Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:06, дипломная работа
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере разбоя, как одного из наиболее опасных форм хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Цель работы – исследовать особенности уголовной ответственности за разбой на основе квалификационных критериев с точки зрения современного российского законодательства, научной литературы, судебной практики.
В процессе работы использовались – диалектический метод, метод анализа и синтеза; структурно-функциональный метод; сравнительно-правовой метод; метод обобщения полученных знаний, метод математической обработки.
В результате исследования выявлена необходимость устранения противоречий и пробелов в законодательстве в отношения разбоя.
Область применения – отношения в сфере собственности, жизни и здоровья граждан.
Эффективность – повышение качества знаний студентов по данной теме.
Введение 5
1 Понятие разбоя как вида преступления и его законодательное закрепление в истории уголовного права России 9
1.1 История развития уголовного законодательства о разбое 9
1.2 Понятие разбоя как преступного посягательства его место в структуре преступлений против собственности 19
1.3 Объект и объективная сторона разбоя 28
1.4 Субъект и субъективная сторона разбоя 45
2 Разбой, совершенный при отягчающих обстоятельствах 50
3 Уголовная ответственность за разбой в России и за рубежом 68
4 Отграничение разбоя от смежных составов преступлений 76
Заключение 83
Список использованных источников 90
А.Н. Иванцова, П. Коробов пошли еще дальше. Первая предлагает сформулировать диспозицию ч.1 ст.162 УК РФ так: "Разбой, то есть хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия"26) ; а второй - так: "Разбой, то есть хищение чужого имущества путем нападения, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия27). Исходя из изложенного, мы считаем, что диспозиция действующая сейчас «Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия» более удачна и полно охватывает и раскрывает сущность разбоя.
В качестве основных признаков разбоя можно выделить следующие:
1) нападение;
2) цель завладения имуществом;
3) применение физического насилия, опасного для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению;
4) угроза применения насилия.
В настоящее время разбой
относится к составным
Таким образом, дела о преступлениях против собственности занимают особое место среди уголовных дел, рассматриваемых судами. К числу наиболее опасных преступлений против собственности является разбой, суть которого конкретизируется в ч.1 ст.162 УК РФ как "нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия".
Сущность разбоя состоит в стремлении преступника завладеть чужим имуществом путем применения насилия к потерпевшему. Этим определяется одновременное посягательство данного преступления на два объекта: отношения собственности и личность потерпевшего. В качестве основных признаков разбоя выделяют нападение, цель завладения имуществом, применение физического насилия, опасного для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению и угроза применения насилия.
1.3 Объект и объективная сторона разбоя
Разбой, являясь многообъектным
преступлением, имеет основной и
дополнительный объекты. Основным объектом
разбоя, равно как и любых других
преступлений против собственности, являются
отношения собственности. Причем эти
отношения выступают в качестве
непосредственного объекта
Предметом данного вида преступлений является, во-первых, чужое имущество (юридический признак), то есть предметы материального мира. Как правило, это предметы роскоши, ценности, а также предметы, сами по себе выступающие свидетельством ценностей: деньги, акции, облигации, чеки и другие ценные бумаги. По принадлежности такое имущество должно быть для виновного чужим, то есть оно не должно принадлежать ему на праве собственности или законного владения.
Во-вторых, предмет хищения всегда материален (физический признак). Им не могут быть идеи, взгляды, информация, энергия и т.д.
В-третьих, предметом хищения могут быть лишь объекты, в которые вложен человеческий труд (социальный признак). Именно этим обстоятельством хищение отличается от экологических преступлений,где предметом выступают природные ресурсы.
В-четвертых, предмет хищения имеет определенную хозяйственную ценность (экономический признак).Предметом хищения может быть только вещь, имеющая определенную экономическую ценность. Обычное выражение ценности вещи - ее стоимость, денежная оценка. Поэтому деньги, валютные ценности, ценные бумаги (акции, государственные облигации, ваучеры, депозитные сертификаты и т.п.), являющиеся эквивалентом стоимости, также могут быть предметом хищения. И напротив, не могут быть предметом хищения вещи, практически утратившие хозяйственную ценность, или природные объекты, в которые не вложен труд человека ("дары природы").
Предметом разбоя могут быть и такие вещи, которые сами по себе могут не иметь потребительной стоимости, но представляют определенные права на получение материальных благ, например деньги, потерянные билеты, акции, багажные квитанции и другие ценные бумаги и документы.
Так, например, при похищении
квитанции на получение багажа совершенное
должно рассматриваться как
По своей объективной стороне разбой представляет собой специфическую форму хищения, не подпадающую под его общее определение. Если любая иная форма хищения характеризуется как противоправное и безвозмездное изъятие чужого имущества, то разбой определен в законе не как изъятие чужого имущества, а как нападение в целях хищения чужого имущества29).Особенность разбоя, по мнению С.М. Кочои, состоит в том, что его состав сконструирован в законе как формальный: факт изъятия имущества и причинение имущественного ущерба потерпевшему находятся за рамками объективной стороны этого преступления. Поэтому разбой признается оконченным преступлением с момента начала нападения. Такое своеобразие состава делает невозможнойстадию покушения на это преступление30). Следовательно, с объективной стороны разбой - это сложное преступление, состоящее из двух действий: нападения и применения насилия. Рассмотрим каждое из них.
"Длительное время легального
определения признака
Под нападением следует понимать открытое либо скрытое неожиданное агрессивно-насильственное воздействие на собственника, иного владельца имущества либо на другое лицо, например, охранника. Нападение может носить замаскированный характер (удар в спину, например), а также выражаться в явном или тайном воздействии на потерпевшего нервно-паралитическими, токсическими или одурманивающими средствами. Согласно толковому словарю В.И. Даля, "напасть - это броситься на кого-нибудь с враждебным намерением, начать действовать против кого-нибудь с враждебной целью"32).
Т.И. Нагаева дает следующее
определение понятию нападения:
"Нападение - это процесс
В.А. Владимиров утверждал, что нападение - это процесс, началом которого является момент создания реальной опасности применения насилия, а окончанием - момент завладения имуществом и отпадение, в силу достижения виновным преступной цели, угрозы непосредственного применения насилия34). Автор рассматривает нападение не как одноактное действие, а процесс воздействия, таящий в себе реальную опасность применения насилия в течении всего промежутка времени, пока длится нападение. Соответственно, по мнению автора, нападение, хотя неразрывно связано с насилием, но не тождественно ему.
Н. С. Гагарин понимал под нападением при разбое активные, внезапные, умышленные, противоправные действия, создающие опасность немедленного и непосредственного применения насилия над личностью потерпевшего, опасного для его жизни или здоровья, совершенные с целью завладения государственным имуществом либо личным имуществом граждан35).
Между тем существуют мнения других авторов, которые считают, что нападение как самостоятельный признак разбоя вне насилия существовать не может.
Так, Г.Л. Кригер в результате проведенного исследования, посвященного проблемам разбойного нападения, пришла к выводу, что понятие "нападение" и "насилие" идентичны, провести какие-либо различия между ними, с точки зрения их юридической значимости, практически невозможно36). Автор отмечает, что сущность нападения и насилия одна: способ завладения чужим имуществом - нападение и насилие неотделимы одно от другого. Одновременное указание в законе на нападение и на насилие скорее может быть объяснено неудачной редакцией, нежели стремлением законодателя подчеркнуть, что помимо насилия над личностью нападение характеризуется какими-то дополнительными признаками. Данной позиции придерживаются
Л.Д. Гаухман37), А.Н. Кардаева38) и др.
На наш взгляд, такая позиция представляется спорной. Необходимо отметить, что еще в советской уголовно-правовой литературе была высказана мысль о том, что сущность "нападения" и "насилия" неодинакова, нападение состоит не в применении насилия, а в создании реальной опасности насилия. Полагаем, что нападение при разбое, действительно, неразрывно связано с насилием, но не тождественно ему39). Именно поэтому закон определяет нападение как соединенное с насилием.
Нападение носит внезапный, неожиданный характер и представляет собой насильственное воздействие на потерпевшее лицо, оно может носить явный характер, а может быть и неочевидным для потерпевшего (нападение на спящего человека, нанесение удара в спину, выстрел из укрытия).
Обязательный объективный признак разбоя - применение или угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья. Для квалификации преступления как разбоя вполне достаточно, чтобы насилие создавало опасность хотя бы для здоровья потерпевшего. Насилие должно считаться опасным для жизни, если способ его применения создавал реальную опасность наступления смерти, хотя бы даже не повлек реального серьезного вреда здоровью (например, удушение, удержание головы потерпевшего подводой и т.п.). Под насилием, опасным для здоровья, имеются в виду такие действия, которые причинили потерпевшему средней тяжести или легкий вред здоровью, а также насилие, которое хотя и не причинило указанного вреда. Если насильственными действиями здоровью потерпевшего причинен тяжкий вред, то они уже не охватываются основным составом разбоя и требуют его квалификации как совершенного при особо отягчающих обстоятельствах. Признаком разбоя может служить и такое насилие, которое применяется не к собственнику или владельцу имущества, а к посторонним лицам, которые, по мнению виновного, могут воспрепятствовать незаконному завладению имуществом. Характер насилия служит объективным критерием разграничения насильственного грабежа и разбоя. Не опасное для жизни или здоровья насилие свидетельствует о грабеже, а если оно сопряжено с реальным расстройством здоровья, т.е. является опасным для здоровья потерпевшего либо ставит его жизнь или здоровье в реальную опасность, то деяние представляет собой разбойное нападение. В законодательном определении разбоя речь идет как о фактическом применении насилия, так и об угрозе его применения. Следовательно, разбой может характеризоваться не только физическим, но и психическим насилием. Однако при психическом насилии для квалификации деяния как разбоя необходимо установить, что виновный угрожал не любым насилием, а именно опасным для жизни и здоровья, О характере угрозы могут свидетельствовать высказывания виновного: "убью", "изувечу" и т.п.; его действия, например, попытка ударить острым предметом; демонстрация оружия или предметов, которыми может быть причинен вред здоровью. Важно, чтобы угроза создавала у потерпевшего убеждение в ее полной реальности, в способности и решимости нападающего немедленно ее реализовать, если он встретит какое-либо противодействие со стороны потерпевшего. Угроза также должна быть реальной, то есть содержать в себе действительную опасность. Только такая угроза по степени интенсивности воздействия на потерпевшего способна запугать и вынудить его к выполнению требований нападающего лица. Однако, при решении вопроса о реальности угрозы нельзя учитывать и того, как сам нападающий оценивает ее способность сломить волю потерпевшего к сопротивлению: при совершении нападения, соединенного с угрозой, он должен рассчитывать на нее как на вполне достаточную для достижения цели завладения имуществом потерпевшего. Практически не имеет значения, имел ли виновный действительные намерения и возможность привести угрозу в исполнение. Поэтому угроза даже фиктивным оружием (например, макетом пистолета) должна признаваться реальной, если потерпевший не подозревал о ее фиктивности, а сам нападающий рассчитывает, что подвергшийся нападению не сумеет или не сможет определить непригодность предмета, имитирующего оружия, для фактического насилия. Угроза должна быть наличной, создающей опасность немедленного применения насилия. Угроза применить насилие не немедленно, во время и на месте нападения, а в будущем образует признак не разбоя, а вымогательства. До сознания потерпевшего угроза немедленным применением насилия может быть доведена самыми разными способами: словесно, жестами, демонстрацией оружия; она может быть внушена ему и самой обстановкой совершенного нападения. Однако не зависимо от способа ее выражения угроза, должна быть такой, которая даст понять лицу, подвергшемуся нападению, что ему грозит немедленная и неминуемая расправа, если он не подчинится требованиям нападающего и попытается воспрепятствовать завладению имуществом. Будучи средством завладения чужим имуществом, как физическое насилие, так и угроза применения могут быть адресованы и близким собственнику лицам: его родственникам, членам семьи и др40). В последние годы все чаще виновные запугивают потерпевших необычными видами угроз, и нередко это достигает своей цели. Так, при разбойном нападении на потерпевшего И. виновные угрожали ему "снести голову", а также насильственной трансплантацией внутренних органов, и это возымело свое действие, так как потерпевший знал о наличии у разбойников знакомых в институте трансплантации органов41).
Группа братьев Ибалаевых вывезла потерпевшего в лес, где разбойники привязали его к дереву и инсценировали расстрел, а затем, обставив сцену предстоящего убийства соответствующим психологическим антуражем, имитировали отрезание головы потерпевшему, проводя при этом по горлу острым ножом. Угрозы отрезать уши, засунуть стамеску "в задний проход", "объявить охоту" на потерпевшего, сломать позвоночник, сбросить с высоты в карьер, связать и надолго оставить в багажнике автомобиля в гараже, несомненно, говорящие о жестокости виновных, - это лишь примерный перечень угроз, послуживших орудием принуждения. В настоящее время все чаще пускаются в ход пугающие, образные и завуалированные виды угрозы, преследующие две цели: сломить волю потерпевшего и уйти от уголовной ответственности в случае фиксации угрозы сотрудниками правоохранительных органов в ходе оперативной работы42).
Элементы разбоя могут составлять лишь такое физическое и психологическое насилие, когда по своему характеру физическое насилие было бы опасным для жизни или здоровья потерпевшего, а психологическое насилие выразилось в угрозе применить именно такое насилие.
Понятие физического насилия
в уголовно-правовой науке связывают
с общественно опасным
Применение одурманивающих
средств, по моему мнению, следует, безусловно,
считать насилием, так как здесь
присутствует химическое воздействие
на организм. С помощью этого воздействия
устраняется возможность
Введение в организм человека таких веществ помимо его воли, по существу не отличается от удара в спину или выстрела.
Спорными являются случаи,
когда беспомощное состояние
потерпевшего достигается путём
спаивания его спиртными