Соучастие в преступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Институт соучастия является одним из важных юридических проблем борьбы с организованной преступностью. Поэтому все вопросы, связанные с данным институтом актуальны в теории и практике уголовного права. Тема соучастия глубоко разработана в данной отрасли права, имеется ряд монографических работ и статей практиков и теоретиков на данную тему, таких как Р.Р. Галиакбаров, Бурчак Ф.Р., Владимиров В.А., Зелинский А.Ф., Ковалев М.И., Тельнов П.Ф. Заслуживают внимания также появившиеся в последнее время статьи работников правоохранительных органов, которые с практической стороны оценивают эффективность действия норм, касающихся института соучастия: Побегайло Э.Ф., Кладкова А. Особенностью данной темы являет то, что в ней существует ряд дискуссионных проблем, в частности, относительно объективной и субъективной природы признаков соучастия. Целью работы является рассмотрение данных проблем и понятия соучастия в целом. Следует отметить, что актуальность рассматриваемой темы связана с введением в действие с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса России.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.
Глава 1. Соучастие в преступлении.
1.1. Понятие и признаки соучастия в преступлении.
1.2. Формы соучастия.
1.3. Виды соучастников.
Глава 2. Основания и пределы ответственности соучастников преступления.
2.1. Ответственность соучастников.
2.2. Эксцесс исполнителя, добровольный отказ от преступления.
2.3. Пределы ответственности соучастников преступления.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая по уголовке.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Посредственное  причинение заключается в том, что посредственный исполнитель использует для совершения преступления не свои, а только физические усилия другого лица. Здесь налицо своеобразное: совершение преступления чужими руками, когда в качестве инструмента выполнения используется другой человек. Иные элементы состава преступления остаются неизменными, по этой причине не будет посредственного причинения в случаях, когда состав требует специального субъекта, а лицо этими признаками не обладает. Например, не может быть посредственным причинителем преступления против государственной службы субъект, не наделенный должностными полномочиями. Посредственное причинение встречается в случаях, когда: а) инструментом преступления выступает невменяемый или лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности; б) в отношении непосредственного причинителя использовано психическое или физическое насилие с целью заставить его действовать помимо воли и желания; в) у фактического исполнителя, действующего невиновно, усматривается ошибка в основных элементах, образующих объективную сторону состава преступления, если посредственный причинитель вызвал такую ошибку или намеренно воспользовался ею.[21]

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его  исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.[22]

Это наиболее опасный субъект соучастия. Он воздействует на сознание и волю других соучастников, направляет их. Организатором будет  лицо, которое либо объединило др. лиц для совершения преступления (подбирало соучастников, вовлекало их в преступную деятельность, обучало приёмам совершения посягательств), либо руководило ранее объединёнными соучастниками (распределяло между ними обязанности). Организатор может выполнять свою роль, оставаясь в стороне от процесса исполнения посягательства. Но это скорее исключение, чем правило.

Из вышеприведённого видно, что роль организатора сходна с ролью подстрекателя. Но организатор  в отличии от подстрекателя не ограничивается только склонением к преступлению других его участников. Планируя преступление, распределяя роли его участников и руководя их действиями, организатор создаёт уверенность в благополучном исходе преступления в целом. Фигура организатора стоит над процессом совершения преступления от начала и до конца, а его деятельность связана хотя бы с примитивным планированием процесса подготовки, совершения преступления и сокрытия его следов.

В организованном преступлении всегда должен быть организатор. Если его не установить, то его ответственность ляжет на плечи других соучастников.

Это были объективные признаки, а субъективные признаки роли организатора следующие: им может быть лицо, которое сознавало  свою организационную роль в совместном преступлении, знало характер совершаемых под его руководством посягательств, предвидело и желало наступления общих для всех соучастников преступных последствий. Умысел его всегда прямой. Так как он знает о характере тех действий, которые будут выполняться каждым соучастником, знает о составе преступной деятельности и поэтому имеет возможность направлять и корректировать деятельность всех соучастников для достижения заранее известного преступного результата.

Главным в деятельности организатора является то, что он объединяет усилия других соучастников, направляет их преступную деятельность, начиная от стадии подготовки до непосредственного выполнения преступления[23].

Закон предусматривает три вида общественно  опасного поведения: а) организацию  конкретного преступления; б) руководство  его совершением; в) создание организованной группы или преступного сообщества либо руководство ими.

Для признания  субъекта организатором достаточно установить, что лицо виновно в  совершении любого из перечисленных  действий.

Под организатором  преступления понимается лицо, основавшее преступное посягательство. От него исходит замысел на совершение посягательства, он намечает общие контуры его выполнения, подбирает и готовит соучастников, обеспечивает их планами, орудиями и средствами совершения преступления и т.п. Организатор создает устойчивую преступную группу или преступное сообщество, руководит ими.

Следует учитывать, что организаторские  действия могут носить многоуровневый характер. Данный тип опасного поведения  проявляется в ситуациях, когда  в ходе совершения преступления самые общие указания исходят от одного организатора, нередко заглавной фигуры в преступлении, а затем они, уже на более конкретном уровне, детализируются другими организаторами.

Под руководителем  преступления следует понимать лицо, которое возглавляет преступное посягательство в ходе его реализации. Руководство предполагает деятельность в ходе уже начавшегося (начатого) преступления.

Конкретно руководство может выразиться в  распределении обязанностей между  соучастниками, контроле за их выполнением, даче указаний в ходе посягательства и т.п. Руководитель преступления может вместе с исполнителем совершать преступление либо лишь содействовать наступлению преступного результата. Более того, руководить преступлением можно и не находясь в месте его совершения (по рации, телефону, через связников, по переписке и т.п.). Руководство может проявляться и в направлении деятельности организованной группы или преступного сообщества.

От всех других соучастников организатор отличается тем, что он объединяет, направляет, контролирует преступные действия других соучастников либо группы. Организатор, руководитель - главные фигуры в  преступлении.

С субъективной стороны действия организатора предполагают только прямой умысел, который включает: а) сознание, что он объединяет либо направляет усилия других соучастников или организованной группы либо сообщества на совершение преступления; б) сознание, какое конкретно преступление совершается соучастниками; в) предвидение общественно опасного преступного последствия(последствий); г) желание их наступления.

В случаях, когда организатор преступления одновременно осуществляет и исполнительские  действия, объем знаний о преступлении у него всегда должен быть большим, нежели у других исполнителей. Если же организация преступления предшествовала преступному посягательству, то объем его знания о деталях преступления может быть меньшим "о сравнению с исполнителем. Тем не менее, если оговоренный план посягательства в самых общих чертах охватывает детали посягательства, организатор несет за них ответственность в полном объеме, так же, как и непосредственный исполнитель. Например, если он направляет других соучастников на вооруженный разбой, то несет ответственность за него с учетом всех фактически наступивших последствий разбойного нападения, даже если не знал, кто конкретно пострадал от нападения, кто из исполнителей применил оружие и т.п. В соответствии с ч. 5 ст. 35 УК лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, несет ответственность за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса, а также за все совершенные такими объединениями преступления, если они охватывались его умыслом.

Личные  цели организатора преступления могут  не совпадать с целями прямого  исполнителя. Так, субъект, организующий кражу, может действовать не по корыстным  побуждениям, а преследуя цель мести. Тем не менее, организатор отвечает за все, что совершено другими соучастниками во исполнение задуманного и организованного им преступления.

Если  организатор непосредственно участвовал в совершении преступления совместно  с другими исполнителями, содеянное  им квалифицируется непосредственно  по статье, предусматривающей ответственность за совершенное преступление. В других случаях действия организатора или руководителя преступления следует квалифицировать не только по статье особенной части Уголовного кодекса, но и по ст. 33 УК.[24]

Подстрекателем  признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.[25]

Это самая  незаметная фигура среди соучастников – "закулисный соучастник"[26].

