Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.
Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39
• игры;
• кружки по интересам;
• секции по интересам и т. д.
Особенности
работы с детьми, важность для детской
аудитории ощущения группы, наличия
веселых сверстников, снижают долю
индивидуальной работы в детских
библиотеках по сравнению с библиотеками
для взрослых, но никоим образом
не делают ее исключительной – зачастую
именно в индивидуальной работе с
ребенком, в достижении полного взаимопонимания
с ним кроется успех культурно-
Культурно-досуговая
специфика работы в библиотеках,
ориентированная на отдельные категории
населения (например, лиц с ограниченными
возможностями, пенсионеров и т.
д.), соединяет в себе важность групповой
и индивидуальной практики. Людям
таких категорий как никому важно
чувствовать единение с себе подобными
(воспринимаемыми иногда как «товарищи
по несчастью»), но не в меньшей степени
нуждаются они и в
В.Л. Бубнов и Н.В. Бубнова относительно библиотечных клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста пишут следующее: «…Обслуживание этой немалой категории читателей по-прежнему занимает большое место в работе библиотек. Оно направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата.
В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы, организуют для них клубы по интересам. Так, в Бобровском районе клубы для ветеранов войны и труда не только в ЦРБ, но и во всех сельских библиотеках-филиалах. В Каменской ЦБС популярность у пожилых людей приобрел клуб «Искорка». Отзывы его членов говорят о том, насколько необходима такая работа с людьми преклонного возраста и как велика их потребность в общении: «Мы все безгранично рады каждому проведенному занятию и впредь надеемся, что руководство библиотеки будет организовывать наши встречи, где мы узнаем много нового, обмениваемся опытом. Это поднимает наше настроение и увеличивает жизненный тонус». В целом же зачастую для многих пенсионеров, ветеранов, инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч.
Руководитель
библиотечной сети г. Югры СЮ. Волженина
описывает специфику
Посещение
их позволяет пенсионерам
Реализация
культурно-досуговых программ в
библиотеках требует
• оборудованных помещений, пригодных для использования в рамках культурно-досуговых программ и достаточно удаленных от читальных залов;
• демонстрационно-проекционной и звуковой техники, зачастую специального назначения (например, для слабослышащих людей или детей младшего возраста);
• традиционных средств визуализации – плакатов, транспарантов, макетов и т.д.;
• специального театрального оборудования и реквизита, хотя бы в минимальной номенклатуре (осветительная техника, разборная сцена и проч.);
• рекреационных возможностей для участников программ, которые могут просто-напросто устать, не обладая крепким здоровьем.
Практика
убеждает, что проведение культурно-досуговых
программ в условиях библиотеки невозможно
без их целевого финансирования. Поэтому
при оценке эффективности культурно-
Выявить
эффективность культурно-
Эффективность функционирования хозяйственного механизма современной библиотеки в решающей степени определяет личную заинтересованность каждого члена в результатах своей деятельности. А личная заинтересованность является и непременной предпосылкой формирования и становления коллектива работников, принимающих участие в реализации культурно-досуговых программ. Интерес в действительности яеляется сложной категорией. Природу интереса личности специалиста понять только путем познания объективной системы потребностей и интересов общества, социальной роли личности и ее ценностных ориентации, в которых проявляется совокупность целей и установок личности. Именно социальные потребности образуют основу трудовой активности личности в библиотеке, как и любом ином учреждении культуры, служат средством ее побуждения к высокопроизводительной общественно полезной деятельности.
При
этом в толковании коллективного
и личного интереса подчас обслуживаются
в большей степени субъективные
представления отдельных
Для финансирования отраслей культуры в нашей стране используются средства государства и населения в пропорциях, обусловленных мерой платности за предоставление различного рода культурных благ. В советское время все культурно-досуговые программы и услуги в библиотеках и иных учреждениях культуры были практически бесплатными. Сейчас финансирование в основном происходит через систему местных бюджетов, развитие системы платных услуг, а иногда – и за счет благотворительности.
Важным источником финансирования библиотек и клубов были фонды социально-культурных мероприятий, создаваемые на промышленных предприятиях, в мелких населенных пунктах. Значительные средства на содержание своих библиотек и клубов выделяли общественные организации, союзы писателей, композиторов, художников, театральные и хоровые общества и т. д., что в наши дни, к сожалению, уже распространено редко.
Однако
в наши дни в практику вошел
так называемый «остаточный принцип»
выделения ассигнований на развитие
культуры, согласно которому государственным
планом на эти цели предусматривалось
не более одного процента из госбюджета.
Выделение государственных
Поскольку библиотеки были и в основном остаются бюджетными организациями, состоящими на сметном финансировании, планирование их расходов осуществлялось по принципу «от достигнутого уровня», что связано, в частности, с отсутствием системы нормативов финансирования. Расчет ассигнований производился на основе фактических расходов за предыдущие годы, при этом часто происходила их произвольная, экономически не обоснованная корректировка.
Основная идея оптимизации технологии культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке состоит в том, чтобы, используя и преобразуя уже имеющийся потенциал, добиться превращения данного учреждения в самоуправляемые центры, в которых гармонично сочетаются интересы личности и общества, где работают постоянные и временные инициативные объединения. При этом саморазвитие библиотеки осуществляется на основе механизма самоуправления и финансовой самостоятельности.
Одно
из главных препятствий в
Эффективность
библиотеки в аспекте культурно-досуговой
деятельности во многом зависит от
степени вовлеченности членов трудового
коллектива в процесс управления,
навыков и опыта
Средняя
стоимость одной культурно-
Современный
планово-экономический метод в
сфере культуры –это действенное
средство разрешения назревших противоречий
в технологии их деятельности, когда
экономические и моральные
Внедрение
планово-экономического метода требует
разработки от всех участвующих структурных
подразделений обоснованных плановых
заданий, вытекающих из стоящих перед
библиотекой целей. Сегодня не обойтись
без оперативно-хозяйственной
Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности