Особенности отбывания наказаний в колониях поселения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является научный анализ и обобщение практики функционирования колоний-поселений, а также разработка на этой основе предложений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования колоний-поселений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
1. Нормативно-правовые основы исполнения наказания в колонии-поселения…………………………………………………………………...5-8
2. Проблемы исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселения………………………………………………………...9-38
2.1 Режим в колонии-поселения и средства его отбывания……….........9-18
2.2 Трудовое использование лиц содержащих в колонии-поселения…18-27
2.3 Организация воспитательного процесса среди осужденных в колонии-поселения………………………………………………………………….27-38
Заключение………………………………………………………………..38-42
Список использованной литературы…………………………………….43-44

Работа содержит 1 файл

реферат по уголовно-испльнит праву.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

2) для предотвращения и расследования несчастных случаев, гибели или порчи имущества;

3) для выполнения неотложных, заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или его отдельных подразделений (ст. 98 ТК Республики Казахстан).

В отличие от ИТК Казахской ССР, УИК Республики Казахстан не предусмотрел возможность привлечения осужденных к сооружению или восстановлению охранных объектов в случае стихийных бедствий.

Например, в Кодексе  Азербайджанской Республики об исполнении наказания подобная норма сохранилась. Так в ч. 3 ст. 98 предусмотрено: "осужденные могут быть привлечены без оплаты к восстановлению охранных сооружений только в случаях, когда эти сооружения повреждены или разрушены в результате стихийного бедствия, либо иных чрезвычайных случаев".

Удержания из заработной платы производятся в соответствии со ст. 137 ТК Республики Казахстан и ст. 103 УИК Республики Казахстан . Из заработка, пособий и иных доходов осужденных, работодатель производит удержания в следующем порядке:

1) обязательные взносы в накопительные пенсионные фонды (в размере 10%);

2) индивидуальный подоходный налог.

Оставшаяся сумма  заработной платы, пенсий и иных доходов  осужденных в обязательном порядке  перечисляется на депозитный счет осужденного  в исправительном учреждении, с которого удержания производятся учреждением в следующей последовательности:

1) алименты (на основании судебного решения);

2) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением.

В старой редакции ст. 103 УИК Республики Казахстан также удерживалось из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных стоимость питания, вещевого довольствия и коммунально-бытовых услуг. То есть осужденные, которые не работали, содержались за счет государства, а работающие осужденные должны платить за свое пребывание в ИУ.

     Также мы считаем, что удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам должны иметь большое значение, так  как необходимо создать условия  осужденным, чтобы они могли и  в процессе отбывания наказания возмещать вред, которые они нанесли потерпевшему преступлением. Однако, "... существующая на сегодняшний день система и виды наказаний не дают через их применение к виновному возможность возместить потерпевшему понесенные последним имущественные издержки, компенсировать физические и душевные страдания" [79, С.127]. И нам представляется, что если в процессе отбывания наказания осужденный в полном объеме возместит вред потерпевшему, то это должно являться одним из оснований к условно-досрочному освобождению по преступлениям небольшой и средней тяжести. Более того, в ч. 3 ст. 169 УИК Республики Казахстан предусмотреть в качестве одного из обязательных условий подготовки представления к условно-досрочному освобождению возмещение вреда потерпевшему средствами заработанными в процессе отбывания наказания. Нам видится, что подобная редакция будет способствовать стремлению осужденного к добросовестному труду и соответственно к исправлению.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что в условиях лишения свободы можно соблюдать трудовое законодательство в части регулирования рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, хотя возникают определенные трудности. И поэтому возникают мысли о том, что возможно необходим нормативный правовой акт, в котором бы были сосредоточены все нормы регулирующие труд осужденных. Потому что регулировать труд осужденных трудовым законодательством, чтобы максимально приблизить труд осужденных к труду на свободе, очень затруднительно, так как труд осужденных к лишению свободы все же имеет существенные различия от труда свободных граждан. И может быть о принятии кодифицированного нормативного правового акта регулирующего труд осужденных говорить, пока, нет необходимости, но разработка специальной Инструкции, регулирующей труд осужденных к лишению свободы, необходимо.

Также было бы целесообразным составление определенного сборника нормативных актов, где были бы сосредоточены  все нормативные акты, регулирующие труд, существенно бы облегчило работу по организации труда осужденных в колонии-поселении.

На основании  анализа условий труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, можно сделать определенные выводы:

1. Ст. 99 УИК Республики Казахстан дополнить ч. 10: "Трудовой договор с осужденными заключается в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, но учетом срока лишения свободы, назначенного приговором суда".

