Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:51, дипломная работа
Предпринимаемые меры правоохранительных и других органов, осуществляющих борьбу с данным видом преступлений, оказываются недостаточными, особенно в связи с транснациональным аспектом данной проблемы. О масштабах преступности, связанной с незаконным завладением автомототранспортных средств свидетельствуют тот факт, что, по величине прибыли, получаемой от данного вида криминального бизнеса это второй после наркобизнеса вид преступной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… .…2
I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЗНАКИ……..………………………………………………….…………...5
II. КРАЖА И УГОН АВТОТРАНПОРТА: УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА..………………………………………………………..24
2.1. Тайное хищение автотранспорта ………..……………………………...24
2.2. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.………………………………………………...28
III. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕСЕЧЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ХИЩЕНИЯМИ И УГОНАМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...…..46
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….72
Допрос потерпевших - важная составная часть комплекса первоначальных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, проводимых на первоначальном этапе расследования рассматриваемых видов преступлений. Однако очередность и тактика его проведения должны определяться в зависимости от складывающейся следственной ситуации.
В первую очередь у потерпевшего выясняют: в какое время и где было совершено преступление; что представляет собой помещение или иное хранилище, откуда был похищен автомобиль; какие права на это помещение имеет потерпевший; каковы индивидуальные признаки и особые приметы похищенного автотранспортного средства; какое количество бензина оставалось в баке похищенного транспортного средства, каким было последнее показание спидометра; какие документы находились в похищенном автомобиле; какое другое имущество похищено из гаража, его наименование, индивидуальные признаки, стоимость; было ли застраховано автотранспортное средство; какие обстоятельства предшествовали преступлению; кто имел доступ к гаражу (иному хранилищу), откуда была совершена кража; у кого имелись дополнительные ключи от автомобиля; какие следы или предметы оставили преступники на месте совершения преступления; кого подозревает потерпевший в совершении данного преступления; может ли потерпевший опознать преступников и похищенное имущество, по каким признакам и приметам.
Допрос свидетелей. В качестве свидетелей по делам о преступлениях связанных с кражами и угонами автотранспорта могут быть допрошены, очевидцы преступления; работники учреждений, предприятий и фирм, где совершено преступление; люди, постоянно проживающие или случайно оказавшиеся вблизи места происшествия; лица, предпринимавшие меры по предотвращению преступления, задержанию преступников; сторожа гаражных кооперативов и охранники автомобильных стоянок; сотрудники правоохранительных органов, в частности ГИБДД; работники сферы автообслуживания; родственники и знакомые потерпевшего.
В ходе допроса названной категории свидетелей необходимо выяснить: в какое время, где и каким способом совершено преступление; какое автотранспортное средство похищено, либо угнано, и кому оно принадлежит; сколько было преступников, их приметы, манеры; каков характер действий каждого преступника; какие орудия, предметы и инструменты использовались при совершении преступления; в каком направлении скрылись разыскиваемые; где находился свидетель в момент наблюдения за преступлением; знаком ли свидетель с потерпевшим или преступниками; кто еще мог видеть данное преступление.
Такие сведения следователь должен получить как можно раньше, ибо они необходимы для организации розыска скрывшихся преступников и похищенного автотранспортного средства по горячим следам.
Особенности тактики допроса добросовестных свидетелей практически не отличаются от тактики допроса потерпевших и большой трудности не представляют.
Обыск по месту жительства и работы подозреваемого. Типичными объектами поиска (и изъятия) по делам рассматриваемой категории являются: похищенные (угнанные) автотранспортные средства, их узлы и агрегаты; иные похищенные предметы (запасные части к автомобилю, инструменты, механические и электронные средства противоугонной защиты, радиоприемники, магнитофоны, часы, емкости для горючесмазочных материалов и др.); чехлы, коврики, зеркала, и прочие предметы, если есть основание полагать, что они похищены из автомашины потерпевшего; орудия и инструменты, предназначенные для взлома запоров, замков, дверей или для сбивания номеров на частях автомашины; лакокрасочные материалы и приспособления для перекраски автомашин (краски, лаки, растворители, затвердители, мастики, грунтовки, пульверизаторы и т. п.); водительские документы потерпевших или их части; одежда, обувь и головные уборы, в которых находился преступник во время совершения преступления. Однако при обыске нельзя ограничиваться отысканием только перечисленных объектов. По месту работы, в квартире или в гараже подозреваемого могут находиться и другие вещи, добытые преступным путем, а также предметы, запрещенные к обороту. Поэтому каждая вещь, принадлежность которой у следователя вызывает сомнение, должна обязательно изыматься с целью ее последующего предъявления для опознания, оперативной и следственной проверки.
