Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.
Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39
Актуальная
социально-культурная задача – гуманизация
подрастающего поколения –
В
наши дни на почве бездуховности
пышным цветом расцвела литература, несущая
в себе пропаганду насилия, страха,
отрицания традиционных ценностей.
Оскверняется язык, отечественные святыни,
отрицаются всякие нравственные законы.
Эта литература, в соединении с
сайтами насилия в Интернете
приводит к тому, что человек незаметно
для себя начинает считать нормой
человеческих отношений безнравственность,
жестокость, равнодушие к чужим страданиям.
По данным многих исследований, более
половины молодых людей считают
агрессию единственным способом решения
конфликтов. Именно поэтому важнейшей
социально-культурной задачей стала
гуманизация подрастающего
Однако
если бы дело ограничивалось только невеждами
и лентяями, плохим преподаванием
– не стоило бы огород городить. Проблема
гораздо шире – дети не читают классики
потому, что с ней перестали
советоваться и взрослые. Многократно
увеличился темп жизни. В современной
России не наблюдается никаких
Нам предстоит долго «нагуливать» ум и опыт, чтобы через много лет научиться рассказывать о дне сегодняшнем и думать о нем без навязанных извне стереотипов, – так писал критик и писатель Дм. Быков.
Писатель не просто оторван от читателя – он его не уважает.
А читатель во все времена хочет любви, справедливости, правды и сказки. И все это требует таланта, мастерства и фантазии. Пренебрежение к читателю так же губительно для литературы, как подчинение сиюминутной конъюнктуре. Отсюда – взаимное неуважение в цепочке «писатель-читатель». Как сказала одна из читательниц библиотеки в г. Москве: «Мне не стыдно, что я это читала, мне противно, что я держала в руках эту книгу».
В
современной социально-
Из культуры сделали индустрию, в результате она стала неким нашествием клонов. Промышленность подхватывает чужие ноу-хау и тиражирует успех, но в литературе это губительно. Здесь нельзя повторять успех – нужно искать другие механизмы. У современного же писателя на это нет ни времени, ни желания. Поэтому современная книга усваивается за один раз и выбрасывается без сожаления, а автор, предлагающий нечто новое и оригинальное, – «не рыночен» по определению.
Однако
неверно и другое, что серьезная
литература не может быть коммерчески
успешной. Современные писатели способны
возродить ту значимость и роль,
какие были у литературы до 90-х
годов.
Глава
2. Содержание деятельности
библиотек в социально-
Дети
и юношество – самые
Дети
и юношество нуждаются в особом
библиотечном пространстве, которое
они могут воспринимать как своё
собственное – свою суверенную территорию,
организованную в соответствии с
детскими или молодёжными
В библиотеках Республики Беларусь сложилась достаточно эффективная, построенная на программно-целевом планировании, система обслуживания детей в специализированных детских и публичных библиотеках. Гораздо слабее организовано специализированное обслуживание юношества: редко выделяются для этого штаты, книжные фонды, специальные помещения.
Анализ различных подходов и сложившихся моделей обслуживания детей и юношества позволяет выделить несколько основных моделей обслуживания молодых пользователей:
1.Обслуживание
в специализированных
2.Обслуживание
в публичных библиотеках по
специальным программам
Правовое
регулирование, закреплённое в федеральном
и региональном библиотечном законодательстве,
не предоставляет гарантий и административных
механизмов реализации приоритетного
и специализированного
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке
Библиотеки разрабатывают программы по актуальным и социально важным направлениям деятельности, внедрению и развитию новых форм обслуживания детей и юношества, отстаивая необходимость их финансирования, участвуют в конкурсах. Библиотеки изучают особенности построения контактов с благотворительными фондами и фирмами, осваивают технологии фандрайзинга, участвуют в написании заявок, проектов.
Для выработки обоснованных стратегических решений в отношении отдельных информационных продуктов, услуг или категорий потребителей информационных услуг разрабатывается портфель платных услуг, адресованных детям и юношеству, с определением бесплатных аналогов платных услуг.
Деятельность по привлечению дополнительных внебюджетных средств, направленных на развитие услуг и других видов деятельности библиотек, не может служить основанием для уменьшения объёмов бюджетного финансирования из государственного и муниципальных бюджетов.
Это направление деятельности, формирующее потребность в постоянном чтении и организующее обучение различным стратегиям чтения печатного (художественного, научно-познавательного) и экранного текстов - самое важное в работе с детьми и юношеством. Только научив их читать и понимать прочитанное, сформировав привычку к постоянному чтению, можно двигаться дальше. Книга и чтение как фундамент современной культуры нуждаются в поддержке. Национальная программа «Чтение», рассчитанная на преодоление кризиса чтения в Белоруссии, включает значительный блок проблем, касающихся детей и юношества, и ориентирована на активную роль публичной библиотеки в продвижении и реализации её ведущих идей. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество, организуют и проводят общественные акции и фестивали, объединяющие различные проекты, связанные с книгами и чтением, разрабатывают и реализуют специальные программы, направленные на повышение интереса к чтению, литературе, лучшим ресурсам электронной культуры. При их проведении используется многообразие концепций, моделей , форм, найденных в практике библиотек, для поиска индивидуального пути к книге и чтению. В совместной деятельности со структурами, формирующими пространство культуры в Республике Беларусь и ее областях, организуется поддержка высокого уровня читательской деятельности и основанного на ней творчества.
Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни. Библиотека обучает различным стратегиям чтения - развивающего, творческого и делового, интеллектуального, печатного и гипертекста, используя актуальные методики и технологии. Оказывает помощь в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов:
1) техника чтения;
2) выбор и подбор ключевых слов;
3) выбор и селекция информации для ведения записей;
4)
запись информации своими
Приобщение к творческому, развивающему чтению способствует активной духовной деятельности молодых пользователей, социализации на основе личностно значимого освоения социальных идеалов, взглядов, норм поведения. Программы творческого, развивающего чтения ориентированы на взаимообогащение 3-х уровней восприятия произведений литературы – констатирующего, аналитического, эстетического и рассчитаны на усложнение читательской деятельности, продвижение читателя от поверхностного освоения фабулы произведения до эстетического, личностно значимого чтения и освоения.
Необходимо использовать педагогику сотрудничества, ориентированную на развитие личности подрастающего поколения, авторские идеи и методики (И.И. Тихомирова, И.Н. Тимофеева и др.), призванные научить творческому чтению и оказать содействие в становлении личности.
Среди традиционных средств развития чтения и работы с разного рода текстами должны найти своё место, быть адаптированы к условиям конкретных библиотек новые технологии развития интеллектуального, делового чтения, разработанные и внедряемые в ходе различных проектов Международной ассоциацией чтения, Ассоциацией исследователей чтения, Научно-исследовательским центром информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалистов.
-Развитие критического мышления через чтение и письмо: общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы.
-Технология ИНЛОКС - информационно-логическая, ораторская и коммуникативная культура специалиста, формирующая приёмы эффективного чтения, логического мышления, учебной и научной речи и общения.
-Технология ЛУЧ (Лучшее Учение - Чтение, автор В.А. Бородина, доцент СПбГУКИ), помогающая освоить различные алгоритмы чтения художественной и интеллектуальной литературы и повысить продуктивность чтения.
На
основе имеющихся идей, актуальных
методик и технологий библиотеки,
обслуживающие детей и
Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности