Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:26, реферат
В настоящее время наше общество переживает глубокие организационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни. Проблема человека постепенно возвращает объективно принадлежащее ей место в социальной доктрине и практике организации и функционирования государственной власти. Согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы является высшей ценностью.
Убийство также подлежит квалификации по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, когда оно совершено по найму. Как убийство по найму надлежит квалифицировать убийство, обусловленное получением исполнителем материального или иного вознаграждения.
Лица, организовавшие убийство за вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество в совершении такого убийства, в соответствии с п. 2 постановления № 1 Пленума Верховного Суда РФ, несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Примером убийства по найму может служить следующее уголовное дело.
Пермским областным судом 17 ноября 1997 г. В., И. и К. осуждены соответственно по ч. 3 ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (за организацию убийства по найму); по ч. 5 ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (за пособничество в убийстве по найму); п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (за убийство по найму) к лишению свободы при следующих обстоятельствах.
В. попросил И. найти человека, способного совершить убийство, и И. познакомил его с К.. После этого В. предложил К. убить Б., обещая «оплатить» услугу. После получения «задатка» К. совершил убийство Б
Как я уже упоминал, убийства по найму могут совершаться не только по корыстным мотивам. В отдельных случаях такие убийства и без ориентации на получение материальной выгоды (например, служащий частной охранной структуры выполняет «приказ» шефа об устранении несговорчивого конкурента, не получая за это материального вознаграждения, а руководствуясь только своеобразным пониманием «служебного долга» или мотивами солидарности). Вышесказанное подтверждается последними данными исследований психологии «наемных убийц».
Убийство будет также квалифицироваться по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, если оно совершено в процессе:
А. нападение на потерпевшего в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, то есть разбоя;
Б. требования передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, то есть вымогательства;
В. создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организаций ее деятельности, то есть бандитизма.
Содеянное в таких случаях квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ в совокупности со статьями УК, предусматривающими ответственность за разбой, вымогательство или бандитизм.
«Корыстное» убийство необходимо ограничивать от убийства с целью скрыть совершенное преступление (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
При совершении убийства во время разбойного нападения, во всяком случае до его окончания, убийство должно расцениваться как корыстное, разумеется, когда оно совершено с прямым умыслом. В этом случае квалификация по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ и ст. 162 УК РФ вполне обоснованна. Если же убийство совершено после разбойного нападения, то правильно было бы считать это убийство совершенным с целью сокрытия разбойного нападения. Для таких случаев характерна ситуация, когда после разбойного нападения потерпевший заявляет, что он «так это дело не оставит» или требует возвратить отобранные вещи. В связи с этим заявлением потерпевшего виновный совершает убийство. Такие действия следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 и ст. 162 УК РФ. Равным образом грабеж или кража не становятся разбойным нападением, если после их совершения виновный совершает убийство потерпевшего. В этих случаях применению подлежит п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и соответственно ст. ст. 158 или 161 УК РФ.
2. 2. 3. 2 Убийство из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Изучение практики показывает, что данное обстоятельство при убийстве встречается чаще других отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 постановления №1 от 27 января 1999 г. разъяснил, что по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ следует квалифицировать убийство, совершенного на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение (например, умышленное причинение смерти без видимого повода или с использованием незначительного повода как предлога для убийства).
Примером убийства из хулиганских побуждений может послужить следующее уголовное дело.
Оренбургским областным судом С. обоснованно признан виновным в убийстве из хулиганских побуждений по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ при следующих обстоятельствах.
Вечером С. у себя дома распивал спиртные напитки. В связи с этим его сын сделал ему замечание. В ответ С. ударил сына несколько раз, а затем руками задушил его, после чего выбросил труп на лестничную площадку
Обязательным признаком, необходимым для квалификации убийства как совершенного из хулиганских побуждений, является мотив. Изучение практики показывает, что значительная часть ошибок при квалификации убийств из хулиганских побуждений объясняется поверхностным анализом обстоятельств преступлений, характеризующих субъективную сторону и, главным образом, мотив его совершения.
Наиболее полно специфика хулиганских мотивов проанализирована в ранее названой работе С. В. Бородина.
Он отмечает следующее: «Хулиганские побуждения лишены какой-либо необходимости, они целиком проистекают из разнузданного эгоизма, связанного с неуважением к личности и человеческому достоинству, безразличным отношением к общественным интересам, пренебрежением к законам и правилам поведения. Нередко в основе такого отношения и личным интересам лежит безотчетная злоба, чувство неудовлетворенной потребности. Которые порождают тупое отчаяние и связанное с ним стремление к озорству, удали, разрушению, желанию проявить и показать себя. Часто хулиганские побуждения обусловлены уродливым пониманием свободы своих действий, смысл которого очень четко выражает формула «мне все дозволено». Хулиганские побуждения означают, что субъекту доставляет удовлетворение само преступное деяние, само нарушение общественного порядка, что он получает удовлетворение от своего антиобщественного поведения».
Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что, совершая убийство из хулиганских побуждений, виновный получает удовлетворение от самого факта лишения жизни человека либо от таких действий (направленных на грубое нарушение общественного порядка и проявление явного неуважения к обществу), которыми человек может быть лишен жизни при безразличном отношении к этому со стороны виновного.
Для квалификации убийства из хулиганских побуждений необходимо, чтобы хулиганские побуждения проявлялись достаточно четко до убийства, или во время его совершения, или после него.
