14 Требование
о выдаче не должно содержать
процессуальных или иных противоречий
национальному законодательству
исполняющей страны, а также допускать
возможность причинения ущерба
ее суверенитету и безопасности.
15. Выданное
лицо не может быть выдано
третьему государству без согласия
выдавшего его государства.
Международными
договорами не исключается применение
и других правил, обуславливающих
выдачу.
В
международных договорах сформулированы
основные договорные правила
отказа в выдаче. Основой большинства
из них являются нормы внутригосударственного
законодательства обеих договаривающихся
стран Причем при принятии решения о выдаче
применяются более льготные нормы Отказ
в выдаче следует:
1) если
деяние, в связи с которым требуется
выдача, не признается преступлением
уголовным законом исполняющего
государства или не отвечает
условиям договора по виду
или сроку наказания;
2) запрашиваемое
лицо является гражданином исполняющей
страны. Ряд договоров применяют
это условие и к иностранцам,
которым предоставлено право
убежища,
3) уголовное
преследование в соответствии
с законодательством одной из
сторон возбуждается по частной жалобе
потерпевшего в некоторых договорах в
предмет выдачи включены и эти преступления;
4) истек
срок давности для уголовного
преследования или приведения
приговора в исполнение по
законам исполняющей страны. Фактически
это условие относится и к
законодательству обратившегося
государства, ибо истечение указанных
сроков давности по его законам
исключает предъявление требования
о выдаче, а в случае нарушения
этого правила непременно повлечет
отказ в выдаче;
5) в
отношении затребованного к выдаче
лица имеется приговор, вступивший
в законную силу, или производство
по делу в связи с совершением
лицом преступления, по которому
требуется выдача, прекращено;
6) преступление
совершено на территории запрашиваемой
страны. Это правило распространяется
и на случаи, когда преступление
частично совершено в исполняющем
государстве, что предусмотрено
рядом договоров, а конкретные
ситуации требуют дополнительных
консультаций сторон.
Некоторые
договоры содержат прямой запрет
на выдачу, если такая процедура
не разрешается по законодательству
запрашиваемой страны. В данном
случае наличие необходимых оснований
для положительного решения о
выдаче не учитывается и отказ будет
мотивирован внутренним законом исполняющего
государства. Применение данного правила
возможно и без запрета специальной нормой
договора. Основанием будут служить два
обстоятельства, заложенных практически
во всех договорах Российской Федерации,
предусматривающих выдачу, - противоречие
требования о выдаче законодательству
исполняющего государства и возможность
причинения ущерба его суверенитету, безопасности.
Это правило не согласуется с конституционным
положением о приоритете норм международных
договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Смерть
выдаваемого лица предрешает
отказ в выдаче, но договорными
условиями данное основание не
предусмотрено. Вместе с тем,
обращение за правовой помощью
в государство, где зафиксирован
факт наступления смерти выдаваемого
лица, при расследовании дела
необходим для документального
подтверждения этого факта и
связанных с ним обстоятельств,
принятия окончательного решения
по делу.
Последствием
невыдачи собственных граждан
согласно договорным предписаниям
является обязанность не выдавшего
их государства осуществить в
отношении них уголовное преследование
с применением своего внутреннего
законодательства, но только за
те преступления, которые послужили
основанием для заявления требования
о их выдаче иностранным государством.
Правомочность такого решения исходит
из права государства осуществлять уголовную
юрисдикцию в отношении собственных граждан
независимо от места совершения ими преступлений
(ч. 1 ст. 12 УК РФ).
Принцип
невыдачи собственных граждан
заложен во всех договорах
Российской Федерации и соответствует
конституционному положению о
невыдаче и невысылке граждан Российской
Федерации (п. 1 ст. 61 Конституции РФ) Выдать
своего гражданина Россия не вправе ни
при каких условиях никакому государству.
Конституция РФ правило о невыдаче распространяет,
кроме своих граждан, на неопределенный
круг лиц, «преследуемых за политические
убеждения».
Общие
правила реализации указанных
целей Берлинской конвенции остаются
практически неизменными и по сей день
и содержатся в действующих аналогичных
международных актах Российской Федерации.
Следует отметить, что этот вид сотрудничества
широкого применении на практике не находит.
Указанная
Конвенция применялась только
в отношении осужденных к мере
наказания, связанной с лишением
свободы (ч. 1 ст. 1 Конвенции) Вместе
с тем Конвенция применялась, если наказание
следовало за совершение преступлений
по совокупности, за которые наряду с лишением
свободы предусматривались другие виды
наказания, не связанные с лишением свободы.
Гражданство
осужденного определялось по
законодательству страны его
гражданства (ст. 1 Конвенции). Передача
осужденного для отбывания наказания
в страну его гражданства исключалась,
если осужденный имел постоянное
место жительства на территории
страны, суд которой вынес приговор
(п. 1. ст. 4 Конвенции)
Являясь
своеобразным видом выдачи, передача
осужденных в страну гражданства
для отбывания наказания имеет
ряд особенностей:
I. Цели
выдачи и передачи осужденных
не совпадают, но они конкретизируют
процессуальное положение выдаваемых
и передаваемых лиц.
Цель
выдачи обвиняемых, подсудимых, осужденных
согласно международным договорам
Российской Федерации - привлечение
их к уголовной ответственности,
что связано с требованием
государства, имеющего право осуществлять
уголовное преследование в отношении
указанных участников уголовного
процесса, скрывшихся за его пределы
и находящихся на территории
другой страны.
Цель
выдачи обвиняемого включает
производство процедур, связанных
с привлечением к уголовной
ответственности, куда входит
вынесение постановления о привлечении
в качестве обвиняемого и предъявление
обвинения. По окончании предварительного
расследования, направлении дела
в суд и принятии его к
производству судом процессуальное
положение обвиняемого меняется
- он переходит в статус подсудимого.
Выдача подсудимого необходима
для окончательного разрешения
дела судом и привлечения к
уголовной ответственности или
признания его невиновным с
вынесением обвинительного или
оправдательного приговора. Выдача
осужденного, признанного виновным
по приговору суда, не вступившему
в законную силу, требуется для
завершения судебных процедур, необходимых
для вступления приговора в
силу. Если же осужденный, приговор
в отношении которого вступил в силу, скрылся
и препятствует его исполнению, то выдача
необходима для исполнения приговора.
Цель
передачи осужденного к лишению
свободы иностранным судом является
отбывание этого наказания в
стране его гражданства по
его письменному добровольному
согласию (ст.ст. I, 7 Берлинской конвенции).
Для выдачи же согласие выдаваемого
обвиняемого, подсудимого и осужденного
не требуется.
2. К
субъектам выдачи относятся обвиняемый,
подсудимый или осужденный, в
отношении которого приговор
в силу не вступил или вступил,
но не может быть исполнен.
Единственным
субъектом передачи в страну
его гражданства является осужденный
иностранным судом к лишению
свободы, в отношении которого
приговор вступил в силу и
находится в стадии исполнения
(ст. 2 Берлинской конвенции). Осужденный
в момент осуществления процедур
передачи находится за рубежом
и отбывает наказание в местах
лишения свободы по приговору
суда, не скрывается и не находится
в розыске. Если такой осужденный
совершит побег из мест лишения
свободы и скроется за границей,
то появятся основания для
заявления требования о его
выдаче страной, суд которой
постановил приговор.
3. Необходимым
условием передачи осужденного
является добровольное письменное
согласие самого осужденного,
а в ряде случаев и его
законных представителей, а также
согласие принимающего и передающего
государств (ст. 5 Конвенции).
4. Инициатором
выдачи является суверенное государство,
под уголовную юрисдикцию которого
подпадает выдаваемое лицо.
Инициатором
передачи осужденного может быть
государство, суд которого вынес
приговор, но не исключено и
обращение с такой просьбой
страны гражданства осужденного
(ст. 5 Конвенции).
5. Право
на обращение о передаче для
отбывания наказания в стране
гражданства, наряду с договаривающимися
государствами, имеют осужденный,
его законные представители и
родственники (ст. 5 Конвенции).
6. Процедуры
осуществления выдачи установлены
договорами и подлежат безусловному
соблюдению и выполнению. Нарушение
договорных норм влечет отказ
в выдаче.
Совокупность
обязательных условий, предшествующих
принятию решения о передаче,
предусмотрена и договорами о
передаче осужденных. Но решение
о передаче осужденных для
отбывания наказания в стране
гражданства может не состояться,
несмотря на выполнение договорных
предписаний, если относительно
этих условий стороны не достигли
согласия (ст. 4 Конвенции). Таким образом,
конечный результат зависит не
от правовых регуляторов правоотношений,
а от субъективных позиций
договаривающихся стран, что подменяет
роль и значимость международного
договора и международного права
в целом.
Но
главным международным актом,
заключенным Российской Федерацией
22 января 1993 г. в Минске, стала
многосторонняя Конвенция о правовой
помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и
уголовным делам, объединившая 10
стран Содружества Независимых
Государств1. Среди них Россия, Беларусь,
Казахстан, Узбекистан, Украина, Армения,
Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан,
Большинство производств по выдаче в Российской
Федерации и странах СНГ в настоящее время
осуществляется на основе Минской конвенции.
Процедура
выдачи по Минской конвенции
не имеет существенных различий
с правилами других международных
договоров России со странами,
бывшими союзными республиками
СССР. С некоторыми из них Россия
сотрудничает и в двустороннем
порядке, а также на основе
Европейских конвенций о выдаче
1957 г. и о взаимной правовой
помощи по уголовным делам
1959 г. В сравнении с Европейскими
конвенциями Минская конвенция
обнаруживает множество различий.
В 1997 г. вступил в силу Дополнительный
протокол к Минской конвенции1, предназначенный
устранить ее несовершенство и пробельность,
но эта задача выполнена лишь частично.
Вместе с тем, Протоколом упрощен порядок
взаимодействия. Предусмотрены прямые
контакты по процессуальным решениям,
не требующим утверждения, Определены
правила сотрудничества оперативно-розыскных
служб, передачи и рассмотрения поступившей
информации, порядок продления процессуальных
сроков, имеется ряд других важных положений.
В
Конвенции стран СНГ 1993 г. учтен
мировой и отечественный опыт
международного сотрудничества, в
согласованных правовых нормах
нашли отражение интересы каждой
из подписавших его стран и
положено начало многостороннему
сотрудничеству, которое успешно
осуществляется. Уже в преамбуле
заявлено, что приоритет имеет
«стремление обеспечить гражданам
Договаривающихся сторон и лицам,
проживающим на их территории,
предоставление во всех Договаривающихся
странах в отношении личных
и имущественных прав такой
же правовой защиты, как и собственным
гражданам». Этот принцип равенства
закреплен в специальной статье
Конвенции «Правовая защита»
(ст. 1), что дает возможность беспрепятственно
реализовать права участников
уголовного процесса гражданам
названных стран на территориях
участников договора. Устранено
множество препятствий в реализации
прав не только собственными
гражданами, но и иностранцами, находящимися
в пределах этих государств.