Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

Отсутствие федерального законодательства, регулирующего экстрадиционную деятельность, создало предпосылки для завышения значимости международных договоров Российской Федерации, в то время как их применение невозможно без российских уголовно-процессуальных норм, предназначенных по условиям этих же договоров для исполнения поручений иной страны по уголовным делам.

Работа содержит 1 файл

экстрадиция.docx

— 104.30 Кб (Скачать)

 Российской  Федерацией, начиная с 1991 г., в  вопросах выдачи накоплен значительный  опыт. 

 Экстрадиционная деятельность основана на принципах сотрудничества, изложенных в двусторонних и многосторонних международных договорах. Наиболее широко применялась Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., которая занимает главное место среди других международных договоров Российской Федерации, регулирующих экстрадицию. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи по уголовным делам применялись при разрешении требований Латвии, Литвы, Китая, Азербайджана. Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. регламентировалась процедура экстрадиции с Болгарией, Испанией и Францией. 

 При  выборе международного акта между  Минской и Европейской конвенциями  стороны отдавали предпочтение  Минской конвенции, поскольку  ее правила наиболее полно  выражают интересы сторон, чему  способствует унифицированность большинства процессуальных законодательных норм договаривающихся государств. При этом учитывается положение Европейской конвенции о выдаче, которое предоставляет возможность такого выбора государствам-участникам при осуществлении выдачи на основе единообразия соответствующих норм (п. 3 ст. 28) 

 Анализ  международных договоров Российской  Федерации показывает, что существенного  значения Европейская конвенция  о выдаче пока не имеет и  возлагавшиеся при ее подписании  надежды не оправдались. Ужесточение  миграционных правил, строгий регистрационный  учет прибывающих из-за рубежа  иностранцев не способствуют  выбору скрывающимися обвиняемыми  в качестве убежища европейских  стран. В то же время в  этих странах происходит формирование  латентной преступности. Это обусловлено  тем, что в Российской Федерации  не отменена смертная казнь,  а также продолжающейся либерализацией  уголовно-процессуального законодательства  в отношении обвиняемых, отсутствием  единой программы борьбы с отмыванием преступных доходов и незаконным вывозом валютных средств, оседающих в европейских банках 

 За  пять последних лет выдача  как средство осуществления уголовного  преследования активизировалась, возросло  число разрешенных требований  об экстрадиции: 3000 в 1995-1996 гг., 926 в 2003 г., 3942 в 2004 г. 3745 в 2005 г1. Аналогичное положение наблюдается и с направлением за рубеж требований о выдаче. 

 По  вопросам выдачи в Российскую  Федерацию в 2005 г. обратилось 17 стран, преимущественно страны  Содружества Независимых Государств: Азербайджанская Республика, Республики Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, а также Латвийская, Литовская Республики, Болгария, Испания, Китай, Франция. 

 Генеральной  прокуратурой РФ в 2005 г разрешено  4001 материалов о выдаче. Удовлетворены 2251 требований о выдаче, 1450 - отклонены.  

 Целью  обращений за выдачей служили  привлечение к уголовной ответственности  и исполнение приговора Наряду  с этим 103 требования касались  выдачи на время в связи  со сроками давности. 

 Например, Греция удовлетворила требование  Российской Федерации о выдаче  на время Татаренкова для допроса в качестве свидетеля по делу обвиняемого в заказных убийствах и иных преступлениях Быкова. В процессе исполнения выдачи было установлено, что Татаренков имеет двойное гражданство - российское и греческое, что противоречит ст. 3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. с последующими изменениями. Гражданин Российской Федерации вправе иметь гражданство другого государства только при наличии международного договора Российской Федерации с этой страной. С Грецией такого договора у России нет. В настоящее время решается вопрос о принятии нового закона о гражданстве1. 

 Весьма  разнообразен характер преступлений, повлекших выдачу другим государствам. Условно их можно разделить  на несколько категорий: преступления  против личности, преступления против  собственности, преступления против  общественной безопасности и  общественного порядка, преступления  против военной службы и порядка  управления 

 Чаще  поступали просьбы о выдаче  лиц, обвиняемых в совершении  преступлений корыстного характера.  В 2000 г. Генеральная прокуратура  РФ выдала 733 обвиняемых в совершении  преступлений против собственности,  при этом преобладали кражи  чужого имущества (421), затем следовали  грабежи и разбои (192), мошенничество  и вымогательства (129). На территории Российской Федерации в 2000 г. скрывались от уголовной ответственности и были выданы 244 лица, обвиняемых в преступлениях против личности, в том числе 157 преследовались в связи с обвинением в убийстве, 87 - в связи с причинением тяжкого вреда здоровью; 8 требований касались лиц, обвиняемых в бандитизме, и 5 - в совершении террористических действий. 

 В  2005 г. Российская Федерация выдала 101 обвиняемого в незаконном обороте  наркотиков и 28 - в незаконном  обороте огнестрельного оружия. Каждый десятый из выданных  Россией другим странам в связи  с незаконным оборотом наркотиков (10 из 101) и каждый третий - в связи  с незаконным оборотом огнестрельного  оружия (9 из 28) был затребован Азербайджаном.  Кроме того, 61 лицо из выданных  в этот период обвинялись в  совершении за рубежом хулиганства; 51 - в совершении побега из мест  лишения свободы, остальные преследовались за совершение иных категорий уголовно наказуемых деяний. 

 Значительное  число затребованных к выдаче  и выданных иностранцев преследовались  за воинские преступления - 197, преимущественно  дезертирство - 172. Большинство требований, как и пять лет назад - в  1997 г., поступили из Азербайджана - 148 и Армении - 79. 

 Характер  совершенных преступлении лицами, выданными Азербайджану в 2005 г., весьма показателен. Доминировали дезертирство и уклонение от исполнения воинских обязанностей (163 из 327). Каждое третье преступление было направлено против собственности (90 из 327). 

 Единственной  страной, предъявившей требования  о выдаче в связи с посягательством  на конституционный строй страны, является Узбекистан (3 требования  в 2004 г. и 4 - за 9 месяцев 2005 г.). Этому же государству Россия  выдала 12 обвиняемых в изнасиловании  (36,6 % от числа выданных за это  преступление) и 25 -в краже. 

 В 2005 г. Россией были выданы Украине преимущественно преследуемые за особо опасные преступления: убийства (38 из 157 выданных за это преступление): разбой, грабеж (65 из 192), кражи (189) Обращает на себя внимание, что большая часть выданных в связи с обвинением в незаконном обороте наркотиков и хулиганстве также приходится на Украину соответственно 53 из 101 и 27 из 61. На территории Российской Федерации скрывались 157 обвиняемых в убийстве, почти половина из них выдана двум странам: Украине-38 и Казахстану-35, 18-Грузии, по 13 - Азербайджану и Армении, 10 - Узбекистану, 9 - Кыргызстану, остальные 21 лицо выданы Беларуси, Молдове, Туркмении, Таджикистану, Болгарии и Латвии. 

 Как  и в прошлые годы местом локализации скрывающихся иностранцев на территории Российской Федерации являются крупные города и приграничные населенные пункты. Предпочтение отдается Екатеринбургу, Санкт-Петербургу, Сочи, Краснодару, Красноярску, Воронежу, Самаре1. 

 Российской  Федерации в 2000 г. выдали скрывавшихся  обвиняемых и осужденных 11 стран,  всего 261 гражданина. Наибольшее их число приходится на Украину - 101, 66 лиц выданы Казахстаном, 39 - Белоруссией, 13 - Арменией, по 11 - Узбекистаном и Грузией, 8 - Молдовой, 6 - Азербайджаном, по 1 Кыргызтаном и Таджикистаном и 3-х лиц выдала Чехия. 

 За 9 месяцев 2005 г в сотрудничестве  с Россией по экстрадиции приняли  участие лишь 8 стран, в том  числе ФРГ и Польша. Но среди  них не было Грузии, Кыргызстана,  Таджикистана, Узбекистана и Чехии.  Количество выданных России резко  сократилось и составляет всего  20 лиц, почти половина их выдана  Беларусью (5) и Казахстаном (4), Армения и Украина выдали по 3 лица, Азербайджан - 2, Польша - 1, ФРГ  - 1, Молдова - 1. 

