Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 05:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Целью дипломной работы заключается в изучении, анализе и оценки уголовно-правовых и криминологических аспектов взяточничества как проявления коррупционного преступления.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение понятия взятки и взяточничества;
рассмотрение понятия коррупционного преступления;
изучение соотношения взяточничества и коррупционного поведения;
изучение оснований для освобождения от уголовной ответственности при даче взятки;
изучение уголовно-правовой характеристики взяточничества;
рассмотрение отличий взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения;
изучение криминологической характеристики взяточничества;
изучение социологической характеристики взяточничества .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА, КАК КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ......................................................7
1.1 Понятие взятки и взяточничества...................................................................7
1.2 Понятие коррупционного преступления.. ...................................................17
1.3 Соотношение взяточничества и коррупционного поведения....................28
1.4 Освобождение от уголовной ответственности при даче взятки................37
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА... ........................................... .........................................43
2.1 Уголовно-правовая характеристика взяточничества.. ...............................43
2.2 Отличие взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения. ........................................... ................................................52
2.3 Криминологическая характеристика взяточничества.. ..............................58
2.3 Социологическая характеристика взяточничества . ..................................64
Заключение .. ........................................... ........................................... ...............76
Список использованных источников.. ........................................... ...............82

Работа содержит 1 файл

дипломная 2012.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

   В Уголовном кодексе за одно и то же преступление предусмотрен разный срок лишения свободы, одно это уже  дает повод для коррупции, – считает  эксперт. – Аналогичная ситуация - и в финансовой сфере.

   Поэтому бороться с коррупцией надо комплексно. Необходимы четкие законы и прозрачные механизмы, конкурентная оплата труда и адекватные коррупционным преступлениям наказания. В том же, что бороться с взяточничеством необходимо, социологи не сомневаются. Коррупция, как сказала Б.Бектурганова, угрожает национальной безопасности страны. С этим готова согласиться и большая часть населения Казахстана  [82].

   В настоящее время коррупция приобретает  международный масштаб и глобальный характер, что в свою очередь предопределяет необходимость скорейшего сближения уголовного законодательства различных стран, столкнувшихся с этой проблемой.

   Опасность распространения негативного влияния  коррупции на общество в США была отражена еще в 1970 году в Законе "О  контроле над организованной преступностью". Там было сказано: "Коррупция - это то, что разрушает основные демократические институты государства" [24].

   В общественном сознании россиян коррупция  ассоциируется не только со взятками и подкупом, но также с воровством и махинациями.

   В 1990-е годы при участии или непростительном  бездействии органов государственной  власти появились новые способы  перетекания богатства к избранным - перепродажа бюджетных ресурсов и льготных централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и  таможенных пошлин, присвоение чужих денег через механизм неплатежей, фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности[79].

   У коррупции есть и нравственно-психологическое измерение. Она развращает не только общество в целом, деформируя его социально-политические институты и нравственность народа, но и самого взяткодателя. Когда человек берет взятку, он не просто заключает сделку со своей совестью. Он лишается самого главного - чувства спокойствия и равновесия. Каждый день он ожидает разоблачения и кары. Постоянно жить с таким самочувствием, значит подвергать свою психику высочайшему стрессу. И вот что еще страшит: со своей бедой мздоимцу некуда деться, не с кем поделиться своей бедой, поскольку рассказывать о безнравственном поступке даже самым близким, означает вызвать дополнительное осуждение.

    Осознавая роль и значение данного фактора  в механизме детерминации коррупционных  преступлений и задумываясь о  путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности чиновников в результате указов, распоряжений либо специально организованных компаний недостижимо.

    Вместе  с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере.

    Необходимо  дополнить систему требований, предъявляемых  к служащим, механизмом контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений.

    Преступное  поведение имеет место тогда, когда культура превозносит превыше всего определенные символы успеха, общие для населения в целом, а социальная структура ограничивает (или вообще устраняет) доступ к законным средствам достижения целей для значительной части населения.