При этом следует отметить, что если виновным, помимо убийства из хулиганских побуждений, совершил иные умышленные действия, грубо нарушавшие общественный порядок, выражавшие явное неуважение к обществу и сопровождавшиеся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, то содеянное им надлежит квалифицировать по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ и соответствующей части ст. 213 УК РФ.
Примером сказанному может послужить следующее уголовное дело.
Верховным Судом РСФСР рассмотрено по жалобе дело в отношении М., осужденного областным судом по п. «и» ч. 2 ст. 105 и ч. 1 ст. 213 УК РФ за убийство Л. Явившись ночью в общежитие рабочих в пьяном виде, М. совершил хулиганские действия: заходил в комнаты, включал свет, кричал, выражался нецензурными словами. В одной из комнат он ударил ножом в живот лежавшего на кровати Л,, который сразу же умер. Наличие хулиганских побуждений в этом случае очевидно, они обусловлены предшествующим поведением виновного, убийство по существу совершено вообще без какого-либо повода. Приговор областного суда признан правильным
Убийство из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ) надлежит отграничивать от «простого» убийства по мотивам ревности или мести (ч. 1 ст. 105 УК РФ).
При ограничении хулиганских побуждений от ревности и мести должна учитываться различная природа этих мотивов. Если хулиганские побуждения своим острием направлены против общественного порядка и характеризуются циничным отношением виновного к потерпевшему, то ревность и месть являются мотивами, при которых отношения между обвиняемым и потерпевшим, предшествующие убийству носят личный характер. Так, во время распития спиртных напитков З. и М. поспорили, последний ударил З. по лицу и причинил ему телесные повреждения. Обиженный З. вышел из комнаты, где происходила ссора, вооружился колом и, дождавшись появления М., ударом кола убил его. Ростовский областной суд квалифицировал действия З. как убийство из хулиганских побуждений. Однако Президиум Верховного Суда РСФСР переквалифицировал действия З. на ч. 1 ст. 105 УК РФ (как убийство, совершенное из мести) указав, что в данном случае потерпевший совершил в отношении виновного незаконный поступок. И это, в свою очередь, вызвало у виновного убить ответчика
Большую сложность на практике, как уже было отмечено, представляет также отграничение убийства из хулиганских побуждений от убийства в драке или ссоре. Вопросы отграничения названных видов убийств подробно рассмотрены в главе «Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств».
2. 2. 3. 3 Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. «к» ч. 2 ст 105 УК РФ)
Данное преступление является квалифицированным видом убийства по обстоятельствам, относящимся к субъективной стороне. Повышенная общественная опасность такого вида убийства состоит в том, что виновный совершает фактически два и более преступлений, преследуя при этом низменную цель облегчения другого преступления или освобождения от ответственности за предыдущее преступление, не останавливаясь перед лишением жизни другого человека.
П. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает два основных квалифицирующих убийство признака, в значительной мере взаимопересекающихся. Однако мне представляется целесообразным рассмотреть каждый из них в отдельности
А) убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.
Цель скрыть другое преступление при убийстве может охватывать как уже совершенное преступление или покушение на него, так и преступление, еще только намеченное к исполнению.
Примером убийства, совершенное с целью скрытия другого преступления, является следующее уголовное дело.
И., Е. и П. вместе распивали спиртные напитки. Во время пьянства между И. и Е. возник конфликт, в процессе которого Е. оскорбил И. и угрожал ему и его семье. В ответ на эти действия И. сходил домой, взял нож и дважды ударил Е. в сердце, отчего потерпевший тут же скончался. В целях устранения П. как очевидца убийства И. нанес ножевое ранение в сердце П., который также скончался. Суд Ханты-Мансийского автономного округа обоснованно признал И. виновным , квалифицировав его действия по п. п. «к», «а» ч. ст. 105 УК РФ
Убийство с целью облегчения совершения другого преступления имеет место в тех случаях, когда преступник с целью облегчить совершение задуманного преступления убивает какое-либо лицо, чтобы затем уже совершить намеченное преступление, либо когда преступник совершает убийство уже в процессе осуществления другого преступления с целью облегчить его совершение.
Необходимо подчеркнуть, что в рассматриваемых случаях речь идет об убийстве с целью скрытия или облегчения совершения любого преступления независимо от того, является ли оно особо тяжким или не представляет большой общественной опасности. Не имеет также значения, была ли достигнута данная цель.
При квалификации данного вида убийства следует также учитывать, что оно может быть совершено только с прямым умыслом т. к. в законе указывается на специальную цель совершения преступления.
На практике часто возникает вопрос о разграничении квалификации п. п. «к» и «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Анализ указанных видов квалифицированных убийств позволяет сделать следующий вывод. По п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ действия виновного могут быть квалифицированы только при условии, если еще не заявлено правоохранительным органам о совершении или готовящемся преступлении либо когда виновному неизвестно об осведомленности правоохранительных органов в отношении его деяний. Если же заявление сделано потерпевшим и виновный, совершая убийство, знает об этом, его действия подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство из мести в связи с исполнением потерпевшим своего общественного долга.
В тех случаях, когда после убийства с целью облегчения другого преступления виновный не успевает совершить другое преступление, ответственность за убийство при отягчающих обстоятельствах он несет по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и за неоконченное преступление по ч. 1 или 3 ст. 30 и по соответствующей статье Особенной части УК РФ.
Б) убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.
К рассматриваемому виду убийств относится, во-первых, убийство в процессе изнасилования или насильственных действий сексуального характера.