При
этом решения Президента РФ
по этому вопросу на момент
отказа в выдаче не имелось.
Представляется, что решение о
выдаче должно быть увязано
с фактическим предоставлением
политического убежища. Юридическим
актом в данном случае является
Указ Президента РФ о предоставлении
политического убежища1.
Позиция
Российской Федерации в вопросе
выдачи по политическим мотивам
и в связи с политическими
преступлениями двойственная. С
одной стороны, Российская Федерация
связана конституционным запретом,
а с другой - при подписании
Европейской конвенции о выдаче
она заявила о непризнании политического
характера преступлений и выдачу за совершение
преступлений по политическим мотивам.
Практика
невыдачи иностранцев, совершивших
преступление на территории Российской
Федерации и осужденных российскими
судами, создает предпосылки для
формирования латентной преступности
в Российской Федерации. При
этом были бы соблюдены интересы
обоих государств, оба получили
бы возможность реального осуществления
уголовного преследования собственного
гражданина и отбытия им наказания
в стране своего гражданства. Практика
показывает, что, отказывая в выдаче иностранца
по рассмотренному основанию, невыдавшая
страна, как правило, не осуществляет его
уголовного преследования в связи с совершением
преступления в другом государстве. Причин
тому немало: невозможность без помощи
государства места совершения преступления
всесторонне, полно и объективно расследовать
уголовное дело, преодолевать несовпадения
уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, языковый барьер и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дореволюционная
Россия обладала развитой правовой
системой регулирования уголовного
судопроизводства во внешней
сфере. Концептуальные идеи ее
законодательства являлись базисом
для создания правовых договорных
норм при заключении страной
международных договоров и способствовали
обеспечению национальной уголовной
политики.
1. Невостребованность
традиций российской правовой системы
и ее законодательных принципов в сфере
международного сотрудничества в целом
и при оказании правовой помощи в уголовной
юстиции оказала негативное воздействие
и привела к застою в развитии международного
и экстрадиционного права.
В
настоящее время необходимо возродить
присущую дореволюционному законодательству
фундаментальность, основательность,
высокий уровень законодательной
техники и конструирования правовых
норм, системность, кодифицированный
характер, что будет способствовать
развитию международного и экстрадиционного
права и иных отраслей права.
2. Из
буквального толкования ч. 2 ст. 13
УК можно сделать вывод, что экстрадиция
- это право, а не обязанность государства.
Экстрадиция
не должна производиться:
- если
выдача лица запрашивается в
целях привлечения к ответственности
в чрезвычайном суде или в
порядке упрощенного судопроизводства
либо в целях исполнения приговора, вынесенного
чрезвычайным судом или в порядке упрощенного
судопроизводства, когда есть основания
полагать, что этому лицу не будут или
не были обеспечены минимальные гарантии,
предусмотренные общепризнанными нормами
международного права;
- если
есть серьезные основания полагать,
что лицо, в отношении которого
поступил запрос о выдаче, было
или будет подвергнуто в запрашивающем
государстве пыткам или другим
жестоким, бесчеловечным или унижающим
достоинство видам обращения
или наказания либо что этому лицу в
процессе уголовного преследования не
были или не будут обеспечены минимальные
гарантии, предусмотренные общепризнанными
нормами международного права;
- исходя
из соображений гуманности, когда
есть основания полагать, что
выдача лица может повлечь
для него серьезные осложнения
по причине его преклонного
возраста или состояния здоровья;
- если
выдача лица может нанести
ущерб суверенитету, безопасности
РФ, общественному порядку или
другим существенно важным интересам.
3. Следует
заметить, что отказ в выдаче
не исключает, а, наоборот, предполагает
обязанность РФ осуществлять
уголовное преследование в соответствии
с собственным законодательством, руководствуясь
универсальным или реальным принципом
действия его в пространстве (ч. 3 ст. 12
УК). Такое правило не распространяется
на отказ в выдаче, обусловленный реализацией
конституционного права на политическое
убежище. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции
РФ "Российская Федерация предоставляет
политическое убежище иностранным гражданам
и лицам без гражданства в соответствии
с общепризнанными нормами международного
права". "В Российской Федерации,
- гласит ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, - не допускается
выдача другим государствам лиц, преследуемых
за политические убеждения, а также за
действия (или бездействие), не признаваемые
в Российской Федерации преступлением".
4. Институт
экстрадиции преступников является
комплексным институтом уголовного
права и уголовно- процессуального
права, причем относимость экстрадиции
в той или иной мере определятся целями
так экстрадиция с целью осуществления
уголовного преследования тяготеет к
уголовному процессу, а экстрадиция с
целью отправления правосудия и исполнения
приговора к уголовному праву.
5. Следует
незамедлительно рассмотреть и
принять Федеральный закон «
О выдаче преступников (экстрадиции)
предусмотрев в нем следующие
виды экстрадиции: иностранного
гражданина, гражданина Российской
Федерации, лица без гражданства,
лица с двойным гражданством.
Причем закон должен содержать
выполнение целого ряда условий:
- преступление
совершено на территории запрашивающего
государства, либо направлено
против интересов этого государства,
либо преступник является гражданином
этого государства;
- лицо,
совершившее преступление, находится
на территории запрашиваемого
государства;
- запрашиваемое
и запрашивающее государства,
как правило, являются участниками
соответствующего международного
договора о выдаче;
- соблюдается
принцип дважды привлекать к
ответственности за одно и то же преступление;
- не
истекли сроки давности привлечения
к ответственности за совершенное
преступление;
- предоставление
запрашиваемому государству, законодательство
которого в отличие от законодательства
запрашивающего государства не
предусматривает за совершенное
преступление смертную казнь,
достаточных гарантий того, что
этот вид наказания к выданному
лицу применен не будет;
- преступление
не преследуется в порядке
частного обвинения (по заявлению
потерпевшего) и т.д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативно-правовые
акты
Конституция
Российской Федерации. М. Закон.