 Управлением  по надзору за следствием, дознанием  и оперативно-розыскной деятельностью  в органах внутренних дел Главного  следственного управления Генеральной  прокуратуры РФ в 2006 г. из  перечисленных государств запрашивалась  выдача в связи с совершением  разбоя, грабежа, мошенничества,  незаконным оборотом наркотиков, контрабандой, хулиганством, кражами  и другими категориями уголовно  наказуемых деяний. 

 Сотрудничество  о выдаче, как правило, осуществлялось  на основе письменных требований  с приложением необходимых процессуальных  документов об избрании меры пресечения и привлечении в качестве обвиняемого, приговоров и определений судов 

 За  совершение террористических актов  Российской Федерацией выданы  два обвиняемых Китаю. Генеральной  прокуратурой РФ было удовлетворено  ходатайство о выдаче гражданина  Франции в связи с обвинением  в мошенничестве, Испании - в  связи с незаконным оборотом  наркотиков. 

 До  ратификации Европейской конвенции  о выдаче Россия на взаимных  условиях удовлетворила просьбу  ФРГ о выдаче гражданина Вьетнама  Ван Тхен Фама, обвинявшегося в групповом убийстве по предварительному сговору, незаконном хранении и ношении огнестрельного оружия - самозарядного пистолета1. 

 При выдаче Азербайджану Асланова, обвиняемого в умышленном убийстве нескольких лиц и совершении других преступлений, Российская Федерация потребовала и получила гарантии неприменения к выданному смертной казни в связи с подписанием Российской Федерацией 16 апреля 1997 г. Протокола Хебк Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. относительно отмены смертной казни. Обращает на себя внимание, что выдача Асланова осуществлена в соответствии с двусторонним Договором между Российской Федерацией и Азербайджаном о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г. (ст. 67) до ратификации указанной Конвенции и Протокола № 6, состоявшейся только в 1998 г Такое решение следует признать правомерным, исходя из ст 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., но обусловленным добровольным досрочным исполнением предусмотренных договорами обязательств участниками договорных отношений. Вместе с тем юридические обязательства по исполнению Европейской конвенции о правах человека и Протоколов к ней возникли для России только после ратификации данных актов Государственной Думой РФ1. 

 Генеральной  прокуратурой РФ выдана Казахстану  Сорокина. Скрывалась она в Самаре  и обвинялась в хищении чужого  имущества2. 

 Примечательно,  что большинство лиц, выданных в последние пять лет Грузии, обвинялись в совершении умышленных убийств и иных тяжких преступлений с использованием огнестрельного оружия. Так, Алиев, скрывавшийся в Самаре, обвинялся Грузией в совершении умышленного убийства с применением автомата, Кварцехелия - в участии в незаконном вооруженном формировании, незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. Для приведения приговора в исполнение выдана Грузии Новичкова, осужденная за изготовление, сбыт наркотиков в группе. 

 Стороны,  как правило, выполняли взятые  обязательства и обоюдно придерживались  соблюдения суверенитета, безопасности  и соответствия поручений национальному  законодательству. 

 Нарушения  условий международных договоров  Российской Федерации касались  преимущественно процедур, предшествующих  направлению экстрадиционных требований. По уголовным делам не всегда устанавливалось процессуальное положение выдаваемого лица, его точное местонахождение; не избиралась мера пресечения, связанная с лишением свободы; правовая оценка не соответствовала содеянному; не имелось достаточных доказательств для предъявления обвинения; не имелось соответствующих документов в качестве обязательного приложения; реквизиты прилагаемых документов не соответствовали предписаниям договоров; не имелось самого требования о выдаче; деяние не являлось преступлением по законам другой стороны. 

 В Российской Федерации Приказом МВД РФ № 431 (1997 г.) вопреки действующему Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г. (ст. ст. 9 и 10) и в нарушение единого судопроизводства по уголовным делам установлен особый порядок водворения в следственный изолятор (СИЗО) иностранных граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории другой страны. Под действие данного Приказа подпадают подозреваемые в совершении преступлений вне пределов России иностранные граждане и лица без гражданства, которые были задержаны в Российской Федерации и содержались первоначально в изоляторе временного содержания (ИВС). Основанием для заключения их под стражу Приказ МВД РФ № 431 называет постановление о возбуждении уголовного дела и постановление суда об аресте (п.п. 4.4 приказа).  

Информация о работе Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве