Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:26, реферат
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя А.С. Хомякова. Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофилов.
Министерство Образования РФ
Государственное образовательное учреждение
«Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н.Ульянова»
реферат по учебной дисциплине: «Культурология»
тема: «А.С.Хомяков
«О старом и новом»»
Ульяновск,
2010 г.
Введение
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя А.С. Хомякова. Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофилов. Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов, идеолог православия, русской общины и соборности и философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист, блестящий оратор, полемист и художник-иконописец, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры
Конец XIX — начало XX столетия сегодня
часто называют "серебряным веком"
Алексей Степанович Хомяков
"Мы
России не знаем!" - А.С. Хомяков
Алексей Степанович Хомяков (1804 — 1860) поэт, публицист, религиозный философ. Человек, оцененный всеми, в том числе противниками, которые очень уважали его, даже любили; например, А. И. Герцен пишет о нем с восхищением. Однако, несмотря на свою открытость к людям, Хомяков был плохо понят, его богословские сочинения были отвергнуты церковной цензурой, большинство из них издавалось на Западе.
Ильей
Муромцем, разившим всех со стороны
православия и славянизма, был Алексей
Степанович Хомяков. «Ум сильный, подвижный,
богатый средствами и неразборчивый на
них, богатый памятью и быстрым соображением,
он горячо и неутомимо проспорил всю свою
жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил
и колол, нападал и преследовал, осыпал
остротами и цитатами. Необыкновенно даровитый
человек, обладавший страшной эрудицией,
он, как средневековые рыцари, караулившие
Богородицу, спал вооруженный. Во всякое
время дня и ночи он был готов на запутаннейший
спор и употреблял для торжества своего
славянского воззрения все на свете –
от казуистики византийских богословов
до тонкостей изворотливого легиста. Хомяков
знал очень хорошо свою силу и играл ею;
забрасывал словами, запугивал ученостью,
надо всем издевался, заставляя человека
смеяться над собственными верованиями
и убеждениями, оставляя его в сомнении,
есть ли у него у самого что-нибудь заветное.
В несколько восточных чертах его выражалось
что-то затаенное и какое-то азиатское
простодушное лукавство вместе с русским
себе на уме» - А. И. Герцен
« Натура,
даровитая, любезная, своеобразная! Какой
ум всеобъемлющий, какая живость, обилие
в мыслях, которых у него в голове заключался,
кажется, источник неиссякаемый! Сколько
сведений, самых разнообразных, соединенных
с необыкновенным даром слова, текшего
из его уст живым потоком! Чего он не знал?
Не было науки, в которой Хомяков не имел
бы обширнейших познаний, о которой не
мог бы вести продолжительного разговора
со специалистами. И в то же время писал
он проекты об освобождении крестьян,
распределял границы американских республик,
указывал дорогу судам, искавшим Франклина,
анализировал до мельчайших подробностей
сражения Наполеона, читал наизусть по
целым страницам из Шекспира, Гете или
Байрона, излагал учение Эдды и буддийскую
космогонию» - М.П. Погодин
Он происходил из семьи богатого тульского помещика, в которой поддерживался старый патриархальный быт и глубокая религиозность. В семье из поколения в поколение передавался культ царя Алексея Михайловича, у которого служил сокольничим дальний предок. Хомяков с раннего детства воспитывался в духе набожности; и сословных традиций дворянства.
Вместе с тем в родительском доме он получил отличное образование: овладел несколькими иностранными языками, под руководством профессоров Московского университета изучал философию, историю, математику и другие науки. А позже окончил университет кандидатом по математическому отделению.
В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита). Проявляет большой интерес к философии (тяготеет к немецкому идеализму) и литературному творчеству: пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", переводит античных авторов.
В начале
20-х годов Хомяков
В 1822 Хомяков
определяется на военную службу сначала
в Астраханский кирасирский полк,
через год переводится в
В 1825 оставляет службу, уезжает за границу. В письмах к друзьям в Россию он высказывал неприязнь к европейскому образу жизни и восхищался славянскими странами, где принимали его как «брата и единоверца». По возвращении на родину Хомяков вошел в литературные круги Москвы и Петербурга, опубликовал ряд стихотворений, занимается живописью и пишет историческую драму "Ермак", которую по возвращении в Москву читает в доме Веневитиновых и получает одобрение слушателей.
После кратковременного возвращения на военную службу во время турецкой войны в 1829 г. Хомяков окончательно вышел в отставку и поселился в подмосковном имении, проводя зимние месяцы в Москве. Здесь, в Москве, он и развернул бурную деятельность по сколачиванию кружка своих единомышленников, названного вскоре славянофильским.
Уже в ранних стихотворениях Хомякова содержаться элементы славянофильства, которые в 1830-е складываются в славянофильскую идею. Этой идеей проникнуты его стихотворения "Орел", 1832; "Мечта", 1834; историческая драма "Дмитрий Самозванец", 1833. Основные теоретические положения славянофильства были изложены им в статье "О старом и новом" (1839). В эти годы усиленно занимается самообразованием, расширяя круг своих научных интересов. В 1838 приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением "Записка о всемирной истории".
В 1850 особое внимание уделяет религиозным вопросам, истории русского православия, в котором видит источник развития национального русского духа, основу народной нравственности. В эти годы публикует статьи "По поводу отрывков, найденных в бумагах И. Киреевского" (1857), "О современных влияниях в области философии" (1859) и др. В 1854 в списках разошлось его стихотворение "России" с обличительными строчками: В судах черна неправдой черной
Хомяков прожил 56 лет. Он скончался 23 сентября (5 октября н.с.) 1860 в селе Ивановском Липецкой губернии. Похоронен в Москве.
Все современники — единомышленники и противники — отмечали огромные познания Хомякова, редкую начитанность, полемический талант и ведущую роль в выработке славянофильской идеологии. Герцен, не раз имел случай померяться силами с Хомяковым в жарких спорах, происходивших в московских салонах. Это был «действительно опасный противник; закалившийся бретер диалектики, он пользовался малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор. Но главной чертой этой личности была глубокая религиозность. На все он смотрел глазами православного христианина. Ю. Ф. Самарин в предисловии ко второму тому сочинений Хомякова так и писал: «Хомяков жил в церкви». Через призму православной догматики преломлялось у него решение всех коренных практических и теоретических вопросов.
Религиозным
духом пронизана его историко-
Для обоснования
своих выводов Хомяков
Как прошлое, так и будущее России Хомяков связывает с православием, которое и станет источником истинно русского просвещения. Это возможно потому, что все государственные вопросы разрешены, а культурный уровень народа достиг необходимого минимума. Из этой концепции выводится и программа будущего идеального мироустройства на реальном основании русской жизни, сохраненном народом, — на общине, которую Хомяков рассматривает вне экономических и политических отношений, только как категорию «образа жизни», наполненную духовно-нравственным, религиозным, «соборным» содержанием. В этом вся суть славянофильского понимания общины.
Хомяков ожидал, что Православие через Россию может привести к перестройке всей системы культуры. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения, — история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал. По словам В. В. Зеньковского, “Хомяков в подлинном смысле слова “христианский философ”, ибо он исходит из христианства”. В центре его воззрений — учение о начале “соборности”, о принципе устроения бытия, описывающем множество, собранное силой любви в “свободное и органическое единство”. В такой трактовке оно характеризует природу не только Церкви, но и человека, общества, процессы познания и творчества. В дальнейшем это учение стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии. Собственная философская концепция Хомякова немногосложна. Творцом и источником мира утверждается им разумная воля, или, иначе, «волящий разум». Мыслящий разум наделяется атрибутом воли, которая абсолютно свободна. Мыслимость — это только возможность; для ее реализации в действительность нужна воля, которая воплощает мысли бога в действительность. «Воля, — писал он, — это последнее слово для сознания, так же как оно первое для действительности». Воля абсолютно свободна. Свобода — понятие отрицательное, возникающее путем отрицания внешнего принуждения. Положительна только воля, в своем движении творящая мир. Она исключает всякую необходимость и воплощает мысли бога в действительность. Следовательно, «волящий разум» творит мир предметный и человека. Предметы и явления сами для себя случайны, но разумны в отношении к «волящему разуму» и существуют по его законам. Разумность мира, выводимая из бога, совершенно сближает философию Хомякова с религиозным догматом о промысле божием.
“Волящий разум” творит мир предметов и человека. Ядро антропологии Хомякова — учение о целостности человека. Целостность же в человеке есть иерархическая структура души. Познание истины и овладение ею не является функцией индивидуального сознания, но вверено Церкви. “Истина, недоступная для отдельного мышления, — пишет Хомяков, — доступна только совокупности мышлений, связанных любовью”.
В таком же духе выдержан взгляд Хомякова на человека.
В его сочинениях прямо утверждается, что человек создан по образу и подобию самого бога, а смысл его жизни — в стремлении к божеству путем познания и самосовершенствования. Человек изначально наделен волей, рассудком и верой, что в совокупности составляет так называемый «целостный» разум. Воля как одна из функций человеческого разума составляет только частицу божественной воли. Поэтому человек остается существом ограниченным и в своих действиях подчинен верховной силе. В рассудке сосредоточена логическая способность, которая необходима для обработки познавательного материала, но истина открывается только «целостному разуму» внутри себя. Главная роль в познании принадлежит вере, которая вносит содержание в познаваемую истину. Поэтому главная задача, стоящая перед философией, как формулирует ее Хомяков, состоит в том, чтобы разум поднять до уровня веры, хотя вполне они не могут сравняться по значимости. Однако индивидуальный человеческий разум, даже дополненный верой и интуицией, не может постигнуть бога, как сущность мира. Для этого необходим коллективный «соборный» разум, соединенный в церкви на основе нравственной любви.
Обычно А.С. Хомякова представляют как мыслителя, продолжавшего и развивавшего философские идеи Киреевского. Но на деле его взгляды сложились задолго до того, как Киреевский обратился к староотеческой традиции. И в отличие от Киреевского, он не пребывал в долгих духовных поисках. Он не пережил периода "увлечения" Западом, как Киреевский, или увлечения позитивной наукой, как В.Соловьев.
В философии
Хомякова больше всего места отведено
философии истории. Проблемы философии
истории особенно занимали славянофильское
сознание.
В 1839
статья «О старом и новом», стала отправной
датой формирования идеологии славянофильства.
Хомяков пытался доказать, что русский
православный мир, являющийся ядром русской
культуры, станет той нравственной силой,
которая преобразует мир на подлинно христианских
началах. В выполнении этой задачи Хомяков
видел историческую миссию России.