Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является научный анализ и обобщение практики функционирования колоний-поселений, а также разработка на этой основе предложений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования колоний-поселений.
Введение……………………………………………………………………3-5
1. Нормативно-правовые основы исполнения наказания в колонии-поселения…………………………………………………………………...5-8
2. Проблемы исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселения………………………………………………………...9-38
2.1 Режим в колонии-поселения и средства его отбывания……….........9-18
2.2 Трудовое использование лиц содержащих в колонии-поселения…18-27
2.3 Организация воспитательного процесса среди осужденных в колонии-поселения………………………………………………………………….27-38
Заключение………………………………………………………………..38-42
Список использованной литературы…………………………………….43-44
Классификация поощрительных мер зависит и от объема содержащихся в них стимулирующих средств. Такое деление свидетельствует о том, что в одной группе поощрительных мер (статьи 109 УИК Республики Казахстан) объединяются различные по своей социальной сущности виды поощрений. Пункт 1 статьи 109 УИК Республики Казахстан содержит восемь видов поощрений, пункт 2 этой же нормы – одно поощрение, пункты 3-5 определяющие возможность изменения условий содержания, условно-досрочного освобождения и помилования осужденных носят декларативный характер и направлены на стимулирование положительного поведения, поскольку конкретные основания и условия их применения содержатся в иных статьях УИК Республики Казахстан и в других отраслях законодательства (уголовном и уголовно-процессуальном). Каждый из содержащихся в статье 109 УИК Республики Казахстан видов поощрительных мер отличаются не только по своему названию, но и по содержанию стимулирующего воздействия на лиц, лишенных свободы. При этом юридическая система стимулов сформулирована законодателем так, что объем стимулирующего воздействия каждой из последующих норм по отношению к предшествующим, как правило, возрастает.
Меры поощрения, с точки зрения их разновидности, могут характеризоваться как альтернативные и обязательные. Согласно статье 109 УИК Республики Казахстан "за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организации и в воспитательных мероприятиях" к осужденным могут применяться следующие меры поощрения: объявление благодарности; награждение подарком, премирование и пр. Должностные лица исправительных учреждений при наступлении предусмотренных законом юридических фактов в порядке альтернативы имеют право применять одну из нескольких поощрительных мер, имеющих различный стимулирующий потенциал.
Обязательные поощрения альтернативы не имеют. Орган, имеющий право применения соответствующей меры, объявляет только то единственное поощрение, которое указано в законе. Особенностью обязательных поощрений является то, что они содержаться вне системы поощрительных норм, предусмотренных статьей 109 УИК Республики Казахстан. Так, осужденные, твердо вставшие на путь исправления, в установленном законом порядке могут быть представлены к передвижению без конвоя или сопровождения (статья 92 УИК Республики Казахстан). В содержании закона называется только одна мера поощрения.
Особенностью поощрительных мер, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, является и то, что они могут классифицироваться в зависимости от правомочного учреждения или органа, который их применяет. Здесь в первую очередь следует указать на такой субъект, как исправительные учреждения. В частности, администрация колонии имеет право самостоятельно реализовать большинство поощрительных средств, предусмотренных п.п. 1, 2 статьи 109 УИК Республики Казахстан.
Вторая классификационная группа поощрений реализуется судом по совместному представлению администрации учреждений и формирований общественности. К числу таких поощрений можно отнести представление осужденного в поощрительном порядке к переводу из одного исправительного учреждения в другое в соответствии с пунктом 2 статьи 73 УИК Республики Казахстан.
При наличии
фактического состава, необходимого для
возникновения поощрительных
Таким образом, субъектами реализации поощрительных правоотношений могут быть: в одних случаях персонал исправительных учреждений; в других – администрация учреждений, общественные формирования, суд; в-третьих, высшие органы государственной власти.
Некоторые ученые классифицируют поощрения и по степени их определенности .
Есть меры абсолютно определенные, то есть когда в законе указывается конкретно та или иная норма поощрения. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 117 УИК Республики Казахстан осужденным, отбывающим наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, предоставлено право на шесть краткосрочных или длительных свиданий в течение года. Данная норма закона для колонии общего режима предусматривает строго определенную меру поощрения; имеются и относительно определенные поощрения – это те стимулы, которые содержат название вида поощрения без указания его как низшего, так и высшего уровней (премирование, пункт 1 статьи 109 УИК Республики Казахстан).
А.С. Севрюгин и И.Ю. Бобылева разделяют поощрительные меры и соответственно поощрительные правоотношения в зависимости от комплексной либо простой их правовой конструкции.
В первом случае
юридическая природа
Во втором случае
нормы поощрения, с точки зрения
их юридической конструкции, имеют
однозначный, т.е. некомплектный характер,
поскольку регулируются, как правило,
только нормами уголовно-
А.Ф. Сизый поощрительные меры разделяет на корректирующие приговор суда и меры поощрения, не изменяющие его.
Поощрения, корректирующие
приговор суда, относятся к числу
высших поощрительных мер и
Ю.А. Алферов и Г.П. Байдаков разделяют меры поощрения на две группы: меры, применение которых возможно администрацией учреждений без участия формирований общественности и меры, применяемые администрацией органов, исполняющих уголовное наказание, совместно с представителями общественности .
Анализ специальной литературы по исследуемой теме показывают, что классификация поощрительных средств на этом не исчерпывается. Нормы поощрения, применяемые к осужденным, могут подразделяться и на иные группы. В частности, по территориальному признаку: на поощрения, применяемые повсеместно (например, в пределах Республики Казахстан), и поощрения, реализуемые только в отдельных учреждениях (локальные поощрительные нормы). Деление мер поощрений может быть на стимулы, которые объявляются устно или только письменно (пункт 1 статьи 110 УИК Республики Казахстан); в зависимости от статуса должностных лиц (статья 115 УИК Республики Казахстан); по разновидности издаваемых должностными лицами видов правоприменительных актов (постановление или приказ, определение суда и пр.). Представляется, что эти и другие виды классификаций поощрительных норм в дальнейшем станут предметом самостоятельного научного изучения и детального юридического анализа.
Рассмотрим подробнее порядок применения мер поощрения, указанных в законе. Итак, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях к осужденным в колониях-поселениях могут применяться следующие меры поощрения:
– объявление благодарности. Благодарность может быть объявлена письменно или устно (пункт 1 статьи 115 УИК Республики Казахстан) и право применять это поощрение имеет начальник исправительного учреждения или лицо, его замещающее. Начальник отряда имеет право объявлять благодарность устно (пункты 1, 2 статьи 115 УИК Республики Казахстан) и обязан фиксировать каждый случаи применения данной меры поощрения в специальной документации;
– награждение подарком. Данную меру поощрения имеет право начальник исправительного учреждения или лицо, его замещающее, (пункт 1 статьи 115 УИК Республики Казахстан). Подарок должен быть из числа предметов, хранение которых разрешено осужденным. Начальник отряда фиксирует применение данной меры поощрения;
– премирование выражается в зачислении на лицевой счет осужденного определенной денежной суммы. Денежные суммы, зачисленные на лицевой счет осужденного в качестве премирования, разрешается расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Применять данное поощрение имеет право начальник исправительного учреждения или лицо, его замещающее (пункт 1 статьи 115 УИК Республики Казахстан). Начальник отряда осуществляет фиксацию применения данной меры поощрения;
– досрочное снятие ранее наложенного взыскания может иметь место до того пока не истекли шесть месяцев с момента наложенного взыскания, ибо если в течение шести месяцев со дня отбытия взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, то он признается не имеющим такового (пункт 7 статьи 113 УИК Республики Казахстан). Взыскание может быть снято тем должностным лицом, которым оно наложено, или вышестоящим должностным лицом (статья 115 УИК Республики Казахстан). В каждом конкретном случае учитывается степень тяжести совершенного проступка, мера взыскания и отношение осужденного к проступку, поведение его после наложения взыскания. Начальник отряда осуществляет фиксацию данного акта;
– к осужденным,
отбывающим наказание в колониях-
Меры взыскания, обладая сильно выраженными элементами принуждения, тем не менее, являются воспитательными мерами. "Разумная система взысканий, – отмечал А.С. Макаренко, – не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их" [97, С.399]. Таким образом, меры взыскания призваны не только предупреждать возможные правонарушения и пресекать проступки осужденных, но и воспитывать в них способность к самоконтролю, чувство ответственности за свои действия, самосознание.
Взыскание обычно ухудшает условия содержания осужденных, но это не есть его самоцель. Взыскание направлено, в первую очередь, на пробуждение изменения осужденным своего поведения. Мера взыскания – это отрицательная оценка поведения осужденного в процессе воспитательного воздействия. С точки зрения пенитенциарной психологии, взыскание рассчитано на вызов чувства переживания вины, раскаяния, самокритики.
Перечень мер взыскания, применяемых к осужденным к лишению свободы, дан в статье 111 УИК Республики Казахстан.
Законодатель все меры взыскания, перечисленные в пункте 1 статьи 111 Кодекса, по степени строгости применяемых мер и правовым последствиям их применения разделяет на две группы.
К первой группе относятся достаточно легкие меры взыскания, которые не влекут за собой негативные правовые последствия их применения, это – предупреждение или выговор, дисциплинарный штраф. Размер дисциплинарного штрафа определен в размере до двух месячных расчетных показателей, которые ежегодно устанавливаются законом о бюджете Республики Казахстан.
Ко второй группе относятся все иные виды мер взыскания, перечисленные в пункте 1 статьи 111 Кодекса. Они по своему содержанию сложные и влекут за собой лишение осужденного целого комплекса прав и возложение на него дополнительных обязанностей.
В колониях-поселениях осужденные проживают, как правило, в специально предусмотренных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания, может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами. Эта категория осужденных обязана являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц.
К отбывающим наказание в колониях-поселениях за нарушение установленного порядка отбывания наказания в соответствии с пунктом 2 статьи 111 УИК Республики Казахстан могут применяться два вида взыскания. Первое из них – отмена права проживания осужденного вне общежития. Второе взыскание – запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до тридцати дней.
Особенностью первой меры взыскания является то, что она может применяться только к тем осужденным, которые имеют возможность проживать вне общежития. Продолжительность срока, на который правонарушитель переводится в общежитие, законодатель не устанавливает. Вторая мера взыскания распространяется только на правонарушителей, проживающих в общежитиях.
Соединение двух видов взысканий в отношении осужденных, проживающих на собственной или арендованной жилой площади, за одно правонарушение не допускается, что вытекает из указания пункта 1 статьи 113 УИК Республики Казахстан.
В пункте 3 статьи 111 УИК Республики Казахстан установлены такие меры воздействия, которые могут применяться к злостным нарушителям режима. К ним относятся перевод на строгие условия содержания (статья 73) и перевод в колонии с более строгим видом режима (статья 82). Указанные меры воздействия законом не отнесены к мерам взыскания.
Информация о работе Особенности отбывания наказаний в колониях поселения