1995.- 102 с.
Уголовный
кодекс Российской Федерации.
М. Проспект. 2006.- 98 с.
Уголовно-
процессуальный кодекс Российской
Федерации. М. Проспект. 2006. - 206 с.
Уголовный
Кодекс РСФСР 1922 года. М. Юридическая
литература. 1946. - 206 с.
Уголовный
кодекс РСФСР 1960 года. М. Юридическая
литература. 1994.- 164 с.
Федеральным
законом № 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации» от 25.07.2002
г.// Собрание законодательства РФ.
– 2003. - №27. - Ст. 2700 (ч. 1).
Федеральный
законом № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» от 31.05.2002
г.// Собрание законодательства РФ.
– 2002. - №22. Ст. 2031.
Федеральный
Закон № 190-ФЗ «О ратификации
Европейской конвенции о выдаче,
дополнительного протокола и
второго дополнительного протокола
к ней» от 25.10.1999 г. // Собрание законодательства
РФ. - 1996. - № 37 - Ст. 4286, 1999 - № 43. –
Ст. 5129.
Федеральным
законом № 103-ФЗ «О содержании
под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений»
от 15.07.1995г.//Собрание законодательства
РФ. – 1995. - № 29. - Ст. 2759.
Федеральный
Закон № 16-ФЗ «О ратификации
конвенции о правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам»
от 04.08.1994. // Собрание законодательства
РФ. - 1994. - № 15. - Ст. 1684.
Федеральный
закон № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации» от 17.01.1992г.
(в ред. от 22.08.2004)// Собрание законодательства
РФ - 1995. № 47. - Ст. 4472.
Закон
Российской Федерации № 5473-1 «Об
учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде
лишения свободы» от 21.07.1993 г. (В
ред. Федерального законов от
09.03.2001. - № 25-ФЗ) // Собрание законодательства.
РФ. - 2001. - №11. - Ст. 1002.
Закон
Российской Федерации № 4730-1 «О
государственной границе Российской
Федерации» от 1.04.1993 г. // Ведомости
Съезда народных депутатов и
Верховного Совета РФ. - 1993. - №17. -
Ст. 594.
Указ
Президента РФ «Об утверждении
Положения о порядке предоставления
Российской Федерации политического
убежища» от 21 июля 1997 г. №746.// Собрание
законодательства РФ.-1997.- № 30.- ст.
3601.
Конвенция
ООН «Против транснациональной
организованной преступности» от
15.11.2000 г.//Собрание законодательства
РФ - 2000. - № 50. - Ст. 4894.
Конвенция
ООН «О борьбе против незаконного
оборота наркотических средств
и психотропных веществ» от 20.12.1988
г.// Сборник международных договоров
СССР и Российской Федерации.
- М , 1994 Вып XLVII. -С. 133-157.
Международная
конвенция «О борьбе с захватом
заложников» от 17.12.1979 г.// Ведомости
Верховного Совета СССР.-1954. -№
2. -Ст. 244.
Международные
конвенции Российской Федерации
«О сотрудничестве государств
в области борьбы с конкретными
видами преступлений».// Собрание
законодательства РФ. -1994.- № 15.- Ст.
1684; 1995 .- № 17.- Ст. 1472; 2000.- №41. -Ст. 4036.
Европейская
конвенция «О пресечении терроризма»
от 27.01.1977г.// Собрание законодательства
РФ. -2003.- № 3. -Ст. 202.
Европейская
конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительным
протоколом и Вторым дополнительным
протоколом к ней.// Собрание законодательства
РФ.- 2000.- № 23.- Ст. 2348.
Конвенция
«О борьбе с незаконным захватом
воздушных судов» от 16.12.1970 г.// Российская
газета (библиотечка).- 2003.- Вып 13.
Конвенция
Содружества Независимых Государств
«О правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным
и уголовным делам» от 22.01.1993 г.//
Собрание Законодательства РФ.- 1995.-
№ 17.- Ст. 1462.
Конвенция
о привилегиях и иммунитетах
ООН от 13 февраля 1946 г.// Ведомости
Верховного Совета СССР. 1964. №
18. Ст. 221.
Соглашением
между Правительством Российской
Федерации и ООН об учреждении в Российской
Федерации Объединенного Представительства
ООН от 15 июня 1993 г.// Дипломатический вестник.-
1993.- № 17-18. -С. 55-62.
Конвенции
о статусе беженцев 1951 г.// Ведомости
Съезда народных депутатов РФ
и Верховного Совета РФ. – 1992.
- №49. - Ст. 2943.
Дополнительный
протокол от 28.03.97 г. к Конвенции
от 22 01.93 г // Собрание законодательства
РФ. -2000. -№ 41.- Ст. -4036.
Закон
«О выдаче преступников по
требованию иностранных государств»
1908 г.(в редакции от 15 декабря 1911 г.)// Собрание
узаконений и распоряжений Правительства,
за 1912.
Конвенция
о выдаче с Данией 2/14 октября
1866 г. / Собрание узаконений и распоряжений
Правительства, за 1867. - № 1. – С.
132.
Трактаты
России с Данией 1866 г, Голландией
1867 г., Баварией 1869 г., Италией 1871 г., Бельгией
1872 г.//Собрание узаконений и распоряжений
Правительства за 1866,1867,1869,1871 и 1872
гг.
Научная
и специальная литература