Библиотека в сфере социально-культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: Обеспечение равного доступа к знаниям, культуре и различным видам информации для удовлетворения потребностей молодых читателей во всестороннем развитии личности, непрерывном образовании, интеграции в социокультурную среду через чтение.
Задачи:
-Повышение престижа чтения, организация чтения детей и юношества как творческого процесса;
-Содействие непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, формирование информационной культуры личности;
-Помощь молодым пользователям в освоении норм и ценностей общества, интеграция в социокультурную среду через чтение;
-Культурное развитие, приобщение к различным формам интеллектуального досуга;
-Социально-культурная реабилитация молодых пользователей со специальными потребностями через чтение, творчество, предоставление специальной информации.

Содержание

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности…………...4
Сущность социально-культурной деятельности библиотек……...4
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке…...6
Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте……………………………………………………………………………21
2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке……………………22
2.2 Информатизация и компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек…………………………………………………………23
Глава 3. Проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек»……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 77.40 Кб (Скачать)
ify">     В целом финансовые средства, необходимые  на проведение культурно-досуговых  программ, могут образовываться из добровольных взносов граждан; целевых  поступлений платежей от организаций, учреждений, предприятий за реализацию заказов по культурному обслуживанию их трудовых коллективов; средств населения, поступающих в порядке реализации платных форм программ и оказания платных услуг; аренды и иных форм хозяйственной активности. В этом варианте все средства фонда творческо-производственного  и социального развития предназначаются  для расходов на расширение материально-технической  базы, формирование финансового резерва, увеличение собственных оборотных  средств и на другие нужды, определяемые советом трудового коллектива. Сумма  фонда заработной платы исчисляется  на основе штатного расписания. Распределение  средств фонда дополнительной оплаты труда между сотрудниками проходит дифференцированно.

     Среди многих факторов, не входящих в компетенцию  библиотеки, следует отметить прежде всего правовое обеспечение технологического процесса. Правовое обеспечение обновления хозяйственной деятельности учреждения культуры опирается на Конституцию, указы, законы, правовые акты и распоряжения администрации. Создание и внедрение  полноценной концепции правового  обеспечения деятельности учреждений культуры в целом, и библиотек  в частности, на основе учета всего  многообразия различных моделей  и форм управления этим сложным феноменом  могут менять порядок, установленный  сложившимися устаревшими стандартами.

     В целях совершенствования хозяйственного механизма библиотек в аспекте  культурно-досуговой деятельности многие специалисты предлагают определять принцип их финансирования в зависимости  от необходимости оказания услуг, направленных на удовлетворение существующих духовных запросов населения; подготовки и проведения программ коммерческого характера; сбора, изучения и хранения предметных носителей культуры. Эти направления деятельности практически синтезируются в каждой культурно-досуговой программе, но в разной пропорции, что позволяет выделить приоритетную направленность.

     Рынок культурного обслуживания не предполагает непременно прибыль. Когда цена оказывается  лимитирующим фактором для определенной части потребителей, вполне естественно  использование дотаций от государства. Однако, когда речь идет об обслуживании, дотацию следует включать в цену, т. е. непосредственно увязывать  с объемом фактически востребованных потребителями услуг. Все культурно-досуговые  программы нуждаются в целевом  сметном финансировании. Предпочтительнее целевое финансирование «под результат» на хозрасчетных началах. Это означает, что культурно-досуговая программа  оплачивается государственными и общественными  организациями, по инициативе которых  она проводится, бесплатна для  аудитории, но платна и даже рентабельна  для организаторов.

     Следовательно, основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии культурно-досуговой  деятельности в библиотеке таковы:

• библиотеки самостоятельно планируют свою творческо-производственную и финансово-хозяйственную деятельность и социальное развитие коллектива;

• творческо-производственная деятельность строится на основе целевых  культурных программ, самостоятельно разрабатываемых библиотеками с  учетом социальных заказов населения  региона, трудовых коллективов предприятий, организаций, хозяйств, договоров с  государственными и общественными  организациями, творческими союзами  и кооперативами;

• многие целевые культурные программы утверждаются заказчиками и финансируются  за их счет.

     Источниками финансирования являются: ассигнования вышестоящих организаций; платежи  по договорам объединений, предприятий  и общественных организаций за обслуживание (предоставление услуг) их трудовых коллективов; сборы от продажи билетов, реализации творческой продукции и других видов  эксплуатационной деятельности и платных  услуг населению; выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного  оборудования, материалов и других материальных ценностей; отчисления и  добровольные взносы граждан, государственных  и общественных, коммерческих организаций.

     В целях расширения прав в самостоятельном  решении вопросов производственного  и социального развития и оплаты труда работников трудовой коллектив  может принять один из двух способов распределения доходов: при нормативном  способе выплачивает заработную плату работникам за счет фонда заработной платы, образуемого по нормативу  к доходу; при результативном способе  создает единый фонд оплаты труда. Из доходов возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, производятся расчеты по обязательствам со сторонними организациями, выплачиваются  проценты за кредит, после чего образуется хозрасчетный доход коллектива.

     В области организации и оплаты труда при осуществлении культурно-досуговых  программ библиотеки могут:

• использовать договорные и другие формы организации  и стимулирования труда;

• дифференцированно  определять формы и системы оплаты труда работников;

• вводить  в штатное расписание должности  специалистов из других организаций  и применять схему должностных  окладов, сдельных расценок и тарифов, действующих в других отраслях, для  которых эти должности являются типовыми;

• утверждать структуру и штатное расписание без соблюдения средних окладов  по схеме должностных окладов, без  учета соотношений численности  руководящих работников и специалистов;

• разрабатывать  и утверждать положение о премировании членов коллектива и административно-управленческого  аппарата.

     Значение  социально-культурной деятельности в  нашей стране поняли и в руководстве  нашей страны, которое стало предпринимать  энергичные меры для подъема ее статуса в обществе. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на современной основе возродить в стране библиотечное дело.

     В средствах массовой информации идею возрождения российских библиотек  назвали мегапроектом XXI века.

     Основным  механизмом реализации этих задач –  Года чтения и Года белорусского и русского языка – являются библиотеки.

     Сейчас  функции библиотеки значительно  расширены, они и научно-информационные, и образовательные, и культурно-досуговые, и социально-культурные.

     С точки зрения социально-культурной деятельности информация сегодня –  это не только знания, с появлением всемирной библиотеки под названием Интернет она вышла за границы сферы культуры. И сама информация приобретает все более и более черты и качества хорошо продаваемого, востребованного и постоянно дорожающего товара. На информационном рынке царят современные, гибкие и динамичные интернет-структуры. В конкурентной борьбе по предоставлению информационных услуг эти структуры преследуют одну цель – прибыль. Это делает их быстро приспосабливающимися к новым запросам, жесткими, восприимчивыми к новым целям. Они беспощадны и беспринципны, так как, используя по большей части тот богатейший информационный ресурс, который накопили библиотеки, они вполне могут полностью вытеснить с поля информационных услуг сами библиотеки. Причем бережно, кропотливо собирать этот ресурс они не любят, а любят продавать.

     Социально-культурный аспект здесь следующий. Читатель оказывается  перед выбором: бесплатное, но давно  устаревшее обслуживание, где основной поисковой системой выступает библиотекарь (хорошо, если профессионал и умница!), или предлагаемый за плату полный набор всех библиотечно-библиографических  услуг, какие только может дать современный  информационный рынок.

     Поэтому библиотекам необходимо развиваться, ибо они рискуют превратиться в пассивную базу для развития современных интернет-магнатов, в  некий «сырьевой придаток». Традиционная, финансируемая государством на нужном уровне, современная библиотека очень  нужна. Ей просто нужно помочь стать  не просто частью информационной среды, а структурой, полностью отвечающей современным задачам. Еще удалось  сохранить многое от той могучей  библиотечной системы, которая была создана в нашей стране и включала в себя и огромные универсальные  научные библиотеки, и небольшие  – городские, сельские, школьные. В  крупных научных библиотеках, как  правило, уже внедрены самые современные  библиотечные технологии. Небольшим  библиотекам пока, к сожалению, не до предоставления услуг на современном  информационном рынке. Слишком длительный период нам приходилось просто выживать. Библиотекам, где главным принципом  была общедоступность и бесплатность, трудно перестроиться на то, что  информация теперь – товар, за который  нужно платить. В сознании молодых  людей такие библиотеки и существуют как нужное, но в целом ветхозаветное  учреждение, доставшееся нам от прошлого.

     Тем не менее проблема, что лучше –  книга или электронные носители информации, еще не решена. Очевидно, что должно быть и то и другое. Эти формы не могут быть конкурентны  друг другу. Словесный текст вполне хорошо себя чувствует на экране. Лишенный физических параметров, он обретает тиражируемость и подвижность и более не нуждается в посредниках. Автор публикует его, вывешивая в Интернете, рассылая по электронной почте. Читатель имеет возможность скачивать текст на мобильное устройство, размещая в кармане целую библиотеку.

     Другой  возможный «конкурент» традиционной книге устраняет не только «обложку», но и «тело» текста, замещая его  звучащим голосом. Речь идет об аудиокнигах. Потребности рыночных отношений  радикально меняют саму систему чтения как досугового времяпрепровождения, позволяя параллельно заниматься другими  делами. Они и придуманы для  занятых людей, которым читать некогда. Тело и глаза «аудиочитателя»  свободны, но заняты слух и мышление. Социально-культурная деятельность молодежи на досуге у 70% проходит в прослушивании  через наушники. Звук разносится не в пространстве, а в голове у  человека, изолируя его от коммуникаций. То есть ситуация отъединенности, изоляции, характерная для чтения печатной книги, не только сохраняется, но и усугубляется. Произведение звучит, требуя крайнего напряжения памяти, внимания. А их концентрация возможна далеко не всегда.

     В одной из школ провели эксперимент. Школьникам предложили не прочитать, а  прослушать «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. В итоге многие не могли запомнить  ни имен персонажей, ни последовательности событий. Воспринимаемый только слухом текст приводит к поверхностному, скользящему восприятию.

     Страны  Запада в конце XX века столкнулись  с явлением функциональной неграмотности  населения, которое трактовалось как  неумение человека выполнять производственную функцию, связанную с чтением  текстов. Встала задача любой ценой  поднимать престиж чтения, тренировать  его навык. Само по себе чтение –  это просто определенный процесс, чисто  деловая практическая деятельность, если в ней не задействована деятельность духовная, мыслительная и эмоциональная. Она невозможна без соучастия  и сопереживания, без работы самосознания. Чтение как считка текста, несущего определенную информацию и определенный навык ее смыслового воспроизведения, еще не значит, что человек стал подлинным читателем.

     Компьютеризация – это революция в деле хранения, поиска и передачи информации. Никакой  Интернет не может быть конкурентом  книге. У книги остается великое  преимущество – ее можно читать так, как тебе нравится, а не как  запрограммировали.

     Социально-культурная ситуация осложняется тем, что виртуальный  мир оказывает на детей и подростков столь притягательное действие, что  стремление посетить его переходит  все грани разумного. Этим способом в Сети снимаются типичные проблемы подросткового возраста – проблемы встречи с этим жестоким миром  и нахождения в нем своего места. Киберзависимость уже называют электронной  иглой. В мире виртуальных грез легко  почувствовать себя героем. Реальная жизнь привлекает подростка все  меньше, он теряет интерес к нормальному  общению, черствеет, менее бережно  относится к близким. Интернет из полезного средства получения информации превращается в реальную опасность  для неокрепшей психики. Сегодняшние  дети вовсе не такие уж черствые и отпетые – с ними поговоришь и понимаешь: под наносным слоем  жива прекрасная душа. Не дети должны служить  компьютеру, а он должен работать как  инструмент для творческого развития ребенка.

     Спасти  общество от нравственной глухоты, от эпидемии всех видов наркомании, включая  и компьютерную, может только прививка хорошей литературой, сделанная  еще в детстве. Опыт показывает –  читающие дети растут в читающих семьях.

     Голоса, предсказывающие скорый закат книги, раздавались еще в конце XIX века и должны были получить свое подкрепление с появлением телевидения и других средств массовой информации, но этого, к счастью, не случилось.

     Книга, несмотря на новые информационные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники, несмотря на мощное развитие видеотехники, переносящей вас в  виртуальный мир, остается востребованной человеком и востребованной не только как источник информации, а как  нечто большее. В этом и заключается  загадка и парадокс величайшего  изобретения человечества. В частности, чтение художественных книг доставляет думающему человеку невообразимо большее  удовольствие, чем просмотр даже интересно  поставленного фильма. Читая книгу, мы уходим в другой мир, в котором  сами воссоздаем образы героев, наблюдаем  и ощущаем природу, то есть в своем  сознании сами создаем и «прокручиваем» свой фильм. И, возможно, благодаря именно этому творческому процессу мы получаем огромное наслаждение.

     Компьютер вошел в нашу жизнь навечно, и  не нужно бороться с ним, а необходимо использовать его для дела. Для  того, чтобы пристрастить ребенка  к чтению, все средства хороши. А  на чем будет текст – на бумаге или на экране, не столь уж важно.

Информация о работе Библиотека в сфере социально-культурной деятельности