Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ правовой природы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками полиции.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- дать общую характеристику производству по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации
- определить понятие и основные признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- сопоставить исследуемую группу мер административно-процессуального обеспечения с мерами административного принуждения;
- осуществить научную классификацию исследуемых мер и раскрыть содержание их основных видов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………... стр. 3-7
Глава 1. Правовая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации……………………... стр. 8-16
1.2. Понятие, виды и классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………... стр. 17-22
1.3. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса…… …………….стр. 23-31
Глава 2. Деятельность сотрудников полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
2.1. Основания и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………………стр. 32-42
2.2. Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях …………………………………………………стр. 43-58
Заключение ……………………………………………….…………….стр. 59-61
Список использованной литературы ………………………………… стр. 62-67

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 124.92 Кб (Скачать)

Статья 27.10 КоАП РФ предусматривает изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу. Изъятие вещей и документов, осуществляется лицами, которые уполномочены производить досмотр, или осмотр. Вещи и документы изымаются в присутствии двух понятых. Содержание протокола аналогично протоколу досмотра вещей, находящихся при физическом лице. При изъятии водительского удостоверения, удостоверения судоводителя и др. выдается временное разрешение на право управления до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Изъятое огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, боевые припасы хранятся в порядке, определяемом МВД России44. Подвергающиеся быстрой порче вещи, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются45. Наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ46. Частью 12 ст. 27.10 КоАП РФ также установлено, что образцы этих средств хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

В части 1 ст. 27.11 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда изъятые вещи подлежат оценке. Во-первых, если за правонарушение предусмотрено назначение административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей. Во-вторых, если изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение. И, в-третьих, если изъятые из оборота РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению. Правила оценки изъятых вещей содержатся в ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ и Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»47.

Отстранению от управления транспортным средством подлежат лица, которые управляют транспортным средством соответствующего вида и  в отношении которых имеются  достаточные основания полагать, что они находится в состоянии  опьянения. Водители, которые не имеют  права управления транспортными  средствами или лишены этого права, не имеют при себе необходимых  документов, управляют транспортными  средствами, имеющими заведомо ложные неисправности определенного характера, так же подлежат отстранению.

Подлежат освидетельствованию  лица, которые управляют транспортным средством и предполагается, что  они находятся в состоянии  опьянения. О применении данной меры составляется протокол. Акт медицинского освидетельствования приобщается  к соответствующему протоколу.

Человек подлежит направлению  на медицинское освидетельствование  на состояние опьянения: если он отказывается от прохождения освидетельствования  или не согласен с результатами освидетельствования  либо, если при отрицательном результате освидетельствования есть основания  предположить, что человек находится  в состоянии опьянения. Медицинское  освидетельствование на состояние  опьянения и оформление его результатов  осуществляются в порядке, установленном  Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»48.

Задержание транспортного  средства, запрещение его эксплуатации применяется в случаях совершения нарушений, которые служат основанием для отстранения от управления транспортным средством, а также в случаях  уклонения водителя от прохождения  медицинского освидетельствования, нарушения  правил остановки или стоянки, грубых нарушений правил перевозки грузов. Транспортное средство задерживается  до устранения причины задержания, например до вытрезвления лица или  предоставления необходимых документов.

Основаниями запрещения эксплуатации транспортного средства являются следующие: неправильная эксплуатация тракторов, самоходных, дорожно-строительных и  иных машин, управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, если в машине повышен уровень  загрязняющих веществ, и уровень  шума, а также управление машиной  без страховки.

О применении задержания или  запрещения эксплуатации транспортного  средства делается запись в протоколе  об административном правонарушении или  составляется отдельный протокол.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся  орудиями или предметами совершения правонарушения, заключается в составлении  описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением  лицу, в отношении которого применена  данная мера обеспечения производства по делу, либо его законному представителю о запрете распоряжаться и пользоваться ими. Применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и их сохранность можно обеспечить без изъятия.

Арест товаров и других перечисленных выше объектов осуществляется должностными лицами, уполномоченными  производить административное задержание, в присутствии владельца вещей  и двух понятых, а в случаях, не терпящих отлагательства, может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте составляется протокол, в  котором, в частности, отражаются сведенья о лице, во владении которого находятся  соответствующие вещи. Отчуждение или  сокрытие вещей, на которые наложен  арест, влечет ответственность в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Принудительным доставлением лица к дознавателю, следователю  прокурору или в суд является привод49. В соответствии со статьей 27.15 КоАП РФ он применяется к следующим участникам производства: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю привлекаемого к ответственности несовершеннолетнего лица, свидетелю.

Согласно ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, и их отсутствие препятствует полному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, тогда судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. В целях реализации ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода50.

В ходе осуществления своих  надзорных полномочий компетентные должностные лица органов исполнительной власти могут применить такую  особую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как временный запрет деятельности. Эта мера заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом, но не более 5 суток, прекращении  деятельности структурных подразделений  юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления  отдельных видов деятельности, оказания услуг. Правовое регулирование временного запрета деятельности на уровне кодифицированного  федерального закона (КоАП РФ) является новеллой российского административно-деликтного законодательства51.

Временный запрет деятельности применяется, если за совершение правонарушения возможно назначение наказания в  виде административного приостановления  деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, иных негативных и если предотвращение указанных обстоятельств невозможно другими способами.

Особенностью протокола  о временном запрете является то, что в нем указываются объект деятельности, время фактического прекращения  деятельности, объяснения лица, осуществляющего  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

Из выше перечисленного следует, что все меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также основания их применения четко закреплены в главе 27 КоАП РФ. Данные меры в соответствии с действующим законодательством применяются в полном объеме сотрудниками полиции52.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 

Важнейшей проблемой применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, остается проблема законности. Очевидно, что применение большинства данных обеспечительных мер непосредственно затрагивает важнейшие конституционные права и свободы человека и гражданина, например право на свободу и личную неприкосновенность. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются первой точкой пересечения прав граждан и юридических лиц и административного усмотрения государственных органов, реализующих политику государства в области привлечения к административной ответственности, в процессе производства по делам об административных правонарушениях53.

При этом необходимо иметь  в виду, что согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью и государству вменяется в обязанность признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется ст. 45 Конституции РФ. Данные конституционные положения конкретизируются в ст. 1.6 КоАП РФ, которая посвящена обеспечению законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Однако, к сожалению, нередки  случаи, когда в ходе применения мер процессуального обеспечения  важнейшие права и свободы  человека и гражданина нарушаются государственными органами, в результате чего страдает базовый принцип законности в  государственном управлении. Такие  нарушения имеют значительные негативные последствия как для отдельного гражданина, в отношении которого применялись обеспечительные меры, так и для всего общества в целом, так как многочисленные нарушения прав и свобод приводят к утрате доверия общества к государству и его органам.

Как отмечает, например, И.Л. Трунов, «противоправное поведение сотрудников правоохранительных органов не редкость в России. Некоторые из тех, кому мы доверяем охрану общественной безопасности и борьбу с преступностью, предоставив большой объем прав, оказываются злостными преступниками»54.

В силу данных обстоятельств  возникает резонный вопрос о правовой ответственности государства при  применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает обязанность каждого государства-участника обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, в том числе, если это нарушение было совершено лицом, действовавшим в официальном качестве55.

«В законодательстве европейских и других государств, провозглашающих себя социальными и правовыми, конституционный принцип ответственности означает, что государство обязано возместить ущерб, если он причинен по вине органов публичной власти и их должностных лиц. Такая ответственность, которую иногда называют ответственностью публичной власти, является одним из основных элементов административного (правового) режима»56.

В статье 53 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Необходимо отметить, что, вопрос о правовой ответственности  государства при применении мер  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях  может возникать в двух основных случаях:

1. Когда действия уполномоченных  должностных лиц были явно  незаконными либо совершались  ими с превышением должностных  полномочий.

2. Когда действия уполномоченных  должностных лиц формально не  противоречили закону, однако впоследствии  при рассмотрении дела выясняется, что лицо не может быть привлечено  к юридической ответственности.

Информация о работе Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях