Международный опыт борьбы с кражами автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

Предпринимаемые меры правоохранительных и других органов, осуществляющих борьбу с данным видом преступлений, оказываются недостаточными, особенно в связи с транснациональным аспектом данной проблемы. О масштабах преступности, связанной с незаконным завладением автомототранспортных средств свидетельствуют тот факт, что, по величине прибыли, получаемой от данного вида криминального бизнеса это второй после наркобизнеса вид преступной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… .…2
I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЗНАКИ……..………………………………………………….…………...5
II. КРАЖА И УГОН АВТОТРАНПОРТА: УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА..………………………………………………………..24
2.1. Тайное хищение автотранспорта ………..……………………………...24
2.2. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.………………………………………………...28
III. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕСЕЧЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЯМИ И УГОНАМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...…..46
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….72

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа готовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Допрос потерпевших - важная составная часть комплекса первоначальных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, проводимых на первоначальном этапе расследования рассматриваемых видов преступлений. Однако очередность и тактика его проведения должны определяться в зависимости от складывающейся следственной ситуации.

В первую очередь у  потерпевшего выясняют: в какое время  и где было совершено преступление; что представляет собой помещение или иное хранилище, откуда был похищен автомобиль; какие права на это помещение имеет потерпевший; каковы индивидуальные признаки и особые приметы похищенного автотранспортного средства; какое количество бензина оставалось в баке похищенного транспортного средства, каким было последнее показание спидометра; какие документы находились в похищенном автомобиле; какое другое имущество похищено из гаража, его наименование, индивидуальные признаки, стоимость; было ли застраховано автотранспортное средство; какие обстоятельства предшествовали преступлению; кто имел доступ к гаражу (иному хранилищу), откуда была совершена кража; у кого имелись дополнительные ключи от автомобиля; какие следы или предметы оставили преступники на месте совершения преступления; кого подозревает потерпевший в совершении данного преступления; может ли потерпевший опознать преступников и похищенное имущество, по каким признакам и приметам.

Допрос свидетелей. В качестве свидетелей по делам о преступлениях связанных с кражами и угонами автотранспорта могут быть допрошены, очевидцы преступления; работники учреждений, предприятий и фирм, где совершено преступление; люди, постоянно проживающие или случайно оказавшиеся вблизи места происшествия; лица, предпринимавшие меры по предотвращению преступления, задержанию преступников; сторожа гаражных кооперативов и охранники автомобильных стоянок; сотрудники правоохранительных органов, в частности ГИБДД; работники сферы автообслуживания; родственники и знакомые потерпевшего.

В ходе допроса названной  категории свидетелей необходимо выяснить: в какое время, где и каким  способом совершено преступление; какое автотранспортное средство похищено, либо угнано, и кому оно принадлежит; сколько было преступников, их приметы, манеры; каков характер действий каждого преступника; какие орудия, предметы и инструменты использовались при совершении преступления; в каком направлении скрылись разыскиваемые; где находился свидетель в момент наблюдения за преступлением; знаком ли свидетель с потерпевшим или преступниками; кто еще мог видеть данное преступление.

Такие сведения следователь  должен получить как можно раньше, ибо они необходимы для организации  розыска скрывшихся преступников и  похищенного автотранспортного  средства по горячим следам.

Особенности тактики  допроса добросовестных свидетелей практически не отличаются от тактики  допроса потерпевших и большой  трудности не представляют.

Обыск по месту  жительства и работы подозреваемого. Типичными объектами поиска (и изъятия) по делам рассматриваемой категории являются: похищенные (угнанные) автотранспортные средства, их узлы и агрегаты; иные похищенные предметы (запасные части к автомобилю, инструменты, механические и электронные средства противоугонной защиты, радиоприемники, магнитофоны, часы, емкости для горючесмазочных материалов и др.); чехлы, коврики, зеркала, и прочие предметы, если есть основание полагать, что они похищены из автомашины потерпевшего; орудия и инструменты, предназначенные для взлома запоров, замков, дверей или для сбивания номеров на частях автомашины; лакокрасочные материалы и приспособления для перекраски автомашин (краски, лаки, растворители, затвердители, мастики, грунтовки, пульверизаторы и т. п.); водительские документы потерпевших или их части; одежда, обувь и головные уборы, в которых находился преступник во время совершения преступления. Однако при обыске нельзя ограничиваться отысканием только перечисленных объектов. По месту работы, в квартире или в гараже подозреваемого могут находиться и другие вещи, добытые преступным путем, а также предметы, запрещенные к обороту. Поэтому каждая вещь, принадлежность которой у следователя вызывает сомнение, должна обязательно изыматься с целью ее последующего предъявления для опознания, оперативной и следственной проверки.

Допрос подозреваемого в краже (угоне) автотранспортного средства - одно из наиболее сложных следственных действий. Сложность данного следственного действия состоит в том, что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, когда следователь еще мало информирован о личности допрашиваемого и не располагает достаточными доказательствами его причастности к преступлению. Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права подозреваемого на защиту. Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость тщательной подготовки к допросу подозреваемого.

У подозреваемого в совершении кражи (угоне) автотранспортного средства подлежат выяснению следующие вопросы: когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия; по чьей инициативе и при каких обстоятельствах была совершена кража (угон) автотранспортного средства; может ли подозреваемый показать место совершения преступления, пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведениями о личности потерпевшего, о похищаемом транспортном средстве и месте его хранения; какие подготовительные действия осуществлялись с целью совершения преступления, и какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом осуществлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для проникновения в салон (кабину) автомашины, для запуска ее двигателя, для нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись в процессе совершения данного преступления, их подробная характеристика; использовалось ли при совершении кражи другое транспортное средство, его техническая характеристика; каковы количество соучастников преступления, их ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные связи; какие меры применялись по сокрытию следов преступления; какое автотранспортное средство и другое имущество были похищены, их количество и качество, а также особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц подозреваемый реализовал похищенное автотранспортное средство или его части; какая прибыль получена от реализации похищенного, как распределена между соучастниками преступления; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления ранее (данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания); предпринимал ли кто-либо из посторонних граждан меры к пресечению преступления, кто именно; кто может подтвердить показания допрашиваемого по поводу вышеизложенных обстоятельств.

Для расследования краж и угонов автотранспортных средств характерно широкое использование судебных экспертиз.

Судебно-автотехническая  экспертиза. Применительно к расследованию преступлений рассматриваемой категории в задачу судебно-автотехнической экспертизы входит установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием автотранспортного средства, механизмом образования отдельных повреждений и неисправностей. Объектами исследования в этих случаях могут быть различные материальные источники информации: место кражи (угона) автомашины, место его обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали, вещественные доказательства.

Трасологическая экспертиза следов орудий и инструментов устанавливает обстоятельства, связанные с отождествлением орудий, инструментов и механизмов следового воздействия. Она назначается при расследовании краж, связанных с проникновением в гаражи, боксы, ангары и другие закрытые объекты, предназначенные для временного или постоянного хранения автотранспортных средств, а также при угонах автотранспортных средств, когда автотранспортное средство обнаружено. При назначении экспертизы в распоряжение эксперта предоставляют: предметы со следами орудий и инструментов; слепки следов, которые не могут быть изъяты; протоколы следственных осмотров места происшествия и вещественных доказательств, а также приложения к ним (схемы, планы, фототаблицы). В случае установления подозреваемых лиц и изъятия у них похожего следообразующего предмета на экспертизу направляют и проверяемое орудие или инструмент.55

Трасологическая экспертиза запирающих механизмов и  предохранительных устройств назначается в случаях повреждения при совершении краж (угонов) автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных противоугонных и блокировочных приспособлений. На разрешение данной экспертизы могут ставиться вопросы диагностического и идентификационного характера.56

Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных  обозначений. Предметом рассматриваемой экспертизы является установление номеров изделий, государственных и фирменных товарных знаков на них. С целью сокрытия преступления и затруднения возможности опознания разыскиваемых автомашин преступники часто уничтожают и изменяют заводскую маркировку и товарные знаки в местах их нанесения, чаще всего на узлах и агрегатах, выполненных из стали, алюминиевых и медных сплавов. В этой связи экспертное исследование по восстановлению знаков на металлах и сплавах приобретает особое значение для расследования краж (угонов) автотранспорта.

Указанные экспертизы, как правило, производятся сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации либо другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако перечень рассмотренных выше судебных экспертиз и вопросов, которые могут быть разрешены с их помощью, не является исчерпывающим. Возможно назначение следующих комплексных экспертиз: трассолого-автотехнической, медико-трассологической, медико-биологической, физико-химической, трассолого-материаловедческой, физико-химико-технической экспертизы документов и др.

Рассмотрим динамику преступлений связанных с кражами  и угонами на примере Советского района.

Статистические данные зарегистрированных и раскрытых  преступлений связанных с кражами и угонами автотранспорта, совершенных на территории Советского района приведены в таблице:57

 

Всего зарегистрировано

Из них раскрыто

% раскрытых преступлений

 

текущ.

АППГ

текущ

АППГ

текущ

АППГ

За 2006 год

Кражи автотран.

5

1

5

0

-

-

Угоны автотран.

5

5

5

3

100%

75%

За 2007 год

Кражи автотран.

1

5

1

5

100%

100%

Угоны автотран.

2

5

2

5

100%

100%

За 2008 год

Кражи автотран.

1

1

0

1

-

100%

Угоны автотран.

3

2

3

2

100%

100%

За 2009 год

Кражи автотран.

1

1

0

0

-

-

Угоны автотран.

1

3

1

3

100%

100%

За 2010 год

Кражи автотран.

3

1

0

0

-

-

Угоны автотран.

1

1

1

1

100%

100%


 

Анализ данных, указанных  в таблице, показывает, что наибольшее количество зарегистрированных преступлений связанных с кражами и угонами  автотранспорта, было зарегистрировано в 2007 году, а в последующие годы количество совершенных данного вида преступлений пошло на спад. Однако стоит отметить, что рассматриваемые статистические данные предоставлены именно по Советскому району ХМАО-Югры, что несомненно является «песчинкой» в общем количестве зарегистрированных преступлений данного вида на всей территории Российской Федерации. Также в проведенном анализе видно, что параллельно со спадом количества зарегистрированных преступлений, произошло снижение количества раскрытых преступлений связанных с кражами автотранспорта. Сложность раскрытия данных видов преступлений, в отличии от преступлений связанных с угонами автотранспорта, состоит в том, что кражи автотранспорта совершаются, как правило, с целью последующего разукомплектования похищенного автотранспорта и сбыта по запчастям, в то время как угоны на территории Советского района ХМАО-Югры совершаются лицами, как правило находящимися в состоянии алкогольного опьянения, с целью «покататься».

Исходя из изложенного  в 3 главе считаю необходимым для улучшения качества принимаемых мер по профилактике и предупреждению совершения преступлений активно проводить пропаганду законодательства с детьми в учебных заведениях, ввести в обязательную учебную программу уроки и лекции по дисциплине «Обществознание и право» начиная с седьмого класса общеобразовательных школ с разъяснением элементов законодательства Российской Федерации, особенно в области административных правонарушений и уголовных преступлений: изучение признаков правонарушений, преступлений; характеристика уголовно-правовой ответственности за их совершение; анализ деятельности организованных преступных групп и уголовной ответственности участников преступных групп по приговору суда (использование наглядных материалов, характеризующих меры ответственности в совокупности – видеороликов, таблиц, схем и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

Курс: Уголовное право.

Тема: Хищения и угон автотранспорта.

 Занятие разработано  для студентов высшего профессионального  учебного заведения, для юридических специальностей.

Форма занятий: семинар

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, иллюстративно-методические материалы (схемы).

Информация о работе Международный опыт борьбы с кражами автомобилей