д’Андильи.