Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:48, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ правовой природы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками полиции.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- дать общую характеристику производству по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации
- определить понятие и основные признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- сопоставить исследуемую группу мер административно-процессуального обеспечения с мерами административного принуждения;
- осуществить научную классификацию исследуемых мер и раскрыть содержание их основных видов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………... стр. 3-7
Глава 1. Правовая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации……………………... стр. 8-16
1.2. Понятие, виды и классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………... стр. 17-22
1.3. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса…… …………….стр. 23-31
Глава 2. Деятельность сотрудников полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
2.1. Основания и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………………стр. 32-42
2.2. Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях …………………………………………………стр. 43-58
Заключение ……………………………………………….…………….стр. 59-61
Список использованной литературы ………………………………… стр. 62-67

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 124.92 Кб (Скачать)

Второй группой мер  административного принуждения  являются меры административного пресечения. Административное пресечение по объему применяемых правовых средств, видам и субъектам правоприменения является самым масштабным видом государственного принуждения, оказывающим существенное влияние на состояние правопорядка в стране. Эти меры принуждения применяются на стадии, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения и с помощью этих мер оно пресекается (откуда можно сделать вывод о том, что применение мер принуждения после окончания правонарушения не может носить пресекательный характер, и эти меры будут относиться к другим группам мер административного принуждения).

Существуют меры специального и процессуального административного  пресечения. К мерам специального пресечения относятся меры, содержание которых охватывает применение мер  физического воздействия на правонарушителя: требование прекратить неправомерные  действия; применение физической силы; применение специальных средств; применение оружия. В связи с тем, что по своему характеру эти меры принуждения  являются довольно серьезными, государственно-властными  полномочиями по их применению наделен  узкий круг милитаризированных государственных  служащих. Достаточно отметить в подтверждение  сказанного, что «единственной мерой  государственного принуждения, охватывающей законное лишение жизни человека, сегодня в Российской Федерации  является именно мера специального пресечения – применение оружия»38.

К мерам процессуального  пресечения относятся меры административного  принуждения, применение которых непосредственно  физического воздействия на правонарушителя  не оказывают, но по своему характеру  направлены на пресечение правонарушения, непосредственно находящегося в  стадии совершения. К таким мерам  относятся: доставление; изъятие предметов; запрещение эксплуатации транспортных средств и т.д.

Доктор юридических наук В.А. Тюрин отмечает, что многочисленность нормативных актов, регулирующих применение мер административного пресечения, дублирование в них норм об одних  и тех же принудительных мерах  «размывают» институт защиты, не способствуют эффективному использованию его  потенциала в охране общественных отношений. Это дает основание инициировать разработку и принятие федерального закона «О мерах административного  пресечения»39.

После пресечения правонарушения нужно установить все обстоятельства правонарушения, необходимые для  привлечения виновного к ответственности. Для их установления используются меры обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях  закрепленные в Главе 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. К рассматриваемой группе мер  относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности.

Далее на лицо, виновное в  совершении правонарушения, налагается санкция за правонарушение. Эти санкции  называются - мерами административного  наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Пока их всего девять и их список может быть расширен только Кодексом РФ об административных правонарушениях, но не правоприменителем. Судья ФАС Т. А. Гуменюк полагает, что невозможность снижения судом установленных законодателем штрафных санкций, отсутствие в КоАП РФ института применения наказания ниже низшего предела, несоразмерно высокий размер административных наказаний за отдельные виды правонарушений, определяют выбор правоприменительными органами наиболее адекватной меры40. Так статья 2.9 КоАП РФ закрепляет, что при малозначительности совершенного административного правонарушения можно освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться «устным замечанием».

Иногда после привлечения  лица к административной ответственности, возникает необходимость восстановления нарушенного правонарушением чьего-либо права. Для этого применяются  административно-восстановительные  меры. К ним относятся: снос самовольно возведенных строений; административное выселение из самовольно занятого помещения; возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ); изъятие  у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени.

Таким образом, в теории административного  права при всем многообразии вариантов  преимущественно используется трех и четырехзвенная классификации  мер административного принуждения. Однако наиболее удачной, на наш взгляд следует признать пятизвенную классификацию  мер административного принуждения, предполагающую выделение следующих групп: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры административного наказания и административно-восстановительные меры. Тем самым, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, являются одним из видов мер административного принуждения и применяются в связи с совершением административного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Деятельность  сотрудников полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 

2.1. Основания и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  являются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел  об административных правонарушениях.

Перечень мер обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях четко ограничен  законом и приведен в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ. Важно отметить, что данные меры носят процессуальный характер, обладают явной спецификой, их легко вычленить в системе прочих административно-принудительных мер.

Меры процессуального  обеспечения в первую очередь  применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, а  также для составления протокола  при невозможности его составления  на месте выявления административного  правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении для  исполнения принятого по делу постановления.

Одной из важнейших мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях пресекательного характера, является доставление. Как определено ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, в случае если составление протокола является обязательным. В этой же статье перечислены должностные лица, осуществляющие доставление. В основном ими являются сотрудники полиции, но это могут сделать и граждане после правомерного пресечения правонарушения, т.к. в части 2 статьи 20.1 КоАП РФ, установлена ответственность за неповиновение и сопротивление любому лицу, пресекающему правонарушение. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Фактическим основанием для доставления лица в орган внутренних дел является признание совершенного им деяния общественно опасным. Видимые признаки общественной опасности «не всегда позволяют должностному лицу органов внутренних дел квалифицировать совершенное деяние как административное, уголовное или как деяние, не содержащее состава правонарушения»41.

Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), т.е. кратковременное  ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для  обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления  по нему (статья 27.3 КоАП РФ), а какие  именно случаи считаются «исключительными», в законе не разъясняется.

Законом установлено, что  сотрудник полиции может задержать человека в определенных случаях: если гражданин совершил мелкое хулиганство; участвовал в несанкционированном митинге; производил незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами; торговал с рук в неустановленных местах; торговал товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; оказывал сопротивление работнику милиции; распивал спиртные напитки или появлялся в общественных местах в виде, оскорбляющем человеческое достоинство.

Согласно статье 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать трех часов, а  в некоторых случаях могут  быть установлены иные сроки. Конституцией РФ ст. 22 предусмотрено, что до судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов, административное задержание на больший срок недопустимо ни при каких обстоятельствах. Частью 1 статьи 27.4 КоАП РФ предусмотрено, что об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место составления протокола, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в  кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы или учебы, а также защитник. О  задержании несовершеннолетнего уведомление  его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Условия содержания задержанных  лиц, нормы питания и порядок  их медицинского обслуживания определяются Правительством РФ42.

Задержанные лица подвергаются личному досмотру и досмотру вещей  находящихся при них, с целью  обнаружения орудий или предметов совершения правонарушения. В соответствии со статьей 27.7 КоАП РФ досмотр вещей (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Например, можно открыть сумку, но нельзя повредить подкладку. Указанные меры осуществляются теми же должностными лицами, которые уполномочены осуществлять доставление и административное задержание. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым. Обязательно присутствие двух понятых того же пола, а при наличии достаточных оснований предполагать, что при физическом лице находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия, досмотр может быть осуществлен без понятых.

Составляется протокол, который, содержит те же сведения что и при  административном задержании, а так  же сведения об обнаруженных вещах  и документах. В случае, если была использована фото- и киносъемка или  иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, в протоколе  производится запись об их применении, а полученные материалы прилагаются  к нему.

Также к мерам обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях относится досмотр  транспортного средства - это его  обследование, проводимое без нарушения  его конструктивной целостности, так, к примеру, можно открыть багажник, но нельзя демонтировать какие-либо панели или агрегаты автомобиля. Согласно ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр производится теми же должностными лицами, которые уполномочены осуществлять доставление и административное задержание обязательным является присутствие лица, во владении которого находится транспортное средство, и двух понятых. Но в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие владельца. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Содержание протокола в основном не отличается от протокола о досмотре вещей и дополнительно включает сведенья о транспортном средстве: о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства.

В статье 27.8 КоАП РФ урегулирован осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю  помещений территорий и находящихся  там вещей и документов. Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Для осмотра сложного технологического оборудования бывает недостаточно собственных специальных знаний лица, осуществляющего осмотр. В этой связи при их использовании необходимым является привлечение специалиста для производства осмотра, что допустимо, исходя из положений ст. 25.8 КоАП РФ. Согласно данной статье специалист привлекается для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств43.

 О проведенном осмотре  составляется протокол, содержание  которого, аналогично содержанию  протокола досмотра вещей, находящемся  при физическом лице. Особенностью  является то, что в соответствии  с частью 6 статьи 27.8 КоАП РФ он подписывается законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя.

Информация о работе Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях