Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 05:41, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Целью дипломной работы заключается в изучении, анализе и оценки уголовно-правовых и криминологических аспектов взяточничества как проявления коррупционного преступления.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение понятия взятки и взяточничества;
рассмотрение понятия коррупционного преступления;
изучение соотношения взяточничества и коррупционного поведения;
изучение оснований для освобождения от уголовной ответственности при даче взятки;
изучение уголовно-правовой характеристики взяточничества;
рассмотрение отличий взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения;
изучение криминологической характеристики взяточничества;
изучение социологической характеристики взяточничества .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА, КАК КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ......................................................7
1.1 Понятие взятки и взяточничества...................................................................7
1.2 Понятие коррупционного преступления.. ...................................................17
1.3 Соотношение взяточничества и коррупционного поведения....................28
1.4 Освобождение от уголовной ответственности при даче взятки................37
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА... ........................................... .........................................43
2.1 Уголовно-правовая характеристика взяточничества.. ...............................43
2.2 Отличие взяточничества от коммерческого подкупа и незаконного вознаграждения. ........................................... ................................................52
2.3 Криминологическая характеристика взяточничества.. ..............................58
2.3 Социологическая характеристика взяточничества . ..................................64
Заключение .. ........................................... ........................................... ...............76
Список использованных источников.. ........................................... ...............82

Работа содержит 1 файл

дипломная 2012.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

    Значительное  внимание коррупции уделяется правоведами. Объяснением этому может служить то обстоятельство, что некоторые виды коррупционного поведения на протяжении всей истории государства и права считались противозаконными. Вследствие этого соответствующие отношения рассматриваются как отклоняющееся поведение от обязывающих правовых норм, допускаемый произвол в осуществлении возложенных законом полномочий либо неправомерное использование возможностей управлять государственными ресурсами.

    Не  без оснований юристы относили и продолжают относить это явление к области применения некоторых отраслей права, прежде всего, гражданского, административного и уголовного [72, с. 114]. Здесь нужно дать также определение взяточничества, как одной из основных  форм коррупции,

    Советский энциклопедический словарь характеризует взяточничество как: получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица [73, с. 259].

    Анализ  статистических данных о числе выявленных и осужденных за взяточничество лиц  показывает, что разрыв между тенденциями коррупционной деятельности и контролем за ними со стороны государства, особенно между фактическим и реально осуждаемым взяточничеством настолько велик, что не может не вызывать беспокойства [24].

    Причины сложившейся ситуации сложны и многообразны. Среди них:

  • недостаточно высокий уровень профессионализма многих работников правоохранительной сферы;
  • высокий уровень коррумпированности сотрудников правоохранительных органов;
  • непоследовательность в борьбе с коррупцией и взяточничеством, подверженность ее политической конъюнктуре;
  • разный подход правоохранительных и судебных органов к оценке действий чиновников разных рангов.

    Данные  о «ножницах» в регистрации взяточничества и осуждении виновных лиц еще более усугубляются, если принимать во внимание высочайший уровень латентности рассматриваемого преступления, который объясняется:

  • ростом «профессионализма» преступных организаций; несовершенством законодательства;
  • терпимостью населения ко взяточничеству;
  • тесными деловыми контактами лиц, владеющих крупными денежными суммами, добытыми преступным путем, и государственных служащих, занимающих руководящие посты с властными полномочиями, что приводит к множеству коррумпированных структур в стране;
  • отсутствием потерпевших от преступления; скрытым, конфиденциальным характером преступления;
  • способностью коррупции к мимикрии;
  • отсутствием политической воли и решительности в борьбе с коррупцией, низким профессиональным уровнем сотрудников правоохранительных органов.

    Исследователи считают, что распространенность взяточничества в различных сферах государственного управления и внутренняя, социально-правовая характеристика взяточничества, согласно которой взяточничество - это преступление, совершаемое в пределах городской местности, в одиночку, работающими, ранее не совершавшими преступление лицами;.

    Применительно к взяточникам не находит полного  подтверждения идея о семье как  о сдерживающем, антикриминогенном  факторе. По результатам проведенного анализа к моменту совершения преступления и вынесения приговора 81% взяточников состояли в браке [24].

    Весьма  интересны данные о месте жительства взяткодателей. Среди них вполне логично на первом месте находятся  постоянные жители конкретной местности (58,17%); но в то же самое время среди взяткодателей весьма высока доля лиц, относящихся к категории «другие жители данной местности», то есть незаконных мигрантов, лиц, временно пребывающих на территории местности, не имеющих регистрации [24].

    В общем числе осужденных в крае из категории «другие жители данной местности» за дачу взятки было осуждено всего 0,6%, но среди «других жителей данной местности», осужденных за должностные преступления, за дачу взятки было осуждено 73,27% [24]. Доля лиц, являющихся гражданами иных, кроме РК, государств СНГ среди осужденных за дачу взятки также высока; она в три раза выше, чем в числе осужденных за должностные преступления и в шесть раз выше, чем в общем числе осужденных. Среди всех осужденных в крае граждан других государств СНГ за дачу взятки был осужден 1%, но среди граждан СНГ, осужденных за должностные преступления, все 100% были осуждены за дачу взятки [24].

    Для нравственно-психологической характеристики взяточников общим является непризнание  принципов законности и справедливости, которое находится в непосредственной связи с отрицательным отношением этих лиц к общественным интересам, с гипертрофированным приоритетом личных нужд (чаще всего корыстных), со стремлением к незаконному обогащению, реализации своекорыстных целей любым противоправным путем - либо используя свое должностное положение (взяткополучатели), либо через должностных лиц (взяткодатели).

    Система факторов, порождающих взяточничество, сложна и многогранна.

    Оценивая  экономические факторы, способствующие взяточничеству, необходимо указать, что большинство из них сформировались в переходный период:

  • общая бедность и рост имущественной дифференциации;
  • экономический кризис, неустойчивость экономической ситуации;
  • разрешительный принцип, охватывающий практически все сферы экономической активности;
  • неплатежи.

    Кроме них детерминирующим воздействием обладают: чрезмерная регулятивная функция государства в экономике, далекое от совершенства регулирование отношений собственности, процессы приватизации, существующая система распределения бюджетных средств, предоставления эксклюзивных прав и привилегий, а также оплаты труда государственных служащих.

    Следующая группа факторов, детерминирующих  взяточничество, относится к разряду политических; среди них:

  • тяжелое наследие советской системы;
  • отсутствие политической культуры;
  • неразвитость партийной системы;
  • отчуждение общества от власти;
  • несформированность институтов гражданского общества;
  • неукорененность демократических политических традиций;
  • бюрократизация управленческого аппарата;
  • слабость судебной системы;
  • отсутствие политической воли борьбы со взяточничеством.

    С политическими тесно связаны  факторы правового порядка. Основные проблемы правового характера могут быть сведены к:

    1) качеству правового регулирования государственной службы;

    2) качеству правового регулирования различных видов деятельности, являющихся объектом управления со стороны государства;

    3) наличию нормативных актов, непосредственно  регламентирующих процесс противодействия  коррупции.

    Особенностью  причинного комплекса взяточничества является довлеющая в нем роль факторов идеологического порядка которые проявляются:

    1) в нравственном разложении чиновничьего аппарата;

    2) в растущей толерантности населения  к взяточничеству и коррупции.

    В работе дается подробный анализ каждой из указанных групп факторов. Предпринятый анализ причинного комплекса взяточничества позволяет предложить и определенную программу профилактических мероприятий, направленных на его предупреждение.

    В основе программы борьбы с коррупцией и взяточничеством должны лежать определенные принципиальные соображения, пронизывающие теорию и практику борьбы с этими негативными явлениями [24].

    Анализ  международных документов, национальных нормативных актов и научной литературы позволяет сформулировать следующие положения, могущие стать принципами:

  • переориентация стратегии государства (экономической, социальной, идеологической) с интересов элиты на интересы большинства граждан;
  • законность, предполагающая в первую очередь, законодательную основу борьбы с коррупцией и взяточничеством;
  • упреждающий характер мер воздействия на коррупцию и взяточничество;
  • адекватность применяемых мер борьбы с взяточничеством социально-экономическим, политическим реалиям, состоянию общественного сознания; непрерывность;
  • комплексность борьбы с взяточничеством, ее направленность на предупреждение взяточничества на всех уровнях и во всех ветвях власти;
  • координация деятельности правоохранительных структур и всех органов государственной власти;
  • специализация сотрудников правоохранительных органов и специализированная подготовка;
  • использование возможностей гражданского общества в предупреждении взяточничества [24].

    На  их основе целесообразно строить  и проводить ряд общесоциальных и специально-профилактических мероприятий.

    Полагаем, что в предупреждении взяточничества могут стать весьма полезными следующие мероприятия общесоциального характера:

    1) принципиальная ревизия государственных функций и повышение эффективности государственного управления общественными процессами;

    2) продолжение экономической реформы,  либерализация рынков и демонополизация  услуг; 

    3) активная позиция государства  в вопросе о формировании и  поддержке институтов гражданского общества;

    4) воспитательные мероприятия, направленные на формирование в общественном сознании мнения о государстве как об организации, призванной обеспечить реализацию гражданами их основных прав и свобод.

    К специально-профилактическим мероприятиям следует  причислить:

  • установление максимальной прозрачности деятельности государственных служащих для общественности, населения средств массовой информации;
  • количественное уменьшение численности государственного аппарата; установление достойного содержания государственным служащим из бюджета;
  • повышенный контроль за доходами и расходами должностных лиц и членов их семей;
  • ограничение на основании Конституции прав и свобод должностных лиц в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (запрет работы по совместительству, запрет перехода после окончания службы в органы управления коммерческих структур, передача на период выполнения публичной службы своих акций, имущества, вкладов, ценностей в доверительное управление государству и т.д.);
  • принятие пакета антикоррупционных законов: «О конфискации доходов, приобретенных в результате незаконных сделок», «О государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам»;
  • детальная регламентация служебной этики должностных лиц (за образец можно взять японский этический кодекс полицейского, построенный на основе национальных традиций, отраженных в кодексе чести самурая «Бусидо»);
  • повышение государственного и общественного контроля над избирательным процессом; последовательная реализация принципа сменяемости должностных лиц;
  • устранение недостатков правоприменительной деятельности при реализации норм уголовного законодательства;
  • современное научно-методическое обеспечение деятельности по выявлению, раскрытию, квалификации и предупреждению взяточничества;
  • популяризация в средствах массовой информации успешных антикоррупционных программ [24].
 
 

    2.4 Социологическая характеристика взяточничества  
 

    В социологии права существует трактовка  коррупции как разновидности  девиантного (отклоняющегося) поведения, стремления достичь личных целей за счет институтов публичной власти, нарушения ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов [74, с. 35].

    В такого рода аспекте коррупция как  явление юридическое теснейшим  образом коррелируется с ее пониманием в морально-этическом ключе. И хотя с точки зрения нормативизма подобное соотнесение может носить деструктивный характер, в практической жизни с ним необходимо считаться, вводя в антикоррупционную проблематику такие категории, как «честности», «прозрачности». Недаром в зарубежной теории и практике права коррупция нередко обозначается в качестве несовместимого со статусом государственного служащего корыстного деяния [75, с. 18].

Информация о работе Уголовно-правовые и криминологические аспекты взяточничества как коррупционного преступления