Библиотека в сфере социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.

Содержание

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

     На  смену парадигме поддерживающего  или просветительского образования  пришла инновационная парадигма  образования, важнейшая составляющая идея которой – образование в  течение всей жизни или непрерывное  образование. В условиях постоянно  меняющегося и всё более усложняющегося развития общества дети и юношество  должны быть настроены на приобретение новых знаний и навыков на различных  этапах собственной жизни. Необходимость  возобновлять образование возникает  каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися как  в его личной, так и профессиональной жизни. В информационном веке бесконечное  увеличение школьной нагрузки оказывается  более ни возможным, ни эффективным. Недостаточно, чтобы человек накопил  в начале своей жизни определённый запас знаний, откуда мог бы бесконечно их черпать. Возникает необходимость, чтобы он был в состоянии использовать на протяжении всей своей жизни любые  возможности для того, чтобы обновить, углубить, обогатить первоначальные знания, адаптировать их к меняющемуся  миру.

     Данные  идеи лежат в основе модернизации деятельности библиотек по традиционному  направлению - информационной поддержке образования. Традиционная идея, реализуемая библиотеками - «за страницами ваших учебников» - не удовлетворяет этим требованиям, так как расширяет и углубляет конкретные знания, а не учит, как их приобретать и использовать каждый раз, когда они будут нужны.

     Четыре  составляющих современного образования  определены в докладе Международной  комиссии по образованию для 21 века, представленному ЮНЕСКО, «Образование: сокрытое сокровище». Они предъявляют  особые требования и к библиотекам, работающим с подрастающим поколением, которые должны с помощью книги  и различных видов информации помочь получающим формальное и неформальное образование:

-учиться  получать знания, т.е. приобрести  необходимый инструментарий для  понимания;

-учиться  применять эти знания, т.е. справляться  с многочисленными ситуациями, работать  в группе;

-учиться  жить вместе, т.е. понимать другого,  быть готовым к урегулированию  конфликтов;

-учиться  быть личностью, несущей ответственность  за общие судьбы.

     Содействие  непрерывному образованию организуется в библиотеках по 4 направлениям:

-информационная  поддержка учебных программ основного  и дополнительного образования;

-расширение  процесса непрерывного потребления  информации, помощь в самообразовании  и саморазвитии;

-работа  по собственным программам дополнительного  образования (информационная культура  личности, компьютерная грамотность,  литературное и историческое  краеведение, народоведение, мировая  художественная культура, современная  литература для детей и юношества  и др.);

- посредничество  на региональном рынке образовательных  услуг (изучение, накопление и  распространение информации о  региональных образовательных ресурсах).

     Библиотеки  – образовательные центры краеведения. Традиционная краеведческая деятельность библиотек в работе с детьми и  юношеством получила новые ракурсы  развития и рассматривается в  том числе и как важнейший  компонент системы непрерывного образования. Во-первых, осуществляется информационная поддержка регионального  компонента базисного учебного плана и соответственно учебных курсов и факультативов, включённых в программы учебных заведений по различным направлениям и проблемам сохранения и развития историко-культурного наследия Беларуси. Во-вторых, библиотеки, обслуживающие детей и юношество работают по собственным программам, многие из которых утверждены как программы дополнительного образования. Среди них: программы литературного, исторического, поискового и этнокультурного краеведения. Библиотеки как образовательные центры краеведения участвуют в становлении самосознания читателей как жителей края, развивают умения ориентироваться в потоке информации по истории и культуре края, а также логическое, эвристическое мышление, предоставляют возможности пополнить краеведческие знания, стимулируют дальнейшую краеведческую деятельность читателей. В процессе краеведческих занятий библиотекари получают возможность не только развивать культуру и самосознание читателей, но и формировать умения и навыки работы с информацией, включая их в структуру личности.

     Новые формы библиотечного обслуживания развиваются на основе краеведческой  библиографической деятельности, внедрения  новых технологий, отбора краеведческих  ресурсов Интернет. Создаются новые  краеведческие информационные ресурсы, продукты и услуги.

Всё большее  распространение получают программы  этнокультурного образования. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество, совместно с национально-культурными  объединениями и образовательными учреждениями способствуют сохранению и развитию самобытных культур, а  также продвижению актуальной социально  значимой информации в своих муниципальных  образованиях.

     Они используют в своей образовательной, информационной и культурной деятельности всё многообразие культур, представленных в местных сообществах, и способствуют продвижению материалов на языках народов, проживающих в данной местности. Для этого приобретается литература и организуется подписка периодики  на соответствующих языках. В библиотеках  организуются кружки и клубы для  обучения детей чтению на родном языке, изучению этнической истории, национальных традиций и культуры, проводятся национальные праздники и фестивали. 

2.2. Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек 

     Главная цель – не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать системное представление об информационной картине мира, информационное мировоззрение, подготовить к жизни в информационном веке.

     Учитывая  возрастные особенности, уровень интеллектуального  развития, используя, кроме лекций, бесед, игры, конкурсы, информины и  тестовые задания, библиотеки организуют деятельность по формированию информационной культуры по 5 ведущим направлениям:

1) информационные  ресурсы общества;

2) информационный  поиск;

3) методы  преобразования информации,

приёмы  интеллектуальной деятельности;

4) самостоятельные  научные и творческие работы;

5) обучение  новым информационным технологиям.

     Многочисленные  противоречия между постоянно усложняющимися программами и низкой продуктивностью  их усвоения могут быть устранены  при обучении молодых пользователей  методам интеллектуальной деятельности: восприятию и осмыслению любой информации, эффективным приёмам аналитико-синтетической  обработки информации, её реконструкции  на основе смыслового свёртывания и  развёртывания.

     Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием  общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением  эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно  новую.

     Информационная  культура обеспечивает возможность  непрерывного образования и условия  жизни в информационном обществе.

     С изменениями в обществе меняется и сама цель государственного заказа на библиотечную деятельность. В обществе переходного типа, условиях «идеологического шока», появлением нового некнижного алгоритма  культурной деятельности, содействие социализации личности становится более  значительным направлением в работе с молодыми читателями. В условиях неблагополучного воздействия объективных  социально-экономических факторов библиотека осуществляет стабилизационную роль. Она не только социальный, но и  социализирующий институт, деятельность которого можно рассматривать в  рамках теории социализации личности (концепция теоретически обоснована проф. МГУКИ Ю.П. Мелентьевой). Библиотеки могут помочь юным читателям в  том, чтобы стать лучше, изменить свою жизнь.

     Библиотеки, привлекая детей и молодёжь к  чтению, предоставляя им доступ к жизненно важной информации, способствуют интеграции в социокультурную среду и  повышению уровня социальной защищённости формирующихся личностей. Для этого  выделяются приоритетные области информирования с учётом социально-психологической  и возрастной специфики, связанные  с теми сферами жизнедеятельности, которые являются в детском и  юношеском возрасте особенно актуальными: формирование мировоззрения, правовой культуры, межличностные отношения, самопознание, обучение жизненным навыкам, экологическое просвещение, выбор  профессии, создание семьи.

     Библиотеки  включаются в более широкий социальный контекст, выходя за пределы оказываемых  традиционных услуг (реагируя на новые  информационные и досуговые потребности), способствуя улучшению жизни  молодых людей.

     Библиотеки  должны стать «электронным окном в информационный мир» . Информационно-поисковое пространство библиотек, обслуживающих детей и юношество, должно строиться как среда адаптации в мире чтения и информации, где библиотеки обеспечивают доступ к отобранной и систематизированной информации. Внедрение информационных технологий рассматривается как одна из форм поддержки читательской деятельности. Создаётся библиотечное пространство, в котором современные и технические ресурсы должны способствовать развитию читателей.

     Информатизация  библиотек предоставляет возможности  апробации различных эффективных  приёмов читательского развития детей и юношества и реализации их права на информацию, является основой  для различных корпоративных  проектов. Необходимо преодолеть принцип  вторичного отношения к информатизации детских и юношеских библиотек, действующий в настоящее время  и тормозящий процессы их модернизации. Среди приоритетных задач:

1) помощь  молодым в подготовке к изменяющейся  природе информации;

2) создание  среды адаптации в мире чтения  и информации, её отбор и систематизация;

3) устранение  информационной изоляции молодого  поколения, которое не имеет  доступа к компьютерным технологиям  и полноценным библиотечным фондам.

     Внутри  политики информатизации главными являются идеи сетевого взаимодействия, с помощью  которых возможно обеспечить всеобщий доступ к информации и повысить эффективность  работы библиотек. Но информатизация детских  и юношеских библиотек находится  на начальной стадии и отличается неоднородностью. Очевидно, что молодые читатели в библиотеках для взрослых находятся в более привилегированном положении, чем читатели детских библиотек, так как имеют лучшие условия для свободного доступа к информации и развития информационной культуры.

     Используются  различные программы для улучшения  информатизации библиотек:

-Проект  «Пионер» предусматривает создание  и использование корпоративных  информационных ресурсов (распределение  между 13 членами содружества библиографической  росписи периодики для детей  и юношества). При внедрении новых  информационных технологий библиотеки  для детей и юношества используют  разработки, ведущиеся в рамках  программы «ЛИБНЕТ»: правила машиночитаемой  каталогизации, стандарты, форматы.  Специфика библиотек для детей  и юношества – в лингвистическом  обеспечении, учитывающем возрастные  особенности и необходимость  адаптации пользовательских интерфейсов.

-Программа  «Зональные информационные центры  по проблемам детства и юношества»  реализуется на базе 14 центральных  библиотек для детей и юношества,  создающих банк данных по своему  региону. Они обеспечивают многоаспектной  информацией по проблемам социальной  адаптации, непрерывного образования,  культурного развития детей и  юношества, а также нормативно-правовым  вопросам целевые группы пользователей,  среди которых администрация  муниципальных образований, некоммерческие  организации, педагоги и учащиеся  образовательных учреждений, средства  массовой информации.

-Проект  «Сельская библиотека - электронное окно в информационный мир» реализуется на базе сельских библиотек Полевского района (Полдневая и Зюзельское), направлен на их модернизацию и выравнивание информационного пространства на территории Республики, разработку и апробирование нескольких моделей «современной сельской библиотеки»: информационно-консультативного и образовательного центра, информационно-правового и общественного центра. В информационных службах библиотек необходимо выделить сектора (или другие структуры), осуществляющие информирование по проблемам детства и юношества, либо разработать соответствующие программы по проблемам информационного обслуживания молодых пользователей, в которых предусмотрено участие различных специалистов ЦГБ.

Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности