Библиотека в сфере социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.

Содержание

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

Направления развития информатизации в библиотеках  для детей и юношества:

-Увеличение  компьютерного парка библиотек;

-Создание  автоматизированных баз данных  для детей и юношества;

-Подключение  к Интернет, отбор лучших сетевых  ресурсов и подготовка путеводителей;

-Включение  библиотек для детей и юношества  в корпоративные сети региона,  участие в региональных корпоративных  проектах по созданию и взаимоиспользованию  в локальной сети и удалённом  доступе электронных ресурсов.

-Развитие  службы электронной доставки  документов;

-Обучение  молодых пользователей навыкам  общения с компьютерной техникой, активному умению использования  информационных ресурсов новых  типов и форм;

-Привлечение  детей к работе в Интернет-пространстве, раскрытие их творческого потенциала, объединение единомышленников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек Белоруссии» 

Цель  проекта:

- содействие  формированию современного всесторонне  образованного и информационно  грамотного поколения детей и  юношества путем обеспечения  свободного доступа ко всем  видам знания (информации), необходимого  для социального, профессионального  и личностного становления; 

- обучение  навыкам поиска, систематизации, анализа  нужной информации и работе  с современными информационными  технологиями;

- привитие  культуры межличностного и межнационального  общения путем использования  исключительных возможностей публичных  библиотек, специализирующихся на  работе с детьми и юношеством.

Проблемная  ситуация

     В настоящее время значительная часть  населения Беларуси, особенно в регионах, удаленных от интеллектуальных центров  страны, слабо адаптирована к жизни  в открытом демократическом обществе с рыночной экономикой. Его мировоззрение  сформировано на основе традиционных, часто весьма архаичных, представлений, ценностей и норм, имеет искажённую картину мира, ценностные и поведенческие  стереотипы и установки, лишено доступа  к источникам современных знаний и представлений о мире, реальных проблемах российского общества. Негативные результаты этого более  всего сказываются на подрастающем поколении, которое в ближайшем  будущем составит кадровую основу экономического, социального, культурного развития Беларуси.

     Одним из условий модернизации белорусского общества является изменение информационной среды. В эпоху информационного  общества чрезвычайно важную роль играет общедоступная публичная библиотека. Именно она является гарантом свободного доступа к информации различных социально-возрастных слоев населения, в том числе детей и юношества.

     Усилия  по модернизации детских и детско-юношеских  публичных библиотек необходимо наращивать, объединяя ресурсы государства, гражданского общества и бизнеса. Накопленный  реальный опыт осуществления проектов модернизации белорусских публичных  библиотек показывает, что современно выглядящая детская библиотека, оснащённая новой техникой, использующая новые  информационно-коммуникационные технологии и ориентированная на обслуживание информационно-познавательных потребностей, становится центром притяжения для  детей и юношества – в отличие  от традиционной «советской» библиотеки, ориентированной, в основном, на культурно-массовую работу.

     Современная библиотека для детей и юношества  является надежным помощником и ресурсным  центром для образовательных  учреждений, выступает позитивной альтернативой  социально вредным увлечениям (наркомании, алкоголизма, бродяжничества и т.д.), а также коммерчески ориентированным  компьютерным и игровым клубам и  Интернет-кафе. Одновременно такая  библиотека для детей и юношества  становится основным помощником школ и др. учебных заведений в организации  внеклассной системы обучения, системы  дополнительного образования детей, оказанию ресурсной поддержки учебному процессу.

     Такая библиотека особенно важна для детей  и подростков из неполных, многодетных  и неблагополучных семей, для  которых другие каналы доступа к  информационным ресурсам и технологиям  малодоступны. Наличие в городе современной  публичной библиотеки для детей  и юношества является также одной  из основных предпосылок социально-экономического проектирования развития города и важным предусловием успешности инвестирования в его развитие.

Описание  проекта

     Данный  проект является логическим развитием  аналогичных проектов создания компьютерных библиотек для детей и юношества, создания модельных публичных библиотек  в сельских районах, получивших широкое  общественное признание, имеющих множество  последователей в различных областях Белоруссии.

     Медиацентр (от англ. media – посредник, носитель, средство) – это новое структурное  подразделение библиотеки, в котором  сосредоточено собрание документов на различных носителях информации (книги, аудио и видео материалы, CD, DVD, ресурсы Интернета) с соответствующей  технологической базой, формами  работы с пользователями.

Концепция проекта базируется на следующих  положениях:

     библиотека  для детей и юношества –  это универсальное полифункциональное информационное, культурное, образовательное, просветительское учреждение, выполняющее  также воспитательные задачи. Это  должно находить отражение в содержании фондов библиотеки, видах носителей (печатные, электронные, аудиовизуальные), формах работы, рассчитанных на детское  и подростковое восприятие. В то же время в каждой из таких библиотек  могут быть специализированные фонды, отражающие наиболее актуальные для  будущего развития ребенка направления, такие, как: экология, право, образование  и профориентация, компьютерные технологии, искусство, краеведение;

     библиотека  для детей и юношества является для ребенка, подростка и юноши  своего рода «окном в мировое информационное пространство». Наличие в библиотеке выхода в Интернет, компьютерные, аудио- и визуальные технологии добавляют  к реальным ресурсам библиотеки многократно  большие мировые информационные ресурсы и создает условия  для расширения и облегчения формирования у ребенка целостной картины  мира. В каждом информационно-образовательном  медиацентре создаются технические  и ресурсные комплексы «Образование», «Информация», «Творчество»;

     именно  библиотека для детей и юношества  является держателем информационных ресурсов в поддержку учебного процесса в  школах, средних и высших учебных  заведениях и местом, где учащиеся получают информацию для подготовки домашних заданий и обучаются  навыкам работы с информацией;

     именно  библиотека для детей и юношества  призвана формировать навыки чтения, культуру восприятия художественных текстов, противостоять функциональной неграмотности, которая все более и более  проникает в нашу среду.