2. В ст. 103 УИК Республики Казахстан внести дополнение: "ч. 2: "Осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в колониях- поселениях, независимо от всех удержаний выплачивается не менее 50 процентов начисленной им заработной платы".

3. Назрела необходимость разработки нормативного акта по организации труда осужденных в колониях-поселениях. 

2.3 Организация воспитательного  процесса среди  осужденных в колониях-поселениях 

     Построение  правового государства, в соответствии с принципами демократии и соблюдения, основных прав и свобод человека, невозможно без воспитания правового сознания у граждан, без понимания ими своих прав и обязанностей перед обществом и государством, без знания законов, регулирующих жизнь общества. "Если мы действительно намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала …". Как верно замечено, "большинство населения не совершает преступлений не потому, что боится, например, смертной казни, а в силу предшествующей социализации. Поэтому более эффективен путь не устрашения граждан репрессиями, а воспитательного влияния общества на лиц, склонных к деликвентному поведению, поощрение социально одобряемых, полезных индивиду и обществу форм поведения" .

     Уровень демократизма и гуманизма в обществе определяется не только формальным провозглашением  в Конституции прав и свобод, но и созданием таких условий, при  которых человек действительно может ими воспользоваться. Это зависит не только от того, как государственные органы, должностные лица выполняют свои обязанности, возложенные на них законом. Нравственный кризис, а преступность как явление есть один из его показателей, преодолим лишь тогда, когда каждый человек для себя уяснит, что он имеет не только широкий круг прав и свобод, но и обязанности перед другими людьми, перед обществом и, наконец, перед государством. Только тогда, когда все стремятся не только пользоваться своими правами, но и добросовестно выполнять свои обязанности, можно говорить о реальности прав и свобод: "… я никогда не могу сделать что-то другому, не предоставив ему права сделать мне при тех, же условиях, то, же самое" , отмечал классик философии права Кант. И если мы намерены действительно строить гражданское общество и правовое государство, мы должны согласиться с его мнением.

     В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, к которым относятся и колонии-поселения, в строгом соответствии с принципом законности применяется целый комплекс мер исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы . Среди форм и методов воспитательного воздействия, применяемых к осужденным к лишению свободы, важную роль играют меры поощрения и взыскания. Указанные меры используются в целях оказания воспитательного воздействия не только на тех лиц, к которым они применяются, но и на других осужденных, отвечая, таким образом, в том числе и целям предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях. С одной стороны меры поощрения и взысканий служат обеспечению установленного режима отбывания наказания , а с другой – выступают средством обеспечения дифференцированного применения основных средств исправления осужденного. В таком случае при применении мер воздействия учитываются вид исправительного учреждения, срок наказания, условия содержания осужденного, а также, в большей мере, индивидуальные особенности личности осужденного.

В пункте 27 Минимальных  стандартных правил обращения с  заключенными говорится: "дисциплину и порядок следует поддерживать с твердостью, вводя, однако, только те ограничения, которые необходимы для обеспечения надежности надзора и соблюдения, должных правил общежития в заведении" . То есть, особенностью мер поощрения и взысканий является и то, что они применяются в условиях строго регламентированных правил поведения осужденных. Поэтому их применение находится в зависимости от отношения осужденных к установленным правилам поведения и от степени их исправления. Данную зависимость, на наш взгляд, верно, отметил В.А. Елеонский: "уголовная ответственность есть содержащиеся в уголовном законе требования, предъявляемые к индивиду, отношение к которым, выраженное в конкретных деяниях, оценивается государством, как позитивное либо негативное с применением в последнем случае мер воздействия, предусмотренных в санкции закона" .

С применением  мер поощрения осужденный получает реальную возможность улучшения условий содержания. Напротив, применение мер взыскания может осложнить положение осужденного, так как применение мер взыскания соответствует принципу сочетания доверия с требованиями.

Как указывалось  выше, совершение преступления по сути своей есть разрыв связи между  требованиями общества и государства  и отношением индивида к этим требованиям, которое выражается в отклоняющемся  поведении. Исправительное воздействие предназначено для восстановления этой связи и выпрямления поведения, то есть в воспитании и исправлении осужденного. Наличие поощрений и взысканий отражает отношение осужденного к мерам исправительного воздействия, к отбыванию наказания. Обязательным условием применения мер поощрения и взыскания является изменение поведения осужденного, его отношения к средствам исправления. С методологической точки зрения при применении мер воздействия необходимо учитывать мотив поступка, ожидания осужденного и реакцию других осужденных. Психофизиологический механизм восприятия осужденным, применяемых по отношению к нему мер воздействия отражается, на наш взгляд, в следующем высказывании: "уголовное наказание должно восприниматься обществом, а главное осужденным, как справедливая акция государства" .

