Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций
Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.
Не меньшей причиной трагического распада СССР и нынешнего кризиса можно считать накопившиеся деформации в общественном сознании. Господствующая революционная коммунистическая идеология более-менее подходила России в бурный период войн и революций 1917-1945 гг. В более спокойной второй половине ХХ в. она, утратив свой революционно-романтический потенциал, не смогла перестроиться в эффективную реформистко-созидательную теорию. Материалистическое понимание истории и все большая ориентация на экономические, а не духовные ценности, в конце концов дорого обошлись правящей партии. Провозглашая с начала 60-х годов своей главной задачей заботу о росте благосостояния трудящихся и построении материально-технической базы коммунизма, руководство страны не сумело обеспечить динамизм, необходимый в эпоху НТР. В итоге КПСС потеряла авторитет, без которого невозможно нормальное функционирование связи между идеологией и обыденным сознанием большинства населения. Слабая продуманность, непоследовательность проведения и неудача «горбачевских» реформ послужили лишь толком к прорыву накопившегося недовольства и началу кризиса.
Современная социокультурная ситуация в стране достаточно сложна. Без активной государственной поддержки разрушается материальная база культуры. Закрываются культпросветучреждения, на «голодном пайке» находятся многие НИИ и т.д. Идет не только стихийное (через кинопродукцию и другие каналы), но и вполне сознательное (через спонсорскую помощь, обучение наших студентов за рубежом и т.д.) освоение российского интеллектуального пространства западной культурой.
Одной из причин быстрого развала СССР стала особенность нашей традиционной психологии: в ней очень силен консерватизм, а когда он кончается, ему на смену приходит крайний радикализм. Мы можем терпеть или бунтовать, но практически не умеем проводить постепенные реформы. Эта же особенность мешает найти общественное согласие сегодня. На Западе реформистские традиции опираются на гражданское общество, включающее независимые от государства фирмы, кооперативы, миллионы собственников, относительно свободные СМИ и развитую систему общественных организаций. Социальная опора гражданского общества - сильный средний класс.
У нас нет ни традиций гражданского общества, ни среднего класса, к тому же пока растет количество бедных и разрыв между ними и богатыми слоями. В среднем разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в 1989 г. в СССР была 1:5, в ФРГ - 1:7, в США - 1:14. В России в 1993 г. она составляла 1:50. Разница экономических интересов порождает разницу и радикализм существующих идеологий, каждая из которых таит серьезные опасности: радикально-рыночная - усиление разрыва в доходах населения и зависимости от Запада, радикально-левая - усиление социальной напряженности, радикально-националистическая - обострение национальных конфликтов.
Каковы же перспективы развития российской цивилизации и культуры? Думается, прежде всего необходимо избавиться от некоторых современных расхожих представлений, типа: «Запад нам поможет» и т.п. Цивилизации могут быть союзниками в основном в вопросах совместного выживания, а в остальном они - конкуренты. Государства, забывшие свой язык или отказавшиеся от культурной самобытности, как правило, погибали.
Одним из главных условий выхода из кризиса, могла бы стать новая общероссийская идеология, основанная на исконных ценностях отечественной культуры (терпимость, соборность и др.) и сориентированная на стратегическую перспективу. Например, на создание информационного общества. При этом копирование западной модели индустриального общества явно непродуктивно, хотя разумное заимствование иногда бывает полезным. Наличие же у нас многих ценностных ориентаций, характерных для традиционного общества может оказаться даже выгодным (разумеется, речь не идет о бюрократизме, лени и т.п.). Вспомним, что опора на них во много помогла Японии стать одним из пионеров постиндустриальной цивилизации.
Пока такой идеологии не выработано, представляются целесообразными, например, такие меры, направленные на поддержание и развитие культурного потенциала страны: 1) финансирование передовых научных разработок, особенно в области информационных технологий; 2) определенный протекционизм с целью защиты национального культурного достояния, который может выражаться в принятии специальных государственных программ, налоговых льготах, законах и т.д.; 3) моральная, юридическая поддержка ученых и творческой интеллигенции, пропаганда лучших научных и религиозно-философских традиций России. Вспомним, сколько достижений отечественной и мировой культуре принес «русский космизм» в лице Н.К.Рериха, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского и им подобных подвижников; 4) продуманная молодежная политика, особенно в области высшего образования.