Вина  подстрекателя всегда в форме  умысла, то есть он сознает характер преступления, к совершению которого склоняет другое лицо, предвидит, желает или сознательно допускает наступление преступных последствий. Подстрекатель сознательно вовлекает другого человека в преступление известное подстрекателю. Не будет подстрекательством призыв к совершению действия, которое не может являться преступлением. Для подстрекательства характерен прямой умысел, но возможны ситуации, где подстрекательство с косвенным умыслом. Это возможно, когда подстрекатель склоняет исполнителя к совершению ряда действий, предвидя общественную опасность последствия, сознательно допускает возможность их наступления. Например, произвести выстрел в толпе[27].

Смирнова  Н.Н. так же считает, что подстрекательство  возможно и при наличии не конкретизированного  (неопределённого) умысла, когда виновный склоняет другое лицо к совершению действий, которые могут повлечь последствия, хотя и одного характера, но различной тяжести[28].

Реализуется подстрекательство в активных действиях, направленных на возбуждение у другого лица намерения и решимости совершить преступление. В судебной практике подстрекательство встречается сравнительно редко.

Объясняется это зачастую тем, что следственные органы нередко недооценивают общественную опасность данного вида участия  в совершении преступления.

Повышенную  опасность представляет подстрекательство, обращенное к несовершеннолетним с  целью возбудить у них решимость  совершить конкретное преступление. Нельзя считать подстрекательством воспитание другого лица в духе неприятия  господствующих в обществе правил поведения и формирование у него преступных наклонностей.[29]

Подстрекательство всегда реализуется в конкретных активных действиях, направленных на склонение  к совершению преступления. При этом под склонением понимается внушение другому лицу мысли о неизбежности, выгодности, полезности или желательности совершения определенного преступления. Способы склонения могут быть самыми различными. Подстрекатель может использовать уговоры, убеждение, подкуп, угрозы, принуждение, просьбы и т.п.

Не образует подстрекательства такое поведение лица, когда он в самой общей форме высказывает мысль о желательности совершения преступления, но она не обращена к конкретному лицу (подстрекаемому).

С субъективной стороны подстрекательство предполагает: а) предвидение субъектом всех фактических и юридических обстоятельств дела, которые характеризуют состав преступления; б) предвидение развития причинной связи между склонением и совершением преступления исполнителем; в) желание совершить преступление.

От других соучастников преступления действия подстрекателя отличаются по признакам объективного характера. От исполнителя подстрекатель отличается тем, что никогда непосредственно не выполняет действий, охватываемых признаками объективной стороны состава преступления. От организатора он отличается тем, что не предпринимает усилий для объединения людей на совершение преступления, не предопределяет форм и способов его совершения, не руководит выполнением посягательства и т.п. Его действия ограничены лишь склонением другого лица к совершению преступления.

Напротив, действия организатора, например, в  рамках устойчивого формирования могут  реализовываться даже в намеке о  желательности совершения преступления. Поэтому при заказном, например, убийстве, заказчик - член устойчивой сплоченной группы будет организатором, а вне рамок такой группы - подстрекателем преступления.[30]

Пособником  признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением  информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.[31]

Пособником  является субъект, который содействует  подготовке или совершению преступления, не принимая личного участия в  действиях, охватываемых объективными признаками состава преступления. В  этом главное отличие пособника  от соисполнителя. Исключение составляет факт совершения преступления со специальным субъектом. В таких преступлениях лицо, не обладающее признаками специального субъекта, фактически совершающее исполнительские действия, признается пособником, а не исполнителем преступления.

При характеристике пособничества принципиальное значение имеет время совершения пособником своих общественно опасных действий. Пособничество может совершаться до начала действий исполнителя, в момент совершения преступления исполнителем, но во всех случаях до юридического окончания преступления.

Информация о работе Соучастие в преступлении