Особенности отбывания наказаний в колониях поселения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является научный анализ и обобщение практики функционирования колоний-поселений, а также разработка на этой основе предложений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования колоний-поселений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
1. Нормативно-правовые основы исполнения наказания в колонии-поселения…………………………………………………………………...5-8
2. Проблемы исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселения………………………………………………………...9-38
2.1 Режим в колонии-поселения и средства его отбывания……….........9-18
2.2 Трудовое использование лиц содержащих в колонии-поселения…18-27
2.3 Организация воспитательного процесса среди осужденных в колонии-поселения………………………………………………………………….27-38
Заключение………………………………………………………………..38-42
Список использованной литературы…………………………………….43-44

Работа содержит 1 файл

реферат по уголовно-испльнит праву.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Каждый случай применения меры взыскания должен быть обоснованным и взвешенным. Статья 113 УИК Республики Казахстан определяет, что при применении меры взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и предыдущее поведение осужденного до совершения проступка. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру проступка. В данной норме также регулируются сроки наложения взыскания, их документальное оформление, указаны лица, уполномоченные налагать взыскание, сроки снятия взысканий. При этом запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

     Рассмотрим  характерные признаки мер взыскания, применяемых в колониях-поселениях, регламентированные уголовно-исполнительным законодательством:

– меры взыскания  в виде предупреждения или выговора объявляются осужденным письменно  или устно. Письменно предупреждение или выговор вправе применить начальник исправительного учреждения, лица его замещающие. Начальник отряда имеет право объявить предупреждение или выговор только устно, но, тем не менее, фиксирует в своей документации каждый случаи применения такой меры взыскания. Судя по статистике, данная мера взыскания является одной из наиболее часто применяемых мер в исправительных учреждениях Республики Казахстан. Что косвенным образом может подтверждать соблюдение сотрудниками принципов гуманизма в процессе исправительного воздействия, а также преобладание в процессе методов психологии и педагогики;

– дисциплинарный штраф в размере до двух месячных расчетных показателей, как мера взыскании, налагается за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Виды злостных нарушений перечислены в пункте 1 статьи 112 УИК Республики Казахстан. Так как данная мера взыскания носит материальный характер, она объявляется осужденному под расписку, взысканная сумма штрафа перечисляется в республиканский бюджет. То есть, рассматриваемая мера взыскания требует кроме фиксации в документации начальника отряда, составление дополнительных документов. Учитывая сложное материальное положение осужденных в исправительных учреждениях Республики Казахстан, данная мера взыскания применяется реже.

Осужденным, переведенным из исправительной колонии общего и строгого режимов в колонию-поселение, предоставляется возможность отбывать оставшуюся часть срока наказания в условиях, приближенных к условиям жизни на свободе. Однако некоторые из них не стремятся к окончательному становлению на путь исправления, нарушают установленный режим, за что к ним могут быть применены меры взыскания:

     Представление осужденных к переводу для дальнейшего  отбывания наказания из колонии-поселения в исправительную колонию того вида режима, который им ранее был определен судом, а также из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима возможно при условии злостного нарушения осужденными установленного порядка отбывания наказания. Если осужденный, будучи переведенным в колонию-поселение, неоднократно и злостно нарушает установленный порядок отбывания наказания и применяемые к нему меры воспитательного характера не оказывают положительного влияния, за что его переводят в исправительную колонию в качестве меры взыскания, то, на наш взгляд, это говорит о том, что в свое время при представлении его к переводу в колонию-поселение были сделаны неправильные выводы о степени исправления осужденного. В среднем в год в целом по Республике из колоний-поселений в исправительные колонии переводятся более 300 человек. Каждый из них представляет собой пример недочетов исправительно-воспитательной работы. Поэтому, как мы уже неоднократно повторяли, сложность работы сотрудника уголовно-исполнительной системы состоит также и в том, что он должен сочетать в себе способности, как юриста, так и педагога, психолога, социолога и т.д. Это само по себе достаточно сложно, и если к этому добавить социально-правовую и экономическую незащищенность персонала, то становится ясна причина сбоев в системе, в данном примере. Для решения проблемы исполнительной системы обществу необходимо помнить, что квалифицированный персонал с хорошим уровнем подготовки составляет основу гуманной пенитенциарной системы, и делать все возможное и необходимое в этом направлении. К осужденным, отбывающим наказание в колонии-поселении, могут также применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития по постановлению администрации колонии-поселения на срок до 30 дней, но данная мера, как свидетельствует статистика, применяется крайне редко. Столь малое количество примененных мер взыскания может говорить либо о повышении степени исправления осужденных, либо о применении администрации колоний-поселений каких-либо других мер взыскания.

     Администрации колоний-поселений чаще идут на ужесточение применения мер взыскания, видя единственный выход в избавлении от злостных нарушителей, переложив, тем самым проблему на сотрудников исправительных колоний. Возможно, администрации колоний-поселений, таким образом, желают подчеркнуть недочеты в воспитательной работе исправительных колоний, из которых к ним поступили осужденные. Но, на наш взгляд, они подчеркивают, таким образом, лишь собственный отказ участвовать в процессе исправления осужденных, переведенных в колонию-поселение.

     При применении взыскания необходимо учитывать  принцип пропорциональности между необходимостью соблюдения порядка и необходимостью соблюдения уважения к человеческому достоинству осужденных. Применять меры взыскания необходимо немедленно вслед за совершением проступка. Отложить взыскание без уважительной причины означает ослабить основы самого принципа применения мер воздействия. "Взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и лишь в исключительных случаях – не позднее 3 месяцев со дня совершения проступка" (п. 1 ст. 113 УИК Республики Казахстан). Наложение взыскания через несколько дней будет бесполезным. Виновник либо забудет о своем проступке, либо придумает оправдание. Поэтому важна систематичность предъявления требований, то есть непрерывное, постоянное внимание воспитателя к каждому осужденному. Это поможет, в числе прочего, своевременно заметить отклонение, определить причину и мотивы проступка и принять правильное решение о применении той или иной меры воздействия.

На наш взгляд, особое внимание требуют к себе оценочные  понятия – "злостное нарушение", "злостный нарушитель". Указанные  термины достаточно часто использованы законодателем в УИК, в частности, применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы (раздел 4, пункты 1, 3 статьи 111, статья 112, пункт 4 статьи 118, пункт 3 статьи 120, пункт 5 статьи 123, пункт 7 статьи 128). Мы считаем, что указанные термины не получили развернутое и достаточное толкование, что создает определенные затруднения в их использовании в правоприменительной деятельности. Более подробно данный вопрос рассматривается в подразделе 2.1. настоящей диссертации.

     Таким образом, меры взыскания также как  и меры поощрения, применяемые к  осужденным к лишению свободы, являются одним из средств воспитательного воздействия, которые применяются за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

По своему юридическому основанию нарушения правил отбывания  наказания является дисциплинарным проступком. Основаниями применения мер взыскания является нарушение требований режима, как в быту, так и на производстве.

     В рамках одного закона, в частности, УИК Республики Казахстан, меры поощрения  и меры взыскания сбалансированы и взаимно корреспондируют.

Правовое регулирование  применения мер поощрения и взыскания в уголовно-исполнительной системе Республики Казахстан в целом соответствует международным стандартам, принципам гуманизма и соблюдения законности в деятельности исправительных учреждений.

Таким образом, вышесказанное позволяет нам прийти к выводу о том, что многолетняя дисциплинарная практика исправительных учреждений в Республике Казахстан, а также подобная законодательная регламентация и практика применения мер поощрения и взыскания в других странах наглядно демонстрируют ее жизнеспособность и возможные перспективы развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Исследование, проведенное в рамках данной диссертации, является частью единого научного направления  по изучению теоретических и правовых основ и практической деятельности по организации функционирования колоний-поселений в общей системе исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.

Полученные  в процессе исследования результаты позволили сделать ряд выводов  общего характера и более глубокие рекомендации, направленные на усиление отдельных направлений деятельности исправительных учреждений в общем и колоний-поселений в частности.

Наиболее  важными из них представляются следующие:

1. Колонии-поселения  являются одним из звеньев  закрепившейся в Казахстане ирландской прогрессивной системы. Предшественниками колоний-поселений были: образцовые места заключения, переходные исправительно-трудовые дома и колонии облегченного режима.

2 Происходит  постепенная гуманизация указанного  института; увеличение категорий  лиц, содержащихся в колониях-поселениях, и их абсолютного числа; сокращение  рецидивной преступности среди  данной категории лиц.

3. Конкуренцию  институту колоний-поселений в  уголовно-исполнительном (исправительно-трудовом) праве в свое время составлял институт условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением осужденного к труду, а в настоящее время - уголовное наказание в виде ограничения свободы.

4. Наблюдается процесс обособления уголовно-правовых норм, регламентирующих вопросы отбывания наказания в колониях-поселениях, от исполнения наказаний в исправительных колониях закрытого типа и вытеснения других институтов, составлявших ему конкуренцию.

5. Следует пересмотреть критерии, предъявляемые к осужденным для перевода в колонию-поселение с более строгих видов режима содержания.

В частности, нецелесообразно наделять правом перевода в колонию-поселение следующие  категории осужденных:

1) имеющих  большие сроки отбывания наказания, назначенные судом;

2) имеющих  большие непогашенные иски;

Предполагается, что данные категории осужденных имеют больше предпосылок и возможностей в условиях колонии-поселения для  совершения уклонения от отбывания  наказания.

3) к  которым по решению суда было применено принудительное лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании;

4) осужденных  за преступления, совершенные в  состоянии алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения;

По мнению сотрудников колоний-поселений, основными причинами совершения уклонений и иных нарушений установленного порядка отбывания наказания является употребление осужденными спиртных напитков на территории учреждения и на рабочих объектах. Потому перевод осужденных, изначально имеющих вышеуказанные склонности, представляется нецелесообразным.

5) иностранцев;

6) не  имеющих определенного места  жительства;

Условия колонии-поселения предполагают возможности  совершения уклонений от отбывания  наказания указанными категориями  осужденных, т.к. их последующий розыск, по причине отсутствия определенного места жительства или гражданства Казахстана, представляется затруднительным.

7) страдающих  различными психическими расстройствами;

8) пенсионного  возраста;

9) инвалидов;

10) не  имеющих каких-либо рабочих специальностей.

     Данное  ограничение основано на очевидной  нетрудоспособности и/или невозможности  привлечения для работ и трудоустройства  пенсионеров, инвалидов и лиц, не обладающих какими-либо специальными трудовыми навыками, а также в  связи с затруднениями, связанными с контролем над поведением осужденных, страдающих психическими расстройствами в условиях колонии-поселения.

Очевидно, что данные ограничения на перевод  будут способствовать упрочнению дисциплины в колонии-поселении (в том числе, трудовой), облегчению розыска осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания.

Информация о работе Особенности отбывания наказаний в колониях поселения