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблицы 1-6
Таблица 1
К.Маркс о характеристике основных этапов развития общества
Наиболее крупные этапы |
Способы производства (формации в узком смысле слова) |
Формации (в широком смысле слова) |
Главные факторы развития общества |
Первобытно-общинный |
Первичная (архаическая) |
Продолжение рода | |
Предыс-тория |
Азиатский (восточный)
Рабовладельческий (античный)
Феодальный
Буржуазный (капиталистический) |
Вторичная (эксплуататорские
общества с частной собственнос |
Развитие производительных сил |
Собственно человеческая история |
Коммунистические (первой и высшей фаз коммунизма) |
Коммунистиче ская (третичная) |
Разум |
Таблица 2
Соотношение типов общества в марксизме и теориях постиндустриализма
Марксизм |
Теории постиндустриализма |
Первобытное (архаическое, родоплеменное) |
Первобытное (архаичное, непрогрессивного типа) |
Восточное (азиатское)
Античное (рабовладельческое)
Феодальное |
Традиционное (аграрное, доиндустриальное, космогенное, циклического типа) |
Капиталистическое |
Индустриальное |
(промышленное, | |
Социалистическое |
техногенное, |
современное, | |
прогрессивного типа) | |
Коммунистическое |
Информационное (антропогенное, постиндустриальное, супериндустриальное) |
Таблица 3
Глобально-историческая типология культуры
Тип культуры |
Время формирования |
Главные ценности |
Тип господству-ющей идеологии |
Система коммуника- ции |
Первобытная |
Более 1 млн. лет назад |
Социальные |
Мифологи-ческая |
Допись-менная |
Традиционная |
Х - IV тыс. до н.э. или ранее |
Политические |
Религиоз-ная |
Пись-менная |
Рациональная (индустриаль-ного общества, классическая, нового времени; с конца ХIХ в. - неклассическая, модернистская, современная, массовая) |
ХVI-ХVIII вв. |
Экономические |
Научная, религиоз-ная |
Печатная; с конца ХIХ в. - массовая |
Антропогенная (информационная, глобальная, постнеклассическая, постмодернистская) |
Середина - Конец ХХ в. |
Духовные |
Научная ? |
Экранная |
Таблица 4
Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я.Данилевскому |
Культуры и цивилизации по О.Шпенглеру |
Цивилизации по А.Тойнби |
Египетский |
Египетская |
Египетская |
Ассиро-вавилоно- финикийский
Халдейский, или древнесемитический Еврейский
Иранский
Новосемитический, или аравийский |
Вавилонская
Византийско-арабская |
Шумеро -аккадская
Сирийская
Исламская |
Индийский |
Индийская |
Индская
Индийская |
Китайский |
Китайская |
Китайская |
Мексиканский
Перуанский |
Майя |
Мезоамериканская
Андская |
Греческий
Римский
Романо-германский |
Греко-римская |
Эгейская
Эллинская
Западная |
Славянский |
Русско-сибирская |
Православная |
Таблица 5
Уровень |
Внутренние |
Внешние |
Для общества |
Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией и массовой психологией (проявляющейся на уровне обыденного сознания) |
С другим (или другими) типом идеологии
|
Для социальной группы |
Между идеологией, психологией и моралью групп или слоев, лиц (для малых групп), входящих в данную группу, в т.ч. между лидирующей группой (или личностью) и подчиненными |
С идеологией, психологией и моралью других групп
|
Для личности |
Между необходимостью удовлетворения духовных и других (социальных, биологических) потребностей личности |
С идеями, мировоззрением и психологией других людей, социальной группы, общества |
Таблица 6
Количественные показатели развития отечественной культуры в 1913-1985 гг.
Показатели |
До революции |
1940 |
1985 |
Население страны Число газет Разовый тираж газет Число киноустановок Число музеев Число клубов Количество учащихся во всех учебных заведениях Число вузов Количество студентов Подготовлено специалистов с высшим образованием с 1918 г. Число лиц, проходивших переподготовку Количество работников умственного труда Количество специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Количество врачей Количество научных работников Количество кандидатов наук Количество докторов наук Количество деятелей искусства |
1913 159 млн. 1913 859 1913 2,7 млн. 1913 1,5 тыс. 1917 150 1913 200
1914 10,6 млн. 1914 105 1914 127,4 тыс.
-
-
1917 ок. 1 млн.
1913 190 тыс. 1913 28 тыс.
1913 11,6 тыс.
1917 35 тыс. |
194 млн. 8806 38,4 млн. 28 тыс. 991 118 тыс.
47,5 млн. 817 812 тыс.
1,2 млн.
9,5 млн.
ок. 14 млн.
2,4 млн. 155,3 тыс.
98,3 тыс. 8 тыс. 1,5 тыс. 200 тыс. |
275,5 млн. 8427 190 млн. 152 тыс. 1932 138 тыс.
108,6 млн. 894 Более 5млн.
20,7 млн.
50,4 млн.
42 млн.
33,6 млн. 1,17 млн.
1,5 млн. 463,5 тыс. 44,3 тыс. 600 тыс. |