Целью
выдачи является привлечение
к уголовной ответственности
выданных лиц либо исполнение
приговора, вступившего в законную
силу, либо отбывание наказания
лицом, осужденным иностранным
судом к лишению свободы, в
стране гражданства.
Выдача
осуществляется только в отношении
общеуголовных преступлений. Предмет
взаимодействия составляют уголовно наказуемые
деяния, которые признаются преступлениями
по законодательству обеих договаривающихся
стран. Выдача возможна, если деяние наказуемо
лишением свободы на срок не менее одного
года - для привлечения к уголовной ответственности,
если лицо осуждено на срок не менее четырех
месяцев лишения свободы - для приведения
приговора в исполнение. В некоторых договорах
называются иные сроки наказания и предмет
сотрудничества.
В связи
с изменением по новому УПК РФ нижнего
предела срока наказания, требуемого для
применения меры пресечения в виде заключения
под стражу, с одного года до двух лет лишения
свободы (ст. 108 УПК), это правило договоров
нуждается в коррективах Важность такой
меры очевидна, ибо данное положение УПК
РФ влечет неразрешимую коллизию указанной
нормы с правилами международных договоров
и фактически приостановит сотрудничество
по выдаче.
Представляется,
что стремление расширить категорию
экстрадиционных преступлений за счет
включения в их число правонарушений,
не влекущих уголовную ответственность,
и наряду с этим преступлении, в отношении
которых неприменим срок давности, усугубляет
это противоречие и требует единообразия
в установлении категорий деяний, влекущих
выдачу. Разрешить эту проблему можно
только принятием федерального закона
Российской Федерации, специальных норм
в УПК.
В
законодательстве большинства западноевропейских
стран не раскрывается понятие
преступления, но в силу практически
унифицированного уголовно-процессуального
и уголовного права этот фактор
не создает препятствий для
взаимного сотрудничества этих
государств. Различие между соответствующими
западноевропейскими и российскими
отраслями права неизбежно будет
приводить к коллизиям в вопросах
правовой оценки деяний выдаваемых
лиц и применения соответствующих
процедурных правил. Значительные
расхождения в категориях преступлений,
влекущих выдачу, правилах экстрадиции
имеются в Европейских конвенциях
о выдаче 1957 г. и о взаимной
правовой помощи по уголовным
делам 1959 г.
Ни
одно государство не вправе
принудить Российскую Федерацию
заключить договор или выполнить
его в непредусмотренном объеме,
Экстрадиционные
процедуры в Российской Федерации составляют
совокупность процессуальных действий,
предусмотренных национальным уголовно-процессуальным
законодательством, предшествующих подготовке
требования о выдаче для направления за
рубеж и связанных с запросом дополнительной
информации для принятия решения о выдаче.
К моменту обращения за выдачей по уголовному
делу должны быть выполнены следующие
процессуальные действия, служащие основанием
для направления требования о выдаче.
Установлено
событие преступления, место (конкретная
страна) и время его совершения.
Получены доказательства о причастности
выдаваемого лица к преступлению,
влекущему выдачу; сформулировано
обвинение в совершенном преступлении
с юридической оценкой содеянного
на основе соответствующей нормы
УК РФ и вынесено постановление
о привлечении в качестве обвиняемого
(ст. 171 УПК РФ). Определен характер и
размер ущерба, причиненного преступлением
(ст. 73 УПК РФ) Установлено процессуальное
положение лица, оодлежащего выдаче: обвиняемый
(ст. 47 УПК РФ), подсудимый - если дело принято
к производству судом (ч. 2 ст. 47 УПК РФ),
осужденный - при наличии приговора суда
(ст. 394 УПК РФ). Установлено гражданство
выдаваемого лица с применением закона
о гражданстве в Российской Федерации
и постановлений Конституционного суда
РФ С соблюдением соответствующих норм
УПК (ст. 97,108 и 461 УПК РФ) избрана мера пресечения,
связанная с заключением под стражу, если
деяние по УК РФ наказуемо лишением свободы
на срок, не менее, указанного в договоре
Российской Федерации. Для установления
местонахождения обвиняемого должен быть
объявлен и проведен последовательно
местный, а при отрицательном результате
- федеральный и международный розыск
(ст. 210 УПК РФ) и установлена конкретная
страна, на территории которой он скрывается.
Требование о выдаче может быть заявлено
в отношении скрывающихся за границей
обвиняемых, подсудимых, осужденных, местонахождение
которых установлено и им является территория
иностранного государства.
Граждане
и юридические лица договаривающихся
стран наделены равными правами
и имеют такую же правовую
защиту в отношении своих личных
и имущественных прав, как и
собственные граждане и юридические
лица, и пользуются ими на территориях
этих государств.
Но
реализация прав в уголовном
судопроизводстве ограничена законодательными
пределами того государства, на
территории которого осуществляются
процедуры выдачи или оказывается
правовая помощь по уголовному
делу. Однако договоры предусматривают
минимальный перечень прав общего
характера, которые каждое государство
обязано предоставить гражданам
договаривающейся стороны. В их
числе, право свободного и беспрепятственного
обращения в суды, нотариальные
органы и иные учреждения как
по гражданским, так и по уголовным делам,
право выступать в судах, возбуждать ходатайства,
предъявлять иски на тех же условиях, что
и собственные граждане. Специальные процедуры
для реализации прав выдаваемыми и выданными,
порядок обжалования процессуальных решений
и действий осуществляющих выдачу должностных
лиц договорами не предусмотрены. Однако
ряд положений касается этих проблем и
разрешает их.
Сопоставление
международных договоров в сфере
уголовной юстиции, содержащих
процедуры выдачи, заключенных бывшим
СССР и продолжающих действовать,
с заключенными после возрождения
государственности Российской Федерации
показывает, что сохранена преемственность,
но не учтены преобразования внутреннего
законодательства и не выработано новых
концепций взаимодействия с другими государствами.
Сотрудничество по уголовным делам Союза
ССР длительное время было ограничено
рамками социалистических стран. Уголовно-процессуальное
законодательство договаривающихся государств
не имело существенных различий, что позволяло
принимать унифицированные договорные
правила и не создавало трудностей для
их выполнения. В настоящее время география
внешних связей расширилась, и с российским
уголовным процессом взаимодействует
иностранный уголовный процесс, существенно
отличающийся по форме и содержанию Изменились
и общие идеи международного права с тенденцией
распространения действия юрисдикции
иностранных государств на территорию
других стран и другие положения Но эти
обстоятельства пока не нашли должного
отражения ни в уголовно-процессуальном
законодательстве Российской Федерации,
ни в новых международных договорах о
правовой помощи и выдаче, что прослеживается
в особо значимой для России Минской конвенции
1993 г.
Непризнание
приговора иностранного суда
лишает возможности рассматривать
судимость, возникающую в связи
с вынесением обвинительного
приговора судом одного государства,
в качестве квалифицирующего
признака в случае совершения
осужденным нового преступления
и привлечения его к ответственности
на территории другого государства.
Именно в силу этого Пленум Верховного
суда РФ в постановлении «О некоторых
вопросах применения законодательства
об ответственности за преступления против
собственности» от 25 апреля 1995 г. № 5 указал
(п. 11), что судимости в других странах СНГ
после прекращения существования СССР
не должны приниматься во внимание при
квалификации преступлений, но могут учитываться
при назначении наказания как отягчающее
ответственность обстоятельство в соответствии
со ст. 76 Минской конвенции1.
Указанное
решение Пленума Верховного суда
является фрагментарным, узконаправленным,
имеет временный, ограниченный
характер, касающийся применения
только Минской конвенции, и
проблему судимости в международных
правоотношениях по уголовным
делам не решает.
Проблема
возникает и в случаях, когда
осужденный, не отбыв наказания,
назначенного зарубежным судом,
совершит новое преступление
на территории Российской Федерации,
и, соответственно, наоборот. Если
приговор иностранного суда другое
государство не признает, то неотбытое
по предыдущему приговору наказание не
может быть учтено и правила назначения
наказания по совокупности приговора
(ст. 70 УК РФ) применены быть не могут.
Основания
для выдачи в договорах специально
не изложены. Но они противопоставлены
причинам отказа в выдаче и
вытекают из ряда смежных договорных
положений. Положительное решение
о выдаче всегда связано с
совокупностью определенных условий,
обязательных для выполнения
как обратившейся, так и исполняющей
стороной.
Основания
для принятия решения о выдаче
можно сформулировать следующим
образом:
1. Выдача
возможна при наличии международного
договора между конкретными странами,
предусматривающего выдачу
2 Совершено
общеуголовное преступление, влекущее
выдачу.
3. Преступление,
в связи с которым требуется
выдача, не относится к делам
частного обвинения.
4. Совершенное
деяние признается преступлением
и наказуемо лишением свободы
законами обеих сторон.
5. Совершено
преступление, влекущее выдачу, иностранцем
по отношению к исполняющей
стране.
6. Преступление,
в связи с которым требуется
выдача, подпадает под юрисдикцию
обратившегося государства, но
не подсудно исполняющей стране:
совершено вне пределов исполняющей
страны и не ее гражданином,
не подпадает под действие
ее уголовного закона.
7. Выдаваемое
лицо скрывается на территории
исполняющего государства.
8. Соблюдены
правила оформления требования
о выдаче и его реквизиты.
9. Приложены
соответствующие процессуальные
решения, принятые обратившейся
страной.
10. Не
истек срок давности привлечения
к уголовной ответственности
или исполнения наказания.
11. Выдаваемое
лицо не подпадает под действие
актов амнистии или помилования,
принятых в договаривающихся
странах. В отношении выдаваемого
лица на территории договаривающихся
стран не имеется вступивших
в силу решений о прекращении
уголовного преследования и приговора
суда в связи с преступлением, послужившим
основанием для требования о выдаче.
12. Требования
о выдаче подготовлены и направлены
с соблюдением национального
уголовно-процессуального законодательства
и правил международного договора
полномочными должностными лицами.
13. Требование
о выдаче может касаться: а) обвиняемого,
в отношении которого по уголовному делу
вынесено или предъявлено постановление
о привлечении его в качестве обвиняемого
в связи с совершением одного или нескольких
преступлений, если хотя бы одно из них
подпадает под требование выдачи; б) подсудимого,
если тот скрылся за границу в процессе
рассмотрения дела судом до вынесения
приговора; в)осужденного, если он покинул
пределы страны после вынесения приговора
или вступления его в силу.
Представляется
необоснованным обращение за выдачей
подозреваемого, так как выдача связана
с требованием о непременном избрании
единственной меры пресечения - заключение
под стражу, которая к подозреваемым применяется
в исключительных случаях на ограниченный
десятью сутками срок и продлению не подлежит.
В исключительных случаях на трое суток
(ст.ст. 91-92, 108 УПК РФ). Лицо в статусе подозреваемого
может находиться только до вынесения
в отношении него постановления о привлечении
в качестве обвиняемого, что также исключает
его выдачу, поскольку на этот момент следствие
не располагает достаточными доказательствами
причастности этого лица к совершению
преступления. Международные договоры
в качестве повода для выдачи называют
не подозрение в совершении преступления,
а совершение уголовно наказуемого деяния
Статус подозреваемого позволяет следственным
органам разобраться в причастности этого
лица к совершенному преступлению, и если
будут установлены доказательства, то
его процессуальное положение изменится,
и после вынесения постановления о привлечении
в качестве обвиняемого он будет именоваться
обвиняемым (ст. 47 УПК РФ). Но эту обязанность
выполняет обратившаяся за выдачей сторона,
под юрисдикцию которой подпадает подозреваемый.
Возлагать ее на исполняющую сторону никаких
оснований не имеется.