Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

Отсутствие федерального законодательства, регулирующего экстрадиционную деятельность, создало предпосылки для завышения значимости международных договоров Российской Федерации, в то время как их применение невозможно без российских уголовно-процессуальных норм, предназначенных по условиям этих же договоров для исполнения поручений иной страны по уголовным делам.

Работа содержит 1 файл

экстрадиция.docx

— 104.30 Кб (Скачать)

14 Требование  о выдаче не должно содержать  процессуальных или иных противоречий  национальному законодательству  исполняющей страны, а также допускать  возможность причинения ущерба  ее суверенитету и безопасности. 

15. Выданное  лицо не может быть выдано  третьему государству без согласия  выдавшего его государства. 

 Международными  договорами не исключается применение  и других правил, обуславливающих  выдачу. 

 В  международных договорах сформулированы  основные договорные правила  отказа в выдаче. Основой большинства  из них являются нормы внутригосударственного  законодательства обеих договаривающихся  стран Причем при принятии решения о выдаче применяются более льготные нормы Отказ в выдаче следует: 

1) если  деяние, в связи с которым требуется  выдача, не признается преступлением  уголовным законом исполняющего  государства или не отвечает  условиям договора по виду  или сроку наказания; 

2) запрашиваемое  лицо является гражданином исполняющей  страны. Ряд договоров применяют  это условие и к иностранцам,  которым предоставлено право  убежища, 

3) уголовное  преследование в соответствии  с законодательством одной из  сторон возбуждается по частной жалобе потерпевшего в некоторых договорах в предмет выдачи включены и эти преступления; 

4) истек  срок давности для уголовного  преследования или приведения  приговора в исполнение по  законам исполняющей страны. Фактически  это условие относится и к  законодательству обратившегося  государства, ибо истечение указанных  сроков давности по его законам  исключает предъявление требования  о выдаче, а в случае нарушения  этого правила непременно повлечет  отказ в выдаче; 

5) в  отношении затребованного к выдаче  лица имеется приговор, вступивший  в законную силу, или производство  по делу в связи с совершением  лицом преступления, по которому  требуется выдача, прекращено; 

6) преступление  совершено на территории запрашиваемой  страны. Это правило распространяется  и на случаи, когда преступление  частично совершено в исполняющем  государстве, что предусмотрено  рядом договоров, а конкретные  ситуации требуют дополнительных  консультаций сторон. 

 Некоторые  договоры содержат прямой запрет  на выдачу, если такая процедура  не разрешается по законодательству  запрашиваемой страны. В данном  случае наличие необходимых оснований  для положительного решения о  выдаче не учитывается и отказ будет мотивирован внутренним законом исполняющего государства. Применение данного правила возможно и без запрета специальной нормой договора. Основанием будут служить два обстоятельства, заложенных практически во всех договорах Российской Федерации, предусматривающих выдачу, - противоречие требования о выдаче законодательству исполняющего государства и возможность причинения ущерба его суверенитету, безопасности. Это правило не согласуется с конституционным положением о приоритете норм международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). 

 Смерть  выдаваемого лица предрешает  отказ в выдаче, но договорными  условиями данное основание не  предусмотрено. Вместе с тем,  обращение за правовой помощью  в государство, где зафиксирован  факт наступления смерти выдаваемого  лица, при расследовании дела  необходим для документального  подтверждения этого факта и  связанных с ним обстоятельств,  принятия окончательного решения  по делу. 

 Последствием  невыдачи собственных граждан  согласно договорным предписаниям  является обязанность не выдавшего  их государства осуществить в  отношении них уголовное преследование  с применением своего внутреннего  законодательства, но только за  те преступления, которые послужили  основанием для заявления требования  о их выдаче иностранным государством. Правомочность такого решения исходит из права государства осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении собственных граждан независимо от места совершения ими преступлений (ч. 1 ст. 12 УК РФ). 

 Принцип  невыдачи собственных граждан  заложен во всех договорах  Российской Федерации и соответствует  конституционному положению о  невыдаче и невысылке граждан Российской Федерации (п. 1 ст. 61 Конституции РФ) Выдать своего гражданина Россия не вправе ни при каких условиях никакому государству. Конституция РФ правило о невыдаче распространяет, кроме своих граждан, на неопределенный круг лиц, «преследуемых за политические убеждения».  

 Общие  правила реализации указанных  целей Берлинской конвенции остаются практически неизменными и по сей день и содержатся в действующих аналогичных международных актах Российской Федерации. Следует отметить, что этот вид сотрудничества широкого применении на практике не находит. 

 Указанная  Конвенция применялась только  в отношении осужденных к мере  наказания, связанной с лишением  свободы (ч. 1 ст. 1 Конвенции) Вместе с тем Конвенция применялась, если наказание следовало за совершение преступлений по совокупности, за которые наряду с лишением свободы предусматривались другие виды наказания, не связанные с лишением свободы. 

 Гражданство  осужденного определялось по  законодательству страны его  гражданства (ст. 1 Конвенции). Передача  осужденного для отбывания наказания  в страну его гражданства исключалась,  если осужденный имел постоянное  место жительства на территории  страны, суд которой вынес приговор (п. 1. ст. 4 Конвенции) 

 Являясь  своеобразным видом выдачи, передача  осужденных в страну гражданства  для отбывания наказания имеет  ряд особенностей: 

I. Цели  выдачи и передачи осужденных  не совпадают, но они конкретизируют  процессуальное положение выдаваемых  и передаваемых лиц. 

 Цель  выдачи обвиняемых, подсудимых, осужденных  согласно международным договорам  Российской Федерации - привлечение  их к уголовной ответственности,  что связано с требованием  государства, имеющего право осуществлять  уголовное преследование в отношении  указанных участников уголовного  процесса, скрывшихся за его пределы  и находящихся на территории  другой страны. 

 Цель  выдачи обвиняемого включает  производство процедур, связанных  с привлечением к уголовной  ответственности, куда входит  вынесение постановления о привлечении  в качестве обвиняемого и предъявление  обвинения. По окончании предварительного  расследования, направлении дела  в суд и принятии его к  производству судом процессуальное  положение обвиняемого меняется - он переходит в статус подсудимого.  Выдача подсудимого необходима  для окончательного разрешения  дела судом и привлечения к  уголовной ответственности или  признания его невиновным с  вынесением обвинительного или  оправдательного приговора. Выдача  осужденного, признанного виновным  по приговору суда, не вступившему  в законную силу, требуется для  завершения судебных процедур, необходимых  для вступления приговора в  силу. Если же осужденный, приговор в отношении которого вступил в силу, скрылся и препятствует его исполнению, то выдача необходима для исполнения приговора. 

 Цель  передачи осужденного к лишению  свободы иностранным судом является  отбывание этого наказания в  стране его гражданства по  его письменному добровольному  согласию (ст.ст. I, 7 Берлинской конвенции). Для выдачи же согласие выдаваемого  обвиняемого, подсудимого и осужденного  не требуется. 

2. К  субъектам выдачи относятся обвиняемый, подсудимый или осужденный, в  отношении которого приговор  в силу не вступил или вступил,  но не может быть исполнен. 

 Единственным  субъектом передачи в страну  его гражданства является осужденный  иностранным судом к лишению  свободы, в отношении которого  приговор вступил в силу и  находится в стадии исполнения (ст. 2 Берлинской конвенции). Осужденный  в момент осуществления процедур  передачи находится за рубежом  и отбывает наказание в местах  лишения свободы по приговору  суда, не скрывается и не находится  в розыске. Если такой осужденный  совершит побег из мест лишения  свободы и скроется за границей, то появятся основания для  заявления требования о его  выдаче страной, суд которой  постановил приговор. 

3. Необходимым  условием передачи осужденного  является добровольное письменное  согласие самого осужденного,  а в ряде случаев и его  законных представителей, а также  согласие принимающего и передающего  государств (ст. 5 Конвенции). 

4. Инициатором  выдачи является суверенное государство,  под уголовную юрисдикцию которого  подпадает выдаваемое лицо. 

 Инициатором  передачи осужденного может быть  государство, суд которого вынес  приговор, но не исключено и  обращение с такой просьбой  страны гражданства осужденного  (ст. 5 Конвенции). 

5. Право  на обращение о передаче для  отбывания наказания в стране  гражданства, наряду с договаривающимися  государствами, имеют осужденный, его законные представители и  родственники (ст. 5 Конвенции). 

6. Процедуры  осуществления выдачи установлены  договорами и подлежат безусловному  соблюдению и выполнению. Нарушение  договорных норм влечет отказ  в выдаче. 

 Совокупность  обязательных условий, предшествующих  принятию решения о передаче, предусмотрена и договорами о  передаче осужденных. Но решение  о передаче осужденных для  отбывания наказания в стране  гражданства может не состояться, несмотря на выполнение договорных  предписаний, если относительно  этих условий стороны не достигли  согласия (ст. 4 Конвенции). Таким образом,  конечный результат зависит не  от правовых регуляторов правоотношений, а от субъективных позиций  договаривающихся стран, что подменяет  роль и значимость международного  договора и международного права  в целом. 

 Но  главным международным актом,  заключенным Российской Федерацией 22 января 1993 г. в Минске, стала  многосторонняя Конвенция о правовой  помощи и правовых отношениях  по гражданским, семейным и  уголовным делам, объединившая 10 стран Содружества Независимых  Государств1. Среди них Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Украина, Армения, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Большинство производств по выдаче в Российской Федерации и странах СНГ в настоящее время осуществляется на основе Минской конвенции. 

 Процедура  выдачи по Минской конвенции  не имеет существенных различий  с правилами других международных  договоров России со странами, бывшими союзными республиками  СССР. С некоторыми из них Россия  сотрудничает и в двустороннем  порядке, а также на основе  Европейских конвенций о выдаче 1957 г. и о взаимной правовой  помощи по уголовным делам  1959 г. В сравнении с Европейскими  конвенциями Минская конвенция  обнаруживает множество различий. В 1997 г. вступил в силу Дополнительный протокол к Минской конвенции1, предназначенный устранить ее несовершенство и пробельность, но эта задача выполнена лишь частично. Вместе с тем, Протоколом упрощен порядок взаимодействия. Предусмотрены прямые контакты по процессуальным решениям, не требующим утверждения, Определены правила сотрудничества оперативно-розыскных служб, передачи и рассмотрения поступившей информации, порядок продления процессуальных сроков, имеется ряд других важных положений. 

 В  Конвенции стран СНГ 1993 г. учтен  мировой и отечественный опыт  международного сотрудничества, в  согласованных правовых нормах  нашли отражение интересы каждой  из подписавших его стран и  положено начало многостороннему  сотрудничеству, которое успешно  осуществляется. Уже в преамбуле  заявлено, что приоритет имеет  «стремление обеспечить гражданам  Договаривающихся сторон и лицам,  проживающим на их территории, предоставление во всех Договаривающихся  странах в отношении личных  и имущественных прав такой  же правовой защиты, как и собственным  гражданам». Этот принцип равенства  закреплен в специальной статье  Конвенции «Правовая защита»  (ст. 1), что дает возможность беспрепятственно  реализовать права участников  уголовного процесса гражданам  названных стран на территориях  участников договора. Устранено  множество препятствий в реализации  прав не только собственными  гражданами, но и иностранцами, находящимися  в пределах этих государств. 

Информация о работе Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве