Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.
Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39
Направления развития информатизации в библиотеках для детей и юношества:
-Увеличение компьютерного парка библиотек;
-Создание автоматизированных баз данных для детей и юношества;
-Подключение
к Интернет, отбор лучших сетевых
ресурсов и подготовка
-Включение
библиотек для детей и
-Развитие службы электронной доставки документов;
-Обучение
молодых пользователей навыкам
общения с компьютерной
-Привлечение
детей к работе в Интернет-
Глава
3. Проект «Создание
информационно-образовательных
медиацентров для детей
и юношества на базе
детских и детско-юношеских
публичных библиотек
Белоруссии»
Цель проекта:
- содействие
формированию современного
- обучение
навыкам поиска, систематизации, анализа
нужной информации и работе
с современными
- привитие
культуры межличностного и
Проблемная ситуация
В
настоящее время значительная часть
населения Беларуси, особенно в регионах,
удаленных от интеллектуальных центров
страны, слабо адаптирована к жизни
в открытом демократическом обществе
с рыночной экономикой. Его мировоззрение
сформировано на основе традиционных,
часто весьма архаичных, представлений,
ценностей и норм, имеет искажённую
картину мира, ценностные и поведенческие
стереотипы и установки, лишено доступа
к источникам современных знаний
и представлений о мире, реальных
проблемах российского
Одним
из условий модернизации белорусского
общества является изменение информационной
среды. В эпоху информационного
общества чрезвычайно важную роль играет
общедоступная публичная
Усилия по модернизации детских и детско-юношеских публичных библиотек необходимо наращивать, объединяя ресурсы государства, гражданского общества и бизнеса. Накопленный реальный опыт осуществления проектов модернизации белорусских публичных библиотек показывает, что современно выглядящая детская библиотека, оснащённая новой техникой, использующая новые информационно-коммуникационные технологии и ориентированная на обслуживание информационно-познавательных потребностей, становится центром притяжения для детей и юношества – в отличие от традиционной «советской» библиотеки, ориентированной, в основном, на культурно-массовую работу.
Современная
библиотека для детей и юношества
является надежным помощником и ресурсным
центром для образовательных
учреждений, выступает позитивной альтернативой
социально вредным увлечениям (наркомании,
алкоголизма, бродяжничества и т.д.),
а также коммерчески
Такая
библиотека особенно важна для детей
и подростков из неполных, многодетных
и неблагополучных семей, для
которых другие каналы доступа к
информационным ресурсам и технологиям
малодоступны. Наличие в городе современной
публичной библиотеки для детей
и юношества является также одной
из основных предпосылок социально-
Описание проекта
Данный
проект является логическим развитием
аналогичных проектов создания компьютерных
библиотек для детей и
Медиацентр (от англ. media – посредник, носитель, средство) – это новое структурное подразделение библиотеки, в котором сосредоточено собрание документов на различных носителях информации (книги, аудио и видео материалы, CD, DVD, ресурсы Интернета) с соответствующей технологической базой, формами работы с пользователями.
Концепция проекта базируется на следующих положениях:
библиотека
для детей и юношества –
это универсальное
библиотека
для детей и юношества является
для ребенка, подростка и юноши
своего рода «окном в мировое информационное
пространство». Наличие в библиотеке
выхода в Интернет, компьютерные, аудио-
и визуальные технологии добавляют
к реальным ресурсам библиотеки многократно
большие мировые информационные
ресурсы и создает условия
для расширения и облегчения формирования
у ребенка целостной картины
мира. В каждом информационно-образовательном
медиацентре создаются
именно библиотека для детей и юношества является держателем информационных ресурсов в поддержку учебного процесса в школах, средних и высших учебных заведениях и местом, где учащиеся получают информацию для подготовки домашних заданий и обучаются навыкам работы с информацией;
именно библиотека для детей и юношества призвана формировать навыки чтения, культуру восприятия художественных текстов, противостоять функциональной неграмотности, которая все более и более проникает в нашу среду.
Проект предполагает следующие виды работ:
Поставка в библиотеки для детей и юношества базового комплекта новейшей литературы для детей (включая справочники и энциклопедии), комплектов информационных ресурсов на лицензионных электронных (CD-ROM и DVD) и аудиовизуальных носителях энциклопедического, справочного, образовательного, просветительского, познавательного профиля, а также детской киноклассики на видео и DVD, мировой музыкальной классики.
Поставку в библиотеки и наладку базового комплекта технических средств и оборудования для организации на базе детской библиотеки:
– детско-юношеского технического комплекса «Образование» (телевизор, видеомагнитофон с DVD, музыкальный центр, мультимедийный проектор с экраном);
– детско-юношеского
компьютерного комплекса «
– детско-юношеского
компьютерного комплекса «
Обеспечение доступа в Интернет, годичная оплата канала связи и трафика;
Организацию
межрегиональной корпоративной
виртуальной справочно-
Проведение обучения библиотечных специалистов технологии ведения региональных сайтов медиацентров и работе в качестве регионального оператора
Организацию технической, организационной и методической поддержки проекта в течение года.
Обеспечение информационной поддержки проекта в местных СМИ.
Обобщение
и распространение в областях
Белоруссии опыта создания общедоступных
информационно-образовательных
Привлечение
региональных, районных и местных
властей к осуществлению
Софинасирование проекта осуществят региональные и местные власти (оплата ремонта помещений библиотек, дополнительной подписки библиотек на периодические изданий, доставка техники и оборудования из областного центра в города, приобретение познавательных и развивающих настольных игр, приобретение дополнительного оборудования и мебели, обеспечение сохранности материальных ценностей, полученных по проекту, обеспечение введения дополнительных штатных единиц.
Некоторые требования, предъявляемые к библиотекам, которые могут участвовать в проекте:
Библиотека должна находиться в крупном городе с населением свыше 20 тысяч человек.
Библиотека должна быть психологически и профессионально готова к модернизации.
Центральные
региональные детские (детско-юношеские)
библиотеки, являющиеся региональными
соисполнителями проекта, должны иметь
определенный опыт работы с современными
компьютерными и интернет-
Местные и региональные власти должны проявлять желание оказать поддержку (в т.ч. обеспечить софинансирование) проекту модернизации библиотеки.
Принципиально важным должен быть такой подход, при котором участие в проекте руководства и специалистов региональной библиотеки и регионального органа управления культурой воспринимается не как дополнительная и тягостная «нагрузка», а как возможность внесения личного профессионального вклада в качественное изменение уровня жизни подрастающего поколения.
В
составе персонала детской
Библиотека должны иметь устойчивое электроснабжение 220В/50Гц и отлаженную систему послеаварийного восстановления электропитания, компьютеры, устанавливаемые в библиотеках, снабжены источниками бесперебойного электропитания (ИБП), позволяющими обеспечить автономную работу компьютеров в условиях нестабильного питания в течение 15 – 30 мин. и возможность выхода из программ без потери данных при длительном отключении электропитания. Крайне желательно иметь отдельный ИБП для питания модема и обеспечения защиты его как по питающей сети, так и по информационному каналу связи.) В помещении библиотеки желательно иметь возможность обеспечения подключения дополнительной нагрузки в пределах 1,5–2 кВт (при подключении всех поставляемых по проекту технических средств и приборов освещения одновременно). Это означает, что электропроводка в помещении библиотеки должна быть выполнена специалистом с соблюдением всех правил прокладки электропроводки, используемый провод (желательно медным многожильным) - достаточно большого сечения. Желательно наличие нескольких розеток по периметру помещения библиотеки для подключения технических средств и организация внешней проводки в коробах.
Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности