Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ правовой природы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками полиции.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- дать общую характеристику производству по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации
- определить понятие и основные признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- сопоставить исследуемую группу мер административно-процессуального обеспечения с мерами административного принуждения;
- осуществить научную классификацию исследуемых мер и раскрыть содержание их основных видов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………... стр. 3-7
Глава 1. Правовая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации……………………... стр. 8-16
1.2. Понятие, виды и классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………... стр. 17-22
1.3. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса…… …………….стр. 23-31
Глава 2. Деятельность сотрудников полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
2.1. Основания и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………………стр. 32-42
2.2. Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях …………………………………………………стр. 43-58
Заключение ……………………………………………….…………….стр. 59-61
Список использованной литературы ………………………………… стр. 62-67

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 124.92 Кб (Скачать)

Цели применения рассматриваемых мер закреплены непосредственно в Законе. К ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. При применении той или иной меры может реализовываться как вся совокупность целей, так и отдельные из них.

Помимо оснований и  целей в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрен еще  ряд дополнительных условий, которые также должны соблюдаться при производстве рассматриваемых мер. Так, их применение в целях пресечения административных правонарушений допустимо лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, а в целях составления протокола об административном правонарушении - только при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.

Таким образом, при решении  вопроса о возможности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  необходимо учитывать установленные  законом основания, цели и условия  применения данных мер. Только наличие  всех предусмотренных законом обстоятельств  позволяет решить этот вопрос положительно.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в зависимости от целей их применения, условно можно разделить на три  основные группы.

Первая группа - это меры обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях  пресекательного характера. К этим мерам относится доставление, административное задержание и привод. Они направлены на прекращение противоправного поведения лица, совершившего правонарушение, посредством принудительного ограничения свободы передвижения, пользования имуществом, явившимся предметом либо орудием совершения правонарушения.

Второй группой являются меры обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях, направленные на получение доказательств  и представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные юридически значимые действия компетентных органов, направленные на обнаружение, фиксацию и изъятие доказательств. Они включают в себя: досмотр, осмотр, изъятие.

И последней группой являются меры, направленные на исполнение постановления  по делу об административном правонарушении. Это действия компетентных органов  и должностных лиц, которые применяются  для обеспечения исполнения административного  наказания, назначаемого в дальнейшем и обеспечение взыскания причиненного ущерба и издержек по делу так, например временный запрет деятельности19.

Отмеченная многофункциональность  административно-обеспечительных мер  предопределяет универсальный характер этих мер, возможность широкого их использования  в правоохранительной деятельности. Досмотр и изъятие играют немаловажную роль в борьбе с преступлениями. В частности, в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием незарегистрированного огнестрельного оружия. Доля таких преступлений составляет 60-70% от общего числа преступлений с применением огнестрельного оружия. В процессе обеспечения правил приобретения, хранения и регистрации огнестрельного оружия осуществляется выявление и изъятие незарегистрированного оружия. Их доля составляет около 90% от общего количества изымаемого ежегодно20.

И все же главную роль рассматриваемые меры играют в деле борьбы с административными правонарушениями, в привлечении виновных к административной ответственности. С помощью этих мер обеспечивается составление  протоколов о правонарушениях, установление личности нарушителя, иных обстоятельств  дела, а также исполнение назначенных  наказаний. Так, с помощью доставления  и административного задержания обеспечивается установление личности нарушителя, его места жительства, работы и иные данные. Досмотр и  изъятие позволяют выявить правонарушение, определить его характер (который  может зависеть от размера похищенного). Изъятие документов, например, водительского  удостоверения в связи с совершением  нарушения Правил дорожного движения, за которые установлено наказание  в виде лишения права управления транспортным средством, позволяет  обеспечить исполнение данного наказания. Проведенное исследование показало, что именно эта важная функция  данных мер не воспринята пока практикой  должным образом. Многие практические работники отмечают, прежде всего, пресекательный или предупредительный характер этих мер и недостаточно активно используют их обеспечительные свойства, ценность которых значительно возрастает в связи с повышением роли административной практики и ее большим, постоянно растущим удельным весом в осуществлении охраны правопорядка.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  как самостоятельный вид мер  административного воздействия  имеют одну важную особенность. Выполняя обеспечительную функцию, каждая из них направлена, кроме того, на реализацию еще некоторых, в рамках этой общей, специальных функций. Например, выявление  и пресечение совершаемых административных правонарушений (изъятие предметов  мелкого хищения), обеспечение исполнения назначенных наказаний (изъятие  водительских удостоверений при  совершении нарушений Правил дорожного движения, за которые может быть назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством) и т.д21.

Итак, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые с целью пресечения правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. Список мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, определен гл. 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса

 

 

В процессе правоохранительной деятельности государство применяет  разнообразные виды принуждения. Еще  «античные философы обосновывали необходимость  применения силы государством для достижения общего блага, мира, безопасности государства, торжества справедливости»22.

Принуждать, это  значит насильно, против воли и желания  человека, побуждать его к совершению действия (к бездействию), заставлять23. Принуждение может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще, но единственным легитимным субъектом правового принуждения может выступать только государство. Государственное принуждение «является первичным свойством права, оно воплощает в себе и стимулирующий, и ограничительный его потенциал»24.

Доктор юридических  наук, профессор А. П. Солдатов утверждает, что по мнению большинства ученых, «государственное принуждение – это метод воздействия государства на субъектов права, заключающийся в причинении им каких-либо правоограничений путем применения нормативно закрепленных мер принуждения в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) либо в связи с государственной необходимостью»25.

При этом отмечает Д. Н. Бахрах, «важно отличать «легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие)»26. Видами нелегального принуждения являются: агрессия других государств, завоевания, преступность, бандократия, также источником насилия являются халатность, некомпетентность должностных лиц, злоупотребления властных структур. Соглашаясь с Бахрахом, А. В. Зарицкий определяет насилие, как «несправедливое принуждение»27, указывая: «принуждение, исходящее от власти на справедливых основаниях, не должно расцениваться как насилие»28. Таким образом, авторы рассматривают принуждение и насилие как родственные понятия, поскольку оба обозначают применение силы, но насилие отличается от принуждения своим неправовым и (или) несправедливым характером.

Административное  принуждение является разновидностью государственного принуждения. В теории административного права нет  единого подхода к понятию  административного принуждения. При  этом одни авторы дают понятие административного  принуждения, другие рассматривают  административно-правовое принуждение.

По мнению Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.И. Старилова, правильнее было бы говорить об административно-правовом принуждении, т.к. «история СССР, России и других стран дает основания для выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием»29. Административное принуждение «состоит из двух частей: административного произвола и административно-правового принуждения»30.

Не менее важным является то, что административно-правовое принуждение  урегулировано нормами административного  права, которые закрепляют перечень мер административно-правового принуждения, случаи и порядок их применения и перечень лиц, уполномоченных применять эти меры.

Следует отметить, что большинство  мер административно-правового принуждения, например, в отличие от мер уголовно-правового  характера, могут применяться во внесудебном порядке. В некоторых случаях административное принуждение может применяться даже без связи с правонарушением (чаще всего для предупреждения наступления каких-либо общественно-вредных последствий). В этом случае они применяются в связи с государственной необходимостью.

И, наконец, целью административно-правового  принуждения является обеспечение  государственного управления. Этой целью  оно отличается от гражданско-правового, применяемого в целях обеспечения  прав и интересов частного лица, группы лиц, от дисциплинарного, применяемого в интересах обеспечения служебной  дисциплины, и от уголовно-правового  принуждения, целю которого, является наказание лица виновного в совершении преступления.

Некоторые авторы выделяют и другие особенности, в частности, А. П. Алехин говорит, что административное принуждение всегда заключается  во внешнем государственно-правовом психическом, физическом или материальном воздействии31, но ведь любое принуждение заключается в этих воздействиях. Попов Л. Л. относит к особенностям то, что административно-правовое принуждение «сопряжено с причинением дополнительных лишений, правоограничений субъекту»32, эта особенность также является общей для всех видов государственного принуждения.

Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод о том, что административно-правовое принуждение как вид государственного принуждения заключается в применении в судебном либо внесудебном порядке уполномоченными должностными лицами государственных органов (иными уполномоченными законом лицами), закрепленных нормами административного права мер, в отношении граждан и организаций, с целью обеспечения реализации функции государственного управления.

Внешне административно-правовое принуждение выражается в закрепленных в административно правовом законодательстве мерах административно-правового  принуждения.

Под мерами административно-правового  принуждения в науке принято  понимать те конкретные мероприятия, которые  применяются уполномоченными должностными лицами органов государства в рамках осуществления функций государственного управления33.

Основным критерием классификации  на данный момент является подразделение мер административно-правового принуждения в зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка. Так Н.Ю. Хаманева, Ю.М. Козлов различают три вида мер административного принуждения: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; административно-наказательные меры34. В последние годы многие специалисты, А. П. Алехин, В. А. Мельников, А.П. Солдатов, Ю.И. в самостоятельную группу выделяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях35. Представляет определенный интерес позиция А.А. Таранова, который предлагает использовать для обозначения предусмотренных процессуальным административным законодательством мер понятие «меры административно-процессуального принуждения»36. Он допускает их разграничение на две группы: меры административно-процессуального принуждения, преследующие обеспечительные цели (получить доказательства и др.), и меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие цели пресечения правонарушения (привод, отстранение от управления и др.). Можно согласиться с Д. Н. Бахрахом в необходимости выделения группы восстановительных мер37.

Меры административного  принуждения в основном применяются  в связи с административным правонарушением и зависят от стадий совершения правонарушения, в связи с которым они применяются.

На первом месте находятся  административно-предупредительные  меры. Эти меры административного  принуждения (единственные) могут применяться  тогда, когда административное правонарушение еще не совершено, они применяются как раз с целью их предупреждения или выявления. Также, эта группа мер может применяться и в связи с государственной необходимостью. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, чрезвычайных событиях. Административно-предупредительные меры многообразны, но все они предусмотрены нормативно-правовыми актами, определяющими соответствующие полномочия органов и должностных лиц на их применение. Наиболее часто применяются: контрольные и надзорные проверки; проверка документов, удостоверяющих личность; профилактический досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, полицейский); введение карантина (эпидемиях и эпизоотиях); прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности (например, обрыв электропровода); административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; лицензирование отдельных видов деятельности.

Информация о работе Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях