Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:27, дипломная работа
Анализ уголовного законодательства о соучастии в России и других странах показывает, что новое российское уголовное законодательство является относительно полным и системно разработанным, чего нет в ряде западных стран, однако его нельзя рассматривать как завершенное. Практика его применения в 1997-2008 г.г. выявила некоторые пробелы, которые требуют законодательных изменений и дополнений.
Прежде всего, следует решить общие вопросы соучастия, ибо без их предварительного решения мы всякий раз, при попытке решения частных вопросов, будем «натыкаться» на эти общие вопросы. В этой связи требуется определить природу соучастия в преступлении и уточнить его признаки. Далее, соучастие должно быть понято как феномен социального взаимодействия, поскольку его интегративные свойства не присущи кому-либо из соучастников в отдельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОУЧАСТИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
1.2.История развития уголовного законодательства о соучастии
ГЛАВА II. ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Исполнитель
2.2. Организатор
2.3. Подстрекатель
2.4. Пособник
ГЛАВА III. ФОРМЫ СОУЧАСТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
3.1. Групповые преступления
3.2. Организованная группа
3.3. Преступное сообщество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, принятие данного Уголовного кодекса – это очередной значительный виток в развитие уголовного права в части определения видов соучастников. Мы видим, что уже среди соучастников в Общей части УК появился организатор. В Уголовном кодексе 1960 года дается уже более полное определение соучастия и видов соучастников.
В отличие от УК РСФСР Уголовный кодекс РФ 1996 года, введенный в действие с 01 января 1997 года, переняв основные положения своего предшественника, посвятил вопросам соучастия не отдельную статью, а целую главу (гл.7 УК РФ), где более подробным образом регламентированы вопросы соучастия в преступление, виды соучастников и их ответственность, совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), включена норма об эксцессе исполнителя. Групповое совершение преступления признано отягчающим наказание обстоятельством.
В отличие от УК РСФСР в УК РФ прямо сказано, что соучастие возможно только в умышленном преступлении. Исполнителем признается лицо, не только непосредственно совершившее преступление, но и тот, кто совершил преступление посредством использования невменяемых лиц, малолетних детей. В понятие организатора включено также лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Впервые в Общей части указаны методы, с помощью которых подстрекатель может склонить другое лицо к совершению преступления. Кроме того, к пособничеству, помимо того, что было предусмотрено в УК РСФСР, отнесено и заранее состоявшееся обещание приобрести или сбыть похищенные предметы.
Но, несмотря на внесенные изменения и более детальную характеристику видов соучастников в УК РФ, в правоприменительной практике, тем менее, имеют место ошибки. Примером может, служит уголовное дело по обвинению Якуничева, который, встретив на улице двух несовершеннолетних подростков предложил им совершить кражу цветного металла, пообещав приобрести данный металл у них за деньги. Органами предварительного следствия действия Якуничева квалифицированы как организатора кражи - по ч. 3 ст. 33, п.п. «а», «в» ч.2 ст.158 УК РФ. Суд первой инстанции с данной квалификацией согласился. Суд кассационной инстанции переквалифицировал действия Якуничева на ч. 5 ст. 33, ст. 158 ч. 2 п.п. «а», «б» УК РФ, указав, что Якуничев, заранее пообещав приобрести похищенное имущество, явился соучастником групповой кражи в виде пособника, а не организатора. Наказание оставлено без изменения.26
Рассматривая историю возникновения и развития института соучастия и ответственности за соучастие можно выделить несколько этапов в его становлении и развитии. На первом этапе законодатель выделил индивидуальные и групповые преступления и различил их по санкциям. На втором этапе законодатель попытался выявить роль и значение каждого соучастника в преступлении, поэтому были выявлены организаторы, исполнители и другие виды соучастников, а на третьем этапе происходит выделение объективных и субъективных признаков, наблюдается конкретизация ответственности соучастников, установление различных санкций соучастникам. Четвертый этап связан с правовым закреплением форм соучастия, появлением норм, стимулирующих позитивное поведение соучастников, а также определяет ориентацию закона на борьбу с проявлениями организованной преступности.
Как видно из характеристики и анализа предшествующих источников уголовного права, действующий Уголовный кодекс РФ содержит необходимые элементы правопреемственности, соединенный с новизной. Указанные необходимые элементы правопреемственности вытекают из законодательных актов дооктябрьского периода, когда шло формирование уголовного права, в общем, и ответственности за соучастие, в частности, а также уголовного права, которое возникло в ходе свершения Октябрьской революции. Уголовное право в области ответственности за соучастие в ходе всей истории формировалось, развивалось и совершенствовалось вплоть до принятия нового, действующего законодательства. Этот процесс был сложным, продолжительным, но необходимым. И он будет продолжаться в целях дальнейшей индивидуализации наказания, наиболее полного проведения в жизнь важнейшего принципа уголовного права - гуманизации, справедливости и соразмерности мер уголовного наказания содеянному.
Таким образом, говоря о понятии соучастия и его института, здесь можно сказать, что жизнь не стоит на месте, она вносит свои коррективы и в уголовное законодательство тоже, так как развивающееся общество требует этого. Теперь Уголовный Кодекс Российской Федерации содержит целую главу, которая раскрывает нам понятие соучастия, виды соучастников, их ответственность и т.д. Соответственно теперь появилось больше возможности правильно квалифицировать преступление и не упустить из виду всех к нему причастных, а главное сделать это на основании законности и справедливости. И хотя мнения ученых по поводу юридической природы соучастия расходятся, я больше склоняюсь на сторону акцессорной теории. Я думаю, что если ответственность человека напрямую зависит от действий другого, а быть полностью уверенным в действии других очень сложно, поскольку зачастую не всегда можешь ручаться даже за свои действия, то в такой ситуации возникает очень большой риск иного, худшего результата. Следовательно, возможно человек не захочет полностью отдавать свою судьбу в руки другого, возможно лишний раз подумает, прежде чем идти на преступление в соучастии.
ГЛАВА II. ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Исполнитель
Статья 33 значительным образом уточняет и улучшает определение исполнителя, которое существовало в предшествующем УК. Согласно части второй статьи 33 УК исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление. Слово «непосредственно» всегда означает собственноручное выполнение. Это означает, во-первых, в содеянном лицом должны быть признаки объективной стороны деяния, предусмотренные диспозицией статьи особенной части УК, во-вторых, виновном отношение лица к содеянному должно найти прямое отражение то обстоятельство, что оно совместно с другими участниками выступило в данном конкретном случае именно как исполнитель (соисполнитель) преступления1. Правильное деление обоих отмеченных обстоятельств зависит от специфики содержания тех признаков, с помощью которых в диспозициях статей Особенной части УК описываются деяния, а в роде случаев и их последствия. Так, например, деяние лица, выразившееся в организации незаконного вооруженного формирования, согласно части первой ст. 208 УК, квалифицируется как исполнительская деятельность без ссылки на часть третью ст. 33 УК, где дается определение преступного образа поведения организатора преступления. Аналогично тому, согласно ст. 150 УК, подстрекательские действия становятся исполнительскими действиями лица, совершенного вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность.
В отдельных случаях для исполнительского достаточно установления в содеянном лицом хотя бы части признаков деяния, описанного в диспозиции статьи Особенной части УК. Так, если на стороне соучастника изнасилования установлено содействие совершению этого преступления путем применения насилия к потерпевшей, то он должен быть признан исполнителем (соисполнителем) независимо от того, совершал он лично половой акт или нет.
Виновное отношение исполнителя к содеянному включает в себя осознание общественно опасного характера своего поведения и присоединяющегося к нему поведения другого соучастника, предвидение общего результата от сложения усилий (интеллектуальный элемент умысла) и согласованность волеизъявления с волеизъявлением другого соучастника (волевой элемент умысла).
В специальной учебной литературе исполнителем преступления, состав которого рассчитан на специального субъекта, вполне обоснованно признается только лицо, обладающее признаками специального субъекта преступления. Например: исполнителем должностного подлога (ст. 292 УК) может быть только должностное лицо. Ответственность других соучастников, не обладающих этими признаками, согласно ст. 34 УК, может иметь место только как подстрекателей, пособников или организаторов этих преступлений.
Соисполнитель – это исполнитель, участвующий в совершении преступления совместно с другими исполнителем или другими исполнителями, хотя бы с одним из них. Роль соисполнителей может различаться в зависимости от характера и сложности объективной стороны преступления вообще и конкретного преступления в частности. Она может выражаться в том, что, во-первых, каждый соисполнитель полностью выполняет объективную сторону преступления; во-вторых, один соисполнитель выполняет одну часть действий, описанных в диспозиции статьи Особенной части УК, а другой – другую (например, при изнасиловании один применяет насилие к потерпевшей, а другой совершает с ней половой акт); в-третьих, один осуществляет действия, обрисованные в диспозиции статьи Особенной части УК, а другой, не выполняя их во время, на месте и в процессе преступления прибегает к действиям, которые органически вплетаются в ход его совершения и без которых было бы невозможно или крайне осложнено совершение преступления вообще; в-четвертых, соисполнитель, действующий в составе организованной группы или преступного сообщества и имеющий с ними устойчивые связи, направленные на совершение преступления, в том числе, как отмечалось, состоящие в создании условий для совершения преступления, даже если они не выходят за рамки пособничества.27
Так, исполнителем убийства
является и тот, кто наносит смертельное
ранение, и тот, кто в процессе
убийства держит жертву. При хищении
чужого имущества организованной группой,
связанном с необходимостью внесения
в учетные документы
Исполнителем также является лицо, использовавшее в качестве орудия совершения преступления другого человека. Это так называемое посредственное исполнение. Их связь лишь внешне сходна с участием, но не образует его. Посредственное исполнение представляет собой умышленное использование для выполнения объективной стороны преступления другого лица, которое не может быть субъектом преступления или которое действовало по неосторожности. Их деяний рассматриваются как совершенные самим посредственным исполнителем, который несет за них уголовную ответственность. При этом она не исключается в отношении того, кто выполнял замысел посредственного исполнителя и действовал по неосторожности. Например, за посредственное исполнение умышленного убийства осужден Расулев, который, питая злобу к Сулейманову, подговорил Тимофеева выстрелить в того из ружья, уверяя, что ружье заряжено только порохом. Тимофеев выстрелил. Ружье оказалось заряжено картечью, и Сулейманов был убит. Тимофеев осужден за непосредственное причинение смерти другому человеку, так как, хотя и не предвидел, что ружье заряжено, и выстрелом может быть убит Сулейманова, но при необходимой внимательности и предусмотрительности и мог это предвидеть.