Допрос подозреваемого в краже (угоне) автотранспортного средства - одно из наиболее сложных следственных действий. Сложность данного следственного действия состоит в том, что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, когда следователь еще мало информирован о личности допрашиваемого и не располагает достаточными доказательствами его причастности к преступлению. Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права подозреваемого на защиту. Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость тщательной подготовки к допросу подозреваемого.
У подозреваемого в совершении кражи (угоне) автотранспортного средства подлежат выяснению следующие вопросы: когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия; по чьей инициативе и при каких обстоятельствах была совершена кража (угон) автотранспортного средства; может ли подозреваемый показать место совершения преступления, пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведениями о личности потерпевшего, о похищаемом транспортном средстве и месте его хранения; какие подготовительные действия осуществлялись с целью совершения преступления, и какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом осуществлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для проникновения в салон (кабину) автомашины, для запуска ее двигателя, для нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись в процессе совершения данного преступления, их подробная характеристика; использовалось ли при совершении кражи другое транспортное средство, его техническая характеристика; каковы количество соучастников преступления, их ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные связи; какие меры применялись по сокрытию следов преступления; какое автотранспортное средство и другое имущество были похищены, их количество и качество, а также особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц подозреваемый реализовал похищенное автотранспортное средство или его части; какая прибыль получена от реализации похищенного, как распределена между соучастниками преступления; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления ранее (данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания); предпринимал ли кто-либо из посторонних граждан меры к пресечению преступления, кто именно; кто может подтвердить показания допрашиваемого по поводу вышеизложенных обстоятельств.
Для расследования краж и угонов автотранспортных средств характерно широкое использование судебных экспертиз.
Судебно-автотехническая экспертиза. Применительно к расследованию преступлений рассматриваемой категории в задачу судебно-автотехнической экспертизы входит установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием автотранспортного средства, механизмом образования отдельных повреждений и неисправностей. Объектами исследования в этих случаях могут быть различные материальные источники информации: место кражи (угона) автомашины, место его обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали, вещественные доказательства.
Трасологическая экспертиза следов орудий и инструментов устанавливает обстоятельства, связанные с отождествлением орудий, инструментов и механизмов следового воздействия. Она назначается при расследовании краж, связанных с проникновением в гаражи, боксы, ангары и другие закрытые объекты, предназначенные для временного или постоянного хранения автотранспортных средств, а также при угонах автотранспортных средств, когда автотранспортное средство обнаружено. При назначении экспертизы в распоряжение эксперта предоставляют: предметы со следами орудий и инструментов; слепки следов, которые не могут быть изъяты; протоколы следственных осмотров места происшествия и вещественных доказательств, а также приложения к ним (схемы, планы, фототаблицы). В случае установления подозреваемых лиц и изъятия у них похожего следообразующего предмета на экспертизу направляют и проверяемое орудие или инструмент.55
Трасологическая экспертиза запирающих механизмов и предохранительных устройств назначается в случаях повреждения при совершении краж (угонов) автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных противоугонных и блокировочных приспособлений. На разрешение данной экспертизы могут ставиться вопросы диагностического и идентификационного характера.56
Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений. Предметом рассматриваемой экспертизы является установление номеров изделий, государственных и фирменных товарных знаков на них. С целью сокрытия преступления и затруднения возможности опознания разыскиваемых автомашин преступники часто уничтожают и изменяют заводскую маркировку и товарные знаки в местах их нанесения, чаще всего на узлах и агрегатах, выполненных из стали, алюминиевых и медных сплавов. В этой связи экспертное исследование по восстановлению знаков на металлах и сплавах приобретает особое значение для расследования краж (угонов) автотранспорта.
Указанные экспертизы, как правило, производятся сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации либо другими лицами, обладающими специальными познаниями. Однако перечень рассмотренных выше судебных экспертиз и вопросов, которые могут быть разрешены с их помощью, не является исчерпывающим. Возможно назначение следующих комплексных экспертиз: трассолого-автотехнической, медико-трассологической, медико-биологической, физико-химической, трассолого-материаловедческой, физико-химико-технической экспертизы документов и др.
Рассмотрим динамику преступлений связанных с кражами и угонами на примере Советского района.
Статистические данные зарегистрированных и раскрытых преступлений связанных с кражами и угонами автотранспорта, совершенных на территории Советского района приведены в таблице:57
Всего зарегистрировано |
Из них раскрыто |
% раскрытых преступлений | ||||
текущ. |
АППГ |
текущ |
АППГ |
текущ |
АППГ | |
За 2006 год | ||||||
Кражи автотран. |
5 |
1 |
5 |
0 |
- |
- |
Угоны автотран. |
5 |
5 |
5 |
3 |
100% |
75% |
За 2007 год | ||||||
Кражи автотран. |
1 |
5 |
1 |
5 |
100% |
100% |
Угоны автотран. |
2 |
5 |
2 |
5 |
100% |
100% |
За 2008 год | ||||||
Кражи автотран. |
1 |
1 |
0 |
1 |
- |
100% |
Угоны автотран. |
3 |
2 |
3 |
2 |
100% |
100% |
За 2009 год | ||||||
Кражи автотран. |
1 |
1 |
0 |
0 |
- |
- |
Угоны автотран. |
1 |
3 |
1 |
3 |
100% |
100% |
За 2010 год | ||||||
Кражи автотран. |
3 |
1 |
0 |
0 |
- |
- |
Угоны автотран. |
1 |
1 |
1 |
1 |
100% |
100% |
Анализ данных, указанных в таблице, показывает, что наибольшее количество зарегистрированных преступлений связанных с кражами и угонами автотранспорта, было зарегистрировано в 2007 году, а в последующие годы количество совершенных данного вида преступлений пошло на спад. Однако стоит отметить, что рассматриваемые статистические данные предоставлены именно по Советскому району ХМАО-Югры, что несомненно является «песчинкой» в общем количестве зарегистрированных преступлений данного вида на всей территории Российской Федерации. Также в проведенном анализе видно, что параллельно со спадом количества зарегистрированных преступлений, произошло снижение количества раскрытых преступлений связанных с кражами автотранспорта. Сложность раскрытия данных видов преступлений, в отличии от преступлений связанных с угонами автотранспорта, состоит в том, что кражи автотранспорта совершаются, как правило, с целью последующего разукомплектования похищенного автотранспорта и сбыта по запчастям, в то время как угоны на территории Советского района ХМАО-Югры совершаются лицами, как правило находящимися в состоянии алкогольного опьянения, с целью «покататься».
Исходя из изложенного в 3 главе считаю необходимым для улучшения качества принимаемых мер по профилактике и предупреждению совершения преступлений активно проводить пропаганду законодательства с детьми в учебных заведениях, ввести в обязательную учебную программу уроки и лекции по дисциплине «Обществознание и право» начиная с седьмого класса общеобразовательных школ с разъяснением элементов законодательства Российской Федерации, особенно в области административных правонарушений и уголовных преступлений: изучение признаков правонарушений, преступлений; характеристика уголовно-правовой ответственности за их совершение; анализ деятельности организованных преступных групп и уголовной ответственности участников преступных групп по приговору суда (использование наглядных материалов, характеризующих меры ответственности в совокупности – видеороликов, таблиц, схем и т.д.).
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Курс: Уголовное право.
Тема: Хищения и угон автотранспорта.
Занятие разработано
для студентов высшего
Форма занятий: семинар
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, иллюстративно-методические материалы (схемы).
Информация о работе Международный опыт борьбы с кражами автомобилей