    Следует заметить, что коррупция имеет  все необходимые признаки для  признания ее в качестве социального  явления. Прежде всего, она базируется на прочном экономическом фундаменте,  она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, она оказывает активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства,  она влияет на государственно-правовые механизмы.

    Наконец, она воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе. 

    Заключение 
 

    Ощущение политической и экономической нестабильности подталкивает чиновника идти на риск и обменивать свой властный капитал на капитал экономический - взятки. Несоответствие заработной платы, сложность и ответственность выполняемого служащим труда, неэффективная система социальных гарантий - тоже повод самооправдания за взяточничество и коррупцию, как и несправедливость при продвижении по служебной лестнице. Сюда можно отнести и слабость системы контроля, не обеспечивающей неотвратимость наказания за совершенные коррупционных преступлений [83, с. 15].

    То, что коррупция выступает масштабным социальным явлением, а не простой совокупностью криминальных событий, следует из ее характерных форм и черт. Установлено, что коррупция носит скрытый характер, а теневой характер коррупционных связей затрудняет техническую процедуру фиксации и возможность юридического пресечения подобной активности. Во-вторых, коррупция не сводится к взяточничеству (и вообще к набору уголовных преступлений), поскольку лоббизм, протекционизм, создание различных «целевых фондов», предоставление льгот, переход государственных чиновников на высокооплачиваемую работу в коммерческие структуры и т.п. также являются формами коррупции. В-третьих, трудность правовой борьбы с коррупцией заключается в том, что зачастую законодатели, которые должны принимать законы о борьбе с коррупцией, на самом деле противодействуют этому.

    Социологический подход к пониманию сути коррупции обнаруживает более широкие горизонты ее анализа. Коррупция как социальное явление представляет собой не только особый вид криминальных действий, но и часть культуры населения, готового платить, должностных лиц, готовых принимать подношения, а также состояние дисфункции социальной системы в целом и системы административного управления. Только анализ социальной культуры и коррупции в этих направлениях способен раскрыть ее социальный генезис и объяснить процесс постоянного воспроизводства, несмотря на меры борьбы с коррупцией как преступным деянием.

    Коррупция коренится не только в структуре  социального взаимодействия, но и  в общественной культуре, ценностях, привычках людей, их согласии принимать и использовать коррупционные отношения.

    Поэтому важный момент в исследовании коррупции  связан с выделением этической составляющей. В «производстве коррупции» культура имеет очень большое значение и неэтичное поведение чиновников способствует габитуализации, или опривычиванию в общественном мнении, коррупционной структуры социального взаимодействия. Таким образом, не запрещенные законом акты неэтичного поведения государственных служащих постепенно, шаг за шагом, легитимируют в общественном сознании коррупционную практику, одновременно разрушая социальное доверие граждан к власти.

    Важно отметить, что рассмотрение коррупции  как коррозии власти и подрыв легитимного  социального порядка имеет под  собой самые серьезные социологические основания. Дело в том, что формирование коррумпированных сетей и коррупционных практик непременно опирается на направленную мутацию социальных связей, которая инициируется за пределами системы управления и часто исходит из криминальной среды организованной преступности. Культивируя криминальное поведение должностных лиц и формируя фактически их «аппетиты», профессиональные взяткодатели тем самым не просто решают собственные проблемы, экономически развращая госслужащих, но и порождают «точки роста» коррупционных сетей.

    Сегодня очень важно понимать общественную опасность коррупции и бороться с ней не только как с преступной деятельностью, но и как с антикультурой, девиантной социальной практикой.

    Для этого нужна не только политическая воля, которая сегодня в России не так концентрирована на борьбе с коррупцией, как в тех же Японии, Китае или у нас в период не менее глубокой, чем сейчас, социальной модернизации при правлении Петра I.

    Наше  общество и большинство политиков  намного гуманнее к преступникам, однако, смягчение нравов не должно превращаться в толерантность к коррупционной деятельности и тем более отрицать неотвратимость и адекватность наказания. Здесь большую роль играют ментальные, ценностные, культурные факторы.

    Общество  должно быть хорошо информировано о коррупции, о ходе борьбы с ней государства, о возможностях участия простых граждан в антикоррупционной деятельности. Правомерное поведение в зараженных коррупцией структурах должно находить выразительное моральное поощрение. То есть, помимо политической воли и правоохранительной активности системная борьба с коррупцией предполагает позитивное изменение социокультурного пространства современного российского общества, в котором нормативно-ценностные ориентиры и социальное стимулирование направлены на устойчивое развитие антикоррупционной среды.

    Взятка – это двустороннее уголовно наказуемое деяние, при котором должностное  лицо получает материальные ценности (предметы или деньги) от взяткодателя, или какую-либо имущественную выгоду или услугу за действие (или наоборот бездействие) в интересах взяткодателя, которое это должностное лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения. Взяточничество - самое опасное должностное преступление. Оно подрывает авторитет государственного аппарата, представителей государственной власти в глазах населения, а также затрагивает законные права и интересы граждан. Взяточничество опасно, поскольку оно совершается лицом, которому общество выразило особое доверие и наградило званием государственного служащего. Взяточничество является одним из проявлений коррупции.

    Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам в целях личного обогащения или в групповых интересах.

    Коррупции присущи следующие  признаки:

  1. это, прежде всего, социальное явление, не имеющее точного юридического определения; в конечном счете оно приводит к разложению всего гражданского общества и государства, когда коррупционные деяния становятся повседневной нормой жизни общества;
  2. имеется определенный круг субъектов данного правонарушения (это, прежде всего, государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, а также лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в частном секторе);
  3. использование указанными субъектами (путем действия или бездействия) своего служебного положения, своего правового статуса и авторитета занимаемой должности (причем авторитета не своего собственного как гражданина, а именно авторитета должности) вопреки интересам службы (т.е. государственной службы и службы в организациях частного сектора) и установленным нормам права и морали;
  4. деятельность вышеназванных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересах.

    В предупреждении взяточничества могут стать весьма полезными следующие мероприятия общесоциального характера:

  1. принципиальная ревизия государственных функций и повышение эффективности государственного управления общественными процессами;
  2. продолжение экономической реформы, либерализация рынков и демонополизация услуг;
  3. активная позиция государства в вопросе о формировании и поддержке институтов гражданского общества;
  4. воспитательные мероприятия, направленные на формирование в общественном сознании мнения о государстве как об организации, призванной обеспечить реализацию гражданами их основных прав и свобод.

    К специально-профилактическим мероприятиям следует  причислить:

  • установление максимальной прозрачности деятельности государственных служащих для общественности, населения средств массовой информации;
  • количественное уменьшение численности государственного аппарата; установление достойного содержания государственным служащим из бюджета;
  • повышенный контроль за доходами и расходами должностных лиц и членов их семей;
  • ограничение на основании Конституции прав и свобод должностных лиц в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (запрет работы по совместительству, запрет перехода после окончания службы в органы управления коммерческих структур, передача на период выполнения публичной службы своих акций, имущества, вкладов, ценностей в доверительное управление государству и т.д.);
  • принятие пакета антикоррупционных законов: «О борьбе с коррупцией», «О регулировании лоббистской деятельности», «О конфискации доходов, приобретенных в результате незаконных сделок», «О государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам»;
  • детальная регламентация служебной этики должностных лиц (за образец можно взять японский этический кодекс полицейского, построенный на основе национальных традиций, отраженных в кодексе чести самурая «Бусидо»);
  • повышение государственного и общественного контроля над избирательным процессом; последовательная реализация принципа сменяемости должностных лиц;
  • устранение недостатков правоприменительной деятельности при реализации норм уголовного законодательства;
  • современное научно-методическое обеспечение деятельности по выявлению, раскрытию, квалификации и предупреждению взяточничества;
  • популяризация в средствах массовой информации успешных антикоррупционных программ.

Информация о работе Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления