Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.
Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39
На
смену парадигме
Данные идеи лежат в основе модернизации деятельности библиотек по традиционному направлению - информационной поддержке образования. Традиционная идея, реализуемая библиотеками - «за страницами ваших учебников» - не удовлетворяет этим требованиям, так как расширяет и углубляет конкретные знания, а не учит, как их приобретать и использовать каждый раз, когда они будут нужны.
Четыре составляющих современного образования определены в докладе Международной комиссии по образованию для 21 века, представленному ЮНЕСКО, «Образование: сокрытое сокровище». Они предъявляют особые требования и к библиотекам, работающим с подрастающим поколением, которые должны с помощью книги и различных видов информации помочь получающим формальное и неформальное образование:
-учиться
получать знания, т.е. приобрести
необходимый инструментарий
-учиться применять эти знания, т.е. справляться с многочисленными ситуациями, работать в группе;
-учиться жить вместе, т.е. понимать другого, быть готовым к урегулированию конфликтов;
-учиться
быть личностью, несущей
Содействие непрерывному образованию организуется в библиотеках по 4 направлениям:
-информационная
поддержка учебных программ
-расширение
процесса непрерывного
-работа
по собственным программам
- посредничество
на региональном рынке
Библиотеки – образовательные центры краеведения. Традиционная краеведческая деятельность библиотек в работе с детьми и юношеством получила новые ракурсы развития и рассматривается в том числе и как важнейший компонент системы непрерывного образования. Во-первых, осуществляется информационная поддержка регионального компонента базисного учебного плана и соответственно учебных курсов и факультативов, включённых в программы учебных заведений по различным направлениям и проблемам сохранения и развития историко-культурного наследия Беларуси. Во-вторых, библиотеки, обслуживающие детей и юношество работают по собственным программам, многие из которых утверждены как программы дополнительного образования. Среди них: программы литературного, исторического, поискового и этнокультурного краеведения. Библиотеки как образовательные центры краеведения участвуют в становлении самосознания читателей как жителей края, развивают умения ориентироваться в потоке информации по истории и культуре края, а также логическое, эвристическое мышление, предоставляют возможности пополнить краеведческие знания, стимулируют дальнейшую краеведческую деятельность читателей. В процессе краеведческих занятий библиотекари получают возможность не только развивать культуру и самосознание читателей, но и формировать умения и навыки работы с информацией, включая их в структуру личности.
Новые
формы библиотечного
Всё большее
распространение получают программы
этнокультурного образования. Библиотеки,
обслуживающие детей и
Они
используют в своей образовательной,
информационной и культурной деятельности
всё многообразие культур, представленных
в местных сообществах, и способствуют
продвижению материалов на языках народов,
проживающих в данной местности.
Для этого приобретается
2.2.
Информатизация и компьютеризация
– ведущее направление
деятельности библиотек
Главная
цель – не только вооружить учащихся
совокупностью знаний и умений по
работе с информацией, но и сформировать
системное представление об информационной
картине мира, информационное мировоззрение,
подготовить к жизни в
Учитывая возрастные особенности, уровень интеллектуального развития, используя, кроме лекций, бесед, игры, конкурсы, информины и тестовые задания, библиотеки организуют деятельность по формированию информационной культуры по 5 ведущим направлениям:
1) информационные ресурсы общества;
2) информационный поиск;
3) методы преобразования информации,
приёмы интеллектуальной деятельности;
4) самостоятельные научные и творческие работы;
5) обучение
новым информационным
Многочисленные
противоречия между постоянно усложняющимися
программами и низкой продуктивностью
их усвоения могут быть устранены
при обучении молодых пользователей
методам интеллектуальной деятельности:
восприятию и осмыслению любой информации,
эффективным приёмам аналитико-
Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую.
Информационная культура обеспечивает возможность непрерывного образования и условия жизни в информационном обществе.
С
изменениями в обществе меняется
и сама цель государственного заказа
на библиотечную деятельность. В обществе
переходного типа, условиях «идеологического
шока», появлением нового некнижного алгоритма
культурной деятельности, содействие
социализации личности становится более
значительным направлением в работе
с молодыми читателями. В условиях
неблагополучного воздействия объективных
социально-экономических
Библиотеки, привлекая детей и молодёжь к чтению, предоставляя им доступ к жизненно важной информации, способствуют интеграции в социокультурную среду и повышению уровня социальной защищённости формирующихся личностей. Для этого выделяются приоритетные области информирования с учётом социально-психологической и возрастной специфики, связанные с теми сферами жизнедеятельности, которые являются в детском и юношеском возрасте особенно актуальными: формирование мировоззрения, правовой культуры, межличностные отношения, самопознание, обучение жизненным навыкам, экологическое просвещение, выбор профессии, создание семьи.
Библиотеки включаются в более широкий социальный контекст, выходя за пределы оказываемых традиционных услуг (реагируя на новые информационные и досуговые потребности), способствуя улучшению жизни молодых людей.
Библиотеки должны стать «электронным окном в информационный мир» . Информационно-поисковое пространство библиотек, обслуживающих детей и юношество, должно строиться как среда адаптации в мире чтения и информации, где библиотеки обеспечивают доступ к отобранной и систематизированной информации. Внедрение информационных технологий рассматривается как одна из форм поддержки читательской деятельности. Создаётся библиотечное пространство, в котором современные и технические ресурсы должны способствовать развитию читателей.
Информатизация
библиотек предоставляет
1) помощь
молодым в подготовке к
2) создание среды адаптации в мире чтения и информации, её отбор и систематизация;
3) устранение
информационной изоляции
Внутри
политики информатизации главными являются
идеи сетевого взаимодействия, с помощью
которых возможно обеспечить всеобщий
доступ к информации и повысить эффективность
работы библиотек. Но информатизация детских
и юношеских библиотек
Используются
различные программы для
-Проект
«Пионер» предусматривает
-Программа
«Зональные информационные
-Проект «Сельская библиотека - электронное окно в информационный мир» реализуется на базе сельских библиотек Полевского района (Полдневая и Зюзельское), направлен на их модернизацию и выравнивание информационного пространства на территории Республики, разработку и апробирование нескольких моделей «современной сельской библиотеки»: информационно-консультативного и образовательного центра, информационно-правового и общественного центра. В информационных службах библиотек необходимо выделить сектора (или другие структуры), осуществляющие информирование по проблемам детства и юношества, либо разработать соответствующие программы по проблемам информационного обслуживания молодых пользователей, в которых предусмотрено участие различных специалистов ЦГБ.
Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности