Библиотека в сфере социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.

Содержание

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 77.40 Кб (Скачать)

     Актуальная  социально-культурная задача – гуманизация  подрастающего поколения – напрямую связана с чтением. Суть вопроса  – что читать и как читать. Чтение может способствовать развитию, возвышению читателя, а может вести  к деградации, ибо еще Л. Толстой  сказал: «Яды умственные от чтения дурных книг, к несчастью, заразительны».

     В наши дни на почве бездуховности  пышным цветом расцвела литература, несущая  в себе пропаганду насилия, страха, отрицания традиционных ценностей. Оскверняется язык, отечественные святыни, отрицаются всякие нравственные законы. Эта литература, в соединении с  сайтами насилия в Интернете  приводит к тому, что человек незаметно  для себя начинает считать нормой человеческих отношений безнравственность, жестокость, равнодушие к чужим страданиям. По данным многих исследований, более  половины молодых людей считают  агрессию единственным способом решения  конфликтов. Именно поэтому важнейшей  социально-культурной задачей стала  гуманизация подрастающего поколения, которая напрямую связана с чтением  «экологически чистых» книг. В  школьную программу всегда включались лучшие произведения отечественной  и мировой литературы. Если бы не школа, то многие из них никогда бы не были прочитаны. Неслучайно в составленных молодежью списках произведений классической литературы, известных  им, значатся только те, что входят в  школьную программу. К сожалению, главным  на уроке литературы становится не понимание, не наслаждение от чтения, а усвоение информации о книге, непрочувствованной, непродуманной и часто непрочитанной.

     Однако  если бы дело ограничивалось только невеждами  и лентяями, плохим преподаванием  – не стоило бы огород городить. Проблема гораздо шире – дети не читают классики потому, что с ней перестали  советоваться и взрослые. Многократно  увеличился темп жизни. В современной  России не наблюдается никаких предпосылок  к тому, чтобы классика чем-нибудь заменилась. Новых писателей серьезного масштаба не появляется. Новому большому писателю неоткуда взяться – у  него нет времени писать. Литература превращается в часть индустрии  развлечений. Сегодня писателя кормят левые заработки. Бессмысленно писать эпос для людей, которые после  очередного социального взрыва не научились  толком читать.

     Нам предстоит долго «нагуливать» ум и опыт, чтобы через много лет  научиться рассказывать о дне  сегодняшнем и думать о нем  без навязанных извне стереотипов, – так писал критик и писатель Дм. Быков.

     Писатель  не просто оторван от читателя –  он его не уважает.

     А читатель во все времена хочет  любви, справедливости, правды и сказки. И все это требует таланта, мастерства и фантазии. Пренебрежение  к читателю так же губительно для  литературы, как подчинение сиюминутной  конъюнктуре. Отсюда – взаимное неуважение в цепочке «писатель-читатель». Как  сказала одна из читательниц библиотеки в г. Москве: «Мне не стыдно, что я  это читала, мне противно, что  я держала в руках эту книгу».

     В современной социально-культурной ситуации население в большинстве  своем не собирает и не хранит книги: их выбрасывают или, в соответствии с новой модой, оставляют на скамейке в людном месте. Это движение называется буккроссинг («книговорот»). Считается, что такое отношение нормально: прочел – передал. А ведь для настоящего книголюба книга всегда была живым  существом. Но речь-то идет о книгах, которые – одноразовый продукт. Это результат, к которому пришла литература за последние десятилетия  в результате руководства менеджеров и маркетологов, заправляющих и кинематографом, и литературой.

     Из  культуры сделали индустрию, в результате она стала неким нашествием клонов. Промышленность подхватывает чужие  ноу-хау и тиражирует успех, но в  литературе это губительно. Здесь  нельзя повторять успех – нужно  искать другие механизмы. У современного же писателя на это нет ни времени, ни желания. Поэтому современная  книга усваивается за один раз  и выбрасывается без сожаления, а автор, предлагающий нечто новое  и оригинальное, – «не рыночен» по определению.

     Однако  неверно и другое, что серьезная  литература не может быть коммерчески  успешной. Современные писатели способны возродить ту значимость и роль, какие были у литературы до 90-х  годов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте

     Дети  и юношество – самые многочисленные категории читателей. Они составляют 75,8 % всех читателей 1019 муниципальных  публичных и государственных  библиотек Республики Беларусь.

     Дети  и юношество нуждаются в особом библиотечном пространстве, которое  они могут воспринимать как своё собственное – свою суверенную территорию, организованную в соответствии с  детскими или молодёжными представлениями. Это касается стиля оформления, размещения рекламных и информационных материалов, оборудования, мебели, специального освещения  и др.

     В библиотеках Республики Беларусь сложилась достаточно эффективная, построенная на программно-целевом планировании, система обслуживания детей в специализированных детских и публичных библиотеках. Гораздо слабее организовано специализированное обслуживание юношества: редко выделяются для этого штаты, книжные фонды, специальные помещения.

     Анализ  различных подходов и сложившихся  моделей обслуживания детей и  юношества позволяет выделить несколько  основных моделей обслуживания молодых  пользователей:

1.Обслуживание  в специализированных структурных  подразделениях – самостоятельных  библиотеках, филиалах, отделах,  где существует «своя суверенная  территория», особая информационная  и творческая среда, которая  организуется в соответствии  с запросами и потребностями  целевых групп, подготовленный  персонал, владеющий специальными  методиками работы и хорошо  информированный по всем вопросам, волнующим молодых. Эти модели  являются перспективными, сохраняют  и совершенствуют специфику обслуживания  приоритетных групп читателей,  и должны получить дальнейшее  развитие.

2.Обслуживание  в публичных библиотеках по  специальным программам совершенствования  обслуживания детей и юношества  с выделением специализированных зон (выставки, тематические стеллажи, информационные зоны). Эти модели реализуются при невозможности открытия и функционирования специализированной сети, в этих случаях существует угроза постепенной утраты специфики «своей территории».

Правовое  регулирование, закреплённое в федеральном  и региональном библиотечном законодательстве, не предоставляет гарантий и административных механизмов реализации приоритетного  и специализированного обслуживания детей и юношества. Проблемы совершенствования  действующего законодательства, внесение в него изменений и дополнений, ликвидации правовых лакун остаются актуальными.  

2.1. Воспитание гражданственности  в библиотеке

     Библиотеки  разрабатывают программы по актуальным и социально важным направлениям деятельности, внедрению и развитию новых форм обслуживания детей и  юношества, отстаивая необходимость  их финансирования, участвуют в конкурсах. Библиотеки изучают особенности построения контактов с благотворительными фондами и фирмами, осваивают технологии фандрайзинга, участвуют в написании заявок, проектов.

     Для выработки обоснованных стратегических решений в отношении отдельных  информационных продуктов, услуг или  категорий потребителей информационных услуг разрабатывается портфель платных услуг, адресованных детям  и юношеству, с определением бесплатных аналогов платных услуг.

     Деятельность  по привлечению дополнительных внебюджетных средств, направленных на развитие услуг  и других видов деятельности библиотек, не может служить основанием для  уменьшения объёмов бюджетного финансирования из государственного и муниципальных  бюджетов.

     Это направление деятельности, формирующее  потребность в постоянном чтении и организующее обучение различным  стратегиям чтения печатного (художественного, научно-познавательного) и экранного  текстов - самое важное в работе с детьми и юношеством. Только научив их читать и понимать прочитанное, сформировав привычку к постоянному чтению, можно двигаться дальше. Книга и чтение как фундамент современной культуры нуждаются в поддержке. Национальная программа «Чтение», рассчитанная на преодоление кризиса чтения в Белоруссии, включает значительный блок проблем, касающихся детей и юношества, и ориентирована на активную роль публичной библиотеки в продвижении и реализации её ведущих идей. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество, организуют и проводят общественные акции и фестивали, объединяющие различные проекты, связанные с книгами и чтением, разрабатывают и реализуют специальные программы, направленные на повышение интереса к чтению, литературе, лучшим ресурсам электронной культуры. При их проведении используется многообразие концепций, моделей , форм, найденных в практике библиотек, для поиска индивидуального пути к книге и чтению. В совместной деятельности со структурами, формирующими пространство культуры в Республике Беларусь и ее областях, организуется поддержка высокого уровня читательской деятельности и основанного на ней творчества.

     Чтение  – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни. Библиотека обучает различным стратегиям чтения - развивающего, творческого и делового, интеллектуального, печатного и гипертекста, используя актуальные методики и технологии. Оказывает помощь в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов:

     1) техника чтения;

     2) выбор и подбор ключевых слов;

     3) выбор и селекция информации  для ведения записей; 

     4) запись информации своими словами.

     Приобщение  к творческому, развивающему чтению способствует активной духовной деятельности молодых пользователей, социализации на основе личностно значимого освоения социальных идеалов, взглядов, норм поведения. Программы творческого, развивающего чтения ориентированы на взаимообогащение 3-х уровней восприятия произведений литературы – констатирующего, аналитического, эстетического и рассчитаны на усложнение читательской деятельности, продвижение  читателя от поверхностного освоения фабулы произведения до эстетического, личностно значимого чтения и  освоения.

     Необходимо  использовать педагогику сотрудничества, ориентированную на развитие личности подрастающего поколения, авторские  идеи и методики (И.И. Тихомирова, И.Н. Тимофеева и др.), призванные научить  творческому чтению и оказать  содействие в становлении личности.

     Среди традиционных средств развития чтения и работы с разного рода текстами должны найти своё место, быть адаптированы к условиям конкретных библиотек новые технологии развития интеллектуального, делового чтения, разработанные и внедряемые в ходе различных проектов Международной ассоциацией чтения, Ассоциацией исследователей чтения, Научно-исследовательским центром информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалистов.

-Развитие  критического мышления через  чтение и письмо: общедидактическая  интегрирующая технология, обеспечивающая  развитие мышления, формирование  коммуникативных способностей, выработку  умений самостоятельной работы.

-Технология  ИНЛОКС - информационно-логическая, ораторская и коммуникативная культура специалиста, формирующая приёмы эффективного чтения, логического мышления, учебной и научной речи и общения.

-Технология  ЛУЧ (Лучшее Учение - Чтение, автор В.А. Бородина, доцент СПбГУКИ), помогающая освоить различные алгоритмы чтения художественной и интеллектуальной литературы и повысить продуктивность чтения.

     На  основе имеющихся идей, актуальных методик и технологий библиотеки, обслуживающие детей и юношество, разрабатывают собственные авторские  концепции обучения развивающему и  интеллектуальному чтению в соответствии со своей творческой индивидуальностью  и особенностями читательской аудитории.

Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности