Старая Уфа в живописи А.Э.Тюлькина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

Данный проект можно использовать в качестве обучающего материала на уроках культуры Башкортостана, истории Башкортостана и классных часах.
В ходе изучения проблемы проведены следующие исследования:
изучена литература по творчеству художника, в особенности статьи А.Г. Янбухтиной;
изучены материалы краеведческого отдела в центре детского чтения им. Ахмет-Заки Валиди;

Содержание

I Введение стр.
II Старая Уфа в живописи А.Э. Тюлькина стр.
1. А. Э. Тюлькин – редкого дарования живописец и замечательный педагог. стр.
2. А. Э. Тюлькин – певец красоты башкирского края. стр.
III «Маленький кусочек мирового пространства,
принадлежащий мне» стр.
IV Заключение стр.
V Литература стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат:

Старая  Уфа 

в живописи Тюлькина А.Э. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

I Введение           стр.

II Старая Уфа в живописи А.Э. Тюлькина     стр.

     1. А. Э. Тюлькин – редкого дарования живописец и замечательный педагог.           стр.

     2. А. Э. Тюлькин  – певец красоты башкирского края.  стр.

III «Маленький кусочек мирового пространства,

принадлежащий мне»         стр.

IV Заключение          стр.

V Литература          стр.

VI Приложения.

     1. Участие на выставках

     2. Основные работы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     На  наш взгляд тема выбранного мной проекта  является актуальной и представляет собой интерес для изучения.

     Народная  культура и творчество всё больше теряют свое значение в повседневной жизни современного человека и для  того, чтобы они не были утрачены для будущих поколений необходимо напоминать о них взрослым и рассказывать о них детям.

     В связи с 435-летием основания Уфимской крепости тема Уфы стала более  значимой, поэтому целью нашей  работы послужило изучение биографии  А.Э. Тюлькина и образы старой Уфы в его творчестве.

     А.Э  Тюлькин родился в Уфе, где  и прожил всю свою жизнь. И основной темой его творчества также была Уфа, её прошлое и настоящее. Благодаря  Тюлькину мы можем представить, какой  была Уфа в начале ХХ века.

     Важно, что сам художник родился и вырос в этих краях. Все здесь пережито и запало в душу с детства. Он никогда не уезжал отсюда. «Всю жизнь прожил в овраге...» Сама муза Тюлькина родилась в уфимских оврагах. Он был очарован и поглощен жизнью этой окраины полностью.

     В историю изобразительного искусства Башкортостана А. Тюлькин, безусловно, вошел как мастер пейзажного жанра и продолжатель традиций русского лирического пейзажа, характерного творчеству М. Нестерова, И. Левитана. Тюлькин певец красоты башкирского края. Он глубоко чувствовал природу, находя красоту и в обрывистых берегах реки Белой с расположившимися на ее уступах домишками, и в забельских далях с их своеобразным колоритом и богатством красок.

     Родной  город Тюлькин воспел в таких работах, как «Троицкий собор» (1919), «Старая Уфа» (1920), «Старое и новое» (1930), «Уфа строится» (1959), «Уфа ночная» (1964-65), отдав тем самым дань архитектурному направлению в пейзаже.

     Данный  проект можно использовать в качестве обучающего материала на уроках культуры Башкортостана, истории Башкортостана и классных часах.

     В ходе изучения проблемы проведены следующие  исследования:

     изучена литература по творчеству художника, в  особенности статьи А.Г. Янбухтиной;

     изучены материалы краеведческого отдела в  центре детского чтения им. Ахмет-Заки Валиди;

     посещены  музей Нестерова и дом-музей  А.Э. Тюлькина с целью более глубокого  ознакомления с творчеством художника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Старая  Уфа в живописи А.Э. Тюлькина

А. Э. Тюлькин – редкого дарования живописец и замечательный педагог.

  Александр Эрастович Тюлькин – народный художник БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, художник, стоявший у истоков зарождения изобразительного искусства в республике, педагог, воспитавшего целую плеяду художников, составивших гордость изобразительной культуры края.

  Александр родился в семье крестьянина  Порфирия Ананьевича Соколова и Варвары  Андреевой 30 августа (по старому стилю) 1888 г. Позже, января 1901 г. по записи в  метрической книге Спасской церкви под номером 26 значится, что мальчик  усыновлен мещанином Ерастом Елизарьевичем Тюлькиным, получив соответственно фамилию и отчество отчима.

  Его приемный отец владел в городе мелкой бакалейной торговлей. Маленький Саша учился сначала в приходском, а затем в четырехклассном городском училище. С самого детства он проявлял особое пристрастие к рисованию. Неизменный интерес Саши вызывали лубочные картинки, а также яркие наивные росписи балаганов уфимских ярмарок, цирков, театров. Именно в театре, помогая мебельщику переносить реквизит, Тюлькин познакомился с одним из технических моментов живописи. Он вспоминал: «Знакомство с декорациями было плодотворным в том смысле, что на близком расстоянии они казались мазней, но из оркестровой ямы, где мы постоянно торчали, они становились живыми».

  Первые  уроки рисования он получил от своего отца, дилетантские рисунки которого в детстве очаровывали его. А первым учителем рисования Тюлькина был А. Литвиненко, педагог городского училища, который, занимаясь с учениками, большое внимание уделял рисованию карандашом с натуры. В старших классах училища Тюлькин по заказу местных купцов пишет копии с картин Шишкина, а на заработанные деньги приобретает кисти и краски. Копирует виды Крыма, которые продавались в книжном магазине Н. Блохина. Будучи уже маститым художником, он называл их пошловатыми, в то время Тюлькин писал: «При виде их я замирал от восторга. И копировал их. Сколачивал подрамник, натягивая вместо холста коленкор. Про грунт не знал. И писал сразу масляными красками».

  В творческом наследии Тюлькина имеются как работы с довольно простым сюжетным мотивом, близким к эскизам, так и монументальные полотна философского звучания. В зрелый период творчества художник создает свои наиболее значительные произведения. Это пейзажи эпического звучания: «На родине Нестерова» (1946), «Таганай» (1950-51), «Шиханы под Уфой», «Уральские россыпи» (обе 1953). Эмоциональную окраску произведений Тюлькина создает неяркая гамма излюбленных художником приглушенно-зеленых, серовато-розовых цветов, которые он использует сообразно колориту самой природы.

     Родной  город Тюлькин воспел в таких работах, как «Троицкий собор» (1919), «Старая Уфа» (1920), «Старое и новое» (1930), «Уфа строится» (1959), «Уфа ночная» (1964-65), отдав тем самым дань архитектурному направлению в пейзаже.

     Отдельную страницу в наследии мастера составляют работы, в которых художник как бы соединил жанр пейзажа и натюрморта. Тюлькин показывает нам вид на любимый город из окна своего дома, где на подоконнике стоят цветы: «Гортензии» (1918), «Вид из окна мастерской», «Вид на реку», «Вид из окна» (все – 1960-е). Писал он и произведения на так называемую «злобу дня», темы которых диктовались новой жизнью и директивами партии. В 1930-е годы Александр Эрастович посетил Магнитогорск, где шло сооружение металлургического комбината, нефтепромыслы Ишимбая, побывал в колхозах. В результате в его творчестве появился ряд промышленных пейзажей: «Нефть идет», «Котлованы для домен в Магнитогорске», «Завод в Белорецке», «Строительство Павловской ГЭС», «Крекинги Уфы», «Тракторы в совхозе Красная Башкирия». Но данные работы не стали определяющими в творческом наследии художника. Тюлькин по складу характера лирик, и технические достижения страны не находят в его душе отклика. Как он сам вспоминал: «Всегда, когда я писал и любовался отживающим, невольно возникали мысли о колючем, новом, некрасивом. И мучительно хотелось проникнуть в него и найти в этом красоту... Я хотел написать новую Башкирию, но картина не получалась. В этом противоречивом борении прошла вся моя жизнь».

  В годы Великой Отечественной войны А. Тюлькин создает одно из своих замечательных полотен «Голубец». Голубцами на Руси издревле назывались придорожные кресты с иконами, у которых путник всегда мог помолиться, попросить бога о милости, вознести молитву за близких и дорогих ему людей; кроме того, кресты данной формы устанавливались и на могилах, но уже без икон. В произведении Тюлькина голубец был воспринят современниками как памятник-символ, посвященный воинам, погибшим на дорогах войны. Работа была выставлена в 1943 году на персональной выставке художника в Уфе и имела большой успех.

  А. Э. Тюлькин был и замечательным живописцем, и талантливым педагогом. У него учились художники, ставшие впоследствии известными не только в республике, но и за ее пределами, — Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, Ф. Кащеев, Г. Имашева, П. Салмасов, первое послевоенное поколение уфимских живописцев. В постоянном общении и соприкосновении с личностью, творчеством мастера развивались, росли, утверждая свои позиции в искусстве, такие таланты, как А. Бурзянцев, А. Кузнецов. Несколько позже ряды сильных уфимских живописцев пополнили Н. Пахомов, М. Кузнецов, С. Лебедев, В. Кузнецов, Н. Латфуллин.

  Практически всю свою жизнь Тюлькин преподавал графические искусства в различных заведениях Уфы, начиная с 1918 года и по 1950 год, но и после официального ухода на пенсию двери его дома всегда были открыты для учеников. А. Пантелеев вспоминал: «Сколько я помню, Александр Эрастович всегда проводил много времени в своей мастерской. Но он никогда не был замкнут, вокруг него постоянно были люди - коллеги, ученики, друзья». Его домик на улице Волновой всегда был полон народа. Он был не только мастерской художника, но и творческой дачей его учеников. «Мы шли на уроки Тюлькина как на праздник. Занятия проходили бурно. Александр Эрастович делал замечания сравнительно редко, но ясно и точно, а порой сам брал кисть и буквально переправлял ученическую работу. Тогда на сонной поверхности холста пробуждалась материя».

Информация о работе Старая Уфа в живописи А.Э.Тюлькина