Государство и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по культурологии.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

Одновременно  появилось новое направление  в церковной музыке - школа Синодального училища, вдохнувшая жизнь в памятники древнерусского певческого творчества. Второе дыхание обрел поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии, в музыке С. Рахманинова, в живописи М. Нестерова и И. Левитана.

Одной из примечательных черт культуры этого периода стал поиск нового театра - его формы, средств выразительности, выхода к «иным реальностям» ХХ в. К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов стояли у истока этого процесса. Если с К. Станиславским связаны поиски углубленного психологического реализма, переживания сверхзадачи сценического воплощения, то В. Мейерхольд - родоначальник условного, метафорического, обобщающего театра. Выразительное, зрелищное, радостное театральное творчество характерно и для поисков молодого Е. Вахтангова в 1911-1912 гг. Тем самым, Россия дала миру трех великих режиссеров, открывших новый взгляд на театр, актера, зрителя.

Никогда ранее  российские художники не создавали  такого количества объединений по интересам. Открывались артистические кафе, где богемная жизнь не препятствовала зарождению новаторских творческих идей. В столицах - Москве и Санкт-Петербурге, сложилась особая художественная среда - духовная элита, взгляды которой влияли на общественную жизнь и вкусы. Издавались серьезные теоретические и литературно-художественные журналы: «Весы», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал» и др. Например, в «Мире искусства» собрались такие талантливые художники, деятели культуры как А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Д. Философов, С. Дягилев, А. Блок и др.

«Серебряный век» породил еще одно социокультурное  явление, которого не знали другие эпохи, ставшее предметом подражания на Западе - меценатство. Мамонтов, Морозов, Бахрушин, Третьяков - это подлинное культурное явление ХХ в. Они не просто помогли культуре выжить, их усилиями создавалась сама «ткань» эпохи. Так С. Мамонтов создал кружок художников, писателей, деятелей культуры, без которых невозможно восприятие не только русского модерна, но и всего «серебряного века». Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру - это было сотворчество. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством произведений искусства. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы не возможны без их настойчивых поисков.

Таким образом, «серебряный век» - это сложный, противоречивый взлет, каких мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции ориентации на эволюцию и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создания культурной ауры нового типа.

 

Тема 8. Культура ХХ века

ХХ век  существенно изменяет типологическую картину мировой культуры. В ней, как и раньше, присутствуют три  основных типа культуры (первобытный, традиционный и рациональный) и два переходных (первобытно - традиционный и традиционно-рациональный), но соотношение их меняется в пользу рационального. Черты первобытной культуры можно проследить у некоторых народов Амазонии, Океании и других, ведущих племенной образ жизни. Число носителей первобытно - традиционной и чисто традиционной культуры также сравнительно невелико. Это - часть народов Азии, Африки и др. Культура большинства стран является переходной от традиционной (характерной для аграрного общества) к рациональной (характерной для индустриального общества) с преобладанием черт той или другой в разных государствах.

Основы рациональной культуры начали складываться в ХV-ХVI вв. с развитием капитализма в Западной Европе. В ХVIII-ХIХ вв. рациональная культура расширяет свой ареал, проникая во все новые страны. В это время она приобретает свои классические черты: рационализм (наука теснит религию на уровне идеологии, а «здравый смысл», рационализм, расчет - заменяют традиции на уровне обыденного сознания), гуманизм (личность становится субъектом и целью культуры) и ориентация на безграничный прогресс. Поэтому ее иногда называют классической или классической европейской культурой.

В ХХ в. рациональная культура становится господствующей, т.е. наиболее влиятельной и сильной в техническом отношении. В то же время она во многом утрачивает или существенно изменяет свои базовые характеристики (гуманизм и др.) и приобретает новые, становясь «неклассической» современной, модернистской культурой.

К концу ХХ в. предел прогресса, вероятно, достигнут: развитие науки вызывает глобальные проблемы, и даже ставит человечество на грань самоуничтожения. Глобальный кризис цивилизации означает и кризис современной рациональной культуры. Выход из него многие обществоведы усматривают в переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основы которого начали складываться во второй половине ХХ в. в наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах.

Прогнозируемая  будущая культура информационного общества, сегодня часто называемая постнеклассической, постсовременной или постмодернистской выработает новые ценности и приобретет свои собственные черты, часть из которых просматривается уже сегодня: динамизм, глобальность и др. В то же время для нее будут характерны некоторые черты рациональной культуры (технологичность, научность и др.) и даже традиционной (коллективизм, уважение к природе и др.). Последнее связано с тем, что в будущем, как и в традиционном обществе, одной из главных задач человечества вновь станет выживание.

Таким образом, для ХХ века характерно не только превращение рациональной культуры в ведущую и изменение ее характера, но и появление двух новых типов культуры: переходного от рационального к информационному (например, в США) и переходного от традиционно-рационального к информационному (например, в Японии). С учетом локально-цивилизационного подхода, реальных «живых» типов культуры окажется больше. И в дальнейшем их число вряд ли существенно сократится. Хотя культуру информационного общества иногда называют глобальной, она в ближайшем будущем не поглотит национальные культуры. Вероятнее всего, общечеловеческие глобальные ценности станут составной частью культуры отдельных цивилизаций.

А теперь остановимся  подробнее на характеристике современной рациональной культуры. Прежде всего обращает на себя внимание то, что это массовая культура. Такой она начала становиться с 1870 г., когда в Англии был принят закон о всеобщей грамотности. После II мировой войны, особенно в 60-70 гг., в ряде стран обязательным становится среднее образование. Однако появление феномена массовой культуры связано не только, и, возможно, не столько с образованием, сколько с развитием средств массовой информации (СМИ). В отличие от другой печатной продукции, газеты уже в ХIХ в. ориентировались не на мнение автора, а на запросы читателей, часто достаточно примитивные.

Изобретение в 1895 г. кино дало возможность тиражировать информацию в «живых картинках», не требующих для восприятия даже элементарной грамотности. Систему массовой культуры вскоре дополнили легкая музыка, «мода для всех», реклама, шоу-бизнес и другие формы. Кино сочетает в себе всевозможные жанры, музыкальное сопровождение фильмов порождает особое отношение к музыке и музыкальным темам. Здесь снова можно говорить о синкретичности искусства. Несмотря на свой демократизм, массовая культура несет в себе очень неоднозначные последствия для цивилизации. В индустриальном массовом обществе духовное производство, как и материальное, подчинено законам рынка: необходимо производить товар конвейерным, серийным способом, а чтобы продать его как можно больше - формировать самые простые и невзыскательные вкусы потребителей. Неслучайно «мыльные оперы», боевики и прочие произведения массового искусства эксплуатируют темы секса, насилия (или сильной личности), мелодрамы, т.е. то, что понятно широкому кругу зрителей или чего им не хватает в обыденной жизни.

Обращение массовой культуры не к мировоззрению, а обыденному сознанию «среднего» человека, нередко  и к подсознательным инстинктам, превращает индивида из творческой личности, субъекта культуры, в объект «обработки» и бездушного потребителя. Но не всегда пассивного: вспомним систему пропаганды Геббельса. Тем самым в ХХ в. постепенно гуманизм, характерный для рационального типа культуры существенно вытесняется массовостью, а рационализм - инстинктивностью, стандартом мысли и поведения.

В массовом обществе несколько меняется статус интеллигенции, особенно творческой. Художник становится лишь посредником между публикой и владельцами СМИ и шоу-бизнеса. Реакцией на такую ситуацию является усиление элитарной культуры, выразившееся, прежде всего, в модернистском искусстве. Вопрос о роли интеллектуальной элиты (интеллигенции), ее влиянии на массы, экономическую и политическую элиты очень важен не только для развития духовной жизни, но и в целом для будущего цивилизации.

 

Наука, идеология и искусство в ХХ веке

Одним из главных  явлений культуры ХХ в. является бурный научно-технический прогресс. Не случайно науку ХХ в., в отличие от ХVII-ХVIII вв. (когда она сформировалась в виде специфического способа логико-рационального познания мира с помощью особых методов, приемов и средств) или ХIХ в., называют «большой наукой». Около 90% ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Мировая научная информация в ХХ в. удваивается за 10-15 лет.

С середины 50-х  гг. ХХ в. начинается НТР. Если раньше научные  и промышленные революции не совпадали  по времени, то здесь они соединились. Фундаментальные открытия, технические  изобретения, технологические прикладные разработки и их внедрение происходили почти одновременно. Наука из самостоятельной и довольно узкой области культуры превратилась в непосредственную производительную силу.

НТР серьезно коснулась и собственно культурных отношений в обществе. В них на первое место выходит не религия или политическая идеология, а наука. Техника создает принципиально новые средства производства, хранения, тиражирования и распространения информации: аудио и видеотехника, компьютерные сети и т.д. По мнению культурологов, берущих за основу типологии культуры не изменения в обществе в целом, а лишь систему коммуникации, во второй половине ХХ в. после дописьменной и письменной культуры появляется новый ее тип - экранная. Кроме того СМИ и современные средства связи, наряду с развитием транспорта, международных экономических и политических отношений усиливают тенденцию к формированию единой земной цивилизации.

Политическая  идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в ХХ в. представляет из себя пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения можно разделить на консервативные, реформистские и радикальные. К первым относятся большинство религий и др.; ко вторым - социал-демократическая концепция демократического социализма, теория информационного общества и др.; к третьим - коммунистическая и другие идеологии, направленные на кардинальное преобразование общества.

Радикализм  довольно сложное явление, как правило, связанное не только и не столько  с идеологией, сколько с активными, часто насильственными, действиями политических организаций, как революционной направленности (левый радикализм), так и контрреволюционной (правый радикализм).

Характерным для ХХ в. можно считать появление  массовых международных общественно-политических движений: коммунистического, национально-освободительного и др. Однако идеология и политика организаций, входящих в них, может существенно меняться в зависимости от того, находится ли эта организация у власти и других обстоятельств.

Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость всегда порождает консерватизм и радикализм, а последний в век НТР и современного оружия весьма опасен. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных идеологических теорий и готовности людей к их восприятию (идеологической грамотности).

Преобладание  рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в споре религиозной  и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна активная секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви из жизни общества светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение ее структуры и роли. В индустриальной обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена ее внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека) или атеизмом. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 80-х годов в США их было лишь 6 %. В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн. католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий.

Религиозность - это не только вера в чудо или  какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения. К сожалению, снижение роли традиционных религий приводит к тому, что многие люди, слабо разбирающиеся в эзотерике (тайных, нетрадиционных религиозных и философских учениях) попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью), часто откровенно антиобщественных сект (церковь Сатаны и др.), а миллионы человек становятся фанатичными поклонниками радикальных идеологий и лидеров. В конце ХХ в., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается определенный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в.

Информация о работе Государство и общество