Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

Отсутствие федерального законодательства, регулирующего экстрадиционную деятельность, создало предпосылки для завышения значимости международных договоров Российской Федерации, в то время как их применение невозможно без российских уголовно-процессуальных норм, предназначенных по условиям этих же договоров для исполнения поручений иной страны по уголовным делам.

Работа содержит 1 файл

экстрадиция.docx

— 104.30 Кб (Скачать)

 Документами,  удостоверяющими личность иностранного  гражданина в Российской Федерации,  являются паспорт иностранного  гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом  или признаваемый в соответствии  с международным договором Российской  Федерации в качестве документа,  удостоверяющего личность иностранного  гражданина. Документами, удостоверяющими  личность лица без гражданства  в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным  государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором. Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

 Вопрос об уголовной ответственности и соответственно о выдаче дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, разрешается в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.1, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г.2, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного Представительства ООН от 15 июня 1993 г.3 и другими нормами международного права, а также ч. 4 ст. 11 УК РФ.

 Правовой иммунитет в соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами предоставляется главам государств, членам правительства, дипломатическим представителям, сотрудникам делегаций и представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, дипломатическим курьерам при исполнении ими обязанностей, консульским должностным лицам, лицам, прибывшим в государство по его просьбе из других стран на основе договоров о правовой помощи в интересах осуществления правосудия и иным категориям, предусмотренным международными соглашениями. Иммунитет действует только на территории посольств и дипломатических представительств, а на основании международных договоров - в месте расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства. 

 Дипломатические  представительства включают три  категории сотрудников: дипломатический,  административно-технический и обслуживающий  персонал. Членами дипломатического  персонала являются чрезвычайные  и полномочные послы и посланники, поверенные в делах, советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе. К административно-техническому персоналу относятся референты, переводчики, технические секретари, шифровальщики, лица, обслуживающие узлы связи, счетно-бух ran терские работники и др. Процессуальный иммунитет распространяется не только па укачанные лица, но и на членов их семей, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами Российской Федерации. Иммунитет сотрудников из числа обслуживающего персонала (шоферы, уборщицы, повара, вахтеры и др.), не являющихся гражданами Российской Федерации или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации, распространяется только на деяния, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. 

 К  этим лицам относятся свидетели,  потерпевшие, гражданские истцы  и ответчики, их представители,  а также эксперты. Таким лицам  предоставляется иммунитет от  уголовной юрисдикции государства,  в которое они прибыли в  соответствии с соответствующим  договором о правовой помощи. Так, лицо, не подлежащее выдаче, нельзя пригласить в качестве  свидетеля для дачи показаний  по уголовному делу, а после  его прибытия возбудить против  него уголовное дело. Вместе с  тем иммунитет данным лицам  предоставляется лишь в отношении  деяний, совершенных до приезда  в страну, но не тех, которые  лицо может совершить во время  пребывания в ней. 

 Процессуальные  действия в отношении лиц, обладающих  правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе  указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через  Министерство иностранных дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 УПК РФ). Вместе с тем правовой иммунитет не означает безнаказанности, указанные лица могут нести ответственность за совершение уголовного преступления в стране, гражданами которой они являются или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания. 

 Несмотря  на расширение правовых границ  международного сотрудничества  государств по вопросам экстрадиции,  Российской Федерацией заключены  соответствующие договоры не  со всеми странами, с которыми  возникает необходимость разрешать  вопросы о выдаче преступников. Выделение двух видов экстрадиции  в зависимости от нормативно-правовых  оснований, используемых при рассмотрении  запросов о выдаче, связано с  недопустимостью исключения из  сферы международного сотрудничества  правоохранительных органов России  тех стран, с которыми не  заключены договоры об оказании  взаимной правовой помощи по  уголовным делам и выдаче преступников. Закрепление в уголовно-процессуальном  законодательстве Российской Федерации  возможности осуществления выдачи  на основе принципа взаимности  соответствует международному праву.  Им руководствуются большинство  государств при принятии решения о выдаче лица по соответствующему запросу иностранного государства. 

 Экстрадиция  на основе нормативных правовых  актов международного и национального  характера имеет место, когда  между государствами заключены  соответствующие договоры, регламентирующие  процедуру экстрадиции. Все процессуальные  вопросы о выдаче в этом  случае решаются в соответствии  с нормами международных договоров  Российской Федерации, УПК РФ  и другими нормативными правовыми  актами. 

 Осуществление  экстрадиции на основе принципа  взаимности означает, что иностранное  государство, с которым у Российской  Федерации не имеется соответствующего международного договора о выдаче, но от которого поступил запрос о выдаче, заверяет, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации этим государством будет произведена выдача. Российская Федерация может направить иностранному государству, с которым не имеет соответствующего международного договора, запрос о выдаче ей лица на основании письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 460, ч. 2 ст. 462 УПК РФ). 

 При рассмотрении запроса о выдаче на основании заключенного Российской Федерацией международного договора принятие решения по поступившему запросу относится к исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, в то время как решение о выдаче, рассматриваемое на основе принципа взаимности, не может быть принято без предварительного согласования по дипломатическим каналам и принципиального согласия на выдачу требуемого лица Министерства иностранных дел Российской Федерации. Несоблюдение этих правил ведет к отказу в экстрадиции. Например, 4 июля 2000 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из МИД России поступила Нота Посольства Эквадора в Москве с просьбой о задержании и выдаче гражданина X., обвиняемого в мошенничестве путем присвоения банковского кредита (п. 3 ст. 134 УК Эквадора). После изучения поступившей информации Генеральный прокурор Российской Федерации отказал в выдаче X. правоохранительным органам Эквадора, так как данный вопрос не был согласован по дипломатическим каналам и принципиального согласия на выдачу этого лица из МИД России получено не было. 

 Или  другой пример. 2 ноября 2001 г. в  Генеральную прокуратуру Российской  Федерации обратилось НЦБ Интерпола  России с сообщением о розыске гражданина Сирии Р., обвиняемого в совершении мошенничества в особо крупных размерах. Вопрос о выдаче на основе принципа взаимности не был решен положительно из-за нарушения процедуры направления подобных обращений и отсутствия принципиального согласия на выдачу Министерства иностранных дел Российской Федерации. 

 Экстрадиция  на основе принципа взаимности  может осуществляться лишь в  случае, когда государства обоюдно  осуществляют выдачу запрашиваемых  лиц без наличия международных  договоров на основании имеющейся  договоренности. Так, 10 июля 1998 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из НЦБ Интерпола России было получено сообщение, что гражданин Турции Э., приговоренный Трабзонским судом к 3 годам и 9 месяцам лишения свободы за убийство по неосторожности и неосмотрительности, выдача которого была запрошена у компетентных органов Российской Федерации Министерством юстиции Турции, проживает в г. Сочи. В ходе экстрадиционной проверки и согласования данного вопроса с МИД России в выдаче запрашиваемого гражданина Турции было отказано, так как между Россией и Турцией нет соответствующего международного договора, и Турция не выполняет аналогичные просьбы России, ссылаясь на отсутствие договора. Посольство Российской Федерации в г. Анкаре сообщило, что им известны три случая обращения российских правоохранительных органов к турецким властям по поводу задержания и выдачи, находившихся в розыске российских граждан, ни одно из них не было удовлетворено турецкой стороной. Например, разыскиваемый Российской Федерацией гражданин Г., 21 марта 1997 г. задерживался в Турции, однако компетентные органы Турции уклонились от его выдачи России. Двое других разыскиваемых граждан России, Н. и Т., также попадали в поле зрения турецких правоохранительных органов, однако не было предпринято каких-либо мер по их задержанию и выдаче России1. 

 Таким  образом, анализ практики применения  экстрадиции на основе принципа  взаимности показывает его двоякую  природу. С одной стороны, он  расширяет границы применения  данного института, но, с другой - отсутствие международного договора  о выдаче с каким-либо государством  говорит, как правило, о нежелании  его сотрудничества по данным  вопросам и, следовательно, исключает  возможность осуществления выдачи  по данному основанию. 

 Реализация  института экстрадиции может  быть направлена на достижение  разных целей: осуществление уголовного  преследования, отправление правосудия  или исполнение приговора. 

 Экстрадиция с целью уголовного преследовать и отправления правосудия осуществляется в том случае, когда в отношении лица, выдача которого запрашивается, вынесено постановление о привлечении его к уголовной ответственности за совершение преступления, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или другое более тяжкое наказание, а также когда имеется решение суда или другого компетентного органа иностранного государства о заключении данного лица под стражу для обеспечения его возможной выдачи. Однако ввиду того, что данное лицо находится на территории другого государства, дальнейшее производство по уголовному делу, а также производство судебного разбирательства и вынесение правосудного решения невозможно. 

 Экстрадиция  с целью исполнения приговора  осуществляется тогда, когда лицо, выдача которого запрашивается,  осуждено к лишению свободы  на срок свыше шести месяцев  или другому более тяжкому  наказанию, но уклоняется от  исполнения приговора, скрываясь  на территории иностранного государства. 

 Выдачу  лица для исполнения вступившего в силу обвинительного приговора иностранного государства следует отличать от передачи осужденного для исполнения приговора суда государству, гражданином которого это лицо является Различие состоит в том, что в первом случае государство полномочно требовать выдачи лица, осужденного судом данной страны, если этот осужденный скрылся после вступления приговора в законную силу на территории иностранного государства и, следовательно, реальное исполнение приговора невозможно. Во втором, никаких препятствий для исполнения приговора нет, однако осужденный передается на родину для отбытия наказания из гуманных соображений 

 Наличие  рассмотренной выше классификации  способствует лучшему уяснению  сущности самого института экстрадиции,  а также позволяет упростить  процедуру рассмотрения запросов  о выдаче и принятия по ним  обоснованного и мотивированного  решения. 

 Рассмотрение содержания и механизма экстрадиции, разделяемой на виды в зависимости от регулятивного основания - выдача лица из иностранного государства по запросу Российской Федерации и выдача лица Россией по запросу иностранного государства - представляется более плодотворной для дальнейшего подробного рассмотрения и анализа Данная классификация экстрадиции учитывает наличие всех других выделенных видов и обусловлена различием в процессуальной деятельности по исполнению и направлению соответствующих запросов о выдаче лица, совершившего преступление с целью его уголовного преследования или исполнения приговора. Кроме того, структура главы 54 УПК РФ, посвященной выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора, построена на основе разделения компетенции и процессуальной деятельности именно по этому основанию. В частности, в ней сначала рассматриваются условия, основания и процессуальная деятельность по направлению запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, Российской Федерации (ст. 460, 461 УПК РФ), а затем основания, условия и процессуальный порядок исполнения поступившего запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации иностранному государству (ст. 462-467 УПК РФ). 
 
 

2.3 Практика  выдачи преступников в Российской  Федерации 
 

 В  Российской Федерации осуществление  экстрадиционной деятельности входит в компетенцию Генеральной прокуратуры РФ. Решение вопросов о выдаче лиц другим государствам и направлении экстрадиционных требований за рубеж отнесено к ведению трех ее управлений. Специализированное управление уполномочено принимать решения о выдаче. Следственный аппарат прокуратуры рассматривает возможность обращения в другое государства за экстрадицией обвиняемых. Передачей осужденных российскими и иностранными судами для отбывания наказания в стране гражданства занимается управление по надзору за исполнением уголовных наказаний. С одной стороны, такое распределение функций между подразделениями прокуратуры способствует повышению эффективности принятия решений с учетом специфики процедур выдачи, но с другой - разобщает сам процесс экстрадиционной деятельности и не способствует единообразию практики. Официальной статистики по выдаче до сих пор не предусмотрено. 

Информация о работе Правовое регулирование экстрадиции в Российском Законодательстве