Идеи французского классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование истории и предпосылки возникновения этого направления в искусстве.
Задачами будут выступать раскрытие основной идеи французского классицизма; характеристика основных черт культуры в различных направлениях архитектуре, литературе, живописи, скульптуре; творчество наиболее ярких представителей искусства того времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...
3
История возникновения и предпосылки развития французского классицизма………...
6
Архитектура французского классицизма………………………………………………….
18
Политическое положение Франции в XVII веке. Связь с искусством живописи………
24
Классицизм века Людовика XIV в скульптуре…………………………………………...
26
5. Направления французского классицизма в литературе. Французские литераторы и их творчество………………………………………………………………………………………..
29
Заключение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

МОЯ контрольная работа.docx

— 110.43 Кб (Скачать)

Взгляды представителей классицизма  сближали их с передовой философией XVII века-философией рационализма, идеи которой получили самое яркое выражение в работах Декарта. Рационализм стал фундаментом и сутью теории классицизма. Разум, мысль провозглашались главными критериями художественной правды и красоты. К произведению искусства предъявлялись требования “порядка и меры” - ясности, логичности, композиционной стройности как основным средствам выражения его идеи. Строгость и величественность были неотделимы для классицизма от понятия прекрасного.

В различных областях художественной культуры - в литературе, драматургии, театре, живописи – принципы классицизма получили своеобразное преломление.

Для архитектуры классицизма  характерны навеянные античными  образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов  и планировки, выделяющиеся на глади  стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим  классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских  королей (вторая половина XVII в.).

Скульптура эпохи классицизма  отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание  сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью  светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) .

Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским  идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании (Ж. Л. Давид).Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э Фальконе, Ж Гудон).Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см. ампир). Русский классицизм во второй половине XVIII - начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина, скульптуры М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса, картины А Лосенко, А Иванова и др. С конца XIX в для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу представители романтизма и реализма пришедших на смену классицизму.

Стилистическое направление  в европейском искусстве, важнейшей  чертой которого было обращение к  античному искусству как эталону  и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве  и архитектуре проявились общие  эстетические принципы – использование  форм и образцов античного искусства  для выражения современных общественно  эстетических взглядов, тяготение к  возвышенным темам и жанрам, к  логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма  проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения  в Италии в работах архитектора  и теоретика А.Палладио, а теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.

Как последовательная система  классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует  провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам  общества, торжество разумной закономерности. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного  и ренессансного искусства. Классицисты  стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма  свойственно тяготение к отвлеченной  идеализации, отрыв от конкретных образов  современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма  был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и  уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Классицизм формировался как антагонистическое направление  по отношению к пышному и виртуозному  искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным  искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре  Версаля, в творчестве живописца  Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.

Во главе направления  становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода  искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов  композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и  разделение жанров на “высокие” и  “низкие”. К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского  движения, накануне французской революции  возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.

Период позднего классицизма  – ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и  пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Во второй половине столетия Франция - самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это  и время сложения французской  национальной школы в изобразительном  искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция.

 Французское искусство  XVП в. имеет в своей основе традиции французского Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ, скульптуры Гужона и Пилона, замки времени Франциска 1, дворец Фонтебло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня -на всем этом лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного, - т.е. чему суждено в полной мере воплотиться в XVП в. в философии Декарта, в драматургии Корнеля и Расина, в живописи Пуссена и Лоррена. В литературе становление классицистического направления связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и классицизм становится официальным направлением, господствующим литературным течением, признанным при дворе. В сфере изобразительного искусства процесс формирования классицизма был не таким единым. В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и не складываются окончательно. В Люксембургском дворце, построенном для вдовы Генриха IV, регентши Марии Медичи, Саломоном де Бросом, многое взято от готики и Ренессанса, однако фасад уже членится ордером, что будет характерно для классицизма. "Мэзон-Лафит" Франсуа Мансара при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию. В живописи обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. Во всяком случае в творчестве братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо. В картинах Луи Ленена нет повествовательности, иллюстративности, композиция строго продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради выявления прежде всего этической, нравственной основы произведения. Большое значение в картинах Ленена имеет пейзаж. В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определяется термином "живопись реального мира". К этому же направлению относится творчество художника Жоржа де Латура. В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник близкий к Караваджо. Уже в ранних работах Латура проявляется одно из важнейших качеств: неисчерпаемое разнообразие его образов, великолепие колорита, умение в жанровой живописи создать образы монументально-значительные.

Вторая половина 30-х - 40-е  годы - время творческой зрелости Латура. Он меньше обращается в этот период к жанровым сюжетам, пишет в основном картины религиозные. Художественный язык Латура - предвестие классицистического стиля: строгость, конструктивная ясность, четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных форм, безукоризненная цельность силуэта, статика. Примером может служить одна из его поздних работ "Св.Себастьян и святые жены" с идеально прекрасной, напоминающей античную скульптуру фигурой Себастьяна на переднем плане, в теле которого - как символ мученичества - художник изображает лишь одну вонзенную стрелу.

XVII век  во Франции был периодом расцвета  абсолютной монархии и установления  официального, общегосударственного  стиля в искусстве и литературе  — классицизма.

Главной задачей классицизма было возвеличение французского государства и подчинение интересов отдельного человека интересам  государства. Любовь, дружба, родственные  связи — все приносилось в  жертву во имя патриотического долга. В основе классицизма лежал принцип  героической гражданственности. Особенностью классицизма как литературного  направления было его обращение  к античности. В классическом искусстве  Древней Греции и Древнего Рима французские  классицисты видели непревзойденные  художественные образцы воплощения высоких нравственных идеалов. Они  черпали свои темы из древней истории  и мифологии и там же находили своих героев. Они наделяли этих героев возвышенными страстями и  высокими гражданскими доблестями. У  древних взяли классицисты и  правила трех единств (времени, места  и действия).

Пышная  античная оболочка характерна для искусства  Франции той эпохи. Но это искусство  было содержательным и глубоким: оно  поднимало большие общегосударственные  вопросы, ибо в тот период абсолютизм решал, по словам К. Маркса, прогрессивную  историческую задачу.  Отсюда широкое распространение классицизма за пределы Франции и то огромное значение, которое имели в мировой литературе его великие драматурги — Корнель, Расин и взрывающий его изнутри Мольер.

 

 

Пьер Корнель (1606 — 1684)

Пьер  Корнель — основоположник классицизма  — родился в Руане, в семье  адвоката и получил образование  в местном коллеже иезуитов. По окончании коллежа Корнель стал изучать право и был принят в сословие адвокатов. Неожиданное событие прервало его служебную карьеру. В Руан из Парижа прибыла труппа актеров. Корнель, который в свободное время занимался сочинением пьес и стихов, передал актеру Мондорй, возглавлявшему труппу, свою комедию «Мелита» (1629). Тот по возвращении в Париж поставил «Мелиту» на сцене, и она имела громкий успех. Это определило судьбу Корнеля: он оставил службу адвоката и стал писать пьесы для театра. Вначале это были по преимуществу комедии.

В конце 1637 г. в театре Маре была впервые поставлена трагедия Корнеля «Сид», после которой о Корнеле заговорила вся Франция. Весь Париж восхищался «Сидом» и повторял корнелевские стихи. Родилась крылатая фраза: «Это прекрасно, как Сид». Помимо прекрасных стихов трагедия пленяла возвышенностью темы и благородством образов.

Молодой кастильский дворянин Родриго (он же Сид), мстя за поруганную честь своего отца, убивает на поединке дона Гомеса. Дон Гомес — отец его возлюбленной Химены, и Родриго, убив его, лишается своей невесты: Химена не может отдать свою руку убийце ее отца; теперь она взывает к мести и на коленях молит короля о смертном приговоре Родриго. Сцена встречи двух влюбленных, между которыми отныне пролегла пропасть, потрясала зрителя. Конфликт между любовью и долгом решался в пользу последнего, но Корнель дал своей трагедии неожиданно счастливый конец. Король Кастилии, олицетворяющий идею разумной государственной власти, дарует Родриго жизнь, ибо он спаситель отечества, отразивший мавров, и его подвиг во имя родины выше феодального культа чести.

Шумный  успех «Сида» вызвал недовольство всесильного  министра кардинала Ришелье, который  считал, что тема торжества долга  над личным чувством была решена в  трагедии недостаточно четко. Академия наук Франции составила отзыв  о «Сиде», в котором осудила  пьесу как не отвечающую всем обязательным правилам классицизма. Корнель уехал  в Руан и занялся сочинением новых  трагедий. В 1640 г. он пишет свою трагедию «Гораций», строго классическую по форме, развязка которой уже не вызывала споров. Здесь соблюдены правила  трех единств и нет ничего, нарушающего  каноны классицизма.

Жан Расин (1639-1699)

Жан Расин — крупнейший поэт французского классицизма. Если Корнель писал  преимущественно героические, историко-политические трагедии, то Расин обращает свое внимание на внутренний мир человека и создает трагедии психологические, изображающие борьбу человеческих страстей.

Это объясняется тем, что французы, пережившие бедствия Фронды, смутной поры войн и восстаний против абсолютизма, уже не хотят больше жертв во имя  государства, гражданские доблести их интересуют меньше, чем драмы  любви.

Выразителем этих новых запросов общества становится Жан Расин. Расин родился в  Ферте-Милон, небольшом городке в 70 километрах от Парижа. Потеряв родителей  в раннем возрасте, Расин был взят на воспитание в монастырь Пор-Рояль, где приобрел отличные познания в древних языках. Позже он перешел в парижский коллеж для изучения философии. В Париже Расин знакомится с Лафонтеном, Буало и Мольером, попадает в актерский мир и увлекается театром.

Информация о работе Идеи французского классицизма