Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:26, реферат
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя А.С. Хомякова. Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофилов.
В работе
«О старом и новом» Алексей Степанович
Хомяков, подобно Чаадаеву, не отрицал
многих негативных черт в русской культуре,
как и в новой, так и в древней. Его глубоко
печалила далекая от идеалов христианства
реальность культурно-исторической жизни
— и в Западной Европе, и в России. Вместе
с тем Хомяков был поклонником православия
и по этой причине христианская, но ориентированная
на Запад культурологическая концепция
Чаадаева его не удовлетворяла. По этой
же причине в совершенно ином контексте
оказывается у него и представление-надежда
о будущем великом предназначении России.
Но ни одна страна, по мнению автора статьи
"О старом и новом" (1839), не в силах
возглавить процессы воссоединения, соборности
и консолидации человечества не механическим,
а органически-духовным путем, кроме России,
да и сама она должна еще "очиститься
от скверны": от "неправды черной"
в судах, от крепостного права, от преклонения
перед Западом.
Русский
народ создал самое большое государство
в мире, он завоевал и Сибирь, и
Кавказ, и Крым, и Польшу, и много
народностей присоединил к
Он очень
чувствует грехи Древней Руси
и иногда выражает это очень сильно.
Так в статье "О старом и новом"
он говорит: "Грамотность! Но на копии
с присяги русских дворян первому из Романовых
вместо подписи князя Троекурова, двух
дворян Ртищевых и многих других, мне известных,
стоит крест с отметкой - по неумению грамоте.
- Порядок! Но ещё в памяти многих, мне известных
стариков, сохранились бесконечные рассказы
о криках ясочных; а ясочный крик был то
же, что на Западе cri de guerre, и беспрестанно
в первопрестольном граде этот крик сзывал
приверженцев, родственников и клиентов
дворянских, которые при малейшей ссоре
высыпали на улицу, готовые на драку и
на сражение до смерти или до синяков.
- Правда! Но князь Пожарский был отдан
под суд за взятки; старые пословицы полны
свидетельств против судей прежнего времени;
указы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича
повторяют ту же песнь о взятках и о новых
мерах для ограждения подсудимых от начальства;
пытка была в употреблении всеобщем, и
слабый никогда не мог побороть сильного.
- Довольство! При малейшем неурожае люди
умирали с голода тысячами, бежали в Польшу,
кабалили себя татарам, продавали всю
жизнь свою и будущих потомков крымцам
или своим братьям русским, которые едва
ли были лучше крымцев и татар. - Власть
дружная с народом! Не только в отдаленных
краях, но в Рязани, в Калуге и в самой Москве
бунты народные и стрелецкие были происшествием
довольно обыкновенным, и власть царская
частёхонько сокрушалась о препоны, противопоставленные
ей какой-нибудь жалкой толпой стрельцов,
или делала уступки какой-нибудь подлой
дворянской крамоле. Несколько олигархов
вертели делами и судьбой России и растягивали
или обрезывали права сословий для своих
личных выгод. - Церковь просвещенная и
свободная! Но назначение патриарха всегда
зависело от власти светской, как скоро
только власть светская хотела вмешиваться
в дела избрания; архиерей Псковский, уличенный
в душегубстве и в утоплении нескольких
десятков псковитян, заключается в монастырь;
а епископ Смоленский метет двор патриарха
и чистит его лошадей в наказание за то,
что жил роскошно; Собор Стоглавый остается
бессмертным памятником невежества, грубости
и язычества, а указы против разбоя архиерейских
слуг показывают нам нравственность духовенства
в виде самом низком и отвратительном.
Что же было в золотое старое время? Взгрустнется
поневоле. Искать ли нам добра и счастья
прежде Романовых? Тут встречают нас волчья
голова Иоанна Грозного, нелепые смуты
его молодости, безнравственное царствование
Василия, ослепление внука Донского, потом
иго монгольское, уделы, междоусобия, унижение,
продажа России варварам и хаос грязи
и крови. Ничего доброго, ничего благородного,
ничего достойного уважения или подражания
не было в России. Везде и всегда были безграмотность,
неправосудие, разбой, крамолы, личности,
угнетение, бедность, неустройство, непросвещение
и разврат. Взгляд не останавливается
ни на одной светлой минуте в жизни народной,
ни на одной эпохе утешительной и, обращаясь
к настоящему времени, радуется пышной
картине, представляемой нашим отечеством".
Потом следует перечисление всех светлых
сторон Древней Руси.
Философия
истории - наиболее разработанная часть
философии Хомякова и всего мировоззрения
славянофилов. Это объясняется исключительным
интересом к проблеме истории как проблеме
будущего России. Философия цельной жизни
духа и должна была заинтересоваться проблемой
смысла истории. В славянофильстве совершался
акт национального самосознания, и уже
потому судьбы истории, судьбы Востока
и Запада должны были вызывать к себе исключительный
интерес.
Заключение
Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Единство искусства "серебряного века" — в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского.
Творчество
Хомякова - воплощенная антитеза исходному
тезису Чаадаева. Всем, включая образ
жизни, он стремился доказать: Россия
призвана дать урок другим народам, как
нужно жить.
Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова. М., 1989;
Лясковский В.Н. Алексей Степанович Хомяков, его жизнь и сочинения. М., 1897;
Сухов
А.Д. Хомяков, философ славянофильства.
М., 1993;