В зависимости  от поведения осужденного, степени  его исправления, применяется та или иная мера поощрения либо взыскания. Перечень мер поощрения и взыскания, применяемых к осужденных к лишению свободы указан в статьях 109 и 111 УИК Республики Казахстан.

Анализ уголовно-исполнительного  законодательства и правоприменительной деятельности показывает, что к мерам стимулирования стремления осужденных к исправлению относятся и другие формы поощрения, которые не указаны в названных нормах.

     Мера  поощрения представляет собой тонкое и сильное средство воспитательного воздействия. Диапазон поощрений достаточно широк и позволяет сотрудникам исправительных учреждений выбирать их адекватно случаю. Затруднение в применении некоторых видов поощрения, к примеру, награждение подарком, либо премирование состоит лишь в материальных возможностях исправительного учреждения. С точки зрения правовых оснований проблем при применении мер поощрения не возникает.

     Профессиональный, с точки зрения пенитенциарной педагогики, выбор и применение мер поощрения способствует и адекватной реакции осужденного на исправительное воздействие. Осужденный, может быть, подвигнут на дальнейшее повторение положительных проявлений, вызывать у себя чувство удовлетворения, радости и личного достоинства, в него вселяется вера в свои силы, поднимается бодрость духа, у него закладываются потенциальные возможности для развития смелости, инициативы и решительности в преодолении возникающих препятствий. Таким образом, как верно замечено, "нравственное, психолого-педагогическое воздействие на осужденных в период отбывания ими наказания служит в конечном итоге одной задаче – социальной адаптации осужденных, возвращению их к полезной деятельности. Этой же цели должно отвечать и применение основных средств исправления осужденных" .

Для того, чтобы  применение мер поощрения достигло своих целей, оно должно отвечать требованиям пенитенциарной педагогики и принципам исполнения наказания в виде лишения свободы. В каждом конкретном случае применения мер поощрения необходимо точно формулировать заслугу осужденного. Мера поощрения должна соответствовать значимости положительного проявления. Мера поощрения применяется не только за окончательный результат, но и возможна в виде закрепления определенных сдвигов, достижений, усилий и за усердие.

При применении мер поощрения сотрудник исправительного  учреждения учитывает индивидуальные особенности поощряемого лица и на их основе делает педагогически целесообразный, обоснованный и продуманный вывод. Вынесение одних и тех же поощрений не приносят желаемого эффекта, применение мер поощрений должно быть последовательным и разнообразным. Материальные поощрения можно сочетать с моральными. Наибольший не только воспитательный, но и предупредительный эффект может быть от своевременного и гласного применения меры поощрения, должным образом исполненного и наглядно оформленного. Мы согласны с мнением о том, что "критерий оценки степени исправления осужденного представляет собой сложную категорию, требующую всестороннего анализа направленности личности осужденного" . Оценивать поведение осужденного также сложно, как и его исправление. От правильно выбранных критериев зависит и применение меры воздействия и наибольший эффект от последствий данного действия.

В интересах  проводимого исследования попытаемся классифицировать рассматриваемые  нами меры поощрения.

     Некоторые авторы считают, что в пределах одной  отрасли права поощрительные  меры могут подразделяться на общие  и специальные (специфические) . По мнению В.В. Коваленко такие виды поощрения, как объявление благодарности, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, премирование за лучшие показатели в работе, и ряд иных не только урегулированных в уголовно-исполнительном законодательстве, но и предусматриваются другими отраслями законодательств (административным, трудовым, финансовым, гражданским и т.д.). Специальные же меры поощрения характерны только для какой-либо отдельной отрасли права и выражают специфику регулируемых отношений . К таким специальным поощрениям уголовно-исполнительного права он относит: представление осужденным дополнительно одного краткосрочного или длительного свидания в год, перевод на улучшенные условия содержания и т.д.

Как структурные  элементы поощрительных норм, меры поощрения классифицируются на материальные и моральные. Моральные меры поощрения (например, объявление благодарности, занесение отличившихся на доску передовиков производства, награждение похвальной грамотой и т.д.) в отличие от материальных не содержат в себе каких-либо экономических благ (денег, ценных предметов). Вместе с тем как те, так и другие нормы поощрения находятся в тесном единстве.

Информация о работе Особенности отбывания наказаний в колониях поселения