Правовое регулирование смертной казни на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ государственных решений, теоретические концепции и общественного мнения по вопросам смертной казни в России; разработка теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся назначения и исполнения наказания в виде исключительной меры, направленных на совершенствование уголовного законодательств, и практики применения международных норм в сложившейся социально-политической обстановке в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ 11
1.1. Смертная казнь как институт государственной защиты царской России 11
1.2. Исключительная мера наказания в истории Советского государства 18
1.3. Правовое регулирование смертной казни на современном этапе 23
ГЛАВА 2. ДИСКУССИОННЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ 34
2.1. Проблема сохранения смертной казни в действующем УК РФ 34
2.2. Круг преступлений, за которые целесообразно применение высшей меры социальной защиты (смертной казни) 40
2.3. Анализ общественного мнения населения России по вопросам применения смертной казни 50
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ 56
3.1. Зарубежный опыт исполнения смертной казни, возможность его восприятия в отечественном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве 56
3.2. Российские правовые акты об исполнении смертной казни и пути 78
их совершенствования 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
ГЛОССАРИЙ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

дип ск.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Вопрос применения смертной казни  в России волнует большинство наших сограждан (73%). Важным его считают, в первую очередь, столичные жители (82%) и малообеспеченные россияне (76%). Впрочем, каждый пятый респондент не придает значения этой проблеме (20%). Индифферентны к этой теме, в основном, жители малых городов (24%) и обеспеченные россияне (26%) (Таблица 1).

 

Таблица 1

 

Насколько лично для опрощенных важно, будет ли в России применяться смертная казнь или нет? (закрытый вопрос, один ответ)

 

 

Всего опрошенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100-500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Безусловно, важно

28

31

24

29

22

32

Скорее важно

45

51

53

43

46

39

Скорее неважно

16

9

13

17

20

16

Безусловно, неважно

4

1

5

5

4

4

затрудняюсь ответить

8

8

5

7

8

9


 

Относительное большинство  опрошенных выступают за разрешение и применение смертной казни (44%) (Таблица 2).

 

Таблица 2

 

Как было бы лучше решить вопрос применения смертной казни в России? (закрытый вопрос, один ответ)

 

 

Все опрошенные

Партии, за которые россияне проголосовали на выборах в Госдуму России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье

 

Единая Россия

КПРФ

ЛДПР

Справедливая Россия

другие

Не был участником выборов

Смертную казнь необходимо полностью отменить на законодательном уровне

18

20

12

13

12

35

16

Следует сохранить нынешнее положение, при котором в России наложен мораторий на смертную казнь

29

29

18

30

29

23

28

Смертную казнь необходимо разрешить и применять          

44

41

62

56

52

42

45

затрудняюсь ответить

10

10

8

1

8

0

11


 

Такая позиция характерна, главным образом, для сторонников  КПРФ (62%) и пожилых россиян (52%).  Второй по популярности вариант решения этой проблемы - сохранение нынешнего положения, т.е. наложение моратория на смертную казнь (29%). Этот способ поддерживают 18-24-летние сограждане (33%),  сторонники партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» (по 29%), ЛДПР(30%) и абсентеисты (28%). В меньшинстве - россияне, выступающие за полную отмену смертной казни на законодательном уровне - таких 18%.  Доля таких респондентов наиболее высока среди сторонников партий «Яблоко», «Правое Дело» и «Патриоты России» (35%) и молодежи моложе 24 лет (26%). В то время, как малообеспеченные россияне склонны выступать за применение смертной казни (52%), россияне с высокой самооценкой материального положения чаще поддерживают продление моратория на нее или полную отмену этой меры наказания (35 и 22% соответственно).

Проблема смертной казни  оценивается россиянам достаточно противоречиво (Приложение 1). Так, большинство опрошенных считают, что существуют злостные преступники, для которых возможно применение такой меры наказания (69%), а также допускают существование таких преступлений, после совершения которых человек лишается морального права на жизнь (64%). В то же время, наши сограждане склонны признавать вероятность судебной ошибки, влекущей за собой наказание невиновного человека (59%). Кроме того, респонденты полагают, что никто не в праве лишать человека жизни (51%) и что пожизненное заключение является более суровым наказанием, нежели смертная казнь (49%). Спорную оценку получил тезис о том, что содержание в исправительных учреждениях  большого количества преступников  дорого обходится государству и поэтому смертную казнь можно применять к некоторым из них - 41% согласны с этим утверждением, 43% опровергают его. 

Таким образом, приведенные  данные свидетельствуют о том, что  общество в целом поддерживает необходимость  сохранения смертной казни.

Подведем итог второй главы.

Институт смертной казни  вызывает интерес не только как юридический  факт, но и как ценностное явление. Ценностное с точки зрения ценности самой человеческой жизни. Отмена моратория  не повысит безопасность людей на наших улицах, не защитит наше общество от все увеличивающегося криминала, не оздоровит правоохранительную систему и практику правосудия. Говоря о проблеме наличия или же отсутствия данного вида наказания в уголовном праве России, проблеме возвращения смертной казни или же ее поэтапной отмене, мы пришли к следующему выводу: это тот выбор, который должен внутренне сделать каждый из нас, независимо от решения власти. Возможно, потому, что это выбор, прежде всего, моральный.

За свою длительную историю  проблематика смертной казни была разработана в четырех идеологиях. Идеология первая. Многие противники смертной казни (аболиционисты) уверяют общество, что этот институт с точки зрения общей превенции не имеет криминологической значимости: ни применение смертной казни, ни ее отмена никак не влияет на криминогенную ситуацию в стране. Идеология вторая. Некоторые противники смертной казни в нашей стране, отрицая ее превентивный эффект, уверяют, что она, напротив, генерирует эффект так называемой брутализации, увеличивая число убийств и иных особо тяжких преступлений. По их мнению, лучшее тому доказательство - данные статистики, свидетельствующие, что в Европе, в которой исключительная мера наказания отменена, убийств совершается меньше, чем в США, где смертные приговоры продолжают выноситься, а казни с определенной периодичностью приводятся в исполнение. Идеология третья. Многие противники высшей меры наказания считают, что главным профилактическим фактором в борьбе с преступностью является не жесткость (тем более жестокость) наказания, а его неотвратимость. Идеология четвертая. Противники высшей меры наказания часто ссылаются на возможность судебной ошибки в уголовных делах о преступлениях, за которые подсудимым может быть назначена смертная казнь. Последняя, по утверждению аболиционистов, есть наказание необратимое, а потому и допущенная судебная ошибка в таких делах непоправима.

Считаем, что вопрос о  временном характере смертной казни  как уголовного наказания предрешен  Конституцией России. Однако вряд ли сегодня  можно говорить о том, что в  нашей стране уже сложились все необходимые условия для того, чтобы институт высшей меры наказания навсегда остался в прошлом. В связи с вышесказанным считаем целесообразным в качестве меры наказания смертную казнь предусмотреть за совершение убийств, квалифицирующихся по ч. 2 ст. 105 УК РФ, за совершение террористических актов, бандитизма, повлекших гибель людей, геноцид.

Кроме того, изучение общественного  мнения показало, что население государства  поддерживает необходимость сохранения смертной казни.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы исполнения смертной казни

3.1. Зарубежный  опыт исполнения смертной казни,  возможность его восприятия в  отечественном уголовном и уголовно-исполнительном  законодательстве

 

Региональный анализ мировой практики применения смертной казни свидетельствует об определенных особенностях, а главное, о принципиально различных тенденциях, которые в конце XX и начале XXI века сложились в указанных регионах и государствах.

Если говорить, например, о Центральной Азии, то следует  признать, что к 2007 – 2008 гг. страны этого региона в конечном итоге практически отменили смертную казнь (по крайней мере в мирное время).

Принципиально иная, хотя и существенно различная ситуация складывается в странах Юго-Восточной  Азии, которая была и по-прежнему остается регионом, лидирующим и по числу смертных приговоров, и по числу казней. По масштабам и интенсивности применения высшей меры наказания страны этого региона следует разделить на три группы.

В первую из них входят Китай, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, которые при всех различиях политической и экономической ситуации, уголовной политики, законодательства и судебной практики все же отличаются наиболее широким и интенсивным применением этой меры наказания.

Вторую группу стран  в этом регионе образуют Индия, Япония, Южная Корея и Филиппины, где смертная казнь по крайней мере в последние 15 лет традиционно применялась лишь в единичных случаях и в основном носила символический характер. При этом если в Южной Корее ее существование, судя по всему, подошло к концу, то на Филиппинах эта мера наказания уже полностью отменена.

Наконец, к третьей  группе следует отнести стоящий  во многих отношениях особняком Пакистан. Это и географическое положение  страны, и весьма широкая сфера  применения смертной казни в законодательстве и в судебной практике, и высокая интенсивность применения этой меры, но, главное, особое место и роль, которые в этой единственной в регионе мусульманской стране принадлежат исламскому праву и традициям шариата74.

Последнее обстоятельство принципиально сближает Пакистан с Ираном и Саудовской Аравией, которые издавна отличаются наличием параллельных систем юстиции и максимально широким применением смертной казни. В этих трех странах, формально представляющих различные регионы, процессы исламизации общественной жизни, законодательства и отправления правосудия, по сути дела, носят тотальный характер. Широкое применение смертной казни – одно из следствий и неотъемлемая часть этих процессов, инструмент сохранения политической власти и идеологической экспансии, запугивания «неверных» и насаждения страха в обществе.

Ислам отвергает иные (немусульманские) формы организации  общественной жизни, отвергает их с  реакционных позиций, защищает архаичные, чаще всего варварские порядки. Усилия фундаменталистов – воинствующих идеологов ислама, направлены на то, чтобы расширить применение норм шариата, ввести его в те сферы жизни, откуда он был исключен. В конечном итоге исламизация всего уклада жизни в этих странах является одним из главных средств решения острых политических и социальных проблем, служит целям подавления демократических свобод75.

Легализация шариатской системы законодательства и юстиции  – это варваризация общественной жизни, это движение в прошлое, которому ненавистны ценности демократического развития, правящие сегодня в цивилизованном мире. По сути дела речь  идет о войне против ценностей, чуждых исламу. В этой системе есть два принципиальных положения, с которыми ислам не может мириться. Во-первых, это разделение религии и государства, которое в других странах позволило восторжествовать демократии. А ислам, как уже отмечалось, хочет править всем – государством, религией, семьей. Вторая важнейшая ценность – права человека, которые включают равенство мужчин и женщин, что для ислама вообще недопустимо. Именно поэтому в исламских странах наиболее жестоко преследуют женщин и правозащитников, а богохульство и нарушения морали нередко караются куда более жестоко, чем убийство. Поэтому борьба за отмену смертной казни в конечном итоге – одно из средств противостояния возрождению варварских обычаев и традиций.

Куда более пестрая  и неоднородная картина складывается на сегодня в странах Африки. Смертная казнь почти в половине стран  этого региона либо полностью  отменена, либо фактически не применяется. Другую, во многом типичную ситуацию представляют рассмотренные здесь страны восточной Африки – Нигерия, Сомали и Судан. При довольно внушительной разнице в уровне экономического и демократического развития между Нигерией, с одной стороны, и Сомали и Судана – с другой, эти страны объединяют непрекращающиеся межобщинные и религиозные конфликты, преимущественно мусульманское население, следующее обычаям и установкам ислама, повсеместная нищета и неграмотность, крайне слабая или практически отсутствующая в условиях гражданской войны судебная система, где доступ к правосудию крайне ограничен, дискриминация в административной и правовой сфере, которая особенно тяжело сказывается на положении женщин. Общим фактором является также стремление местных властей ко все большей исламизации повседневной жизни при помощи повсеместной легализации и встраивания в судебную систему шариатских судов, наиболее широко применяющих смертную казнь и другие жестокие наказания76.

При всех различиях, присущих большинству стран Юго-Восточной  Азии, Африки и Ближнего Востока, именно здесь сконцентрированы основные очаги активного сопротивления мировому движению за отмену смертной казни.

 

Обратимся к практике применения смертной казни в США. Проблема смертной казни – ее законодательное  регулирование, применение в судебной практике и исполнение, эффективность и перспективы использования этой меры наказания, ее этические, философские, политические и другие аспекты – занимает видное место в огромном потоке повседневной информации, в многочисленных трудах ученых-правоведов, в статьях, комментариях и заявлениях видных деятелей политики и уголовной юстиции США.

Информация о работе Правовое регулирование смертной казни на современном этапе