Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

Отсутствие федерального законодательства, регулирующего экстрадиционную деятельность, создало предпосылки для завышения значимости международных договоров Российской Федерации, в то время как их применение невозможно без российских уголовно-процессуальных норм, предназначенных по условиям этих же договоров для исполнения поручений иной страны по уголовным делам.

Работа содержит 1 файл

экстрадиция.docx

— 104.30 Кб (Скачать)

 При  этом решения Президента РФ  по этому вопросу на момент  отказа в выдаче не имелось.  Представляется, что решение о  выдаче должно быть увязано  с фактическим предоставлением  политического убежища. Юридическим  актом в данном случае является  Указ Президента РФ о предоставлении  политического убежища1. 

 Позиция  Российской Федерации в вопросе  выдачи по политическим мотивам  и в связи с политическими  преступлениями двойственная. С  одной стороны, Российская Федерация  связана конституционным запретом, а с другой - при подписании  Европейской конвенции о выдаче  она заявила о непризнании политического характера преступлений и выдачу за совершение преступлений по политическим мотивам. 

 Практика  невыдачи иностранцев, совершивших  преступление на территории Российской  Федерации и осужденных российскими  судами, создает предпосылки для  формирования латентной преступности  в Российской Федерации. При  этом были бы соблюдены интересы  обоих государств, оба получили  бы возможность реального осуществления  уголовного преследования собственного  гражданина и отбытия им наказания  в стране своего гражданства. Практика показывает, что, отказывая в выдаче иностранца по рассмотренному основанию, невыдавшая страна, как правило, не осуществляет его уголовного преследования в связи с совершением преступления в другом государстве. Причин тому немало: невозможность без помощи государства места совершения преступления всесторонне, полно и объективно расследовать уголовное дело, преодолевать несовпадения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, языковый барьер и др. 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

 Дореволюционная  Россия обладала развитой правовой  системой регулирования уголовного  судопроизводства во внешней  сфере. Концептуальные идеи ее  законодательства являлись базисом  для создания правовых договорных  норм при заключении страной  международных договоров и способствовали  обеспечению национальной уголовной  политики. 

1. Невостребованность традиций российской правовой системы и ее законодательных принципов в сфере международного сотрудничества в целом и при оказании правовой помощи в уголовной юстиции оказала негативное воздействие и привела к застою в развитии международного и экстрадиционного права. 

 В  настоящее время необходимо возродить  присущую дореволюционному законодательству  фундаментальность, основательность,  высокий уровень законодательной  техники и конструирования правовых  норм, системность, кодифицированный  характер, что будет способствовать  развитию международного и экстрадиционного права и иных отраслей права. 

2. Из  буквального толкования ч. 2 ст. 13 УК можно сделать вывод, что экстрадиция - это право, а не обязанность государства.  

 Экстрадиция  не должна производиться: 

- если  выдача лица запрашивается в  целях привлечения к ответственности  в чрезвычайном суде или в  порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда есть основания полагать, что этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права; 

- если  есть серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого  поступил запрос о выдаче, было  или будет подвергнуто в запрашивающем  государстве пыткам или другим  жестоким, бесчеловечным или унижающим  достоинство видам обращения  или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права; 

- исходя  из соображений гуманности, когда  есть основания полагать, что  выдача лица может повлечь  для него серьезные осложнения  по причине его преклонного  возраста или состояния здоровья; 

- если  выдача лица может нанести  ущерб суверенитету, безопасности  РФ, общественному порядку или  другим существенно важным интересам. 

3. Следует  заметить, что отказ в выдаче  не исключает, а, наоборот, предполагает  обязанность РФ осуществлять  уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством, руководствуясь универсальным или реальным принципом действия его в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК). Такое правило не распространяется на отказ в выдаче, обусловленный реализацией конституционного права на политическое убежище. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ "Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права". "В Российской Федерации, - гласит ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, - не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением". 

4. Институт  экстрадиции преступников является  комплексным институтом уголовного  права и уголовно- процессуального  права, причем относимость экстрадиции в той или иной мере определятся целями так экстрадиция с целью осуществления уголовного преследования тяготеет к уголовному процессу, а экстрадиция с целью отправления правосудия и исполнения приговора к уголовному праву. 

5. Следует  незамедлительно рассмотреть и  принять Федеральный закон «  О выдаче преступников (экстрадиции)  предусмотрев в нем следующие  виды экстрадиции: иностранного  гражданина, гражданина Российской  Федерации, лица без гражданства,  лица с двойным гражданством. Причем закон должен содержать  выполнение целого ряда условий: 

- преступление  совершено на территории запрашивающего  государства, либо направлено  против интересов этого государства,  либо преступник является гражданином  этого государства; 

- лицо, совершившее преступление, находится  на территории запрашиваемого  государства; 

- запрашиваемое  и запрашивающее государства,  как правило, являются участниками  соответствующего международного  договора о выдаче; 

- соблюдается  принцип дважды привлекать к  ответственности за одно и то же преступление; 

- не  истекли сроки давности привлечения  к ответственности за совершенное  преступление; 

- предоставление  запрашиваемому государству, законодательство  которого в отличие от законодательства  запрашивающего государства не  предусматривает за совершенное  преступление смертную казнь,  достаточных гарантий того, что  этот вид наказания к выданному  лицу применен не будет; 

- преступление  не преследуется в порядке  частного обвинения (по заявлению  потерпевшего) и т.д. 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК 
 

 Нормативно-правовые  акты 

 Конституция  Российской Федерации. М. Закон. 1995.- 102 с. 

 Уголовный  кодекс Российской Федерации.  М. Проспект. 2006.- 98 с. 

 Уголовно- процессуальный кодекс Российской  Федерации. М. Проспект. 2006. - 206 с. 

 Уголовный  Кодекс РСФСР 1922 года. М. Юридическая  литература. 1946. - 206 с. 

 Уголовный  кодекс РСФСР 1960 года. М. Юридическая  литература. 1994.- 164 с. 

 Федеральным  законом № 115-ФЗ «О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.// Собрание законодательства РФ. – 2003. - №27. - Ст. 2700 (ч. 1). 

 Федеральный  законом № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации» от 31.05.2002 г.// Собрание законодательства РФ. – 2002. - №22. Ст. 2031. 

 Федеральный  Закон № 190-ФЗ «О ратификации  Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и  второго дополнительного протокола  к ней» от 25.10.1999 г. // Собрание законодательства  РФ. - 1996. - № 37 - Ст. 4286, 1999 - № 43. –  Ст. 5129.  

 Федеральным  законом № 103-ФЗ «О содержании  под стражей подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений»  от 15.07.1995г.//Собрание законодательства  РФ. – 1995. - № 29. - Ст. 2759. 

 Федеральный  Закон № 16-ФЗ «О ратификации  конвенции о правовой помощи  и правовых отношениях по гражданским,  семейным и уголовным делам»  от 04.08.1994. // Собрание законодательства  РФ. - 1994. - № 15. - Ст. 1684.  

 Федеральный  закон № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации» от 17.01.1992г. (в ред. от 22.08.2004)// Собрание законодательства  РФ - 1995. № 47. - Ст. 4472. 

 Закон  Российской Федерации № 5473-1 «Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде  лишения свободы» от 21.07.1993 г. (В  ред. Федерального законов от 09.03.2001. - № 25-ФЗ) // Собрание законодательства. РФ. - 2001. - №11. - Ст. 1002. 

 Закон  Российской Федерации № 4730-1 «О  государственной границе Российской  Федерации» от 1.04.1993 г. // Ведомости  Съезда народных депутатов и  Верховного Совета РФ. - 1993. - №17. - Ст. 594. 

 Указ  Президента РФ «Об утверждении  Положения о порядке предоставления  Российской Федерации политического  убежища» от 21 июля 1997 г. №746.// Собрание  законодательства РФ.-1997.- № 30.- ст. 3601. 

 Конвенция  ООН «Против транснациональной  организованной преступности» от 15.11.2000 г.//Собрание законодательства  РФ - 2000. - № 50. - Ст. 4894. 

 Конвенция  ООН «О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ» от 20.12.1988 г.// Сборник международных договоров  СССР и Российской Федерации. - М , 1994 Вып XLVII. -С. 133-157. 

 Международная  конвенция «О борьбе с захватом  заложников» от 17.12.1979 г.// Ведомости  Верховного Совета СССР.-1954. -№  2. -Ст. 244. 

 Международные  конвенции Российской Федерации  «О сотрудничестве государств  в области борьбы с конкретными  видами преступлений».// Собрание  законодательства РФ. -1994.- № 15.- Ст. 1684; 1995 .- № 17.- Ст. 1472; 2000.- №41. -Ст. 4036. 

 Европейская  конвенция «О пресечении терроризма»  от 27.01.1977г.// Собрание законодательства  РФ. -2003.- № 3. -Ст. 202. 

 Европейская  конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительным  протоколом и Вторым дополнительным протоколом к ней.// Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 23.- Ст. 2348. 

 Конвенция  «О борьбе с незаконным захватом  воздушных судов» от 16.12.1970 г.// Российская  газета (библиотечка).- 2003.- Вып 13. 

 Конвенция  Содружества Независимых Государств  «О правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам» от 22.01.1993 г.// Собрание Законодательства РФ.- 1995.- № 17.- Ст. 1462. 

 Конвенция  о привилегиях и иммунитетах  ООН от 13 февраля 1946 г.// Ведомости  Верховного Совета СССР. 1964. №  18. Ст. 221. 

 Соглашением  между Правительством Российской  Федерации и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного Представительства ООН от 15 июня 1993 г.// Дипломатический вестник.- 1993.- № 17-18. -С. 55-62. 

 Конвенции  о статусе беженцев 1951 г.// Ведомости  Съезда народных депутатов РФ  и Верховного Совета РФ. – 1992. - №49. - Ст. 2943. 

 Дополнительный  протокол от 28.03.97 г. к Конвенции  от 22 01.93 г // Собрание законодательства  РФ. -2000. -№ 41.- Ст. -4036. 

 Закон  «О выдаче преступников по  требованию иностранных государств»  1908 г.(в редакции от 15 декабря 1911 г.)// Собрание узаконений и распоряжений Правительства, за 1912. 

 Конвенция  о выдаче с Данией 2/14 октября  1866 г. / Собрание узаконений и распоряжений  Правительства, за 1867. - № 1. – С. 132. 

 Трактаты  России с Данией 1866 г, Голландией 1867 г., Баварией 1869 г., Италией 1871 г., Бельгией 1872 г.//Собрание узаконений и распоряжений  Правительства за 1866,1867,1869,1871 и 1872 гг. 

 Научная  и специальная литература 

Информация о работе Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве