Организация работы следователя по расследованию преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является освещение проблемных вопросов организации работы следователя, попытка собственного анализа теоретических основ организации расследования, собственного исследования криминалистических проблем организации работы следователя для того, чтобы утвердить свое отношение о самостоятельности частной криминалистической теории - организации работы следователя.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 5

§ 1. Понятие организации расследования преступлений 5

§ 2. Цели организации расследования 9

§ 3. Принципы организации расследования 10

§ 4. Средства организации расследования 14

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ДРУГИМИ СТРУКТУРАМИ 26

§ 1. Организация взаимодействия следователя с органами дознания 26

§ 2. Организация взаимодействия следователя со средствами массовой информации 51

§ 3. Организация взаимодействия следователя с общественностью 53

ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ 58

§ 1. Понятие и построение версий расследования преступления 58

§ 2. Планирование расследования преступлений 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 769.28 Кб (Скачать)

     * психофизиологические качества следователя (эмоциональная уравновешенность, способность к сосредоточению и психическая выносливость, объем и распределение внимания). Н.И.Порубов, анализируя эмоциональную устойчивость, «душевное равновесие», пишет: «Человек, который все время нервничает, легко теряет спокойствие, не может быть хорошим следователем.»28

     Поэтому использование психологических средств, активизирую-щих психическую деятельность, направлено на повышение уровня организации расследования.

     «Под психологическими средствами организации расследования следует понимать совокупность приемов, методов активизации деятельности следователя (мыслительные процессы, волевые усилия, регуляция эмоциональных состояний) и лиц, принимающих участие в расследовании».

     Психологические средства направлены на активизацию:

     * процессов восприятия следователем носителей информации: обстановки, отдельных фактов, объектов (для достижения этой цели используются приемы концентрации внимания, саморегуляции, самоконтроля, чтобы снизить отрицательное воздействие внешних раздражителей);

     * процессов мыслительной деятельности следователя;

     * процессов взаимодействия с другими участниками, организацию их деятельности и воздействия следователя на них.

     Говоря о мыслительной деятельности следователя, нужно отметить, что процесс расследования преступлений - процесс информационный. Следователь оперирует одновременно двумя потоками информации. Один поступает извне - это то, что следователь узнает о конкретной следственной ситуации. Второй поток - это знания, представления, профессиональный опыт следователя. Кроме того, «поступающей информации одновременно и слишком много и слишком мало. Много - потому что поступающая к следователю информация в большей степени разбавлена ненужными ему в данный момент сведениями. Мало - потому что, как правило, необходимая и потенциально полезная информация в большей своей части остается ему недоступной».29

     Процесс переработки информации следователя строится на трех видах способностей:30

     * способностях к логической, рациональной обработке информации;

     * способностях к интуитивной, образной обработке информации;

     * способностях к эвристической (преобразовательной, поисковой) обработке информации, когда логическое мышление пересекается с творческим, так как для творческого мышления имеющихся знаний не- достаточно, а логическое мышление невозможно из-за отсутствия необходимых для этого данных. «Недостающие знания следователь получает благодаря творческой фантазии, воображению, самым разнообразным комбинациям, что позволяет обнаружить связи и зависимости между известным и еще неизвестным, заполнить пробелы в исходных данных».31

     Для этого возможно применение целого ряда психологических средств организации расследования:32

     * при восприятии объектов (предметов, следов, процессов) постановка широкого круга вопросов для установления всех свойств, параметров объекта, следов взаимодействия и связи с другими объектами;

     * формально-логические приемы построения систем умозаключений для сопоставления, оценки собранной информации, постановки новых вопросов на сбор дополнительной информации;

     * мысленное экспериментирование (мысленное восстановление процесса появления следов, образное мышление);

     * мысленное моделирование. Мысленное моделирование всегда опирается на знания криминалистики о структуре данного вида преступлений, механизме преступлений, механизме образования следов и позволяет на основании изучения наблюдаемых объектов создать единую картину произошедшего события.

     * концентрация мыслительной деятельности, нахождение новой информации, направленной на преодоление противодействия следствию.

     * рефлексивное мышление (умение думать «за преступника», выявлять причины его поведения, способы действия и т. д.). Г.А.Зорин под смыслом рефлексии понимал «изменение средств, методов интеллектуального творчества, направленного на преобразование информации, извлекаемой из различных носителей».33 Кроме того, в литературе34 описаны следующие механизмы рефлексии:

     В процессе расследования руководящая роль принадлежит следователю, при осуществлении следственных действий он организует участие многих лиц: понятых, свидетелей, специалистов. Выполнение данными лицами своих процессуальных функций также зачастую зависят от тех психологических приемов, которые использует следователь для повышения активности, концентрации внимания участников следственных действий. В частности, при проведении допроса свидетеля, иных лиц психологические приемы, которыми пользуется следователь, играют ключевую роль для получения полной, правдивой информации.

     3. Управленческие средства.

     Вся деятельность по расследованию преступлений объединена общим процессом управления. «Под управлением понимается сознательное волевое воздействие на организованный объект с целью удержания его в организованном состоянии или привидения его в желаемое состояние. Управлять - значит предвидеть, руководить, координировать, контролировать. Организация предшествует управлению сочетается с ним, является необходимой предпосылкой успешного управления.».35 «Именно через организацию достигаются цели управления любым процессом. Организация есть практическая реализация, важнейшая сторона процессов управления.»36

     Управленческие средства предусматривают всесторонний, системный анализ предстоящей деятельности по расследованию преступлений. Для этого вполне обоснованно используется такой метод криминалистики, как метод криминалистического анализа, так как данный метод «обеспечивает изучение всех объектов криминалистики - преступлений, систем отражения этих явлений, деятельности по расследованию преступления».37

     Существуют разновидности метода криминалистического анализа: структурный анализ, генезисный анализ; субъектно-функциональный, системно-коммуникационный.

     Структурный анализ исследует саму структуру расследования, определяет ее составные элементы, расчленяет их на более мелкие. «Структура расследования состоит из таких основных элементов, как цели расследования и действий участников расследования по достижению эти целей».38 Формирование целей охватывает определение предмета расследования и конкретизацию предмета доказывания. И.М.Лузгин39 цели расследования подразделял на общие, специальные (возникающие на различных этапах расследования: розыск подозреваемого, проверка доказательств т. д.), особенные (получившие отражение в круге обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу), частные (задачи, возникающие при подготовке и производстве отдельных следственных действий). Вся деятельность следователя представляет собой деятельность по достижению целей расследования: от частных до общих. Данные, полученные при решении частных задач используются для достижения общих целей.

     В целом, посредством структурного анализа исследуются объекты. на которые направлено воздействие при расследовании, изучаются связи между ними. Все это значительно упрощает расследование, исключает ошибки при проведении следственных действий.

     Функциональный анализ предстоящей деятельности по расследованию преступления используется для наиболее целесообразного распределения функций среди участников расследования в зависимости от качеств, необходимых для выполнения каждой функции (объем необходимых знаний, физических навыков, специальных навыков, специальных инструментов).

     В криминалистической литературе современного периода40 много внимания уделяется проблемам организации функций следователя. Функции следователя - это «камень преткновения» взглядов многих ученых-криминалистов в вопросах современного состояния предварительного следствия и его реформирования. Существуют три точки зрения по определению функций следователя:41

     1. Следователь должен выполнять только функции уголовного преследования. Следователь расследует преступление, стремится обнаружить лицо, его совершившее, и заканчивает дело, составляя обвинительное заключение. Таким образом, следователь является органом уголовного преступления, но на которого возлагается обязанность собирать не только доказательства, обвиняющие кого-либо в совершении преступления, но также и доказательства, оправдывающие это лицо.

     2. В соответствии со второй точкой зрения, следователь выполняет множество процессуальных функций. Кроме трех основных процессуальных функций (обвинение, защита и разрешение уголовного дела), следователь может выполнять такие функции, как раскрытие преступлений, уголовное преследование, предупреждение преступлений, исследование обстоятельств дела, пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и т. д.

     А.В.Дулов считает, что следователь выполняет функции сбора необходимой информации, поиска, исследования и обобщения собранных фактов, их проверку, организации деятельности других участников, контроля за их действиями, защиты их прав, воздействия, фиксации всех полученных фактов в материалах уголовного дела, формулирование результатов и выводов расследования.42

     3. Исходя из третьей точки зрения, функция следователя определяется, как особая комплексная функция - функция расследования (или предварительного следствия). В процессе своей деятельности следователь выступает и как представитель обвинительной власти, так как обязан собирать доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, но вместе с тем он должен собирать и оправдывающие доказательства, он может возбудить уголовное дело, но в то же время может отказать в его возбуждении, он проводит следственные действия и по собственной инициативе, и по ходатайству обвиняемого и его защитника.43

     Таким образом, функции следователя, на наш взгляд, это большое организационное начало расследования преступления, требующее процессуального закрепления в уголовно-процессуальном законе. Кроме того, функции следователя требуют более конкретной организации.

     Расследование преступлений необходимо анализировать и как процесс развития. Для этого применяется генезисный анализ, что дает возможность углублено исследовать этапы расследования. Это позволяет следователю устанавливать очередность выполнения своих функций, контролировать выполнение предыдущих следственных действий, фиксацию их результатов.

     В качестве управленческих средств организации расследования закономерно, на мой взгляд, использовать и методы организации. Любая целенаправленная деятельность человека должна осуществляться при помощи совокупности методов. Понятие метода можно сформулировать как «сознательно избранный (рекомендованный) способ осуществления теоретической или практической деятельности, обеспечивающий предельную упорядочен-ность ее осуществления, достижение целей благодаря применению определенных приемов, их комплексов». 44

     Подробно на проблеме методов я остановлюсь в главе 3 своей работы.

     4. Тактические средства.

     Необходимо отметить, что в тактических средствах организации расследования находят свое воплощение и процессуальные, и психологические, и управленческие средства. К тактическим средствам организации расследования можно отнести тактические средства самого процесса расследования (тактические приемы, комбинации, операции). Так, тактическую операцию можно рассматривать как: 1) форму взаимодействия следователя с оперативно-розыскными службами, различными инспекциями, общественными формированиями; 2)средство алгоритмизации процесса расследования; 3) средство реализации методов расследования.45

     Методы расследования организуют весь процесс расследования в целом, мыслительную деятельность следователя. Взаимодействие следователя с другими органами является, по своей сути, так же средством для повышения уровня организации расследования.

     5. Технические средства.

     Деятельность следователя по организации расследования в настоящее время невозможно представить без применения различных технических средств. Они используются для решения трех основных задач: 1) организации и координации действий в процессе расследования преступления; 2) организации труда следователя; 3) накопления и выдачи информации о совершенных преступлениях, лицах их совершивших, об изъятых с мест происшествия следах и т. п.

Информация о работе Организация работы следователя по расследованию преступлений