Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является научный анализ и обобщение практики функционирования колоний-поселений, а также разработка на этой основе предложений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования колоний-поселений.
Введение……………………………………………………………………3-5
1. Нормативно-правовые основы исполнения наказания в колонии-поселения…………………………………………………………………...5-8
2. Проблемы исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселения………………………………………………………...9-38
2.1 Режим в колонии-поселения и средства его отбывания……….........9-18
2.2 Трудовое использование лиц содержащих в колонии-поселения…18-27
2.3 Организация воспитательного процесса среди осужденных в колонии-поселения………………………………………………………………….27-38
Заключение………………………………………………………………..38-42
Список использованной литературы…………………………………….43-44
Похожая формулировка закреплена в УИК Российской Федерации, где в ч. 1 ст. 103 закреплено: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений" . Так же в ч. 1 ст. 98 УИК Республики Беларусь и в ч. 1 ст. 95 Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказания закреплена обязанность осужденных к лишению свободы трудиться .
В Эстонии ч.
1 ст. 37 Закона "Об исполнении наказаний,
связанных с изоляцией от общества"
это положение изложено несколько
иначе: "Заключенные обязаны
Несколько мягче изложена норма о привлечении к труду осужденных к лишению свободы в УИК Республики Молдова, где в ч. 1 ст. 78 закреплено: "Каждый осужденный может работать в соответствии с его трудоспособностью" [.
Мне думаю, что все выше изложенные формулировки не совсем удачны. Во-первых, если не закреплять обязательность труда осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве, то нет основания привлекать их к труду, что в свою очередь ухудшит криминогенную обстановку в КП. Во-вторых, если закрепить обязанность осужденных трудиться, то администрация обязана всех их трудоустроить.
В связи с этим необходимо закрепить обязанность осужденных к лишению свободы трудиться, если у администрации колонии-поселения есть возможность их трудоустроить.
Условия труда для осужденных к лишению свободы устанавливаются ст. 100 УИК Республики Казахстан и ст.ст. 76, 77, 80 ТК Республика Казахстан .
Согласно ч. 1 ст. 100 УИК Республика Казахстан для лиц, отбывающих наказание в ИУ, недельная продолжительность рабочего времени не может превышать норму, установленную трудовым законодательством.
Продолжительность рабочего дня осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, предоставление им еженедельных дней отдыха, а также льготы лицам, успешно обучающимся без отрыва от производства в общеобразовательной школе, устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. Для несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 181 ТК Республики Казахстан):
1) для осужденных в возрасте от 14 до 16 лет - не более 24 часов в неделю;
2) для осужденных в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю.
3) для учащихся организаций образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа в день, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа в день.
Продолжительность рабочего времени осужденных, занятых на тяжелых физических работах и работах с вредными условиями труда, - не более 36 часов в неделю (ст. 202 ТК Республики Казахстан).
Трудовой договор - письменное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определенную работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату. Условия договора являются обязательными для выполнения сторонами в том случае, если не противоречат законодательным актам. Работодатель после заключения трудового договора издает приказ о приеме его на работу (ст. 99 УИК Республики Казахстан; ст.ст. 28, 29, 32, 33 ТК Республики Казахстан).
Кроме других условий в трудовом договоре оговаривается срок трудового договора. И здесь также возникают определенные проблемы. Так, согласно ч. 1 ст. 29 ТК Республики Казахстан трудовой договор может быть заключен на неопределенный срок, на определенный срок не менее одного года кроме таких случаев как на время выполнения определенной работы, на время замещения временно отсутствующего работника и на время выполнения сезонной работы. Случаи, когда срок трудового договора может быть заключен на срок менее одного года, является исчерпывающим.
Однако нам думается, что ст. 29 ТК Республики Казахстан изложена без учета особенностей лиц, отбывающих лишение свободы, что вызывает затруднения у правоприменителя. Так, на предприятиях УИС трудовые договора с осужденными заключаются на сроки лишения свободы, которые согласно ч. 1 ст. 48 УК Республики Казахстан могут быть менее одного года. И работодатели заключают трудовые договора на сроки менее одного года, ссылаясь на то что "неопределенный срок" подразумевает собой любой срок. Хотя, согласно разъяснению Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, "неопределенный срок" подразумевает собой срок не менее одного года. В этой связи предлагаем ст. 99 УИК Республики Казахстан дополнить ч. 10: "Трудовой договор с осужденными заключается в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, но учетом срока лишения свободы, назначенного приговором суда".
Для заключения трудового договора работодатель имеет право потребовать документы, подтверждающие трудовую деятельность работника (осужденного), удостоверение личности (паспорт), свидетельство о рождении для лиц, моложе 16 лет, свидетельство о присвоении социального индивидуального кода, регистрационный номер налогоплательщика, пенсионный договор, документ об образовании или профессиональной подготовке и иные документы, предусмотренные законодательством (ст. 31 ТК Республики Казахстан).
В случае отсутствия
у осужденного документа, удостоверяющего
личность, свидетельства о присвоении
социального индивидуального
Документами, подтверждающими трудовую деятельность осужденного, могут являться: трудовая книжка (при ее наличии) или трудовой договор, либо выписки из приказов о приеме и увольнении. Работникам, впервые поступающим на работу, трудовые книжки заполняются работодателем.
Осужденные, с разрешения начальника колонии-поселения, могут заниматься индивидуальной трудовой деятельностью при соблюдении условий:
1) желание осужденных заниматься такой деятельностью;
2) соответствие этой деятельности требованиям режима содержания;
3) возможности администрации учреждения, исполняющего наказания, организовать такую деятельность;
4) покрытие осужденным затрат, связанных с осуществлением этой деятельности.
Интересно, но изначально в концепции реформы уголовно-исполнительной системы одобренной коллегией МВД СССР 16 июля 1990 г. индивидуальная трудовая деятельность осужденных к лишению свободы допускалась в свободное от основанной работы время .
Порядок, формы и системы оплаты труда устанавливается законодательством Республики Казахстан (ст. 101 УИК Республики Казахстан, ст.ст. 120, 121, 123-125, 127-138 ТК Республики Казахстан).
Работодатель обязан оплачивать труд лиц, осужденных к лишению свободы, в соответствии с количеством и качеством, сложностью выполняемой работы согласно действующему законодательству.
Труд осужденных
оплачивается в основном по двум формам
оплаты труда - повременной и сдельной.
Повременной оплатой труда
Заработная плата осужденного не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной в Республике Казахстан на соответствующий финансовый год (ст. 122 ТК Республики Казахстан). Сроки выплаты заработной платы устанавливаются работодателем в индивидуальном трудовом договоре в соответствии с трудовым законодательством (ст. 134 ТК Республики Казахстан).
Формы и системы оплаты труда определяются актами работодателя. В каждом конкретном случае должна применяться именно та форма и система оплаты труда, которая в наибольшей степени способствует организационно-техническим условиям производства и тем самым способствует улучшению результатов трудовой деятельности (ст. 126 ТК Республики Казахстан).
Проблема оплаты
труда осужденных является принципиально
важной. Можно сколь угодно долго
спорить о том, что труд может
приносить моральное
Как представляется, положение о размере заработной платы осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, т.е. установление законодателем низшей планки в один минимальный размер заработной платы, является соответствующим действующему законодательству. Но на практике заработная плата осужденных редко поднимается выше этого уровня. Администрация ИУ не нарушает закон, но и не считает необходимым, а в ряде случае просто не имеет возможности (в силу нерентабельности производства и других факторов), повысить заработную плату .
За рубежом к вопросу оплаты труда подходят не везде одинаково. Так, в открытых заведениях Финляндии заключенные получают зарплату, сравнимую с денежным вознаграждением за выполнение аналогичной работы в гражданском мире с соответствующим вычитанием налогов (до 30%). В закрытых тюрьмах зарплата осужденных составляет около 1/10 зарплаты заключенных в открытых учреждениях, и в этом случае налоги не вычитаются.
Во Франции законодательно не регламентирована трудовая деятельность лиц, осужденных к лишению свободы, не предусматривается трудовой договор. Однако осужденные работают и получают заработную плату. Например, осужденные, работающие в местах общего обслуживания (кухня, дежурные, несущие ответственность за порядок на этажах и камерах содержания), получают в месяц 60-120€ и такая оплата считается низкой. Также осужденные работают на СУПУ (Строительное управление пенитенциарных учреждений), их зарплата составляет примерно 300€, и за счет частных предприятий на основе концессий (примерно 255€) .
В России на федеральном уровне разработана Инструкция об условиях оплаты труда лиц, отбывающих наказание в учреждениях УИС МЮ Российской Федерации. Данная Инструкция дублирует положения УИК Российской Федерации и разъясняет их. Так, п. 4 Инструкции установлено, что системами оплаты труда могут быть как сдельная, так и повременная. Тарификация работ и установление квалификационных разрядов производится в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих,
В Казахстане также разработан аналогичный документ - Положение об условиях и порядке оплаты труда лиц, лишенных свободы, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 января 1993 г. № 20. Несмотря на то, что положение морально устарело, оно действует, однако лишь в той части, в какой не противоречит действующему законодательству.
По этому поводу Ж.Б. Оспанова предлагает: "...в целях систематизации уголовно-исполнительного законодательства республики в области трудовой занятости осужденных к лишению свободы, на наш взгляд, целесообразно признать Положение утратившим юридическую силу (анализ норм данного подзаконного акта, регулирующего вопросы оплаты труда осужденных, выявил их несоответствие нормам действующего законодательства Республики Казахстан, современным условиям организации труда осужденных в местах лишения свободы)" .
В соответствии с Положением, при начислении заработка осужденным учитываются все виды дополнительной оплаты труда, установленные для работников соответствующих отраслей хозяйства. На осужденных распространяются премиальные системы оплаты труда, перечни профессий и работ, оплачиваемых по тарифным ставкам, установленным для рабочих, занятых на горячих, тяжелых работах, на работах с вредными и особо вредными условиями труда, коэффициенты и другие выплаты доплат к заработной плате, действующие в соответствующих отраслях народного хозяйства для рабочих и служащих, за исключением вознаграждения за выслугу лет.
Однако имеется мнение, которое нам представляется сомнительным, что в местах лишения свободы осужденный преступник должен плотью ощутить, что материальная заинтересованность - это привилегия свободных .
Привлечение к работе в праздничные и выходные дни допускается только с письменного согласия осужденного за исключением следующих случаев (ст. 100 УИК Республики Казахстан, ст. 97 ТК Республики Казахстан):
1) для предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийного бедствия или производственной аварии либо немедленного устранения их последствий;
Информация о работе Особенности отбывания наказаний в колониях поселения