В процессе представленного в качестве орудия или средства совершения преступления могут быть использованы:
Например, посредственным исполнителем убийства признан Николаев Г.Д., который дал малолетнему Муромову И.С. ружье и приказал выстрелить в Евстигнеева С.В. Заряд картечи попал в Евстигнеева С.В., и он тут же скончался. Николаев Г.Д. осужден за убийство как исполнитель преступления. Определению судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР по этому делу предпослан следующий общий тезис: «Лицо, вовлекшее подростка в преступление, за которое последний по возрасту не может нести уголовной ответственности, должно рассматриваться как исполнитель этого преступления»29.
С ответственностью посредственного исполнителя сходны ситуации, когда в преступлениях со специальным субъектом объективную сторону выполняет лицо, которое действует по предложению, просьбе, указанию, приказу специального субъекта, но не обладает признаками такого субъекта. Подобные ситуации возможно называть фикцией исполнителя, например при внесении в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание, лицом, являющимся специальным субъектом этого преступления (ст. 292 УК РФ), осуществленном по понуждению специального субъекта этого преступления – должностного лица, государственного служащего или служащего органов местного самоуправления. В этих случаях специальный субъект является исполнителем а лицо, фактически выполнившее объективную сторону преступления, - пособником (при условии, разумеется, наличия всех иных объективных и субъективных признаков соучастия).
Согласно статистическим исследованиям по Российской федерации в целом за период 2006 – 2008 гг. по соучастию в преступлении в качестве исполнителя было совершено 11713 преступлений в 2006 году, 12837 в 2007 году и 13125 преступлений в 2008 году.30 Для более наглядного рассмотрения данной динамики представим данные в виде диаграммы (приложение 1).
2.2. Организатор
Организатор есть наиболее опасное явление среди видов соучастников преступления.
Организатором признается лицо, которое организовало совершение преступления, либо руководило его совершением, организатором признается так же лицо создавшее преступную группу (ОПГ), либо преступное сообщество (ОПС), либо руководившее ими.
При борьбе с организованной преступностью важное значение имеет выявление «авторитетов», лидеров ОПГ и ОПС, именно эти объекты являются наиболее опасными. Роль организаторов не ограничивается только исполнением, именно они – мозговой центр ОПГ и ОПС.
Организатор при создании организованной преступной группы или сообщества использует и средства подстрекателя, но он не только уговаривает, предлагает, он занимается планированием действий ОПГ и ОПС, координирует действия участников, непосредственно руководит этими действиями.31
Как правило, авторитет организатора в преступной группе непреклонен, сама организация строится по иерархическому принципу во главе данной иерархии стоит организатор, его приказы выполняются беспрекословно «бойцами» группы.
Организатор обычно не ограничивается совершением одного преступления, нет, его планы идут далее, а в результате мы имеем дело с организованной «специализированной» преступностью.
Не случайно в последние годы государство активизировало борьбу именно с организованно преступностью.
Организатора всегда отличает инициатива в подготовке преступления, активное участие в самом совершении преступления, хотя зачастую организатор и не принимает непосредственного участия в самом преступлении, но руководит осуществлением преступления.
Умысел организатора
может быть лишь прямым, умыслом
могут и не предусматриваться
все детали преступления, но при
планировании организатор детально
рассматривает все
Организатор при планировании преступления предусматривает и преследует свои цели, цели могут не совпадать с теми целями, которые преследует исполнитель.
Организатор внушает участникам преступления то, что на его взгляд позволит ему более гибко и эффективно управлять ими при совершении преступления, если, например организатор действует по соображением мести, то исполнители руководствуется, например соображениями корысти.