Особенности отбывания наказаний в колониях поселения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является научный анализ и обобщение практики функционирования колоний-поселений, а также разработка на этой основе предложений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования колоний-поселений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
1. Нормативно-правовые основы исполнения наказания в колонии-поселения…………………………………………………………………...5-8
2. Проблемы исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселения………………………………………………………...9-38
2.1 Режим в колонии-поселения и средства его отбывания……….........9-18
2.2 Трудовое использование лиц содержащих в колонии-поселения…18-27
2.3 Организация воспитательного процесса среди осужденных в колонии-поселения………………………………………………………………….27-38
Заключение………………………………………………………………..38-42
Список использованной литературы…………………………………….43-44

Работа содержит 1 файл

реферат по уголовно-испльнит праву.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

5. Все виды  алкогольных напитков, пиво.

6. Духи, одеколон  и иные изделия на спиртовой  основе.

7. Наркотикосодержащие  лекарственные средства и препараты.

8. Пишущие машинки, множительные аппараты.

9. Игральные  карты.

10. Фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, видео-кинокамеры.

11. Топографические  карты, компасы.

Таким образом, следует согласиться с В.И. Горобцовым в том, что действующие Правила  внутреннего распорядка ИУ не учитывают особенностей колонии-поселения . Так как надзор в колонии-поселения применяется без охраны, а субъектами непосредственного осуществления надзора являются служащие отдела безопасности, то с учетом особенностей структурных объектов и способов трудового использования, осужденных необходимо определять большую штатную численность отдела безопасности колоний-поселений, чем это предусмотрено нормами положенности для других учреждений УИС.

     Действующее законодательство не предусматривает  создание в колониях-поселениях дополнительных условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного (обычные, строгие и т.д.). На наш взгляд, такой стимул должен быть у осужденных, а у администрации - средство воздействия на них. Например, осужденный по прибытии в колонию-поселение помещается в обычные условия содержания. При отсутствии нарушений порядка отбывания наказания через полгода он может быть переведен на облегченные условия. В случае неоднократного нарушения режима отбывания наказания лицо переводится на строгие условия содержания.

     В обычных условиях осужденные проживают  в общежитиях и в свободное  от работы время (кроме ночного) пользуются правом свободного передвижения по населенному  пункту, в котором располагается  колония. Облегченные условия проживания создаются осужденным путем вывода места их проживания за пределы жилой зоны колонии-поселения. Для таких осужденных может быть предусмотрена обязанность регистрации в вечернее время. Строгие условия колоний-поселений предполагают содержание осужденного в свободное от работы время в штрафном изоляторе. Для последней категории может быть предусмотрено сокращение количества предоставляемых длительных свиданий, ограничение на использование денежных средств.

     Подобная  градация свобод в зависимости от поведения осужденного позволит дифференцированно проводить воспитательную работу: "правовое положение в зависимости от поведения", исключит возможность недобросовестных осужденных пользоваться всеми преимуществами полусвободного содержания, приведет режим отбывания в колониях-поселениях в соответствие с прогрессивными условиями содержания осужденных.

     Специфика исполнения наказания в колонии-поселении  обусловливает возможность уклонения  от отбывания наказания. Сотрудники колонии-поселения, получившие данные об уклонении осужденного от отбывания наказания, отсутствии осужденного по месту работы более 2-х часов обязаны немедленно сообщить об этом дежурному помощнику начальника колонии-поселения, который принимает необходимые меры к организации розыска осужденного.

Основными причинами  совершения осужденными уклонений  от отбывания наказания являются:

1) стремление  осужденного к восстановлению  утраченных в период нахождения  в "закрытых" исправительных  учреждениях личных и родственных  связей путем нелегального выезда к месту проживания родственников;

2) употребление  спиртных напитков в период  нахождения за пределами колонии-поселения  и последующий страх перед  наказанием и возвращением в  "закрытое" исправительное учреждение;

3) низкий моральный,  образовательный и социальный уровень осужденных, когда перевод в колонию-поселение используется ими лишь в целях получения открытого доступа к употреблению спиртных напитков и наркотических средств (такая мотивация, на сленге самих осужденных, называется "съездить в отпуск").

Первоначальные  мероприятия по розыску уклонившегося  от отбывания наказания осужденного  должны включать в себя:

1) опрос осужденных, с которыми уклонившийся имел  близкий контакт, родственников,  проживающих с осужденным или  регулярно посещающих его, которым могут быть известны связи и сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, могущие способствовать его розыску;

2) опрос работодателя, осужденных и других лиц, работающих  с осужденным на одном объекте  или территории;

3) проверку по  учетам органов внутренних дел с целью выявления лица, уклоняющегося от отбывания наказания, среди задержанных, в приемниках-распределителях для лиц, не имеющих определенного места жительства, документов, медицинских вытрезвителях, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев;

4) направление  запросов в органы внутренних  дел других регионов по месту  жительства родственников осужденного  и его знакомых.

5) направление  запросов в исправительное учреждение, откуда прибыл осужденный, с целью выявления его связей, в том числе через осужденных, с которыми он отбывал наказание.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных  мероприятий, приобщаются в личное дело осужденного, заводимого на него администрацией учреждения при постановке на учет.

Исходя из целей  деятельности исправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы  в целом колонии-поселения призваны лишь исполнять наказание. В связи  с этим, а также ввиду отсутствия в штате колоний-поселений необходимого числа специалистов по организации и проведению розыска, а также контролеров, осуществляющих контроль за осужденными, работающими за пределами учреждения, представляется целесообразным обязанности по розыску уклоняющихся от отбывания наказания осужденных возложить на территориальные органы внутренних дел или специально созданную оперативную группу Департаментов УИС областей, столицы, города республиканского значения при содействии оперативного аппарата колонии-поселения.

На данный момент из всех видов учреждений, исполняющих лишение свободы, колонии-поселения можно отнести к самым сложным структурным образованиям в плане обеспечения режима содержания. Одной из сложностей является обширность территории колонии, во многом определяющая специфику исполнения наказания в таких учреждениях.

Размеры территории колонии-поселения имеют большое  значение для решения стоящих  перед ней задач, так как безнадзорное передвижение по данному участку  местности способствует адаптации  осужденных к свободным условиям. В этом случае представляется естественным, что по размерам она должна быть значительно большей, нежели жилая зона колонии.  

2.2 Трудовое использование  лиц, содержащихся в колониях-поселениях 

     На  современном этапе развития общества созрела необходимость анализа  многих общетеоретических вопросов, имеющих важное методологическое значение, а также разработки конструктивных предложений по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства.

В настоящее  время труд осужденных регулируется множеством нормативных правовых актов. В ст. 24 Конституции Республики Казахстан, закреплено положение, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. То есть, труд осужденных в Казахстане закреплен в основном законе стране и его организация возложена на КУИС МЮ Республики Казахстан.

     Трудоправовой статус рабочих и служащих Республики Казахстан закреплен в Трудовом Кодексе Республики Казахстан, где в ст. 22 закреплены основные права и обязанности работника. Однако проанализировав статью, мы пришли к выводу, что осужденные могут пользоваться не всеми правами. Например, право на объединения, включая право на создание профессионального союза или других объединений, а также членство в них, для защиты своих трудовых прав в отношении осужденных к лишению свободы остается в нейтральном положении.

В настоящее  время право граждан Республики Казахстан на свободу труда (ст. 24 Конституции Республики Казахстан) в отношении осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания не действует, так как осужденные не могут сами выбирать вид трудовой деятельности. Это право у них возникает в усеченном виде в колонии-поселении, в полном виде только после освобождения.

В ныне действующих  правилах внутреннего распорядка ИУ нет расширенного толкования трудовых прав и обязанностей осужденных. Имеется  только раздел 5, где говорится о  порядке развода осужденных на работы. На это в свое время обращал  внимание А.И. Зубков: "Применительно к условиям конкретного исправительно-трудового учреждения Правила внутреннего распорядка должны быть конкретизированы в плане уточнения трудовых прав и обязанностей осужденных, порядка поведения на производстве и взаимоотношений между собой ..." .

Определенная  специфика имеется и в характеристике участников данного правоотношения. Особенность характеристики личности осужденного (как одного из участников специфического трудового правоотношения) проявляется в том, что он одновременно выступает и объектом карательно-воспитательного воздействия, в силу чего его некоторые субъективные права в данном правоотношении претерпевают определенные изменения [52, С.167-168].

     Установление  системы гарантий в области трудовых прав осужденных особенно необходимо, так как они свою трудовую правоспособность осуществляют в условиях существенного ограничения своих ряда элементов правового статуса гражданина, в условиях лишения свободы, в условиях применения целого комплекса мер исправительного воздействия.

В настоящее время закрепление труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не противоречит международным нормам.

Так в п. 1 ст. 2 Конвенции о принудительном труде, принятой 28 июня 1930 г., отмечается, что "принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг". Вместе с тем, в п. 2 ст. 1 данной Конвенции оговаривается, что к принудительному или обязательному труду не относится всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица, вследствие приговора вынесенного судом, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ, также под данный термин не подпадает любая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия.

И в п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах также установлен запрет на принудительный или обязательный труд. Там же отмечается, что данное положение не распространяется на страны, где за совершение преступления может быть назначено лишение свободы сопряженное с каторжными работами приговором компетентного суда. Далее, в этой же статье говорится, что термином "принудительный или обязательный труд" не охватывается, какая бы то ни была работа или служба, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения .

С переходом  к рыночной экономике предприятия  УИС оказались не жизнеспособными, что не могло не сказаться на численности  осужденных занятых трудом. Интересны по данной проблеме рассуждения Х.Х. Валиева: "Теперь возможность трудиться - это большое благо, которое не всем доступно. Теперь предоставление работы - это своего рода поощрение, и этот фактор, безусловно, должен найти свое отражение в уголовно-исполнительном законодательстве".

     Приблизительно  похожего мнения придерживается В.И.Поздняков, который пишет: "Возникшие, конечно, не от хорошей жизни проблемы с  обеспечением трудовой занятости осужденных привели к необходимости осуществлять дифференцированный отбор осужденных для замещения вакансий на объектах труда исправительных учреждений. Предпочтение будет отдано, прежде всего, тому, кто имеет навыки работы по требуемой специальности или необходимую квалификацию. Это создает основу для здоровой конкуренции и, как следствие, формирует стремление трудиться у осужденных, не охваченных трудовым процессом" .

Все вышесказанное, конечно, имеет определенный смысл  и более того, является закономерным результатом развития рыночных отношений  в стране, так как предприятия уголовно-исполнительной системы находятся в одной конкурентной среде с предприятиями различной формой собственности. Это отдельная проблема.

     Сейчас  труд осужденных к лишению свободы  организуется в соответствии с ТК Республики Казахстан с учетом ограничений, вытекающих из порядка и условий отбывания наказания, предусмотренных УИК Республики Казахстан, и направлена на достижение основной задачи исполнения наказаний - исправление осужденных.

В ч. 1 ст. 99 УИК  Республики Казахстан закреплено положение, в соответствии с которым все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИУ. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях УИС, в государственных организациях или организациях иных форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции, а также других режимных требований. Осужденные могут заниматься индивидуально-трудовой деятельностью.

Информация о работе Особенности отбывания наказаний в колониях поселения