Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:48, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ правовой природы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками полиции.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- дать общую характеристику производству по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации
- определить понятие и основные признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- сопоставить исследуемую группу мер административно-процессуального обеспечения с мерами административного принуждения;
- осуществить научную классификацию исследуемых мер и раскрыть содержание их основных видов;
Введение…………………………………………………………………... стр. 3-7
Глава 1. Правовая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации……………………... стр. 8-16
1.2. Понятие, виды и классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………... стр. 17-22
1.3. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса…… …………….стр. 23-31
Глава 2. Деятельность сотрудников полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
2.1. Основания и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………………стр. 32-42
2.2. Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях …………………………………………………стр. 43-58
Заключение ……………………………………………….…………….стр. 59-61
Список использованной литературы ………………………………… стр. 62-67
Цели применения рассматриваемых мер закреплены непосредственно в Законе. К ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. При применении той или иной меры может реализовываться как вся совокупность целей, так и отдельные из них.
Помимо оснований и целей в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрен еще ряд дополнительных условий, которые также должны соблюдаться при производстве рассматриваемых мер. Так, их применение в целях пресечения административных правонарушений допустимо лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, а в целях составления протокола об административном правонарушении - только при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.
Таким образом, при решении
вопроса о возможности
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в зависимости от целей их применения, условно можно разделить на три основные группы.
Первая группа - это меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях пресекательного характера. К этим мерам относится доставление, административное задержание и привод. Они направлены на прекращение противоправного поведения лица, совершившего правонарушение, посредством принудительного ограничения свободы передвижения, пользования имуществом, явившимся предметом либо орудием совершения правонарушения.
Второй группой являются
меры обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях,
направленные на получение доказательств
и представляют собой урегулированные
административно-
И последней группой являются
меры, направленные на исполнение постановления
по делу об административном правонарушении.
Это действия компетентных органов
и должностных лиц, которые применяются
для обеспечения исполнения административного
наказания, назначаемого в дальнейшем
и обеспечение взыскания
Отмеченная
И все же главную роль
рассматриваемые меры играют в деле
борьбы с административными
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как самостоятельный вид мер административного воздействия имеют одну важную особенность. Выполняя обеспечительную функцию, каждая из них направлена, кроме того, на реализацию еще некоторых, в рамках этой общей, специальных функций. Например, выявление и пресечение совершаемых административных правонарушений (изъятие предметов мелкого хищения), обеспечение исполнения назначенных наказаний (изъятие водительских удостоверений при совершении нарушений Правил дорожного движения, за которые может быть назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством) и т.д21.
Итак, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые с целью пресечения правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. Список мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, определен гл. 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.3. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса
В процессе правоохранительной деятельности государство применяет разнообразные виды принуждения. Еще «античные философы обосновывали необходимость применения силы государством для достижения общего блага, мира, безопасности государства, торжества справедливости»22.
Принуждать, это значит насильно, против воли и желания человека, побуждать его к совершению действия (к бездействию), заставлять23. Принуждение может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще, но единственным легитимным субъектом правового принуждения может выступать только государство. Государственное принуждение «является первичным свойством права, оно воплощает в себе и стимулирующий, и ограничительный его потенциал»24.
Доктор юридических наук, профессор А. П. Солдатов утверждает, что по мнению большинства ученых, «государственное принуждение – это метод воздействия государства на субъектов права, заключающийся в причинении им каких-либо правоограничений путем применения нормативно закрепленных мер принуждения в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) либо в связи с государственной необходимостью»25.
При этом отмечает Д. Н. Бахрах, «важно отличать «легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие)»26. Видами нелегального принуждения являются: агрессия других государств, завоевания, преступность, бандократия, также источником насилия являются халатность, некомпетентность должностных лиц, злоупотребления властных структур. Соглашаясь с Бахрахом, А. В. Зарицкий определяет насилие, как «несправедливое принуждение»27, указывая: «принуждение, исходящее от власти на справедливых основаниях, не должно расцениваться как насилие»28. Таким образом, авторы рассматривают принуждение и насилие как родственные понятия, поскольку оба обозначают применение силы, но насилие отличается от принуждения своим неправовым и (или) несправедливым характером.
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. В теории административного права нет единого подхода к понятию административного принуждения. При этом одни авторы дают понятие административного принуждения, другие рассматривают административно-правовое принуждение.
По мнению Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.И. Старилова, правильнее было бы говорить об административно-правовом принуждении, т.к. «история СССР, России и других стран дает основания для выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием»29. Административное принуждение «состоит из двух частей: административного произвола и административно-правового принуждения»30.
Не менее важным является
то, что административно-правовое принуждение
урегулировано нормами
Следует отметить, что большинство
мер административно-правового
И, наконец, целью административно-
Некоторые авторы выделяют
и другие особенности, в частности,
А. П. Алехин говорит, что административное
принуждение всегда заключается
во внешнем государственно-
Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод о том, что административно-правовое принуждение как вид государственного принуждения заключается в применении в судебном либо внесудебном порядке уполномоченными должностными лицами государственных органов (иными уполномоченными законом лицами), закрепленных нормами административного права мер, в отношении граждан и организаций, с целью обеспечения реализации функции государственного управления.
Внешне административно-
Под мерами административно-правового
принуждения в науке принято
понимать те конкретные мероприятия, которые
применяются уполномоченными
Основным критерием
Меры административного принуждения в основном применяются в связи с административным правонарушением и зависят от стадий совершения правонарушения, в связи с которым они применяются.
На первом месте находятся
административно-