Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:48, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ правовой природы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками полиции.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- дать общую характеристику производству по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации
- определить понятие и основные признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- сопоставить исследуемую группу мер административно-процессуального обеспечения с мерами административного принуждения;
- осуществить научную классификацию исследуемых мер и раскрыть содержание их основных видов;
Введение…………………………………………………………………... стр. 3-7
Глава 1. Правовая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации……………………... стр. 8-16
1.2. Понятие, виды и классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………... стр. 17-22
1.3. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса…… …………….стр. 23-31
Глава 2. Деятельность сотрудников полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
2.1. Основания и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………………стр. 32-42
2.2. Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях …………………………………………………стр. 43-58
Заключение ……………………………………………….…………….стр. 59-61
Список использованной литературы ………………………………… стр. 62-67
Другой задачей является
разрешение его в точном соответствии
с законом. Здесь следует особо
подчеркнуть, что в соответствии
с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ порядок производства
по делам об административных правонарушениях
устанавливается федеральным
Еще одной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен пятый раздел КоАП РФ «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях»8.
Производство по делам
об административных правонарушениях
имеет и профилактическое значение.
Поэтому оно ставит задачу выявить
причины и условия, способствовавшие
совершению административных правонарушений.
Реализация этой задачи выражается в
возможности вносить в
Задачи производства по делам об административных правонарушениях – защита личности, охрана ее прав и свобод, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от противоправных посягательств – определяют значение и содержание производства по делам об административных правонарушениях.
Статья 24.2 КоАП РФ определяет, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, или языке республики в составе Российской Федерации9. В то же время КоАП РФ предусматривает гарантии для лиц, участвующих в производстве по делу и не владеющих языком, на котором оно ведется. Эти гарантии обеспечиваются возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика10.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Открытое рассмотрение дел означает, что оно осуществляется публично. Граждане, проявившие интерес к делу, имеют право свободно находиться при его рассмотрении, а также освещать ход и результаты дела в средствах массовой информации.
К охраняемой законом тайне относятся сведения конфиденциального характера:
- о фактах, событиях и
обстоятельствах частной жизни
гражданина, позволяющие идентифицировать
его личность, за исключением
сведений, подлежащих распространению
в СМИ (средствах массовой
- составляющие тайну следствия и судопроизводства;
- доступ, к которым ограничен
органами государственной
- связанные с профессиональной
деятельностью, доступ, к которым
ограничен в соответствии с
Конституцией РФ и
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело12. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
Все ходатайства в обязательном порядке приобщаются к делу об административном правонарушении. Право заявлять ходатайство имеют: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законный представитель, защитник, представитель, эксперт, прокурор. Заявленное ходатайство подлежит немедленному рассмотрению. В случае если судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие ходатайство, не обнаружат оснований для его удовлетворения, они должны сообщить о своем решении в виде определения тому лицу, от которого поступило ходатайство, с указанием мотивов отказа. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает заявителя права подать такое же в дальнейшем, либо обжаловать отказ.
Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств13. В их числе:
1) отсутствие события
административного
2) отсутствие состава
административного
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии,
если такой акт устраняет
5) отмена закона, установившего
административную
6) истечение сроков давности
привлечения к
7) наличие по одному
и тому же факту совершения
противоправных действий (бездействия)
лицом, в отношении которого
ведется производство по делу
об административном
8) смерть физического
лица, в отношении которого ведется
производство по делу об
Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.
Отсутствие состава
Крайняя необходимость как
основание прекращения
Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон смягчающий или отменяющий административную ответственность имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства как: издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания и отмены закона, установившего административную ответственность14.
Надзор за точным и единообразным
исполнением законов при
- выплачиваемых свидетелям,
потерпевшим, их законным
- израсходованных на хранение,
перевозку (пересылку) и
Традиционно выделяют четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:
- возбуждение дела об
административном
- рассмотрение дела об
административном
- пересмотр постановлений
и решений по делам об
- исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Содержание одноименных стадий и даже их последовательность зависят от вида производства по делам об административных правонарушениях. Так, выделяют общее (обычный порядок) и упрощенное (ускоренное) производства.
При упрощенном производстве прокол об административном правонарушении не составляется, наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино17.
Итак, производство по делам об административных правонарушениях, осуществляется на основании положений, присущих административному производству в целом и регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Регулируя порядок производства, КоАП РФ определяет его задачи. К их числу относится: всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение дела в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Мерами обеспечения
Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр
вещей, досмотр транспортного
средства, находящихся при физическом
лице; осмотр принадлежащих
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления
транспортным средством
5.1) освидетельствование
на состояние алкогольного
6) медицинское
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности.
Следует заметить, что законодатель постоянно расширяет перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и усовершенствует порядок их применения. Такие из перечисленных мер, как доставление; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; запрещение эксплуатации транспортного средства; привод, были впервые установлены этим Кодексом. Затем Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации был введен «временный запрет деятельности», ранее не применявшийся, как мера обеспечения административного производства.
Согласно положениям общей
теории права основания применения
мер государственного принуждения
заключают в себе фактическую
и юридическую стороны. Фактическим
основанием применения той или иной
меры является реальное наступление
предусмотренных
В соответствии с этим основаниями
применения административно-