Квалификация и наказание за убийство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:26, реферат

Описание работы

В настоящее время наше общество переживает глубокие организационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни. Проблема человека постепенно возвращает объективно принадлежащее ей место в социальной доктрине и практике организации и функционирования государственной власти. Согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы является высшей ценностью.

Работа содержит 1 файл

уголов.процесс.doc

— 511.00 Кб (Скачать)

Такое преступление совершил Т. Он с целью изнасилования напал в подъезде дома на шестнадцатилетнюю Ж. Встретив с ее стороны сопротивление, Т. сдавил руками шею Ж. И изнасиловал умирающую девушку, смерть которой наступила от асфиксии

Подобное преступление совершил некий К. Вечером он изнасиловал десятилетнюю Ч. и с целью сокрытия преступления задушил девочку. А труп ее бросил в колодец

В-третьих, убийство по мотивам мести за оказание сопротивления при изнасиловании или насильственных действиях сексуального характера

На практике и в литературе возникает вопрос о том, следует ли убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, квалифицировать только по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ или необходимо применять наряду с этим ст. 131 и 132 УК РФ.

Ответ на этот вопрос содержится в п. 13 постановления №1 от 27 января 1997 г.. в котором Пленум Верховного Суда РФ пояснил следующее. Учитывая, что при рассматриваемом виде убийства совершаются два самостоятельных преступления, содеянное следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и, в зависимости от обстоятельств дела, по соответствующим частя ст. 131 или 132 УК РФ.

 

2. 2. 3. 4 Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ)

В данном квалифицирующем признаке, характеризующим субъективную сторону убийства, объединены два отягчающих обстоятельства. Рассмотрим каждое из них по отдельности.

А) убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.

Повышенная общественная опасность этого вида убийства обусловлена тем, что оно посягает не только на жизнь человека, но и на гарантированное ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной, расовой или религиозной принадлежности.

Мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды может быть обусловлен ненавистью к потерпевшему как представителю определенной национальности, расы или религии. Так и шовинистическим мировоззрением, ксенофобией или религиозной нетерпимостью, когда ненависть и вражда распространяется на лиц всех иных национальностей или всех иноверцев.

Установление при убийстве названного мотива является обязательным условием для применения п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

По мнению С. В. Бородина данный мотив может сочетаться с мотивом мести. Не исключено применение одновременно п. п. «л», «з» или «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, когда установлены и корыстные побуждения при убийстве  либо последнее сопряжено с изнасилованием или  насильственными действиями сексуального характера или сокрытия другого преступления. Однако национальная, расовая или религиозная ненависть или вражда должна быть во всех случаях установлен как самостоятельный, доминирующий мотив.

Как правило, убийство, попадающее под п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, совершается с прямым умыслом, поскольку мотив в данном случае характеризует и цель совершения преступления. Возможны такие убийства и с косвенным умыслом, но данный мотив должен быть установлен по отношению к другому преступлению. Например поджог дома лица другой национальности (по рассматриваемому мотиву), когда в доме находятся люди и виновный к их судьбе относится безразлично,  не исключая наступления смерти.

Б) убийство по мотиву кровной мести.

Кровная месть является пережитком обычаев, имевших большое распространение в древности при первобытнообщинном строе. Этот обычай состоял в том, что в случае убийства, ранения, причинения увечий или нанесения тяжкой обиды какому-нибудь лицу, потерпевший или члены его рода мстили смертью виновному или его сородичам.

У некоторых народов, проживающих на территории Российской Федерации, обычай кровной мести сохранился до настоящего времени. Изучение судебной практики Верховного Суда РФ позволяет сделать вывод о том, что убийства на почве кровной мести встречаются еще в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне и Северной Осетии.

Повышенная общественная опасность данного преступления объясняется тем, что убийство, совершенное по мотивам кровной мести, как правило, побуждает родственников второго потерпевшего к месте за его смерть, а это может привести к «цепи» таких убийств.

Для квалификации убийства по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ необходимо установить, что лицо, его совершившее, признает такой обычай и вданном случае руководствовалось мотивом кровной мести. Вот это обстоятельство не всегда учитывается судами.

По приговору Тюменского областного суда по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РЫ был осужден А. (по национальности цыган) за убийство на почве кровной мести цыганки С., дядя которой за несколько месяцев перед этим за несколько месяцев убил отчима осужденного. Признавая убийство совершенным на почве кровной мести, суд сослался на то, что осужденный и его брат решили мстить семье С. за убийство их отчима. Однако в приговоре не было приведено никаких доказательств того, что осужденный принадлежит к группе населения, признающей обычай кровной мести, в связи с этим Президиум Верховного Суда РСФСР переквалифицировал действия А. на ч. 1 ст. 105 УК РФ

В то же время необходимо подчеркнуть, что не имеет значения, относится к группе населения, придерживающейся обычая кровной мести, потерпевший. Кровная месть может возникнуть в отношении потерпевшего как мужского, так и женского пола.

Установление принадлежности лица, совершенного убийство, к группе населения, которая придерживается обычая кровной мести, еще не решает вопроса о квалификации этого преступления по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, для этого необходимо установить мотив кровной мести, т. е. побудительную причину убийства, порожденную данным обычаем. Судебная практика показывает, что в некоторых случаях допускается квалификация действий виновного по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, когда убийство совершено не по мотиву кровной мести, а в связи с грозящей кровной местью. Рассматривая дело по обвинению А. в убийстве М., Верховный суд Дагестана установил, что родственник А. совершил убийство родственника М. опасаясь кровной мести со стороны М., А. стал ходить с охотничьем ружьем. Работая в поле по снегозадержанию и имея с собой ружье А. увидел подходившего к нему М., возвращавшегося с охоты. Опасаясь мести, А. убил М. Суд, сославшись на то. Что между А. и М. существовали неприязненные отношения в связи с убийством родственником А. родственника М., признал, что убийство подпадает под признаки п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Президиум Верховного Суда РСФСР отменил приговор и предложил выяснить ряд обстоятельств, указав при этом, что убийством на почве кровной мести может быть признано убийство по мотиву мести, если эта месть является пережитком местных обычаев. Следует добавить, что, как видно из обстоятельств, предшествующих убийству, наоборот А. опасался кровной мести со стороны М. Следовательно, это убийство было совершено в связи с кровной местью, а не по мотивам кровной мести. При новом рассмотрении дела действия А. были квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Необходимо отметить, что место совершения убийства по мотиву кровной мести на квалификацию не влияет. Убийство может быть совершено как в местности, где среди коренного населения сохранились обычаи кровной мести, так и на любой другой территории РФ.

 

2. 2. 3. 5 Убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105  УК РФ)

Это новое отягчающее убийство обстоятельство, неизвестное УК РСФСР (1960 г.). Его появление многие справедливо связывают с расширением возможностей медицины по пересадке органов и тканей от одного человека к другому (в настоящее время производятся операции по пересадке сердца, почек, печени, селезенки, роговицы глаз и проч.), что обуславливает потребность в соответствующем материале. Это может привести к совершению убийства с целью использования органов и тканей потерпевшего для трансплантации.

Субъектами такого убийства могут быть любые лица, включая медицинских работников. Цель данного убийства свидетельствует о возможности его совершения только с прямым умыслом. Мотивы совершения данного преступления преимущественно носят корыстный характер. В связи с чем содеянное  в таких случаях следует квалифицировать по п. «з» и «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего, из корыстных побуждений). Однако возможны и другие мотивы данного вида убийства (например, стремление спасти жизнь близкого человека за счет жизни постороннего лица). 

Следует иметь в виду, что рассматриваемое преступление может совершаться в целях использования органов и тканей потерпевшего не только для трансплантации. Возможны и иные цели (например, при каннибализме, садизме, половом фетишизме и проч.). Возможно также использование человеческих органов и тканей в промышленных целях. Главное в этих случаях состоит в том, что убийство совершается  в целях использования органов и тканей потерпевшего, характер же использования может быть различным.

 

2. 2. 4. Отягчающие обстоятельства, относящиеся к субъекту преступления

2. 2. 4. 1. Убийство, совершенное неоднократно (п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ)

Устанавливая повышенную ответственность за совершение убийства неоднократно, закон исходит из того, что совершение убийства лицом, ранее уже совершившим убийство, представляет особую опасность для общества как по тяжести наступивших последствий, так и по опасности личности виновного.

Особенность данного вида убийства состоит в том, что квалифицирующим обстоятельством оказываются не признаки, характеризующие данное убийство, а признак, характеризующий субъекта, факт совершения им такого же преступления в прошлом. Иными словами, данное отягчающее обстоятельство не является конститутивным признаком состава преступления, оно находится за его пределами и влияет на квалификацию в силу предшествующей деятельности субъекта. Уточняя ранее высказанное мнение. Необходимо подчеркнуть, что неоднократность совершения убийства является обстоятельством личным, квалифицирующим действия только виновного. Это означает, что данное отягчающее обстоятельство не может вменяться в вину соучастникам.

В соответствии со ст. 16 УК РФ, определяющей понятие неоднократности преступлений, убийство признается  совершенным неоднократно, если ему предшествовало совершение преступлений, предусмотренных ст. 105 УК РФ и (или) ст. ст. 102, 103 УК РСФСР.

В случаях, когда виновный сначала совершил убийство при смягчающих обстоятельствах (ст. ст. 106, 107, 108, УК РФ), а затем убийство при отягчающих обстоятельствах ( ч. 2 ст. 105 УК РФ или ст. 102 УК РФ) или «простое» убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ) содеянное не может быть квалифицировано по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

По смыслу закона основанием для квалификации действий виновного по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ является также совершение им ранее преступлений, сопряженных с умышленным причинением смерти другому человеку, предусмотренных ст. ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов), 357 (геноцид) УК РФ и (или) ст. ст. 66 (террористический акт), 67 (террористический акт против представителя иностранного государства, 191 (посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника), п. «в» ст. 240 ( насильственные действия в отношении начальника) УК РСФСР.

В судебной практике возник вопрос о том, является ли убийство неоднократным, если оно совершено лицом, ранее покушавшимся на убийство. При рассмотрении денного вопроса необходимо исходить из ст. 30 УК РФ, устанавливающей единые требования ответственности и за неоконченное преступление. Следовательно, при квалификации содеянного как убийства, совершенного неоднократно, не имеет значения совершил ли виновный окончательное преступление либо покушение на убийство.

Также при квалификации данного вида убийства не имеет значение, был ли виновный осужден за первое преступление, являлся ли он исполнителем или иным соучастником.

Следует отметить, что содеянное не может квалифицироваться по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ, если судимость за ранее совершенное умышленное причинение смерти другому человеку была погашена или снята, а также в случае освобождения судом лица от уголовной ответственности за ранее совершенное убийство в связи с истечением сроков давности.

Так, например, Верховный Суд Республики 15 апреля 1997 г. осудил К. по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Он признал виновным в убийстве М. как лицо, ранее совершившее умышленное убийство.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда отменил приговор, указало следующее: как видно из материалов, дела, третьего декабра 1982 г. К. осужден за покушение на умышленное убийство к шести годам лишения свободы, судимость за данное преступление, в соответствии с п. 6 ст. 57УК РСФСР должна быть погашена в 1993 г. Убийство М. К. совершил 7 августа 1997 г., то есть уже после погашения судимости. Согласно закона, убийство не может быть квалифицировано по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ, если судимость за ранее совершенное умышленное убийство погашена. В связи с этим действия К. переквалифицированы на ч. 1 ст. 105 УК РФ

В теории и на практике остается спорным вопрос о том,  как следует квалифицировать деяние виновного, если он в разное время совершил два убийства, за первое из которых он не был судим.

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, содеянное в целом должно квалифицироваться по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а при наличие других квалифицирующих признаков – также по соответствующим пунктам ч. 2 ст. 105 УК РФ. аналогично должен решаться вопрос при совершении виновным двух покушений на убийство, за первое из которых он не был судим. Все действия надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ и, кроме того, по соответствующим пунктам ч. 2 ст. 105 УК РФ, предусматривающим квалифицирующие признаки обоих покушений на убийство.

Некоторые авторы (С. В. Бородин, М. И. Блум) не согласны с этим, они утверждают, что если согласиться с изложенным выше, это приведет к тому, что первому преступлению не будет дана соответствующая квалификация и не будет определена мера наказания за это преступление.

Рассматриваемый вид убийства (п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ) необходимо отграничивать от убийства двух и более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Убийство, совершенное неоднократно имеет место, когда виновный совершает два и более убийства при отсутствии единого умысла на их совершение и, как правило, в разное время. В тех случаях, когда убийство двух или более лиц охватывается единством умысла и совершается, как правило, одновременно, содеянное квалифицируется п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство двух и более лиц.

Информация о работе Квалификация и наказание за убийство