 

Проект  предполагает следующие виды работ:

     Поставка  в библиотеки для детей и юношества  базового комплекта новейшей литературы для детей (включая справочники  и энциклопедии), комплектов информационных ресурсов на лицензионных электронных (CD-ROM и DVD) и аудиовизуальных носителях  энциклопедического, справочного, образовательного, просветительского, познавательного  профиля, а также детской киноклассики на видео и DVD, мировой музыкальной  классики.

     Поставку  в библиотеки и наладку базового комплекта технических средств  и оборудования для организации  на базе детской библиотеки:

– детско-юношеского технического комплекса «Образование» (телевизор, видеомагнитофон с DVD, музыкальный  центр, мультимедийный проектор с экраном);

– детско-юношеского компьютерного комплекса «Информация» (2 компьютера с ЖК мониторами и устройствами воспроизведения и записи CD-ROM/DVD, устройство бесперебойного питания, лазерный принтер, модем, комплект расходных  материалов, лицензионное программное  обеспечение);

– детско-юношеского компьютерного комплекса «Творчество» (мультимедийный компьютер с ЖК монитором, устройство бесперебойного питания, копировальный  аппарат, сканер, комплект расходных  материалов, лицензионное программное  обеспечение).

     Обеспечение доступа в Интернет, годичная оплата канала связи и трафика;

     Организацию межрегиональной корпоративной  виртуальной справочно-информационной службы детских библиотек «Спроси  библиотекаря».

     Проведение  обучения библиотечных специалистов технологии ведения региональных сайтов медиацентров и работе в качестве регионального  оператора 

Организацию технической, организационной и  методической поддержки проекта  в течение года.

     Обеспечение информационной поддержки проекта  в местных СМИ.

     Обобщение и распространение в областях Белоруссии опыта создания общедоступных  информационно-образовательных медиацентров на базе библиотек для детей и  юношества.

     Привлечение региональных, районных и местных  властей к осуществлению ремонта  библиотечных помещений, прежде всего, предназначенных для организации  там медиацентров, приобретению библиотечного  и выставочного оборудования, обеспечению  библиотек дополнительными квалифицированными кадрами, дальнейшей (по окончании проекта) оплате расходов по обеспечению доступа  в Интернет, организации подписки на периодические издания, оказанию технической поддержки и пр.

     Софинасирование проекта осуществят региональные и  местные власти (оплата ремонта помещений  библиотек, дополнительной подписки библиотек  на периодические изданий, доставка техники и оборудования из областного центра в города, приобретение познавательных и развивающих настольных игр, приобретение дополнительного оборудования и мебели, обеспечение сохранности материальных ценностей, полученных по проекту, обеспечение введения дополнительных штатных единиц.

     Некоторые требования, предъявляемые к библиотекам, которые могут участвовать в  проекте:

     Библиотека  должна находиться в крупном городе с населением свыше 20 тысяч человек.

     Библиотека  должна быть психологически и профессионально  готова к модернизации.

     Центральные региональные детские (детско-юношеские) библиотеки, являющиеся региональными  соисполнителями проекта, должны иметь  определенный опыт работы с современными компьютерными и интернет-технологиями.

     Местные и региональные власти должны проявлять  желание оказать поддержку (в  т.ч. обеспечить софинансирование) проекту  модернизации библиотеки.

     Принципиально важным должен быть такой подход, при  котором участие в проекте  руководства и специалистов региональной библиотеки и регионального органа управления культурой воспринимается не как дополнительная и тягостная  «нагрузка», а как возможность  внесения личного профессионального  вклада в качественное изменение  уровня жизни подрастающего поколения.

     В составе персонала детской библиотеки необходимо иметь 1 – 2 сотрудников, базовая  профессиональная подготовка и возраст  которых позволяют им освоить  основы работы с техническими средствами и современными информационными  ресурсами. Желательно, чтобы у сотрудника был определенный опыт работы в данной библиотеке, коммуникабельность и готовность к обучению. Чрезвычайно важно, чтобы  эти сотрудники проявляли личный интерес к возможности перехода к работе в новых условиях и  принимали участие во всех стадиях  осуществления проекта исключительно  на добровольных началах.

     Библиотека  должны иметь устойчивое электроснабжение 220В/50Гц и отлаженную систему послеаварийного  восстановления электропитания, компьютеры, устанавливаемые в библиотеках, снабжены источниками бесперебойного электропитания (ИБП), позволяющими обеспечить автономную работу компьютеров в  условиях нестабильного питания  в течение 15 – 30 мин. и возможность  выхода из программ без потери данных при длительном отключении электропитания. Крайне желательно иметь отдельный ИБП для питания модема и обеспечения защиты его как по питающей сети, так и по информационному каналу связи.) В помещении библиотеки желательно иметь возможность обеспечения подключения дополнительной нагрузки в пределах 1,5–2 кВт (при подключении всех поставляемых по проекту технических средств и приборов освещения одновременно). Это означает, что электропроводка в помещении библиотеки должна быть выполнена специалистом с соблюдением всех правил прокладки электропроводки, используемый провод (желательно медным многожильным) - достаточно большого сечения. Желательно наличие нескольких розеток по периметру помещения библиотеки для подключения технических средств и организация внешней проводки в коробах.

Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности